ОКО ПЛАНЕТЫ > Теории и гипотезы > Ковалёв Е. В.: Психология права. О правозащитном движении.

Ковалёв Е. В.: Психология права. О правозащитном движении.


2-05-2010, 06:47. Разместил: Yary

 

Ковалёв Е. В. "Планетарная Психология" (отрывок)

Глава 6. Психология права. О правозащитном движении.

Право – это совокупность правил и норм поведения человека в обществе, которые устанавливаются и контролируются органами государственной власти. Существование правовой системы в современном обществе свидетельствует о необходимости регулирования социальных отношений. Разнонаправленность человеческих потребностей создаёт психологическое трение между людьми и группами людей, являясь предпосылкой для споров и конфликтов. Главная задача права – обеспечение социальной стабильности, безопасности, поддержание внутри государства и на межгосударственном уровне относительного порядка в отношениях.

Почему между людьми возникают конфликтные ситуации, и имеется ли реальная перспектива уйти от правоохранительной системы, как от социального явления? О конфликтах написано много литературы, а в психологии даже выделилось отдельное направление – конфликтология. Споры между людьми возникают тогда, когда сталкиваются их интересы, а интересы их сталкиваются везде – в семье, на работе, в транспорте, в магазине, на службе в армии, в кабинетах чиновников и так далее. 

При конфликте интересов создаётся необходимость урегулирования отношений между субъектами. В целом ряде случаев конфликтные ситуации требуют конкретных решений и непосредственных уступок одной из сторон. Для того чтобы иметь возможность преодолевать конфликты, государство создаёт законы – гражданский, трудовой, уголовный, семейный, экологический и другие кодексы.

Отношения между людьми и группами людей, которые регулируются различными документами, имеющими юридический статус, являются официальными или формальными. Неофициальные отношения не имеют под собой юридической основы. Если деловые и личные отношения характеризуют межличностные связи, возникающие в процессе трудовой деятельности, то формальные и неформальные отношения относятся к категориям права. В реальной жизни все человеческие отношения, в том числе и те, что не регулируются официальными бумагами, подпадают под различные статьи государственных законов. При конфликте интересов, если ситуация не может быть улажена с помощью неофициальных отношений, в дело вступает судебная система.

Теоретически, право при судебных делах должно основываться на формальной логике и доказательном знании. Существуют статьи законов, под которые подпадают те или иные действия граждан. Являются ли они противоправными? Посредством строгих логических построений это берутся доказать прокуроры и адвокаты. Практически судьба подсудимых и пострадавших зависит от умения профессиональных юристов подать информацию и произвести впечатление на окружающих – на судью, присяжных и всех тех, кто принимает участие в судебном разбирательстве. Чем искуснее юрист манипулирует словами, чем ярче и образнее это делает, тем успешнее он в своём ремесле.

Насколько эффективно современное правосудие, основывающее свои решения на логике и эмоциях, подскажут цифры. По самым скромным оценкам правозащитных организаций судебные ошибки в судах Евросоюза составляют 5%. Как это не чудовищно звучит, это считается неплохим показателем, ибо в России аналогичные цифры достигают 10-15%. Считается, что в российских тюрьмах отбывают наказания до 40 тысяч невинно осуждённых! А те, кто действительно осуждён в соответствии с буквой закона? Что мы реально знаем об их внутреннем мире, о мотивах, толкнувших людей на преступление, о социальных условиях, в которых они находились в детстве?

Любые проблемы общества, в том числе и проблемы правосознания, формируются в раннем детском возрасте, с процессов воспитания и образования. Все, кто находится в местах заключения, были когда-то малолетними детьми. Как они туда попали и продолжают попадать? Очень просто! Сначала их “насиловала” тонкими формами принуждения система образования, а затем довершила дело сама жизнь, устроенная так, будто является непримиримым врагом человеческой личности. Представьте себе, в 3-5 лет ребёнок – ангел, которого все любят и обожают, в 13-15 лет “вдруг” становится трудным подростком, а к 18 годам либо смирившимся с жизнью обывателем, либо циничным маргиналом, либо вообще уходит в криминальный мир. Зачастую не желая превращаться в конформиста, в марионетку существующей системы, он, как может, подсознательно сопротивляется организованному насилию.

Медицина, исполняя социальный заказ, списывает трудный возраст на издержки эндокринной перестройки, однако этот возраст потому и трудный, что противостоит порочно организованной системе просвещения, которая пытается воспитать не гармонично развитого человека, не творческую личность, наделённую сознанием и интеллектом, а биоробота, лишённого глубоких представлений о миропорядке. Многие педагоги считают себя христианами, но если вы православные и католики, то почему не выполняете заповеди Христа? Почему ставите оценки, принимаете экзамены, судите и принуждаете тех, кто не может уклониться от вашей власти? Вероятнее всего, большинство учителей никогда глубоко не задумывались о теневой стороне своей деятельности, о том, чего требует от них полученная профессия.

