Ковалёв Е. В. "Планетарная Психология" (отрывок)
Глава 3. Психология власти. Сократия на смену демократии.
Потребность во власти является одной из самых могущественных потребностей человеческой личности. С проявлениями власти человек сталкивается в семье, в школе, в трудовом и воинском коллективе, в магазине, в транспорте, в кабинетах чиновников и в местах заключения. Без властных отношений не обходятся ни наука, ни искусство, ни спорт, ни бизнес, ни политика. Как явление человеческой психики, власть проникла буквально повсюду, пронизала все социальные слои и обусловила все социальные отношения. Что же такое власть?
Существует очень много определений власти, которые раскрывают её отдельные стороны. В словаре С.И.Ожегова, например, власть, определяется как “право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле”. Очень подробно рассматривают сущность властных отношений учебники и руководства по политологии. Нас феномен власти будет интересовать в контексте его появления во внутреннем мире человека. Кроме того, одна из важнейших целей планетарной психологии заключается в том, чтобы дать ответ на вопрос, является ли отношения тотальной взаимозависимости и подчинённости в человеческом сообществе вечной и абсолютной данностью, характеризующей вид homo sapiens? Способны ли мы, люди, преодолеть психологический барьер, отделяющий нас от животного мира, и научиться жить без грубых и тонких форм взаимного принуждения?
Сегодня в психологии господствует представление, согласно которому стремление к власти заложено в душе каждого человека от природы. Действительно, все мы, по мере сил и возможностей, стремимся к самореализации. Одни делают карьеру в науке, другие настойчиво идут к рекордам в спорте, третьи, занимаясь бизнесом, преумножают капитал, четвертые реализуют личные амбиции в политике, пятые находят себя в каком-либо узком жизненном “жанре”, стараясь ни кого не копировать, но быть заметнее всех. Ради чего люди это делают?
Если вспомнить о пирамиде потребностей, то стремление к власти является ни чем иным, как коммуникативной сверхпотребностью человека. Межличностные контакты имеют три главных мотива – обмен информацией, влияние и доминирование. Можно обмениваться новостями, обсуждать события, рассказывать анекдоты – это первый уровень межличностного взаимодействия, который не требует непосредственного включения собеседника в круг личных интересов. Можно доказывать преимущества, навязывать своё мнение, рекламировать, убеждать – это второй уровень взаимодействий, который подразумевает интерес в собеседнике и мотивирует его на определённые действия. И, наконец, можно во чтобы то стало стремиться подчинить оппонента, подавить его волю, стараясь, добиться цели.
В тех ситуациях, когда один субъект не может или не хочет понять (встать на точку) зрения другого субъекта, между ними диалог либо прекращается, либо переходит в стадию споров и конфликтов. Власть – это социальное явление, обусловленное целенаправленным стремлением человека (людей) получить желаемый эффект от другого человека (группы людей). Власть проявляется тогда, когда между людьми имеет место дефицит взаимопонимания, и в этом случае один или оба субъекта желают достичь поставленной цели посредством принуждения.
Итак, существует три уровня коммуникативных взаимодействий, три ступени межличностных контактов, которые накладывают отпечаток на всю социальную структуру, от бытовых ситуаций до межгосударственных дипломатических отношений. Назовём их условно X, Y, Z контактами.
X-контакты (коммуникация-информация) – обычный обмен новостями, знаниями, или совместное обсуждение каких-либо вопросов, которые не сопровождаются ментальным давлением на оппонента. Y-контакты (коммуникация-влияние) – ситуации, когда один или оба оппонента пытаются убедить, склонить собеседника к своей точке зрения. Z-контакты (коммуникация-власть) - ситуации, когда от убеждения оппоненты переходят к давлению, угрозам и насилию. В связи с этим, выведем самые краткие определения влияния и власти. Власть – это принуждение. Влияние – это убеждение.
В психологии стремление к самореализации и стремление к власти зачастую не разделяют, считая их единым психическим процессом, что морально оправдывает существование в человеческом сообществе властных отношений. Так А.Г.Конфисахор, ссылаясь на Э.Тоффлера (“Метаморфозы власти”), пишет: “Власть является не конкретным явлением, а выступает необходимым аспектом всех без исключения отношений между людьми. Она неизбежна и нейтральна, в ней нет ни хорошего, ни дурного. Властные отношения присущи всем общественным отношениям и человеческим взаимоотношениям. В действующую систему власти включены все, и никто от неё не свободен.
