Так приключилось, что своё среднее образование я получала в двух школах. Первая была в Гаграх и я там закончила только первый класс, а вторая в Ростове, где я и получила аттестат. Про первую я помню очень мало – там была очень красивая цветочная клумба перед главным входом с чёрными розами на ней и были очень высокие потолки с лепниной в классе, где я, возведя очи горе, исполняла на скрипке какие-то ужасные упражнения. Вторую школу я помню гораздо лучше. Никаких черных роз и никакой лепнины там не было – яблони-дички во дворе и обыкновенные белёные потолки в обычной типовой трёхэтажке буквой "Н". Скрипка куда-то бесследно исчезла и ничто музыкальное мне не докучало до пятого класса, когда взамен скрипки откуда ни возьмись (из кустов, наверное) появилось пианино.
Всяческих внеклассовых кружков в школе было множество – и танцев, и макраме, и классической борьбы, и немецкого языка, и авиамоделизма, и кройки и шитья, и фотодела, и кулинарии, и радиотехники, и стрельбы... На танцы и стрельбу я ходила, а на радиотехнику и немецкий – нет. И не ходила вовсе не потому, что мне было не интересно, а потому, что немецкий – мой второй родной, а на радиотехнике одни пацаны и ни одной девчонки. Не потому ли мой подход к биоинформатике получился и в жизни и в этом посте таким длинным?
Ну, да ладно.
В старших классах на уроках физики, где "про полупроводники", моё нехождение на радиокружок частично компенсировали и рассказали про всякие диоды, триоды, транзисторы, резисторы и прочие сопротивления.
А вчера включила я на ютюбе ролик с завлекательным для блондинок названием "Биоинформатика" и чуть с кровати не упала!
Там человек увлечённо рассказывал, какую огромную роль сыграли компьютеры в обработке и анализе данных в области генетики, о выявлении связей и закономерностей в этих данных, о расшифровке генома, как такового и называл всё это "биоинформатикой".
Не, ну а чё, вполне себе...
Обрабатываешь на компе с помощью эскуэля, питона, такой-то матери и спившегося выпускника геологического факультета Махачкалинского государственного юниверситета какие-то малочитабельные данные – вот уже и геоинформатика.
Сунул в комп для анализа массив текстов Пушкина Александра Сергеевича на предмет подсчёта гласных в глаголах – вот тебе и лингвоинформатика во всей красе.
А я-то, дура, всю жизнь при слове "биоинформатика" один школьный урок вспоминала, где нам рассказывали про "фотодиоды". Помните же? Приборчик такой придурошный, который, если на него свет светит, то он проводит электрический ток, а если не светит, не проводит. Ну, или наоборот, не суть.
Вот возьму я два таких фотодиода, расположу один в левом углу своего будуара, а другой в правом, подключу к ним всякие "измерялки" и доподлинно могу узнать, какой угол у меня светлее. Вроде бы, чего проще!? Но для того, чтобы придумать и сделать такие фотодиоды человечеству воооон сколько лет эволюции понадобилось – миллионы, если не миллиарды. Небось, когда моя прапра…прапращурица жила в пещере, у неё никаких фотодиодов не было и потому определить, какой угол её будуара светлей она могла только на глазок.
А вот и нет, ёклмн!
Я бы на её месте положила в своей пещере длинную колоду справа-налево, налила в неё водички, бросила туда щепотку сушеной ряски, а через неделю с не меньшей точностью, чем при наличии фотодиодов, могла бы сказать, какой угол светлее. Где больше ряски, тот и светлее.
Вот это и есть "биоинформатика", я считаю.
Компьютер, на самом деле, ничего не считает, не анализирует, не постигает – ни НДС, ни связи нуклеотидов, ни вероятности залегания нефти, ни лингвистическую вооружённость Пушкина. Компьютер просто пропускает электрический ток по одному диоду в зависимости от состояния другого или не пропускает. Он состоит из миллионов и миллиардов определённым образом связанных ячеек.
В природе тоже всё состоит из миллионов-миллиардов определённо связанных ячеек, которые ведут себя статистически совершенно определённо. Это ли не компьютер? Нужно просто изучать его элементную базу и принципы её работы, чтобы "биоинформатика" на самом деле стала ею. А то ведь, если так дальше пойдёт, у нас и "танкоинформатика" станет наукой – в танчики-то вон сколько народу шпилится.
Из Педевикии:
Почти полжизни прожить и так разочароваться…