ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Сибирские ученые получили уникальный самолет-лабораторию

Сибирские ученые получили уникальный самолет-лабораторию


29-04-2012, 20:07. Разместил: poisk-istini

Сибирские ученые получили уникальный самолет-лабораторию

Теперь сибирские ученые могут исследовать атмосферу, водные поверхности и леса с помощью уникального самолета-лаборатории «Оптик» на базе ТУ-134, сообщает центр общественных связей СО РАН.

«Аналогов ему в России нет, он включен в перечень уникальных установок Минобрнауки РФ, а по своим базовым характеристикам соответствует лучшим экземплярам, имеющимся в США», - цитируются в сообщении слова куратора проекта, заместителя директора ИОА СО РАН Бориса Белана, передает «Интерфакс».

Самолет оборудован метеокомплексом, аэрозольным (фотоэлектрический счетчик, диффузионная батарея, нефелометр со средствами термо- и гигрооптики, фильтроустановка), газоаналитическим, спектрофото-радиометрическим и навигационным комплексами, тепловизором, бортовой системой регистрации, и другим оборудованием.

С помощью этих приборов можно изучать газовый состав атмосферы, оптически плотные образования, такие как облака, промышленные загрязнения, продукты аварий, взвешенные вещества (аэрозоли), определять плотность и толщину пленки на водных поверхностях, создавать карты замутненности водоемов в верхнем 30-метровом слое, изучать лесные массивы и т.д.

«Это, в первую очередь, природоохранная отрасль: мы способны оценить качество воздуха и загрязнение подстилающей поверхности, включая водную», - отмечает Белан.

Он отметил, что подобные исследования, в том числе по международным программам, велись с 1997 года на самолете-лаборатории на базе Ан-30, принадлежавшего обанкротившемуся «НовосибирскАвиа».

В частности, выполнялись пространственные исследования парниковых и окисляющих атмосферу газов от Новосибирска до Якутска в рамках Международной ассоциированной лаборатории «Масштабные аэронаблюдения Сибирского региона ЯК-АЭРОСИБ».

«После банкротства Новосибирского авиапредприятия, с которым мы сотрудничали с 1975 по 2010 год, встал вопрос: с кем и на какой машине продолжать работы? Ведь накоплены уникальные базы данных, начиная с 1981 года», - отмечает Белан.

В дальнейшем СО ран начал сотрудничать с СибНИИА им.Чаплыгина, специалисты которого разработали документы, в частности, на заборники воздуха, самую сложную часть работы на герметичных машинах, и помогли их изготовить.

Оплата всех расходов по эксплуатации воздушного судна идет за счет зарубежных партнеров, однако переход был осуществлен на разовое выделение средств от СО РАН (1,7 млн рублей),

Самолет принадлежит СибНИИА, а научное оборудование - Институту оптики атмосферы им. В.Е. Зуева СО РАН, Институту химической кинетики и горения СО РАН, ГНЦ «Вектор».

Базируется он на аэродроме Новосибирского авиационного завода им. В.П.Чкалова

Белан отметил, что приборная база летающей лаборатории будет совершенствоваться. «В этом году будет установлен самый точный на сегодня газоанализатор углекислого газа, метана и водяного пара. В следующем году планируется установка микролидара CIMMEL и, если сможем приобрести, масс-спектрометра и спектрофотометра», - сказал он.


Вернуться назад