В любом сообществе система власти последовательно дробится на всё меньшие и меньшие подсистемы. Они связаны между собой и с более крупными системами, частью которых они являются, а люди входят во многие различные, хотя и связанные между собой подсистемы власти. Отношения между людьми постоянно меняются, тоже происходит и с властными отношениями. У людей есть потребности и желания, и тот, кто сможет их удовлетворить, обладает властным потенциалом.
Поскольку желания и потребности чрезвычайно разнообразны, способов их удовлетворения и отказа в удовлетворении также много. Существует немало “инструментов” и “уровней” власти. Среди них первостепенно важными являются насилие, богатство и знания, которые определяются как основные ресурсы власти”. (А.Г.Конфисахор, “Психология власти”).
Приведённая цитата совершенно справедливо указывает на всеобщий характер властных отношений, которые пронизывают все сферы жизни. Государство, выдавая своим гражданам всевозможные бумаги (аттестаты, дипломы, сертификаты, лицензии), предоставляет им определённые полномочия и даёт возможность в той или иной мере удовлетворить честолюбивые амбиции, внутренние запросы, связанные с доминированием в межличностных отношениях. Между тем, размножая бюрократию, общество уподобляется змее, которая кусает себя за хвост, оно поощряет и развивает потребность личности во власти. Почему так происходит? В частности потому, что психологи пишут: “в ней нет ничего ни хорошего, ни дурного”.
Действительно, в стремлении человека к самореализации отыскать изъян невозможно, но если вспомнить о том, что все коммуникативные потребности делятся на X, Y, Z-варианты, тогда становится понятным, почему потребность во власти является одной из квазипотребностей, которую человек унаследовал от предыдущих поколений. В желании, как абстрактном виде психической энергии, нет “дурного”, однако целый ряд чрезмерных желаний являются таким же ядом для человеческой души, как и чрезмерное питание для его тела. Потребность человека во власти одна из тех червоточин в его душе, которые разъедают общество стяжательством, коррупцией, произволом, формализмом и прочими антисоциальными явлениями. Сохранение властных отношений грозит обществу деградацией и вырождением.
Сегодня мир ещё надеется на законодательную базу и правоохранительную систему, которые поддерживают относительный порядок в обществе. “Эта вездесущая и необходимая угроза официального насилия в обществе помогает поддерживать систему в рабочем состоянии, опираясь на закон и принятые в обществе нормы и алгоритмы поведения. Завуалированная угроза насилия даёт возможность сделать ежедневную жизнь ненасильственной. Более того, перенос определённых правил поведения во внутренние нормы приводит к тому, что они естественным образом формируют поведение людей”. (А.Г.Конфисахор, там же).
Стоит ли комментировать мысль о том, что угроза насилия искореняет насилие. Жизнь показывает: люди, облечённые реальной властью подчас оказываются куда более опасными для общества, чем обычные преступники. Скрытый порок гораздо страшнее явного криминала, ибо он, как бесцветный ядовитый газ, просачивается во все поры социального организма. Учитель, наказывающий оценками, сотрудник автоинспекции, проверяющий документы, чиновник, принимающий решения о землеотводе или застройке. Да, пока ещё отдельный человек вынужден оставаться в рамках существующей системы, но для начала неплохо было бы понять её психологическую природу и изменить к ней личное отношение.
Диктат, который повсеместно используется для подавления потребностей, пока ещё является необходимым для общества. Ни одно государство не может существовать без регламентации, ограничений и запретов, ибо в самом человеке живёт неосознанная тяга к власти. Все те глобальные социальные противоречия, о которых упоминалось выше, продолжают дестабилизировать положение человека в природе и обществе. Разрешить эти противоречия в рамках отдельного государства или отдельной религии, невозможно. Если мы, люди, действительно стремимся к социальной эволюции, то предельно откровенный разговор неизбежен, и он будет эффективен только в аспекте надгосударственных и надрелигиозных отношений.
