В биологии пока не было сделано полноценного изучения рефлексии с точки зрения эволюции. Эта статья не является таким полноценным изучением, но в ней предпринята попытка анализа и синтеза известных данных по этому вопросу согласно результатам самоисследования автора. Надо сказать, что у автора нет научных степеней, лаборатории и сотрудников, поэтому статью строго научной считать нельзя. Но результаты собственного самоисследования были сопоставлены с результатами самоисследования множества других людей и эта статистика позволила автору считать, что в его самоисследовании есть объективное зерно и что надо попытаться найти научное обоснование результатам и сделать выводы.
Каждый психолог считает рефлексию жизненно важной и естественной функцией сознания. Если сказать упрощенно то рефлексия это обращение внимания на то что уже произошло в сознании.[1] Рефлексия проявляется очень четко в таком феномене как внутренний диалог - разговор человека с самим собой в уме.[2] Изначальное определение рефлексии таково: Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей — обращение внимания субъекта на самого себя и на своё, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.
В современной психологии рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, — собственных состояний, поступков и прошедших событий. При этом глубина такой рефлексии, связана, в частности, с заинтересованностью человека в этом процессе, отстроенностью его внимания замечать что-то в большей, а что-то в меньшей степени, на что может влиять степень его образованности, развитость моральных чувств и представлений о нравственности, уровень его самоконтроля и многое другого. Считается, что представители различных социальных и профессиональных групп различаются в использовании рефлексии. Рефлексия, в одном из пониманий может быть рассмотрена как разговор, своеобразный диалог с самим собой. Рефлексия также обычно рассматривается в связи со способностью человека к саморазвитию, и с самим этим процессом. Самоисследование автора это рефлексия в ее изначальном смысле, то есть самонаблюдение с целью самопознания. Такая рефлексия возможна только когда человек осознает, что на самом деле почти ничего не знает о себе сам, что все «знания» о себе ему дали другие, неосознанно внушили. Рефлексия же во втором смысле это самоанализ с целью самоконтроля и саморазвития, при этом человек исходит из двух положений: я себя знаю и хочу себя изменить. Хотя называется одним словом, но разница между этими двумя рефлексиями принципиальная как между зрением и речью. В данной статье рассматривается рефлексия во втором смысле, и чтобы не путать читателя рефлексию в первом смысле я буду называть осознанностью(дальше будет ясно почему). Рефлексия является частью цепи активности сознания, состоящей из обдумывания, осознания, осмысления и рефлескии(см. рисунок в самом низу). Однако по какой причине именно рефлексии уделяется такое большое значение и так мало изучена осознанность? Именно осознание отвечает за то что происходит в психике в данный момент, рефлексия же отвечает за реакцию на реакцию на то что произошло, то есть рефлексия это работа с "просроченным товаром", с дважды перекодированной информацией. Почему перекодированной? Потому что после того как нечто произошло в психике первым идет осмысление, то есть реакция памяти мозга, при которой к первичной информации добавляется еще информация из памяти(ассоциация) и информация о сравнении первых двух. Таким образом новая информация является суммой этих трех, но она уже совершенно непохожа на первичную информацию.
Можно даже привести пример из математики(в данном случае аналогия уместна): 2+3=5. Здесь "2" это первичная информация(осознание того что есть сейчас), "3" это ответ памяти(ассоциация), "+" это информация о сравнении "2" и "3", то есть об их связи друг с другом, а "5" это то что получилось(построение новой связи между нейронами). Число "5" это уже совсем другое число нежели "2". Рефлексия в данном случае это повторная реакция, но не на "2", а на "5". То есть происходит еще одно изменение информации и получается нечто четвертое. Например 5+10=15. Двухзначные числа использованы неслучайно. Дело в том что суть рефлексии заключается в попытке изменить то что произошло, то есть то чего уже нет. Так как нельзя изменить то чего нет, то рефлексия воздействует на то что осталось сейчас - на "5". Рефлексия это сравнение уже не с похожей информацией из прошлого(из памяти), как происходит при осмыслении, а сравнение с представлением о будущем, то есть с проекцией прошлого в будущее. В данном случае "0" это прошлое(воспоминание), "1" это будущее(воображение), "10" это проекция - синтез воспоминания и воображения. "15" это измененная информация, которая якобы должна помочь в воплощении "10" в жизнь.
