ОКО ПЛАНЕТЫ > Теории и гипотезы > Что такое информация

Что такое информация


21-05-2016, 09:36. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Что такое информация, ч. I


Термин "информация" встречается буквально на каждом шагу, и тем не менее, понятие, которое он отражает, никому не понятно. В Википедии об информации сказано следующее: "В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Например, понятие «информация» является базовым в курсе информатики, при этом, — невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия. Информация существует независимо от нашего сознания, и может иметь отражение в нашем восприятии только как результат взаимодействия: отражения, чтения, получения в виде сигнала, стимула.

"Далее сообщается, что: "Информация нематериальна, как и все свойства материи. Информация стоит в ряду: материя, пространство, время, системность, функция, и др., что есть основополагающие понятия формализованного отражения объективной реальности в её распространении и изменчивости, разнообразии и проявленности. Информация — свойство материи и отражает её свойства (состояние или способность взаимодействия) и количество (мера) путём взаимодействия. С материальной точки зрения информация — это порядок следования объектов материального мира. Например, порядок следования букв на листе бумаги по определенным правилам является письменной информацией. Порядок следования разноцветных точек на листе бумаги по определенным правилам является графической информацией...". Эти цитаты из Википедии очень точно отражают бессмысленность существующих представлений о понятийном фундаменте, на котором базируется термин "информация". Ниже я попытаюсь показать, что вышеприведённые положения не только ошибочны, и глубоко бессмысленны.

Существует неисчислимое количество видов и определений информации. Всё зависит от способов восприятия информации и от значения понятия "информация" для тех или иных областей человеческой активности. Информация бывает визуальной, аудиальной, тактильной, обонятельной, вкусовой, текстовой, числовой, графической, звуковой, массовой, специальной, секретной, приватной, актуальной, служебной, достоверной, понятной, полной, недостаточной, полезной, ненужной, избыточной, истинной, ложной, дезориентирующей, наводящей, биологической...

Для того, чтобы разобраться в том, что такое информация, попытаемся установить существование этого феномена в процессе жизнедеятельности таких простейших живых существ, какими являются прокариоты.Размеры бактерий лежат в пределах от 0,15— 10 мкм. Уже давно и в деталях изучается способность бактерий к направленным формам движения - т.н. таксисам. Таксисы бывают положительными, если движение направлено к источнику стимула, и отрицательными, когда движение направлено от него. В настоящее время различают около 20 видов таксисов, например, хемотаксис - движение, основанное на разнице в концентрации химических веществ в среде, аэротаксис — на разнице концентраций кислорода. При реакциях на свет и магнитное поле возникают соответственно фототаксис и магнитотаксис. Различают даже такие сложные виды таксиса, как клинотаксис - перемещение с изменением направления, менотаксис - движение под некоторым постоянным углом к направлению на стимул, мнемотаксис - запоминание направления движения, ортотаксис - изменение скорости движения в зависимости от интенсивности стимула, телотаксис - перемещение к источнику стимуляции и т.д.

Органами движения бактерий являются жгутики, число которых может достигать нескольких десятков. Для того, чтобы бактерии передвигались в направлении к стимулу и от стимула, они несомненно должны обладать соответствующими системами восприятия состояния окружающей среды, системами обработки и передачи полученных сигналов в некие поведенческие команды для того, чтобы эти простейшие организмы запустили в действие свои моторчики - жгутики. Не мудрствуя лукаво, можно говорить в общепринятых терминах о том, что бактерии получают информацию о внешней среде, позволяющую им повысить шансы на выживание. Считывают эту информацию бактерии с помощью примитивных молекулярных систем восприятия, трансформирующих градиенты жизненно важных параметров среды в некие поведенческие сигналы.

Можно было бы назвать информацией положительную или отрицательную дивергенцию векторного поля стимула, но тогда вопрос с терминологией информации будет окончательно и бесповоротно запутан, поскольку всё, что окружает человека в этом мире - высота и глубина, холод и тепло, любое отклонение от среднего уровня - голод и талант, совесть и её отсутствие, эрудиция и невежество, вера и безверие, любая динамика - остывание нагретого тела в результате перепада температур, электрический ток в результате градиента заряда, ветер в результате перепада давления воздуха, водопад и т.п. - всё это в таком случае следует называть информацией, поскольку перечисленные понятия основаны на существовании градиентов многочисленных параметров, характеризующих различные объекты и явления материального мира.С тем, что, двигаясь по направлению к стимулу или от стимула бактерии получают информацию о градиентах тех или иных параметров внешней для них среды, трудно не согласиться. Но в таком случае сами стимулы никак нельзя назвать информацией. Они являются носителями праинформации или сокращённо "инфотрегерами". Информацию из них извлекает живой организм с помощью своих органов восприятия. Бактерии извлекают информацию из инфотрегеров, которыми являются различные градиенты, и преобразуют эту информацию в некие поведенческие реакции. Практически все живые организмы способны считывать информацию с инфотрегеров, какими являются для них объекты и явления окружающего их мира.