* * *
С античных времён до наших дней человеческая мысль настойчиво искала и продолжает искать идеи надгосударственного устройства общества. Разработка безупречной концепции постиндустриального общества неизменно сталкивается с неверием и скепсисом учёных, философов, политологов. Действительно, без понимания закономерностей формирования и функционирования человеческой души, любые социальные реформы обречены на провал.
Дальнейшее развитие и совершенствование надгосударственной идеологии сегодня представляется весьма актуальным. Несмотря на укрепление региональной властной элиты и масштабные выступления антиглобалистов, мир людей год за годом неуклонно движется к интеграции и сотрудничеству. Благодаря всемирной паутине и другим информационным технологиям, укрепляются связи между народами, всё прозрачнее становятся границы между многими странами, но вот вопрос, окажутся ли одно государство или несколько противостоящих друг другу государственных блоков, тем самым раем, о котором мечтают политические и религиозные деятели многих стран? Принуждение, оно и есть принуждение, поэтому было бы неверным в главе о психологии власти не упомянуть главного монополиста на физическое насилие – государство.
Многие тысячелетия назад многочисленные поселения людей, расселяясь по планете, стали приходить к пониманию необходимости защиты своих племён от внешней угрозы. Символические границы, которые устанавливали в незапамятные времена древние люди, показывает, что психологические корни происхождения государства точно те же, что и у семейно-брачных отношений – стремление человека к индивидуальной и коллективной безопасности.
В то же время совершенствование интеллекта в неоднородном сообществе людей сопровождалось специализацией и разделением труда, а также появлением частной собственности на землю и вещи. Натуральный обмен товарами привёл человека к необходимости введения эквивалентов материальных благ, который породил богатство и бедность. Со временем история цивилизаций расслоила людей на классы, касты и сословия, неравные в социальном отношении. Именно поэтому, историческими предпосылками для появления ограниченных сообществ, которые позднее полностью обособились и стали называться государствами, послужили два главных обстоятельства – необходимость защиты от внешних влияний и необходимость упорядочивания межличностных отношений внутри самого сообщества.
Что такое государство? Государство – это мы, люди, проживающие на отдельных, ограниченных территориях, наделённые правами и обязанностями, объединённые господствующей идеологией в профессиональные и прочие системы.
Коротко остановимся на главных, отличительных чертах, характеризующих государство. Во-первых, государство – это строго ограниченная территория, на которой действуют определенные законы. Во-вторых, государство имеет аппарат управления, представленный высшей законодательной, исполнительной и судебной властью, которой обязаны подчиняться люди, проживающие на её территории. В-третьих, государство обладает монополией на сбор налогов и применение принуждения к своим гражданам. В-четвёртых, государство, обладая суверенитетом, является субъектом международного права.
Функции государства принято разделять на внутренние и внешние. Внутренняя функция государства направлена на охрану правопорядка и обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности граждан. Охранительная функция заключается в надзоре за соблюдением законности, в защите прав и свобод граждан, а также в охране природы, находящейся в зоне ответственности государства. Жизнеобеспечивающая функция заключается в постоянном кадровом обновлении, в обеспечении условий для ведения экономической деятельности и финансового контроля, в развитии промышленной и социальной инфраструктуры, а также в помощи малоимущим слоям населения. Внешняя функция государства направлена на обеспечение её политических и экономических интересов в международной деятельности, а также на оборону государственных границ.
Форма устройства государства отражает соотношение органов управления по её территории. Существует три основные формы территориально-административного устройства – унитарное государство, федерация и конфедерация. Унитарное государство - политически однородная социальная структура, имеющая единый аппарат управления, единые законы, нормы и правила, распространяющиеся на всю территорию. Федерация – это форма свободного объединения отдельных территорий (субъектов федерации – областей, автономий, штатов, провинций), каждая из которых обладает собственным аппаратом управления, но делегирует особые полномочия центральной власти. Конфедерация – это союз самостоятельных государств, которые часть своих полномочий временно передают союзным органам, с целью осуществления совместных социальных проектов.
Самые стабильные в политическом отношении унитарные государства; их большинство на планете. В федерациях происходит постоянный обмен мнениями, иногда переходящий в обострение противоречий, по поводу степени властных полномочий между регионами и центром. Степень автономии субъектов федерации в разных странах, и даже в одной отдельно взятой стране, значительно различаются. Весьма нестабильными политическими образованиями являются конфедерации, так как каждый её субъект обладает правом свободного и одностороннего выхода из состава союза.