Теперь попробую объяснить более доступным языком, чтобы устранить любые неясности. Человек с трехлетнего возраста имеет образ себя, представление о себе, заложенное в него большей частью родителями. Этот образ является основой личности. Но кроме этого образа в человека также закладывают образ того каким он должен быть, это называют формирование личности. Итак то что называют личностью это по сути взаимодействие этих двух образов, точнее второй образ выполняет функцию "добавителя" к первому образу. Все что происходит внутри и вовне человека сначала осмысляется(наполняется смыслом, значением), затем второй образ берет это значение и добавляет к первому образу. Покажу на жизненном примере: Мама создала у ребенка образ "ты маленький, слабый человек", затем создает ему проекцию в будущее "ты должен стать большим и сильным человеком". Мозг ребенка воспринимает эту информацию как законы жизни, более того - как законы реальности, поэтому через какое-то время он начинает думать от первого лица "я маленький, слабый человек"(назовем его образ-я) и "я должен стать большим и сильным"(назовем образ-ябуду), то есть воспринимает полученную извне информацию как рожденную внутри. Допустим ребенок пытается дотянуться до чего-то на столе, происходит осмысление "я не могу дотянуться", то есть сравнение с образом-я. Затем происходит рефлексия - сравнение образа-ябуду с осмыслением, в результате которого возникает негативная эмоциональная реакция типа уныния или гнева. Затем все это добавляется к образу-я в памяти мозга, включая эмоции. И в следующий раз при похожей ситуации негативная эмоциональная реакция возникнет уже в момент осмысления. Если ребенок ушибется, то рефлексия прибавит к образу-я еще и информацию о боли. И в следующий раз в похожей ситуации уже в момент осмысления ребенок вспомнит боль. Ребенок буквально программируется реагировать одинаково и в конце концов даже мысли становятся механическими реакциями. Для рефлексии необходимо раздвоение личности, раскол между двумя образами-я, тогда возможен внутренний диалог. В нем одно «я» пытается воздействовать на другое «я», и в этот момент полностью утрачивается осознанность, понимание того что происходит в сознании. В действительности со временем происходит не только раздвоение , но и размножение личности как минимум до 4. Это касается почти каждого человека на Земле. Многим это кажется нормальным(точнее привычным), но с точки зрения реальной жизни это самоубийство! Почему? Да потому что в жизни нет ничего неизменного, жизнь это постоянное развитие, эволюция. Иначе говоря, жизнь делает ежесекундные вызовы человеку, чтобы он эволюционировал, что значит создавал новые реакции, новые мысли и поведение, более приспособленные, жизнеспособные и функциональные. Рефлексия же делает человека все более механическим, одинаково реагирующим и раздвоенным. Рефлексия "бетонирует" реакции что в итоге приводит к огромному сопротивляющемуся переменам образу-я, конфликтующему со своими «соседями-образами». Ведь в дальнейшей жизни рефлексия прибавляет к образу-я работу, взаимоотношения, развлечения, вещи, мнения и т.д. все что в сознании становиться "моим", "я сделал", "я там был", "я любил", "мне нравиться", "я знаю", "я умею" и многое другое. И именно этот "затвердевший винегрет" из "я-каний" называют сформированной личностью. Но эволюция требует, чтобы образ-я постоянно менялся соответственно изменениям внешней среды. Но добавление это фиктивное изменение, это иллюзия изменения. В природе прогресс происходит не за счет добавления нового к старому, а за счет трансформации структуры старого. Природа берет те элементы, которые уже есть в наличие, и организует их гармоничное взаимодействие так, что получается совершенно новое образование - динамичная система элементов. Затем природа берет несколько систем элементов и организует их гармоничное взаимодействие так, что получается сложная система, система нового уровня. И так далее в бесконечность. К тому же природа очень эффективно тратит энегрию, ресурсы, у нее «все рассчитано до муллиметра», никакого сверхпотребления у одних в ущерб другим, никакой раздвоенности в поведении или проявлении эмоций. Природа тратит энергию так, чтобы она самовоспроизводилась. Те, кто не удовлетворяет этим законам, вымирают. Рефлексия же это накопительство без трансформации, которое внешне выразилось в неуемном потребительстве цивилизации. Корпорации выкачивают нефть, вырубают леса, опустошают земли, и их поддерживают большинство населения своим потреблением. Даже ученые стали жадными до технологий, до информации и научных степеней. "Больше, больше, больше", "мне, мне, мне", "я, я, я". Человечество стало похоже на безумца, роющего себе могилу. И каждый человек в отдельности убивает сам себя изнутри тем что дает энергию двум(или более) или более враждующим образам-я. Внешне это очень ярко выразилось в политике США в 20 веке, которые спонсировали обе стороны, участвующие в войне. Как у кукловодов США так и у большинства людей нет осознания что сталкивая две части одного целого разрушаешь целое. Сегодня в мире очень хорошо видны результаты такой политики и экономики.
В чем же корень проблемы? Почему возникла рефлексия? Очевидно что рефлексия возникла в результате мутации генов, но также очевидно и то что естественный отбор этот новый признак не поддержит. Такова эволюция, сохраняются и развиваются только те признаки вида, которые обеспечивают его приспособляемость, жизнеспособность и функциональность. Рефлексия является частичной приспособляемостью(подражание и лицемерие в обществе), совершенно не жизнеспособна(рост психических заболеваний, неврозов и стрессов из-за образа-ябуду) и не функциональна(рост специализации мышления и поведения; спад универсальности, гибкости мышления и поведения). Поэтому рефлексия исчезнет или останется как рудимент. Сейчас человечество стоит на краю пропасти. В истории циклично происходят периоды дестабилизации биосферы подобные тому что мы наблюдаем сейчас в на Земле и в обществе(а общество это часть Земли, а не ее хозяин). Именно в такие периоды мутации и естественный отбор становятся наиболее быстрыми. Последние десятилетия появляется все больше детей с внутренним протестом авторитету. Это способ природы защититься от влияния родителей и окружающих на психику ребенка, чтобы они не смогли сформировать в нем образ-ябуду. Тем самым ребенок сам несет ответственность за формирование образа-я. И вот тут самым важным фактором как раз выступает осознанность, то есть внимательность к тому, что происходит в психике человека и вокруг него в текущий момент, а не после него. Тут возникает вопрос: как осознание может изменить что-то в психике, ведь оно является лишь наблюдением?