В последнее время было проведено множество исследований, продемонстрировавших способность бактерий передавать полученную и обработанную ими информацию другим бактериям популяции. Двадцать лет тому назад в обиход бактериологии было введено понятие "ощущение кворума" (Quorum Sensing). Смысл его заключается в способности клеток бактерий реагировать на изменения, которые наступают при достижении в бактериальной культуре некоторых пороговых значений изменений среды, производимых клетками популяции. Например, грамположительные бактерии могут коммуницировать друг с другом, используя олигопептидные сигнальные молекулы, являющиеся инфотрегерами. Передача сигналов в большинстве случаев включает двухкомпонентный механизм фосфорилирования. Как правило, состояние кворума достигается при переходе популяции бактериальных клеток в стационарную фазу роста. Именно в это время обнаруживаются сигнальные молекулы, при помощи которых клетки контактируют друг с другом.

У многих видов грамотрицательных бактерий сигнальными молекулами кворум-зависимых систем, служат различные ацилгомосеринлактоны. Общую схему коммуникаций грамотрицательных бактерий можно представить следующим образом: в системе кворум-сенсинга грамотрицательных бактерий белки семейства Luxl являются аутоиндукторными синтазами и катализируют формирование специфических ацилгомосеринлактонных аутоиндукторных молекул. Аутоиндукторы свободно диффундируют через мембрану и накапливаются по мере увеличения плотности клеток. Белки семейства LuxR связывают родственные им аутоиндукторы при достижении достаточно высокой концентрации сигнальных молекул. Комплекс LuxR - аутоиндуктор связывается с промотором целевых генов, запуская их транскрипцию.

Приведённые выше примеры с бактериями иллюстрируют тотальный характер восприятия и передачи информации в мире живых существ и тот факт, что утверждение "в настоящее время не существует единого определения информации как научного термина" является ложным, поскольку это утверждение касается не информации, а инфотрегеров. Корень заблуждений состоит в том, что издревле под информацией принято было понимать сведения о чём-либо, независимо от формы их представления. Это все равно, как если бы муку, из которой испечён хлеб, и сам хлеб называли бы одним и тем же словом. Можно написать сообщение о том, что завтра наступит конец света, на бумаге, на асфальте, на стене дома, в интернете, в газете, записать на магнитофон, прокричать в рупор и т.д. Это совершенно идентичное во всех перечисленных случаях сообщение будет передано от индивидуума к индивидууму (индивидуумам) с помощью различных систем передачи и хранения сообщений. Но бумага, асфальт, стена, интернет, газета - это вовсе не информация, как следует из ложной трактовки этого понятия, а совокупность отдельных видов инфотрегеров, несущих в себе идентичное сообщение. Все перечисленные носители сообщения - это инфотрегеры, а не информация. И если никто не актуализует эти инфотрегеры и не воспримет записанное на них сообщение, то последнее так никогда и не станет информацией.

Термин "информация" происходит от лат. "informātiō" (разъяснение, представление, понятие о ч.-л.), далее от "informare" (придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать). В английском языке термин "information" со значением "act of informing" (акт информирования) появился в конце XIV столетия от старофранцузского слова "informacion, enformacion", означавшего информацию, совет, инструкцию. В значении "переданное знание" слово информация употреблялось в английском языке с середины XV века. Термин "информационнная технология" появился в 1958 году, а "информационная революция" - в 1969 году. В русском языке термин "информация" стали использовать с начала XVIII века, позаимствовав его через польское "informacja" (согласно словарю М. Фасмера).Столь древнее происхождение слова "информация" привело к совершенно естественному для тех далёких времён неестественному смешению двух совершенно различных понятий - отражения органами восприятия живого существа явлений и объектов окружающего его мира и самих этих явлений и предметов. Наука и технологии развивались, понятие "информация" становилось всё более востребованным, а два совершенно разных понятия - носитель информации и сама информация продолжали обозначаться одним и тем же термином. Представим себе, что человек болеет и болезнь эта вызвана бактериальной инфекцией. Можно, конечно, сказать про человека, что "на него нашла болезнь", имея ввиду под болезнью патогенных бактерий. Но патогенных бактерий великое множество, в то время как болезнь - более узкое понятие. Неспособность терминологически разделить понятие болезнь и "этиологический агент заболевания" - дела давно минувших дней, а в отношении различения инфотрегера от информации ситуация, как это ни странно, сохранилась до наших времён. Совершенно неграмотный человек воспримет практически одинаково лист чистой бумаги и лист бумаги со строчкой написанного на нём сообщения. Если он понятия не имеет о том, что такое буквы, то он будет считать, что лист с сообщением слегка замаранным вариантом чистого листа. Между информацией и носителем этой информации существует качественно такая же разница, как разница между мешком муки и буханкой испеченного из этой муки хлеба, между сном и сновидением и т.п.