Право одних людей принуждать других людей будет жить до тех пор, пока мир людей не начнёт целенаправленно изживать из потребностей в общении укоренившиеся элементы властных отношений. Пока существует коллективная ответственность людей в сфере производства, пока их всех профессиональных сфер не будут изжиты деловые отношения, неистребимы ни власть, ни деньги, ни право. Между тем, вступление развитых стран мира в пятый и шестой технологический уклады влечёт за собой совершенствование производственных технологий, что обещает грандиозный прорыв в правовых отношениях. Если человечеством будет поставлена конкретная цель – передовые технологии вместо власти, она будет достигнута.

Правовые отношения, в том числе и международные, бесполезно совершенствовать и бессмысленно рассматривать в отрыве от психологии образования и психологии труда. Не будет реорганизована школа, не будет и нанотехнологий; не будет нанотехнологий, не будет и правосознания; не будет правосознания, не будет и экосознания. Одно из другого исходит и одно за другое цепляется. Именно поэтому для того, чтобы действительно содействовать эволюции общества, мало быть просто хорошим человеком, затаившимся за своей профессией. Социальные проблемы необходимо видеть сразу с разных углов зрения. В этом и состоит суть феномена сознания.

Но в чём же сущность правозащитного движения, распространённого во многих демократических странах? Одни люди отстаивают права потребителей, другие – права заключённых, третьи – права пенсионеров и инвалидов, четвёртые - права собственников, пятые – права подростков и так далее. В процессе выполнения своей профессиональной деятельности люди повсеместно вступают во властные отношения, в основе которых всегда лежит конфликт интересов. Если мы осознаем природу этого конфликта, мы поймём и то, что это борьба человека с самим собой, такая же непродуктивная и бессмысленная, как и борьба с коррупцией и преступностью, с наркоманией и болезнями.

 Между тем, юристы, даже высокого ранга, суть проблемы практически не улавливают. “Главная миссия правозащитных организаций - пишет в статье о правозащитном движении А.Сунгуров, - выявление случаев нарушения прав человека, защита этих прав, и контроль за деятельностью государственных структур, не может вызывать симпатий и желания сотрудничать у большинства чиновников исполнительной власти, и пока лишь немногие избранные политики понимают важность для демократического государства подобной правозащитной деятельности. Для большинства же чиновников эти организации - лишь помеха в их работе. Поэтому партнерство, а зачастую и сотрудничество с властью для правозащитных организаций весьма проблематично, а иногда и просто нежелательно”.

Понимает ли представитель правозащитного движения, что по своей психологической сути чиновником являются и родитель, и педагог, и врач, и милиционер, и торговец, и администратор в гостинице, и любой другой человек, в силу известных причин вынужденный выступать в доминирующей роли по отношению к определённому кругу лиц? Папа и мама, это тоже исполнительная власть! Учитель – это тоже исполнительная власть! Старослужащий для новобранца – это тоже исполнительная власть! Вот о чём надо думать. Чиновник, это не только тот, что сидит в кабинете, и пишет приказы. Мы все, по сути, чиновники, но все ругаем чиновников, и создаём правозащитные движения разного толка. Но толку от них, точно столько же, как и у “движения зелёных” в защиту природы. Все эти движения борьбы за свои права свидетельствуют об отсутствии мудрости у человека обывателя.

 Право, основанное не на бумажных законах, а на здравом смысле, рано или поздно, войдёт в повседневную жизнь людей. Самоуправление – вполне возможная перспектива, однако в наше время интеллектуальная неоднородность общества препятствует такому типу социальных отношений. Самоуправление – это отношения, опирающиеся на здравый смысл, в основе которого лежит союз чувства с интеллектом. Также как сократия эволюционно выше демократии, так и самоуправление представляет собой тип права, более высокий по сравнению с любым международным правом. Сознание, сочувствие и совесть составляют основу естественного поведения свободного, мудрого человека, тогда как логика и эмоции осуждающего ума требуют “справедливого” возмездия за тот или иной проступок.

Сегодня в своём возмущении, в своём праведном гневе, в непременном желании наказать “зло”, человек принимает самое непосредственное участие в конфликтах, спорах, критике. Не поэтому ли налицо кризисные явления в природе и обществе? Действия современной милиции справедливы, но общество почему-то твердит о милицейском произволе. Дела и речи политиков выглядят справедливыми, но мир утверждает: политика – дело грязное. Армии ведут боевые действия, их бойцы и командиры руководствуются не только приказами, но и идеей справедливого возмездия, но когда дым сражений рассеивается, выясняется, что любая война – апофеоз безумия. Справедливы в своих упрёках родители и дети, мужья и жёны, множество других людей, предъявляющих претензии к окружающим. Все справедливы и все бьются за свою земную, животную правду. 