Форма правления государства отражает порядок организации деятельности высших органов власти. Формы правления делятся на монархии и республики. Монархия – это форма правления, в которой формальным или фактическим источником власти является одно лицо. В политологии принято выделять абсолютную, конституционную и парламентскую монархию. Абсолютная монархия представляет собой форму правления с неограниченной властью главы государства. В странах с конституционной монархией власть монарха в той или иной мере ограничивается законодательством. В странах с парламентской монархией исполнительная власть правительства подотчётна законодательной власти парламента, тогда как роль монарха ограничивается представительскими функциями, олицетворяя исторические традиции государственности.
Республика – это форма правления, в которой органы государственной власти избираются народом. Все республики делят на парламентские и президентские. В парламентских республиках парламент формирует и контролирует правительство, а президент, как глава государства, обладает лишь представительскими функциями. В президентских республиках глава государства (президент) избирается народом, поэтому не несет ответственности перед парламентом. Он формирует исполнительный орган (правительство), контролирует его работу и обладает правом отлагательного вето на законодательные инициативы парламента. Россия и США представляют собой примеры президентских республик. Во многих государствах существуют смешанные формы правления, с различной степенью полномочий ветвей государственной власти.
Политический режим – это система способов реализации политической власти, которая определяется формой устройства и формой правления государства. От политического режима зависит интенсивность вовлечённости человеческой личности во властные отношения. Существуют режимы, в которых официальная власть “достаёт” буквально каждого, и никто не может быть свободен от её диктата. В других политических режимах власть вмешивается в личную жизнь граждан лишь крайних случаях, когда того требуют обстоятельства. Политический режим является основным понятием, которое отражает степень реализации прав и свобод граждан.
Политической науке известно три политических режима – тоталитарный, авторитарный и демократический. Тоталитаризм – политический режим, для которого характерны единая идеология и тотальный контроль государственных органов управления над отдельным человеком и обществом в целом. Авторитаризм – режим, который допускает некоторую активность граждан в различных социальных сферах, но также основывается на жёсткой регламентации и принуждении в политических процессах. Демократия (“власть народа”) – режим, в котором государственная власть, декларирующая приоритет либеральных ценностей (индивидуальные свободы, равенство перед законом, права человека), формируется на основе волеизъявления народа.
В тоталитарных режимах идеология является важнейшим фактором, формирующим мировоззрение граждан, их отношение к внешнему миру, к другим народам и нациям. Фашистская идеология в Италии и Германии, коммунистическая идеология в СССР и странах социалистического лагеря, теократическая идеология в ряде азиатских стран демонстрируют примеры полного подавления индивидуальных прав и свобод личности. В авторитарных режимах государственная власть озабочена не столько идеологическим воспитанием граждан, сколько сохранением своего политического и экономического влияния. Неподотчётная обществу, она готова предоставить широким слоям населения определённые свободы в обмен на легитимное к себе отношение.
Казалось бы, демократия является тем самым идеалом, призванным разрешить вечные противоречия между государством и человеком. Увы, в реальной жизни всё оказывается не так просто! Народ избирает людей, которые должны представлять его интересы в органах государственной власти, наделяет их властными полномочиями, превращает их в политическую элиту, а сам оказываются отстранённым от участия в решении социальных вопросов. Выборы превращаются в ожесточённую гонку кандидатов за голоса электората. Обратная связь, между депутатом и избирателем, если и существует (наказы избирателей), то является чисто формальной.
Сухие политологические выкладки вряд ли способны объяснить тот очевидный факт, что какая бы форма правления в отдельно взятом государстве не существовала, она никогда не принесёт свободу личности. Человечество в различных уголках планеты испробовало на свой политический вкус различные избирательные системы, но ни одна из них не принесла удовлетворения, ибо проблемы общества заключены не в форме и не в качестве управления, а в самом человеке. Как-то У. Черчилль высказал мысль о том, что демократия худшая форма правления, но лучшая из тех, что имеются. Это действительно так, ибо декларированные права и свободы всё-таки лучше отсутствия всяких прав!