Для того, чтобы получить информацию о неком объекте, необходимо: 1) наличие объекта, 2) наличие живого существа с соответствующими органами восприятия, 3) наличие у этого существа сознания или примитивного его прототипа, как это, например, имеет место у бактерий, для обработки сигналов органов восприятия, 4) наличие некоторой памяти, хранящей знания о подобных объектах, и 5) наличие способности дифференцировать полученные первоначальные знания об этом конкретном объекте со сходными объектами, экстрагируя с помощью сознания или примитивного его прототипа те хранящиеся в памяти физиолого-биохимические (психические) характеристики, которыми может отличаться вновь воспринятый объект. Последний пятый этап и является конечным этапом извлечения информации из некой праинформации, заключённой в инфотрегере.Может возникнуть резонный вопрос: зачем необходимо вводить дополнительное понятие "инфотрегер"? Не проще было бы заменить "трегер" термином "информация"? Я как раз и пытаюсь объяснить, что в реальной научной и социальной практике такая замена существует с давних времён. Однако, такая подмена понятий будет неизбежно омертвлять любую попытку исследовать роль информации в жизни современного общества. Не попытку исследовать роль интернета, компьютеров, радио, телевидения, мобильных телефонов, рекламы и т.п. с точки зрения футурологических аспектов цивилизационной динамики, а исследование роли информации как актуализированной человеческим сознанием абстракции экспоненциально растущего суммарного объёма инфотрегеров - носителей экзоинформации на планете Земля.

Если путать инфотрегер - объект будущего восприятия - с информацией, которая может быть из него извлечена, то безусловно можно легко понять, почему "не существует единого определения информации как научного термина" и почему "с точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков". "Праинформация", "прединформация", "криптоинформация" или любой другой термин, обозначающий некое сообщение или некий смысл, заключенный в инфотрегере, кажутся неуклюжими в практическом использовании, учитывая многовековую практику слитного применения, неразделения терминов, обозначающих совершенно различные, категорически несовместимые понятия. И тем не менее, без разделения этих понятий несуразная практика смешения информации и носителей информации, будет продолжаться. Последствия такой практики будут сказываться на резком ограничении возможностей развития философских аспектов понятия "информации", в чём в большей степени нуждаются биологические науки, а не науки об усовершенствовании технологии производства и применения инфотрегеров. Информация - понятие биологическое, а не техническое.

Информация бывает всего лишь двух основных типов: I) информация, представляющая собой отражение материального мира с помощью органов восприятия индивидуального живого организма и модификацию этого отражения, эволюционно-первичная цель которого - в рациональном отклике живого организма на изменение внешней среды (таксис), и II) информация, представляющая собой продукт передачи информации (знания), накопленной одним живым организмом другим живым организмам. Эти два типа информации целесообразно дифференцировать как эндоинформацию (первичную, внутреннюю информацию) и экзоинформацию (вторичную, произведённую для наружного использования информацию). Третьего типа информации в природе, по всей вероятности, не существует, хотя существуют специфические модификации эндо- и экзоинформации. Ниже я рассмотрю этот вопрос на примере ДНК живых организмов и пищевых цепей биосферы.

Трансформация эндоинформации в экзоинформацию происходит с участием инфотрегеров - материальных объектов окружающего мира. В качестве инфотрегера может служить любой объект и любое явление материального мира, способные быть проводниками эндоинформации в экзоинформацию. Речь, мимика, написанная книга, память компьютера, газета, зарубка на дереве с указанием направления движения, светофор на перекрёстке, рецепт пирога, телепатемы, существование которых под большим вопросом, радиоволны, даже брошенная граната с выдернутой чекой - всё это примеры инфотрегеров. Все они являются носителями потенциальной информации, которая актуализируется при считывании с инфотрегера органами восприятия человека (животного, живого существа). Неограниченное разнообразие инфотрегеров принято ошибочно считать информацией, в то время как экзоинформация возникает только лишь при считывании органами восприятия животного переносимого инфотрегером знания, смысла, криптоинформации и т.п.

Эндоинформация состоит из пяти подтипов: Iа) спонтанно отраженная органами восприятия, Ib) отраженная органами восприятия по запросу организма, Ic) извлечённая из генетической памяти в процессе роста и развития и в связи с экстроординарными ситуациями и Id) самопроизвольно возникающая в результате мыслительных процессов. Сюда же следует отнести феномены иллюзии как неверной оценки поступившей от органа чувств информации, и галлюцинации как нарушения восприятия в одном или нескольких органах чувств, при котором мнимое восприятие несуществующей и не воспринятой органами чувств информации трактуется как реальное (соответственно, подподтипы 1di и 1dg). На феномене 1dg основано любое сновидение. Формально источником эндоинформации можно считать и дежавю (подтип Ie) - психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, а также жамевю - состояние, когда человек в привычной обстановке чувствует, что он здесь никогда не был.

Сновидения устроены таким образом, чтобы человек не запоминал содержания сна. По этой причине в формировании сна участвуют гормоны, способствующие состоянию галлюцинации, а бОльшая часть синтезируемого АТФ превращается в цикло-АМФ для активизации этих гормонов. В стадии быстрого движения глаз сформированный сон просматривается спящим, и из-за полной абсурдности сновидения спящий его запомнить не в состоянии. Таким образом происходит удаление мусорной информации из логических компартментов памяти мозга и осуществляется исключительно важный с точки зрения предотвращения ранней деменции процесс ревитализации памяти. Но иногда случаются спонтанные сочетания логической последовательности событийного содержания сна, которые спящий может запомнитьи которые легко запоминаются в вилу их неестественной необычности. При наличии в реальной жизни событий, напоминающих наже небольшие фрагменты такого сна, легко вспоминаются более продолжительные части сна, что и является причиной дежавю и жамевю.