Мудрость представляет собой совершенно иной тип психического реагирования на происходящее. Основываясь на здравом смысле, она на всё смотрит снисходительно, с чувством, но в тоже время без христианского всепрощения. Абсурдно не защищаться, когда твоей жизни угрожает опасность, поэтому ни своды законов, ни догматы религий, не способны объяснить человеку, как ему поступать в тех или иных ситуациях. Для принятия адекватных решений нужна интуиция, которую человек может формировать только самостоятельными усилиями.

Чтобы начать движение в направлении самоуправления и сократии, нужна не просто очередная реформа в образовании, нужны, как было указано выше, реальные и конкретные инвестиции в человеческий разум. Строительство школ нового типа, способных учитывать психотип личности, явится важнейшим шагом на пути к развитию во внутреннем мире интуиции, чувств и интеллекта. Для преодоления писаных законов особенно важно открытие школ сенситивного развития! Проявится сознание, появятся и технологии, придут технологии, постепенно отодвинутся и власть человека над человеком, и право, основанное на бумажных законах. 

А пока, не имея коллективного сознания, общество прибегает к правосудию. Фемида – это женщина с завязанными глазами. Она старается быть беспристрастной, но она просто слепа. Великое множество случайных факторов определяют судьбу подсудимого: деньги, интриги, политика, личные симпатии и антипатии, взрывы страстей и эмоций. Сегодня человек ещё тянется к престижным юридическим специальностям. Это не его сознание, это тёмная сторона его души добровольно избирает незавидную долю “Понтия Пилата”, обречённого постоянно “умывать руки” и предавать Истину, а с ней и Смысл, Здоровье, Будущее. Профессия юриста обречена. Она должна исчезнуть, как и многие другие профессии. 

Индийский мудрец Ошо Раджниш напомнил об этом строками из поэмы арабского поэта Калила Джебрана.

“Вы охотно устанавливаете законы,

Но куда охотнее попираете их,

Как дети, которые играют на берегу океана,

Всё время строят башни из песка, 

А потом, смеясь, разрушают их.

Но пока вы строите свои башни из песка,

Океан вновь приносит песок на берег.

И когда вы разрушаете их,

Океан смеётся вместе с вами”. 

“Всё сущее смеётся над глупостью человечества, которое всю жизнь строит песочные замки и надеется: вот этот замок не будет разрушен. Но преступления растут, убийства растут, самоубийства растут, изнасилования растут, а закон столь поверхностен, что даже не приближается к корням проблемы. Калил Джебран говорит: океан, земля, луна, звёзды смеются; что за человек появился на Земле? Вы стали посмешищем целой Вселенной”. (Ошо Раджниш, “Мессия”).

Законы тленные, земные или законы нетленные, космические? Мир по инерции ещё будет следовать букве придуманных законов, но наступающая эпоха в первую очередь растворит установления, связанные с регламентом межличностных отношений. Век командиров, прокуроров и начальников, век профессионалов, живущих за счёт человеческого невежества и пороков, завершит своё существование. На смену ему придёт иная реальность. Волны этой реальности размоют все “башни из песка”: конституции, кодексы, правила, инструкции, указы, приказы, постановления и прочий безумный бумажный хлам, которому издавна поклоняется несовершенный человеческий разум.

В настоящей цивилизации преступность исчезнет не вследствие пробуждения массового интереса к уголовному кодексу. В обществе проснётся небывалый интерес к естественным законам – законам природы и космоса. Кризис нравственный заставляет человека всё сильнее чувствовать, что законы, создаваемые им, подчас настолько абсурдны и мимолётны, что люди перестали стесняться открыто ими пренебрегать. В иной социальной реальности золотыми буквами должно быть начертано: никакой власти человека над человеком быть не может, ни родительской, ни профессиональной, ни экономической, ни политической, ни какой другой.

Материалистическое мышление, породившее мораль рыночной экономики, окончательно разрушило барьер между искусственным законом и беззаконием. Человек ещё продолжает находиться в плену иллюзий, в оковах материальной природы. Он говорит о “честном бизнесе”, о “грязных деньгах”, о “борьбе с коррупцией”. Эпоха мудрого человека ясно укажет – “цивилизованный рынок” и “чистые деньги” – ложные ценности уходящего социального измерения.

Занавес новой исторической парадигмы общество откроет благодаря познанию человеком самого себя. Власть и Право, неразрывно связанные между собой невидимыми нитями социальных отношений, наполнятся совершенно иным идейным содержанием только в условиях самоуправления и сократии.


Вернуться назад