Ответ опять же кроется в природе, точнее в том, что природа заложила в центральную нервную систему человека. Речь идет о ретикулярной формации(РФ), отвечающей за регуляцию функций ЦНС. Можно сказать что РФ это нервная система нервной системы(простите за тавтологию). Так вот именно с помощью РФ происходит осознание, то есть РФ изнутри "наблюдает" за работой ЦНС. Вся прелесть в том что осознание это и есть регуляция, то есть исправление неполадок в работе ЦНС или "настройка" ЦНС на новую ситуацию. Другими словами РФ путем осознания мгновенно создает новые реакции(условные рефлексы), что внешне выглядит как спонтанность и непредсказуемость, но эффективность действий(также речи и мышления соответственно). Когда человек неосознан РФ пассивна, соответственно ЦНС работает по старой программе, механически. Из этого следует, что осознанность необходимо поддерживать 24 часа в сутки. Обдумывание и осмысление тоже важны, но они вторичны по отношению к осознанности[4].
Кроме того осознанность гармонично организует работу разных отделов мозга, которые у подавляющего большинства взрослых работают асинхронно. У взрослых два полушария воспринимают мир по-разному и конфликтуют между собой, чаще всего левое подавляет правое. Всего в мозге взрослого человека существует 4 активные зоны, работающие как отдельные государства.[5] Это прямое следствие размножения личности. Так что те, кто считает, что их мысли не влияют на их физиологию, катастрофически заблуждаются. Каждая мысль в отдельности действительно не особо сильно влияет, но образ мышления влияет очень сильно. Образ мышления это и есть образ-я, то есть образ-я это программа работы мозга. Именно программа, а не некая живая сущность, одушевляющая плоть. Этот вопрос будет подробнее рассмотрен ниже. Итак, в результате несинхронной работы разных отделов мозга получается искаженная обработка информации органов чувств, то есть искаженное восприятие реальности, а внутренний диалог держит это искажение в фиксированном положении. Да да, это подтверждение учения толтеков о точке сборке, но прошу фанатов Кастанеды не забывать, что их кумир умер обычной смертью, а значит не реализовал учение толтеков, а значит не стоит верить что в его книгах учение передано точно. Поэтому кастанедовцев прошу без синтементов)))
Те люди, у которых нет внутреннего диалога и есть только один образ-я, который они сознательно меняют для разных ситуаций, воспринимают мир совсем иначе. Однако всегда попытки описать то, как они воспринимают реальность, натыкаются на неадекватность слов. Это и не мудрено, ведь вся современная речь придумана людьми с внутренним диалогом и приспособлена только под их восприятие. Так что в этой статье не будет описания этого иного восприятия. Цель статьи в другом, в том чтобы показать эволюционное место рефлексии. Люди, свободные от нее, хоть и живут внешне как все(приспособленность), тем не менее не имеют никаких психологических проблем и страхов, они не страдают и не стремятся стать кем-то еще, кем-то лучше, успешнее, духовнее, круче и т.д(жизнеспособность). Такие люди не имеют страстных желаний и иллюзий насчет того кто они есть на самом деле, поэтому они способны достаточно бесстрастно смотреть на то что происходит вокруг и более объективно оценивать к чему все идет(функциональность). Сейчас в обществе явно происходит как бы поляризация между теми, кто «болен» рефлексией, и теми, кто свободен от нее, и напряженность между полюсами создают те, кто стремятся освободиться. В природе это очень типичная ситуация когда внутри старого вида появляются особи с новыми признаками, более прогрессивные для эволюции. Учитывая быстрое вымирание разных видов животных и ускорение мутаций в последнее столетие можно сделать вывод что мы живем в период очередного эволюционного скачка, который в биологии называют ароморфозом[6]. Таким образом новый вид человека будет отличаться полной осознанностью и отсутствием рефлексии, хотя вероятно это лишь часть новых признаков.
Автор статьи: vovannoviy
[1] Рефлексия в Вики [2] Внутренний диалог в психологии [3] Сайт «Психологос» о связи осознанности, обдумывании, осмыслении и рефлексии [4] Сайт «Психологос» об осознанности [5] Найдены новые отличия в организации деятельности мозга детей и взрослых [6] А.В.Марков об ароморфозах и параллелизмах
Вернуться назад
|