У животных организмов на самых ранних стадиях эволюции развивались и совершенствовались органы восприятия, которые позволяли им детектировать состояние внешней вреды с целью наиболее адекватной реакции на возможные угрозы и поиск наиболее благоприятных сайтов жизнедеятельности. Например, кольчатые черви или аннелиды, ископаемые остатки которых были обнаружены в отложениях среднего кембрия, т.е. в отложениях полумиллиардной давности, живут по всему миру в море, в пресной воде и на суше. Размеры их варьруют от 1 мм до 3 метров, тело кольчатое с числом сегментов от нескольких до нескольких сотен. Эти беспозвоночные из группы первичноротых в огромном числе обитают в почвах (от 50 до 500 червей на м²). Они характеризуются наличием постларвальной сегментации тела и связанной с этим особенностью строения нервной системы (наличие надглоточного ганглия - головного мозга, окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки). Нервная система слагается из крупного ганглия — головного мозга, от которого отходит брюшная нервная цепочка - прототип спинного мозга. В каждом сегменте имеется свой нервный узел. Органы чувств наиболее развиты у многощетинковых червей и представлены: на голове — глазами, органами осязания и химического чувства; на теле — чувствительными клетками.

Таким образом, с помощью органов восприятия червь получает информацию о состоянии внешней среды, и эта информация перерабатывается ганглиями, которые через аналог спинного мозга передают сигнал на продольные и кольцевые мышцы червя. Вдоль средней линии брюшной стороны тела у дождевых червей под мускулатурой тянется ствол, называемый брюшной нервной цепочкой. В каждом сегменте тела имеется нервный узел, представляющий собой скопление нервных клеток, от которого отходят три пары нервов. В процессе передвижения червя информация в его ганглий - простейший аналог головного мозга поступает непрерывно и он меняет направление движения в соответствии с этой информацией.Выдвигалось несколько версий хорошо известного феномена, заключающегося в том, что во время дождя дождевые черви выползают из почвы. Не так давно профессор Джозеф Горрис из Вермонтского университета (США) высказал свою версию происхождения этого феномена и экспериментально её доказал. Дело в том, что самым большим врагом дождевых червей являются кроты, основой рациона которых они являются. Используя новейшую акустическую аппаратуру, Джозеф Горрис установил, что капли, падающие на поверхность земли, и движущийся под землей крот производят очень похожие вибрации. Поэтому он заключил, что именно это сходство и обманывает червя, который из-за несовершенства его слухового аппарата не в состоянии определить, где находится источник звука. В результате животное пугается и устремляется вверх и, хотя там тоже опасно, страх перед кротом оказывается сильнее.

Этот пример показывает, что даже такое эволюционно примитивное животное, каким является дождевой червь, способно не только получать информацию типа Ia, но и извлекать генетически закреплённую информацию типа Ic. Ведь понятно, что кроты живут в почве не повсеместно, но реакция дождевых червей на дождь везде одинакова. Значит генетическая память об опасности, сопряженной с определенным видом вибрации, закреплена у червей в генотипе. Эта генетически закреплённая информация становится родовой и видовой характеристикой животных. Важно также обратить внимание на то, что червь может извлекать идентичную информацию из двух различны инфотрегеров: колебаний, вызванных падением капель дождя и колебаний, создаваемых кротом при движении его в почве.

У животных схема использования информации типа Ia универсальна: органы восприятия - мозг - спинной мозг - реакция целого организма. По мере эволюционного усовершенствования животного организма совершенствовались и все компоненты этой цепи, однако только у относительно развитых форм животных структурно-функциональное совершенствование мозга приводило к возникновению сложнейших форм переработки информации типа Id. Т.е. в отличие от примитивного бактериального таксиса возникали зачатки мыслительных процессов вплоть до такого высокого уровня сознания, которым обладают человеческие организмы. Вместе с совершенствованием мозга совершенствовались и органы восприятия информации, совершенствовались органы поставки информации, её хранения и извлечения по потребностям.

Здесь я вновь обращусь к Википедии и процитирую таинственную фразу из раздела "Информация": "Информационные взаимодействия в живой природе происходят так же, как и в неживой". И далее: "Смысл это не информация. Информация существует только на материальном носителе. Сознание человека считается нематериальным." Я привожу эти цитаты не в качестве выдержек из научной публикации, а в качестве примеров неких усреднённых представлений современного человечества о природе информации. Признаюсь, что упомянутые в Википедии информационные взаимодействия в неживой природе представляют для меня загадку за семью замками.

Скажем, когда клинописную табличку из шумерского города Урук показывают в интернете, можно при отсутствии представлений о том, что такое информация, назвать это информационным взаимодействием в неживой природе. Но при этом нужно внушить себе, что не было шумера, написавшего табличку с помощью заострённой палочки на куске мокрой глины, не было археологов, установивших, что это - ценный для науки инфотрегер, а не обычный мусор, не было Гротефенда и Роулинсона, расшифровавших клинописное письмо, не было работников музея, поместивших табличку на стенд, не было фотографа, не было компьютерщика, скопировавшего фотографию ... Тогда - да: объекты неживой природы - табличка с клинописными надписями и интернет - информационно прореагировали друг с другом.