Можно ли отыскать альтернативу известным формам правления? Рассуждать будем таким образом: если власть – это принуждение, то почему общество должно стремиться к народовластию? Сегодня мы все понимаем, что власть одного человека над другим явление антигуманное, тем не менее, подавляющее большинство населения планеты является носителями властной идеологии. Так, А.И.Юрьев (“Введение в политическую психологию” и “Психология власти”) выделяет 8 типов носителей власти.
Бюрократия – власть уполномоченных над неуполномоченными. Автор относит к бюрократии только “чиновный люд”, который сидит в кабинетах и выдаёт ценные бумаги. К негативным чертам бюрократии он относит формализм, волокиту, казёнщину, волюнтаризм, мздоимство, лихоимство, коррупцию. Однако разве учитель, врач, милиционер, военный и прочие профессионалы не являются чиновниками по отношению к отдельным категориям граждан, разве они не уполномочены довлеть над ними, требовать дисциплины, указывать, приказывать, наказывать? Каждый человек имеющий диплом о профессиональном образовании и реализующий полученную профессию в межличностных отношениях, имеет рычаг власти, являясь чиновником по отношению к определённому кругу лиц.
Наукократия – власть знающих над незнающими. В современном государстве академическая элита в значительной мере узурпировала право личности на доступ к источникам информации. Чтобы получить знания в системе высших учебных заведений человек должен доказать свою интеллектуальную и экономическую состоятельность. Кроме того, именно наукократия, пытаясь сохранить свою монополию на фундаментальные знания, решает, что является наукой, а что лженаука.
Наукократ – субъект, использующий свои знания в личных целях, для доминирования в межличностных отношениях. В тоже время, такое понятие, как наукократия может быть совершенно нивелировано, если источником знаний станет сама природа, интеллектуальные технологии и мудрый, сознательный человек, помогающий получить необходимую информацию всем тем, кто её действительно ищет.
Технократия – власть умеющих над неумеющими. Как замечает автор, “влияние наукократов и технократов на политические процессы, происходящие в обществе, необходимо рассматривать в паре, так как зачастую технократы претворяют в жизнь то, над чем работают наукократы”. Технократы – это промышленно-хозяйственная элита общества, занимающаяся производством, строительством, транспортом, сельским хозяйством. Казалось бы, всем хорошо, когда люди производят материальные ценности, строят дома, возводят мосты, прокладывают дороги, добывают нефть, газ и каменный уголь. Но почему вся социальная структура создаётся стихийно, без учёта интересов живой природы? Почему там, где появляется человек, страдает растительный и животный мир планеты?
Технократ – субъект, использующий свои умения в личных целях, для диктата над природой и подчинёнными ему людьми. Как и наукократия, технократия может исчезнуть лишь в том случае, если мир людей найдёт новые интеллектуальные технологии, которые позволят заменить власть во всех социальных сферах, в том числе и в сфере производства.
Демократия – власть большинства над меньшинством. Кто ”за”, прошу голосовать! На собраниях и конференциях, на референдумах и в парламентах, решения по тем или иным вопросам принимаются простым голосованием и подсчётом голосов. Человек, не обладающий творческим мышлением, интуицией, ясным видением перспективы, вынужден принимать важнейшие управляющие решения не только по каким-либо частным вопросам, но и по глобальным вопросам внутренней и внешней политики. Подчеркнём: не просто иметь суждение и высказывать свое мнение, а именно принимать решение.
История многократно показывает, что один человек может быть прав, а все остальные пребывать в заблуждении. Сократ, Иисус Христос, Галилео Галилей, К.Э.Циолковский… подчас гениальные люди обречены на непонимание подавляющего большинства современников. Чтобы преодолеть Вето, как диктатуры, так и демократии, чтобы уйти от конфликта интересов, человечество должно открыть дорогу технологическому разуму, способному при принятии серьёзных решений перерабатывать миллиарды единиц информации, беспристрастно учитывать тысячи нюансов каждой из анализируемых возможностей.
