Сей факт открыли психологи Северо-Западного университета, США (Northwestern University). Они обнаружили, что малыши замечают разницу в движении предметов и запоминают ее. Оказалось, что младенец — не просто чистый лист, на который ложится информация из окружающего мира. «Скорее всего, младенцы — удивительные маленькие экспериментаторы с врожденными знаниями, которые все время собирают новые», — говорит Сьюзан Хеспос (Susan Hespos), автор исследования, доцент кафедры психологии.

Урок физики

Младенцев разделили на две группы. Тестируя одну группу малышей, психолог качал стакан с голубой водой, чтобы подчеркнуть ее физические свойства. Другая группа младенцев смотрела на стакан, заполненный твердым веществом, по цвету одинаковым с водой. Стакан также покачали, чтобы показать, что вещество не движется. Затем детей из обеих групп объединили с целью проверить, смогут ли младенцы из двух стаканов выбрать свой. Психологи обнаружили, что младенцы, как и взрослые, значительно дольше смотрят на предмет, который видят впервые. Дети, знакомые с  водой, смотрели значительно дольше на стакан с твердым голубым веществом. А те, которые сначала наблюдали твердое тело, заинтересовались жидкостью.

 

Был проведен еще один эксперимент. На сей раз в каждый стакан добавили цилиндрическую трубочку, и уровень жидкости или твердого вещества в ней оказался разным. Результаты данного опыта повторили итоги предыдущего. Младенцы, которые сначала наблюдали стакан с жидкостью, дольше смотрели на уровень в трубочке, где было твердое вещество, чем на трубочку с жидкостью. И наоборот.

 

«То, насколько долго ребенок смотрит на предмет, является очень ярким индикатором, знает он его или нет, — сказала Хеспос. — Они долго смотрят на то, что видят впервые и хотят понять, что это и зачем это нужно. Оба эти эксперимента явились самым ранним свидетельством того, что младенцы имеют предположения о физических свойствах веществ», — подвели итог специалисты. «Наше исследование указывает на то, что дети с самого рождения — активные ученики. И взрослые, судя по всему, ощущают окружающий мир примерно так же, как в младенчестве, углубляя свои знания в процессе жизни».

 

Полные результаты исследования будут опубликованы в ближайшем выпуске журнала Psychological Science.