К тому же в связи с цитатами из Википедии не может не придти в голову мысль о том, что, если "смысл это не информация", а противоположностью смысла несомненно является бессмысленность, то есть отсутствие конкретного предназначения, то в таком случае можно придти к выводу о том, что информация - это бессмысленность. Эту часть статьи я пишу скорее для очистки совести, чем с целью изменить мнение людей, верующих в существование некой материальной информации, которая якобы присутствует в природе сама по себе вне взаимодействия с живыми существами. Вера и логика могут сосуществовать только тогда, когда вера не возражает и когда логика вере не угрожает. В противном случае вера с лёгкостью сурово расправляется с логикой, дробя её на множество ассоциаций и размазывая эти ассоциации так, что от логики не остаётся видимых следов.

То, что люди, претендующие на здравомыслие, могут говорить о непосредственном взаимодействии информации с информацией в отсутствии посредника в виде живого организма, просто поражает своей вопиющей несуразностью. По-видимому, этот вид бессмысленности и сопряженное с нею отсутствие ясного представления об информации в качестве научного термина имеет под собой какую-то весьма основательную причину, которую нельзя не рассмотреть в деталях, коль речь идёт о попытке сформулировать, что такое информация. И причина этой бессмыслицы несомненно заключается в неподдающейся контролю логического сознания вере подавляющего числа людей в сверхъестественное, что является свойством не только верующих в бога, но и существенной части людей, считающих себя атеистами.

Если принять на веру, что информация не существует вне зависимости от сознания человека, то подобная трактовка принципиально не может активно не отторгаться людьми, верующими в бога. Ведь любое проявление божественного - это в той или иной степени проявление некой особой мистической формы сознания, однозначно не фиксируемого органами восприятия человека и якобы существующего отдельно от человеческого сознания. Древние индусы называли эту эзотерическую информацию "Акаши" или Разумом Вселенной. Учения о скрытой мистической сути объектов мира и человека, о том, что процессы, происходящие во Вселенной, синхронно отражаются в глубинах человеческой души, чрезвычайно распространены среди верующих в сверхъестественное. Это - и суфизм внутри ислама, и нейдан внутри даосизма, и йога внутри индуизма, и исихазм внутри православия, и каббала внутри иудаизма.

В современном понимании термин "эзотерический" впервые использовал в английском языке Томас Стэнли в 1701 году в своей работе "История Философии", описывая основы учения пифагорейцев. Последнее подразделялось на ту часть, которая была доступна всем, и ту, с которой знакомили только членов ордена после того, как брали с них клятву о неразглашении. Эту часть пифагорейского учения Стэнли и назвал эзотерической. Историки и до сих пор так и не знают, в чём заключалась эзотерическая часть учения Пифагора, и, по-видимому, не только по причине клятвы о неразглашении посвящёнными. Из изотерических знаний невозможно экстрагировать что-то доступное для восприятия или осознания обычного непосвященного человека, неспособного искусственно вызывать у себя состояние иллюзии, галлюцинации, медитации и других видов насилия над нормальной психикой для того, чтобы спрятать в этих отклонениях от нормы тайну неосязаемого, непостигаемого, неощущаемого, но сильно интригующего тех, кому в силу определённых обстоятельств очень приятно быть заинтригованным и причастным к тайнам Вселенной.

Но не вызывает ни малейших сомнений, что то, что принято называть эзотерикой, несовместимо с понятием "информация". А эзотерическое чувствование является рудиментарной компонентой сознания большинства людей. Ведь ординарный человек не способен обосновать то, что процессы, происходящие во Вселенной, никак не могут синхронно отражаться в глубинах человеческой души, и именно поэтому в глубине души многие верят в то, во что можно поверить лишь полностью вытравив из памяти школьный курс физики. Судя по всему, именно такого рода подоплёка и определяет суть столь странных рассуждений о природе информации. Суть этой подоплёки обычно выражается словами "но что-то такое всё же есть". В подавляющем числе случаев вера во "что-то такое" неискоренима и какая-то таинственная информация, существующая в природе независимо от человеческого сознания, и есть одна из ипостасей "чего-то такого".

Вера в существование бога возникает на уровне индивидуального сознания и является эндоинформацией. Причины возникновения веры могут быть самые разнообразные - от неспособности любознательного ума найти логическое объяснение тем или иным явлениям окружающего человека материального мира, от тривиальной безграмотности, от инфантилизма, от индивидуальных форм психо-физического склада до широкого спектра психопатологий. А религия - представляет собой экзоинформацию, составленную из высказанного мнения (веры) отдельных людей, из мнения "очевидцев", якобы наблюдавших проявления сверхестественного, из экзоинформации, выдаваемой руководством церкви и обслуживающими её клириками-"теоретиками", из так называемых божественных писаний, созданных древними совершенно небожественными предками, имевшими примитивнейшую информацию об окружающем их мире. Для многих людей бог - воплощение абстрагированного и очень неконкретного "всего хорошего", а также "глобальной справедливости". В христианском богословии по православному катехизису Богу приписывается десяток абстрактных качеств, а в магометанском богословии Аллаху таких абстрактных качеств приписывается сотня.