Автократия – власть сильных над слабыми. Или власть вооружённых над невооружёнными. Физическая сила, как потенциальная угроза несанкционированного насилия, в наше время является актуальной, пожалуй, лишь в среде подростков, в маргинальных кругах и криминальной сфере. Однако не стоит забывать, что существуют ещё и вооружённые силы с их военно-промышленным комплексом, а также государственный аппарат принуждения, находящийся в готовности к применению физического насилия по отношению к собственным гражданам.
Автократ – субъект, настроенный на проявление диктата в межличностных отношениях, всегда готовый к агрессии и применению насилия по отношению к окружающим. К автократам по роду деятельности относятся военные, милиционеры, представители других силовых структур, а также некоторые категории спортсменов и криминалитет.
Плутократия – власть имеющих над неимеющими. Казалось бы, бизнес-элита занимается своим делом, преумножает капитал и должна быть далека от политики, однако деньги являются одним из ресурсов власти, поэтому они не могут оставаться в стороне от управления государством. Действительно, все три ветви власти активно влияют на направление и наполняемость денежных потоков. Принимаешь один закон, богатеют одни, другой закон, деньги уходят к другим людям. Сегодня уже всем известно, что в органах государственной власти существует такое явление как коррупция и лоббирование интересов отдельных олигархических групп.
“В настоящее время в российском обществе складывается олигархически-корпоративный политический режим, при котором влияние на рычаги власти имеют представители наиболее богатых групп общества. По официальному признанию властей, теневые, криминальные структуры контролируют около половины государственной экономики и частного сектора. Корпоративные принципы отношений элитарных групп снижают влияние на власть партий и других ассоциаций, представляющих интересы различных слоёв населения”. (В.В.Желтов, “Основы политологии”).
Партократия – власть организованных над неорганизованными. Естественно, организованными являются не только партии, но и трудовые коллективы, профессиональные союзы, общественные организации и другие, объединённые общими задачами, группы людей. Между тем, партии – это носители определённых идей и идеологий, выражающие интересы отдельных слоёв общества. Так как в государстве между классами имеется противоборство и конфликт интересов, партии постоянно конкурируют, выражая политическую волю своего электората. Правящие партии, как правило, стараются получить всенародную поддержку и обеспечить большинство в правительстве и парламенте. Партии, находящиеся в оппозиции, также всеми силами и средствами стремятся иметь как можно большее представительство в органах власти.
Жизнь убедительно показывает, что сегодня многочисленные партии, ожесточённо бьющиеся за голоса избирателей, подкупающие электорат, лоббирующие интересы плутократии, ничего нового и ценного в области идеологического строительства, предложить не могут. Программы многих из них похожи, как две капли воды, а так как в век информации интеллект людей растёт, активность избирателей во многих демократических странах падает. Идейно выродилась и оказалась эволюционно несостоятельной коммунистическая партия в недалёком прошлом имевшая твёрдую марксистко-ленинскую платформу.
Райтократия – власть пишущих над читающими. Средства массовой информации иногда называют четвёртой властью. Действительно, печатное слово – газеты, журналы, книги, оказывают активное влияние на мировоззрение читателя и формируют его отношение к политике и политикам. Любая государственная власть стремится быть легитимной, поэтому как бы журналистов подчас не ругали, их статьи читают, анализируют, и с ними, конечно же, считаются. В то же время современную прессу, которая “пиарит” одних и изобличает других, балансируя между личной выгодой и желаниями заказчиков, отличает полное безразличие к вопросам социальной эволюции. Обилие рекламы, заказные статьи, погоня за сенсациями, предвзятые комментарии к тем или иным событиям и … очевидное невнимание к вопросам внутреннего саморазвития человека. К счастью, райтократия – это не только периодическая печать. Истинным властителем дум для многих поколений людей, несомненно, является творческое наследие Кришнамурти, Ауробиндо, Ошо, П.Д.Успенского и других авторов, взывающих к мудрости и пробуждающих общество от духовной летаргии.
Рассуждая о райтократии, всё же не будем забывать, что власть, это не просто влияние, власть – это принуждение, это физическое или психологическое насилие. В ряде случаев человек пишущий своими действиями может оказывать давление, но, как правило, это является оказанием влияния, поэтому не стоит смешивать понятия. Учитель по отношению к ученику – носитель власти, ибо обучающийся не может уйти от психологического насилия, он поставлен в такие условия, а журналисты и писатели чаще всего носители влияния. Женщины и мужчины по отношению друг к другу, в зависимости от конкретной ситуации, могут быть и носителями власти, и носителями влияния.
