Популярная ныне в автопроме идея внедрения альтернативных и возобновляемых источников энергии, оказывается, актуальна не только для автомобилей, но и для авиации. Швейцарский изобретатель Бертран Пиккард, возглавляющий проект «Экоманити», уже пятый год работает над созданием пилотируемого самолета, работающего только на солнечной энергии.
В пятницу, 26 июня, в Германии будет представлен первый прототип SolarImpulse («Солнечный импульс») – самолета, который, по словам его создателей, сможет обогнуть земной шар, не использовав при этом ни грамма бензина или какого-либо другого «грязного» топлива.
В проекте принимают участие самые разные люди: писатель и алхимик Пауло Коэльо, член Первой лунной комиссии Баз Алдрин, правнук Жюля Верна Жан Верн и другие. Вместе они рассчитывают к 2011 году построить финальную версию самолета и отправить его в кругосветное путешествие без топлива.
Уникальность и необходимость
SolarImpulse – уникальная разработка во многих отношениях, начиная с его назначения – способности оставаться в воздухе 24 часа в сутки и заканчивая конструкцией. Впрочем, уникальные технические особенности аппарата — не столько результат стремления разработчиков создать нечто способное поразить человеческое воображение, сколько вполне прагматичные требования к конструкции, обусловленные характером поставленной задачи.
Например, SolarImpulse при общей массе в 2 т имеет крылья размахом в 80 м, что чуть более размаха крыльев аэробуса A380, весящего 560 т. Такие длинные крылья необходимы для размещения целого ряда компонентов — 11 628 фотоячеек, которые будут собирать энергию; мощных литиевых аккумуляторов, которые будут ее накапливать в течение дня; и четырех пропеллерных двигателей, которые будут эту энергию использовать.
Помимо этого в самолете имеется кабина для пилота, оснащенная сложными системами управления, навигации, а также жизнеобеспечения. Последние являются одним из самых сложных компонентов «Солнечного импульса», поскольку должны устранять целый ряд сложных проблем, таких как нормальная вентиляция, перепады давления и прогрев кабины (самолет способен лететь на высоте 12 тыс. м), но быть при этом максимально легкими и потреблять минимальное количество электроэнергии.
Впрочем, стоит отметить, что даже при таком высокотехнологичном оснащении кругосветный перелет будет небеспосадочным и состоять из пяти этапов, между которыми шасси самолета все же коснутся земли.
Братья по топливу
Конечно, это далеко не первый самолет, работающий от солнечной энергии, однако SolarImpulse – один из немногих пилотируемых летательных аппаратов подобного рода. Его ближайший «родственник» – самолет Hy-Brid, разрабатываемый компанией LISA Airplanes.
Конструкция этого аппарата также предполагает наличие солнечных батарей на крыльях, однако помимо энергии солнца он использует водород, баллоны с которым установлены прямо за сиденьем пилота. При этом самолет имеет гораздо меньшие габариты, чем SolarImpulse, что делает его потенциально возможным кандидатом на выход в серийное производство в обозримом будущем.
Безусловно, еще слишком рано говорить о скором появлении работающих на возобновляемой энергии пассажирских и грузовых самолетов, однако если разработчикам обоих описанных выше аппаратов удастся достичь поставленных целей, а именно создать самолеты, не использующие для работы ничего, кроме солнца, воды и высоких технологий, то облик современной авиации, по крайней мере авиации малой, изменится уже в ближайшие годы. Точно так же, как сейчас в сторону экологии и возобновляемых источников энергии изменяется автомобильная индустрия.