ОКО ПЛАНЕТЫ > Теории и гипотезы > Ковалёв Е. В.: Психология потребления. Проблемы человека в биосфере.

Ковалёв Е. В.: Психология потребления. Проблемы человека в биосфере.


2-05-2010, 09:14. Разместил: Yary

Ковалёв Е. В. "Планетарная Психология" (отрывок)

Глава 5. Психология потребления. Проблемы человека в биосфере.

Особое место в многообразии человеческих устремлений занимает группа потребностей, которая отражает нужды организма к самосохранению в природе. Без детального анализа материальных потребностей невозможно разобраться в глубинных истоках взаимоотношений человека с окружающим его миром.

Сегодня рынок высокоразвитых стран предлагает потребителю массу вещей и ценностей, о существовании которых люди прошлых поколений даже не подозревали. С точки зрения социальной эволюции это неплохо, ибо позволяет отдельному индивиду обеспечить разнообразную гамму новых ощущений, помогая ему лучше понять свой внутренний мир. В то же время, отбирая у Земли природные богатства, стараясь произвести и приобрести как можно больше товаров, человек вступает в явное противоречие не только с другими людьми, но и с многочисленными видами флоры и фауны. Где граница между разумным потреблением и бездумным стремлением к приобретательству?

Жильё, пища и одежда. Транспорт, бытовая техника и средства мобильной связи. Лекарства, алкоголь и наркотики. Услуги учителей, врачей и юристов. Осуждаемая деятельность “жриц любви”, наёмных убийц и наркоторговцев. Объяснить появление желаний и потребностей в душах миллиардов людей, понять сущность психической энергии, побуждающей к деятельности или бездействию, не просто. Восточное учение о чакрах “не дружит” с академической наукой, а “придворная психология” бессильна, не только остановить, но даже хоть как-то пролить свет на причины сверхпотребления.

Между тем, пожалуй, самой важной проблемой, связанной с макроэкономическими процессами и стремлением общества к глобализации, является масштабное воздействие человека на собственный ареал обитания. Нет никакого сомнения в том, что загрязнение окружающей среды (атмосферы, литосферы, гидросферы) и изменение климата на планете - итог потребительского отношения цивилизации людей к природе. Любопытно, что само слово экономика означает расчётливость, рациональное использование, бережливость, но финансовые отношения настолько трансформировали первоначальное значение слова, что здесь оно выступает как хищническое, варварское обращение человека с флорой и фауной. 

С глобализацией, человечество идёт к наиболее полному удовлетворению нужд и потребностей отдельной личности. Это надо понимать следующим образом. Если богатые граждане желают иметь в собственности дома, наполненные вещами и бытовой техникой, дачи, земельные угодья, автомобили, нефтяные скважины, заводы, аэропорты, судоверфи и прочее, общество всегда пойдёт им навстречу, ибо так принято в “цивилизованном” мире капитала. Любой каприз за Ваши деньги! Никто не посмеет остановить человека с рублём, если … он захочет отдать этот рубль. 

Спрос рождает предложения. Спрос – это потребности, которые могут быть поистине безграничными. В связи с этим предложения тоже будут поистине безграничными. Какой бизнесмен откажется от добычи сырья, от производства и реализации товаров, если за них хорошо платят? За мебель, за стройматериалы, за бензин, за газ, за электроэнергию, за оружие, алкоголь и наркотики…

В эпоху рыночных отношений спрос инициируется искусственно. Реклама, которую называют двигателем торговли, буквально подсаживает человеческую эмоциональность на крючок потребления. В наше время продажа товара это не простой и бесхитростный акт передачи из рук в руки, это постоянно совершенствующееся искусство обольщения потребителя. Реклама смотрит на вас с плакатов на улицах, со страниц глянцевых журналов, с телеэкранов и сайтов. Обычные магазины превратились в гипермаркеты, посещение которых впечатляет. Товары предстают в ярких, необычных упаковках, стоимость которых подчас многократно превышает стоимость самих вещей.

Обыкновенные продавцы перевоплотились в улыбчивых гипнотизёрок, у которых нельзя не купить. И не удивительно: масса организаций сегодня предлагает услуги по личностному росту, где непременно учат оказывать влияние на потенциального покупателя, мотивировать его на действия, гарантируя успех в карьере и бизнесе. В итоге массированного воздействия на потребителя множество людей стали зависимыми от потребления, превратились в маркетманов и шопоголиков, комфортно чувствующих себя только после посещения магазинов.

Трудно сказать, что в современных условиях хуже, наркомания или маркетмания? Армия покупателей сегодня приходит в оазисы потребления не для того, чтобы купить действительно необходимую вещь, а для того, чтобы испытать азарт покупателя. Современный облик Земли, изменение на ней условий проживания, обусловлены не столько циклическими колебаниями климата на планете, сколько капризами и прихотями потребителей. Если бы отличники потребления бывали на городских мусорных свалках и местах экологических бедствий, возможно, многие из них прозрели бы и пересмотрели своё отношение к бездумным приобретениям. 

Рыночные отношения – это гибель лесов, непрекращающиеся разливы нефтепродуктов, атомные аварии, захоронения ядерных отходов, вредные выбросы в атмосферу, милитаризация промышленности, исчезновение многих видов растений и животных, и этому потребительскому “беспределу” в ближайшей исторической перспективе конца не видно. Никакие природоохранные законы, никакая борьба с браконьерами, никакие акции “зелёных” не способны остановить интенсивное движение общества к макроэкономике и сверхпотреблению.