Следует отметить, что аналогичная ситуация с потребностью в сверхъестественном, облагораживающим прозу жизни, возникает и в сфере научной деятельности, когда вера в чудо (эндоинформация) из-за бессилия дать научное толкование тем или иным феноменам, оформляется в виде гипотез и теорий (экзоинформация), обосновывающих тезис о реальной возможности внезапного самопроизвольного возникновения инфотрегера и самоизвлечения скрытой информации об этом чуде, т.е. тезис о чудесной закономерной возможности невозможного. Так, например, в течение последних трёх десятилетий уверенность в существовании чуда - самопроизвольного зарождения рибозимов, способных на голом месте создать жизнь на Земле, согревает душу многих наивных энтузиастов, среди которых замечены и пожилые академики и профессора. Но основными носителями этой веры в чудо, выраженное языком соотвествующих научных гипотез, являются массы грамотных людей с высшим образованием и даже научными степенями, которые неспособны к независимому самостоятельному мышлению. Основанные на вере в чудеса теории являются духовными костылями для подобных глубоко образованных, но способных видеть мир только через очки учебников. Они с бОльшим энтузиазмом верят в такие чудеса, нежели сами авторы чудес.

Как отмечает известный английский социолог Айлин Баркер, духовность или совесть в индивидуальном сознании отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека (Степанова Е. А., Научно-теоретический журнал "Религиоведение", 2011, № 1, 127—134.), то есть мир его психики, включающей реакцию сознания на восприятие информации об окружающей его среде. Таким образом, духовность является своеобразной ипостасью эндоинформации, в то время как религиозность - совокупностью трансформированной в экзоинформацию проявлений духовности. Эта трансформация очень непроста, поскольку духовность - принадлежность индивидуумов, а религиозность - массовое свойство. Именно этим обстоятельством объясняется тот факт, что в социологии, культурологии и публицистике "духовностью" часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, в художественных образах искусства, в религиозных учениях и практиках, что косвенно подтверждает первичность эндоинформации и её трансформацию во вторичную экзоинформацию.

Религия не может комфортно функционировать в реальном мире, не утверждая существование некой объективной вселенской духовности, отличной и независимой от духовности человеческой. В этой вселенской духовности в соответствии с любой религиозной философией и растворена некая мифическая информация, которая может проявляться внезапно в качестве свидетельства скрытой глобальной духовности реального мира. Например, Рудольф Штейнер в 1912 году основал религиозно-мистическое учение антропософию, выделив её из теософии - "божественной мудрости", представлявшей собой оккультное движение, заключающегося в мистическом созерцании Бога, в свете которого можно приобрести таинственное знание всех вещей, т.е. информацию, существующую отдельно от человека. В современном мире апологетов антропософского учения, опирающегося на христианскую мистику неортодоксального характера, довольно много. Всемирный центр Антропософского движения находится в Швейцарии. В 1990-е гг. возобновило свою работу Антропософское общество России.

Согласно постулатам антропософии, конгруэнтным практически любой иной религии, физический мир представляет собой лишь частичное отражение духовного мира, который и управляет всем через духовные существа и силы. В религиоведении приписывание Богу свойств человеческой психики называется антропопатизмом (от греческих слов "антропос” – человек и "патос” – чувство, боль). Антропопатизм бога является причиной того, что человек способен в некоторых ситуациях проникаться божественной духовностью и черпать из бездонного источника божественной информации, существующей в неидентифицированных мистических компартментах Вселенной, называемых иногда четвёртым измерением. В этом случае становится совершенно понятным многообразие видов информации, поскольку она является средством передачи вселенской духовности людям, обладающим многообразием индивидуальных акцепторов этой якобы реально существующей духовности.

По указанным выше причинам предложенная мною классификация информации, как явления, основанного исключительно на сознании человека (активности живых существ) и на межличностном взаимодействии индивидуумов, будет отторгаться людьми, у которых вера в сверхъестественное превалирует над логикой. Никто не знает и не понимает природу механизмов, с помощью которых вера командует логикой. В дискуссиях верующие проявляют поразительную изобретательность и находчивость, позволяющую им с удивительным искусством преодолевать барьеры, которые воздвигает на пути их рассуждений совершенно очевидная логика, не замечать и не воспринимать которую им диктует вера. Такие люди могут не отдавать себе отчёта в том, почему они активно отторгают простой тезис о двух типах информации. Но в основе всех такого вида неприятий лежит неизменно одна и та же до удивления простая причина - смешение принципиально различных и несовместимых понятий: 1) существования независимого от сознания предмета или явления материального мира, 2) отражения этого предмета или явления в сознании человека и животных (эндоинформация) и, наконец, 3) вторичное отражение отраженной и переосмысленной информации с целью доведения её до иных особей своего вида (экзоинформация).

Рассмотрим простой пример. Во дворе на стене укреплён электрический счётчик. Этот счётчик создан на основе экзоинформации, произведённой не одним поколением людей, поскольку электрические счётчики постоянно усовершенствовались. Как бы ни менялась форма таких счётчиков, они созданы для одной и той же цели - давать показания количества потреблённого электричества. Для людей показания электросчётчика являются реально существующей объективной информацией, но ящерица, ползущая по счётчику, или собака, бегающая по двору, не имеют ни малейшего представления об этих показания счётчика. Они могут по-разному видеть цифры на счётчике, но вид этих цифр не является информацией, т.е. информация о количествах израсходованного электричества им недоступна.