Список психологических источников влияния может быть легко продолжен. Это и влияние выступающих на слушателей, влияние актёров на зрителей, влияние соревнующихся на болельщиков. Подразумевается, что влияние оказывается на человека, а власть стоит над человеком. Рассуждая о психологии власти, нельзя не упомянуть и о теократии. В одних ситуациях религия является психологическим носителем влияния; в других теократия выступает как непосредственная власть духовенства над умами верующих.
Отдельные мудрые люди пытаются способствовать социальному прогрессу, тогда как другие трансформируют эволюционно значимые идеи в религиозные догмы, превращая их в инструмент личной власти. Так первые христианские соборы “подправили” учение Христа, и та самая психология фарисеев и саддукеев, которую Иисус страстно обличал, обрела механизмы идеологического принуждения.
Так что же такое народовластие? Бюрократия, партократия, плутократия, теократия? Существует мнение, что каждый народ заслуживает такой власти, каким является сам. Действительно, в разных регионах планеты одни нации, малограмотные, ограниченные, покорные, задавленные идеологически наивной пропагандой, не могут существовать без авторитарного режима правления. Другие нации, такие же малограмотные, но гордые, необузданные и агрессивные, хорошо понимают лишь язык автократии, принуждения, и вряд ли могут жить без жёсткой тоталитарной узды.
Демократия не для всех! Она для больших групп людей, получивших всеобщее образование и усвоивших основные либеральные ценности. В то же время, демократия – это режим правления, востребованный народами, которые овладели интеллектом, но не пришли к сознанию и мудрости. Именно в связи с разнородной образовательной структурой населения в многонациональной федерации единый политический режим реально существовать не может. В разных регионах он обязательно проявит демократические, авторитарные или тоталитарные черты, что в действительности и наблюдается.
Интеллектуальная пропасть, разделяющая народы и нации всех уголков планеты, в век глобальных информационных технологий, не является непреодолимой. Люди разных рас и национальностей получают доступ к источникам информации и становятся вполне образованными гражданами своих государств. К великому сожалению, этого уже мало! Одно дело вложить в ум человека определённые знания или конкретную идеологию, и совсем другое дело предоставить ему возможность стать гармоничной личностью, с развитой сферой чувств и предчувствий, свободной от иллюзий и наслоений современной действительности. Не гражданином своей страны, не патриотом своей Родины, не фанатиком своей религии, а Сознательным Человеком Планеты Земля.
* * *
Для того чтобы мир людей имел возможность считаться с мнением, суждением и идеями отдельной личности, следует постоянно и непрерывно учитывать волеизъявление народа во всех сферах общественной жизни, поэтому в наступившую эпоху необходим принципиально иной принцип политического управления, коренным образом отличающийся как от диктатур, так и от демократий. Сознательное управление социальными процессами исключает власть одних людей над другими людьми. Сознательный человек должен владеть ситуацией, но полностью отказаться от грубых и тонких форм принуждения.
Отдавая дань глубочайшего уважения великому философу древней Греции, назовём новую форму политического правления – сократией. Сократия – это сознательная власть, или совместное управление социальными процессами, психологически основывающаяся на всемерном развитии чувств и предчувствий и технологически базирующаяся на широкомасштабном внедрении интеллектуальных технологий. Сократия представляет собой политический режим нового типа, обеспечивающий соучастие всех людей в принятии управляющих решений.
Практическая реализация воли отдельного человека примерно может выглядеть следующим образом. Некто приходит к мысли, что в этом месте крайне важно было бы возвести мост или построить здание. Обосновав свои размышления, он размещает их в сетевом виртуальном пространстве на региональном форуме, занимающимся обсуждением вопросов капитального строительства. Вторым этапом реализации предложения должно стать его коллективное обсуждение и, если идея оказывается интересной, полезной и достойной внимания многих, формируется инициативная группа, которая создаёт перспективный проект.