  Сегодня голос в защиту природы - мышиный писк во время грозы, муравьиная возня под трактором, ибо попытки экологов внедрить научно обоснованные меры по преодолению кризисной ситуации так же бесплодны и жалки, как и попытки борьбы с коррупцией, терроризмом, болезнями. Пожалуй, инфляцию в современном мире можно охарактеризовать как экономическое выражение стремления мирового сообщества к сверхпотреблению. Есть инфляция, значит, в социальном организме недостаёт сознания - простейший тест на пригодность общества к эволюции! Сверхпотребление – это такое использование материальных благ и услуг, которое осуществляется без участия сферы чувств и предчувствий и, как следствие, ведёт к неограниченному росту желаний и потребностей личности. 

  Стремление к избыточному потреблению во многом обусловлено преимущественным способом производства, технологическими укладами, использующими продукты горения – уголь, нефть, газ. “Когда-нибудь в 21 столетии наше, основанное на самообмане, безрассудство вступит в конфликт с нашей всё возрастающей технологической мощью. И вероятнее всего, этот конфликт затронет области, касающиеся нанотехнологий, биотехнологий и компьютерных технологий. Эти три области имеют нечто общее – они способны производить и выпускать в окружающую среду самовоспроизводящиеся продукты”. (Майкл Крайтон, “Рой”).

  И здесь, в вопросе всё возрастающих потребностей общества, решающее слово должно остаться за кардинальной реорганизацией системы образования и последующей за ней новой инновационной стратегией – вступлением цивилизации в шестой технологический уклад. Способен ли агрессивный и бесчувственный человек, озабоченный только стремлением к власти и наживе, безмятежно вести творческий поиск? Вряд ли! Именно поэтому академической науке, свято оберегающей свои границы от вторжения “чужаков”, не по силам остановить ни растущие тенденции общества к избыточному потреблению, ни какие иные хронические проблемы общества. Ей по силам продвигаться очень медленно, лишь мелкими шажками, методом проб и ошибок, а порой и ненужные, вредные для социального прогресса, направления в науке. Но время, для исправления глобальных перекосов в развитии, у человека разумного осталось не так уж и много.

  Фундаментальную науку должен делать коллективный разум. Каждому человеку необходимо предоставить возможность получать интересующую его информацию, каждый должен развивать в себе заложенные природой задатки и склонности. Когда политики и учёные говорят о нанотехнологиях и мегавложениях, не верьте! Пустые траты! Безумные проекты! Сверхминиатюрные электронные устройства, новые типы двигателей, самоуправляемый транспорт и прочее, и прочее, и прочее, придут лишь через гуманизацию образования, через целенаправленные инвестиции в человеческие чувства и человеческий интеллект.

  Все те, кто сегодня отринут высшей школой как тугодумы и неудачники, завтра возьмут своеобразный реванш у логиков, у тех, кто быстро соображает и искусно манипулирует словами. Век настоящих нанотехнологий начнётся тогда, когда в науку широким потоком вольются не резонёры, которые хорошо говорят и успешно делают карьеру, а немногословные, быть может, чуть ленивые, но вдумчивые, творческие люди.

  Бури, ураганы, наводнения, засухи, землетрясения, цунами, жара, зной… Планетарная психология напрямую связывает изменение климата на планете с демографическим взрывом и всё возрастающим потреблением человечества. Биосферосовместимость человека с природой сегодня вызывает большие сомнения. Мы сами себе вредим, а потом удивляемся природным катаклизмам! Между тем, время коренных эволюционных преобразований в обществе не за горами.

  Труд и потребление! Что сегодня направляет энергию деятельности человека? Сегодня работать его заставляет банальный материальный интерес, а спрос на его услуги диктует рынок. Что станет служить созидательным компасом завтра? Завтра труд будет служить высокому духовному стимулу – привести мир к Гармонии! Ныне востребована лишь “рабочая сила”, тогда как творческая энергия миллионов остаётся спящей. Люди занимаются чем угодно: торгуют, воруют, ловят преступников, борются с наркоманией и террором, принимают законы, отпускают грехи, учат, лечат, судят. Сизифов труд!!! Девять из десяти профессий ныне не созидательны. Они востребованы до тех пор, пока человек не познал себя.

  Всё, что мы видим, от горячей лампочки до космических кораблей, это осуществлённые мечты, сказки, ставшие былью. Планетарность без границ, без войн, преступности и болезней, пока ещё тоже грёзы, но именно настойчивые мечты рождают реалии. Придёт время, и эта сказка, эти грёзы станут утром наступающей эпохи. Преображённый разум не откажется от многих достижений научно-технического прогресса, но решительно отвергнет то, что вынуждает его жить в дисгармонии с окружающим миром.

  Смена духовных ориентиров заставит цивилизацию усомниться в целесообразности содержать “мирный атом”, фармацевтические гиганты, оборонные комплексы, автозаводы, мясоперерабатывающие комбинаты, зверофермы и свиносовхозы, табачные производства и другие, эволюционно несостоятельные отрасли индустрии. Отказ от сверхпотребления, скромность в жилье, в одежде, умеренность в питании станут велением времени и войдут в жизнь будущих поколений землян…


Вернуться назад