Цифры счётчика представляют собой реальность, возникающую на основе механизма действия созданного и подключенного человеком к электросети устройства. Вот когда зрение человека отразило в мозгу эту реальность, а мозг связал это отражение с хранимой в мозгу эндоинформацией в виде смысловой модели окружающего мира, то в этот момент и возникла эндоинформация о смысле цифр, демонстрируемых счётчиком. То, что разные люди видят одни и те же показания счётчика, объясняется вовсе не тем, что в природе сама по себе существует какая-то мифическая информация, видимая с разных позиций и точек зрения, а тем, что в природе сам по себе существует работающий счётчик, показывающий цифры. Цифры, а вовсе не информацию. Информацию показывает мозг, а не счётчик, компьютер, микроскоп, телескоп, телевизор и т.п.

Робот, который танцует, поёт и произносит связные речи в соответствии с заложенными в него программами, - это реально существующий объект материального мира, созданный на основе сложного набора парциальных эндоинформаций, собранного поколениями исследователей в виде экзоинформации статей, книг, инструкций, учебников и т.п. Но человек, находящийся в соседней комнате, о танцующем, поющем и произносящем связные речи роботе информации не имеет. В реальном мире существует реальный танцующий, поющий и говорящий робот, а информация о нём существует только в сознании человека, органы восприятия и мозг которого в состоянии зафиксировать эту реальность.

Признание того, что информация существует лишь в сознании человека и животного, нацело отрицает существование бога и свидетельствует о том, что бог является продуктом человеческого творчества. В противном случае должно было бы быть два рода информации о показаниях электрического счётчика: информация, снимаемой человеком, и информация, которую потенциально мог бы снять со счётчика бог. Человек, имеющий глаза, может прочесть на табло счётчика, сколько электричества было потреблено. А собака, также имеющая глаза, ничего подобного сделать не в состоянии. Это означает, что помимо органа восприятия, считывающий информацию акцептор информации должен быть функционально сопряжен с мозгом, который в состоянии обработать результаты визуального восприятия. В данном случае с человеческим мозгом, поскольку собака обладает вполне развитым мозгом, который однако не обладает способностью трансформировать показания счётчика в информацию о количестве потреблённого электричества.

Если бы первобытный человек, не имеющий представлений не только об электричестве, но и о таблице умножения, увидел электрический счётчик, то он бы абсолютно ничего не понял, т.е. информация о показаниях счётчика была бы первобытному человеку недоступна или же доступна в ином виде, нежели современному взрослому человеку. У младенца наличествуют глаза и мозг, которые вскоре будут способны считывать информацию с электрического счётчика, но только по прошествии определенного времени. Значит, способность воспринимать информацию кардинально изменяется с развитием человека в филогенезе и онтогенезе, и троглодит, младенец и современный взрослый человек получают информацию об одной и той же реальности по-разному. Но Всемогущий и Вездесущий бог не может себе позволить что-то не знать и не понимать. Значит в боге заключена способность воспринимать информацию в условиях наложения несовместимых вариаций сознания, а точнее способность ничего не понимать, наблюдая объекты материального мира, поскольку нельзя одновременно понимать и не понимать, одновременно получать информацию и не получать информацию, а бог с эволюционирующим сознанием противоречит самому смыслу понятия Вечный и Неизменный бог.

+

Мы можем c максимальной эффективностью изучать закономерности генерации эндоинформации и её трансляции в экзоинформацию, базируясь на достижениях нейробиологии, на собственном индивидуальном опыте восприятия, обработки и выработки информации, на возможности исследования человеческого интеллекта человеческим интеллектом и т.п. Но важно при этом иметь ввиду, что восприятие информации это не уникальное свойство человека, а качество, свойственное всему живому без исключения и несвойственное всему неживому. Оно возникло на самых ранних этапах происхождения и эволюции жизни. Без восприятия информации о внешней среде и без оценки физиолого-биохимического соответствия организма данному состоянию среды невозможна была бы эволюция живых существ, в частности, невозможны были бы возникновение и эволюция ДНК в качестве универсального механизма наследования. Главным критерием эволюционной коррекции для живых организмов являлась эндоинформация, в то время как экзоинформация является определяющим критерием рационального функционирования биосферы.

Я продолжу свои рассуждения в отношении этих проблем, ориентируясь на тех читателей, которые принимают аксиому, гласящую, что восприятие и выработка информации - свойство исключительно живых существ, а не объектов неживой природы, способных быть лишь инертными трансляторами смысла и знаний, передаваемых одним организмом другим организмам. Для людей, верящих в существование информации самой по себе в отрыве от восприятия её живыми существами, дальнейшее повествование не имеет абсолютно никакого смысла, поскольку для таких людей не существует различий между объектом и субъектом, т.е. между инфотрегером, с одной стороны, и продуцентом и акцепторами информации, с другой.

Напомню, что в философии "субъект" и "объект" - это две альтернативные и несмешиваемые категории теории познания. Под субъектом понимается существо, обладающее сознанием, волей и вообще определенной биологической активностью, способное осуществлять целесообразную деятельность в рамках своих биологических возможностей и потребностей. Субъектом познания, например, называется человек, познающий и изменяющий окружающий мир, но также и любое живое существо, способное анализировать и изменять окружение в соответствии со своими физиолого-биохимическими потребностями. А предметы, на которые направлена практическая деятельность субъекта, представляют собой то, что принято обозначать термином "объекты". В качестве объектов выступают не только предметы и явления реального мира. Их отражение в сознании может быть также объектом изучения. В контексте данного исследования эндо- и экзоинформация возникают с помощью субъектов, воспринимающих некоторое смысловое содержание объектов и вырабатывающих то, что называется информацией.