Третий этап – передача проекта цифровым аналитическим программам, которые должны в деталях его проработать, просчитать и дать соответствующее заключение. В анализе и оценках должно учитываться огромное число факторов, материально-технических, технологических, транспортных, кадровых и иных ресурсов, климатических и экологических рисков, сопоставляться и приниматься во внимание интересы разных групп населения. Разработка специализированных программ является тем самым перспективным направлением человеческой деятельности, способным подменить законодательные и исполнительные органы власти, избавив общество от конфликта интересов.
Техническая часть реализации проекта выходит за пределы сетевого виртуального пространства и материализуется в конкретной социальной инфраструктуре – в жилых массивах, в школах, в стадионах, в линиях метрополитена, в промышленных и аграрных комплексах. Сократовские принципы управления социальными процессами могут быть внедрены повсеместно, в любые сферы деятельности, везде, где могут сталкиваться межличностные и межгрупповые интересы.
Хотя о необходимости внедрения “электронного правительства” говорят уже в наше время, следует подчеркнуть, что в иной социальной реальности, в условиях дебюрократизации и деэкономизации общества, прибегать к услугам вычислительной власти люди станут не часто, ибо исчезнут мотивы, побуждающие личность к неоправданной активности. Сознательный разум снимет огромный круг социальных проблем, откажется от многих направлений эволюционно несостоятельной деятельности.
Возвращаясь к анализу коммуникативных потребностей человека, отметим, что X, Y и Z-контакты соответствуют цепочке идея-предложение-проект-реализация, где идея отражает отношение-информацию, предложение – отношение-влияние, проект – отношение-власть (закон) и реализация – отношение-власть (исполнение). X и Y-контакты составляют основу дружбы, взаимопонимания и того, что мы называем обычным здравым смыслом, в Z-отношениях сталкиваются интересы людей, поэтому их следует передать эмоционально нейтральному, беспристрастному, электронному разуму. Эти мысли, кажущиеся очевидными и простыми, с течением времени и должны лечь в основу новых принципов организации управления. Демократия – власть большинства, сократия – власть всего человеческого сообщества.
Отличительной чертой сократии, как политического режима является то обстоятельство, что за неё нельзя просто так проголосовать на выборах. Этот принцип должен вызреть в головах управленцев всех уровней. Сократию надо держать в голове, как некую сверхидею, к которой следует стремиться, зная что любая власть человека над человеком порочна по сути. Сократия придёт тогда, когда, во-первых, человек наполнит свою душу чувством и станет существом сознательным; во-вторых, когда он станет целенаправленно создавать соответствующие технологии и внедрять их в повседневную жизнь.
Для всесторонней и комплексной разработки надгосударственной идеологии нужна политическая воля лидеров многих стран. Люди, чья мысль простирается выше интересов отдельного государства или отдельной нации, чьи гуманистические идеалы направлены на общее благо, должны быть услышаны, поняты и поддержаны. Достаточно сказать, что убиты в своих странах были Сократ и Иисус Христос, жесточайшей критике подвергался Л.Н. Толстой, глупцом и шизофреником официальная пропаганда представляла П.Иванов, ни на одном государственной телеканале вам не расскажут о Кришнамурти, Ошо или Гурджиеве. Величайшие гуманисты, чей идейный вклад в новейшую историю человечества поистине неоценим, преследовались или предавались забвению во все времена.
“Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумайте, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб” (Иоанн. 11: 47-50). Как вы думаете, в наш век у Христа была бы иная участь? Вряд ли! Такие люди своей беспощадной истиной снимают маски с человеческого лицемерия, поэтому их идеи либо искажаются до неузнаваемости, как это произошло с христианским учением, либо замалчиваются.
Эпоха мудрых и просветлённых одиночек заканчивается. Носить крестики на теле и называть себя христианами, этого уже мало. В наш век каждому предстоит избавиться от иллюзий жизни, каждому следует “родиться свыше”, каждому необходимо обрести власть над собой и найти психологическую свободу. Иерархия в обществе, тотальная взаимозависимость граждан, ситуация, когда все являются чиновниками, эксплуатирующими всех, должна отодвинуться в прошлое.
Стремление к принуждению, к грубым и тонким формам насилия, ещё продолжает жить в человеческих душах, и до тех пор, пока обычный “хороший” человек не поймёт её психологические истоки, власть людей друг над другом будет разрушать природу и общество.
Вернуться назад
|