Важно понимать, что центральным пунктом в различении свойств эндо- и экзоинформации является то обстоятельство, что информация I типа является продуктом функционирования самоорганизующейся системы, какой является мышление (или его простейшие аналоги у организмов низшего порядка), в то время как информация II типа на стадии инфотрегера такими свойствами не обладает. Эндоинформация представляет собой результат отражения материального мира органами восприятия живого существа и продукт переработки этого отражения органами, способными оценить его физиологическаую значимость, трансформировав эту оценку в адекватную реакцию организма.

Экзоинформация, транслируемая для неограниченного числа человеческих личностей, иных чем транслятор экзоинформации, пребывая в криптоформе на инфотрегерах, через которые она может быть воспринята, информационно инвариантна. Можно восстановить постаревшую фреску, текст, написанный много лет тому назад на бумаге может стать нечитаемым, т.е. инфотрегер может подвергнуться тем или иным изменениям, но они будут происходить спонтанно, в их основе будет лежать бессмысленность и эти изменения не приведут к намеренному изменению смысла исходного сообщения. То есть эндоинформация, трансформированная в экзоинформацию, будет считываться бесчисленным количеством реципиентов в неизменном виде, однако, будучи считанной с инфотрегера различными людьми в качестве вторичной эндоинформации, может быть подвергнута непрогнозируемым изменениям, индивидуальным для каждого реципиента. И это уже будет вторичной эндоинформацией, т.е. информацией, считанной с экзоинформации, а не с независимого объекта внешнего материального мира, который не навязывает реципиентам определенных антропоморфных выводов. Эта вторичная эндоинформация, считанная с экзоинформации, определенным образом влияет на психику людей. На последствиях этого феномена, названного мною информационной копрофагией, я подробно остановлюсь ниже.

Человеческое мышление не имеет центра управления. Процесс мышления явно обладает признаками сложной, эффективной, самоорганизующейся системы, на которую внешняя среда оказывает воздействие с помощью специализированных органов восприятия. В мозге человека эндоинформация Ia и Ib типов может изменяться, частично избирательно или неспецифически забываться, дополняться, могут происходить неожиданные для человека комбинации отдельных фрагментов информации, приводящие к возникновению принципиально новой информации. Информация Ic типа может учитываться и вовлекаться в оборот в самых неожиданных местах, информация Id типа возникает как по воле человека, так и вне его желания, часто самым непредвиденным образом искажается под влиянием индивидуальных особенностей психики человека, из одного и то же события, наблюдаемого разными людьми, может быть извлечена совершенно разная информация.

Все вторичные операции с эндоинформацией Id типа могут происходить как в ответ на запросы интеллекта, так и самопроизвольно, независимо от интеллектуального контроля и управления. Отдельные феноменологические проявления этих самоорганизационных процессов известны как интуиция, озарение, вытеснение в подкорку, маниакальная защита и множество иных самопроизвольно протекающих манипуляций с информацией, хранящейся в памяти мозга и, как контролируемо, так и неконтролируемо извлекаемой из этой памяти. Из пяти рассмотренных ранее подтипов эндоинформации только тип Ib может быть источником прямой трансформации эндоинформации в экзоинформацию. Так, например, вперёдсмотрящий матрос, стоящий на марсе или в вороньем гнезде корабля и наблюдающий за обстановкой, а в число вперёдсмотрящих в старину привлекались люди с очень хорошим зрением, обнаруживает опасный риф и заблаговременно предупреждает команду, т.е. без каких- либо модификаций непосредственно превращает эндоинформацию в экзоинформацию через инфотрегеры, какими являются речь, мимика, знаки и т.д. Мозг вперёдсмотрящего нацелен на поиск возможных препятствий движению корабля и ему не нужно определять, что именно он видит впереди. Ему важно сообщить о наличии абстрагированной формы восприятия - "препятстивия". А эндоинформация типа Ia не может автоматически переводиться в информацию II типа, поскольку она должна предварительно быть проанализирована и актуализована.

Таким образом, экзоинформация производится одним мозгом для других мозгов, а поскольку мозг человека функционирует только у живого человека, то проще сказать, что экзоинформация всегда продуцируется одним человеком для других людей. Даже тогда, когда экзоинформация создаётся группой людей, то в такой экзоинформации всегда присутствует вклад индивидуального носителя эндоинформации. В процессе коллективного производства экзоинформации отдельные вклады отдельных участников этого процесса, как, например, вклады участников хоровых оперных партий или отдельных музыкантов в симфоническом оркестре могут быть неразличимы самими исполнителями, но, тем не менее, и индивидуальное исполнение оперной арии, и хоровое пение представляют собой экзоинформацию с аддитивным или неаддитивным характером отдельных вкладов.

Представим, что человеку нужно попасть с улицы "А" на улицу "В". Экзоинформация в виде полного списка названий улиц города ему ничем не поможет, а вот экзоинформация, считанная с карты города - да, поможет, поскольку этот конкретный вид информации приспособлен специально для людей, которым нужно добраться из одного пункта города в другой. Таким образом, экзоинформацию об одной и той же объективной реальности можно подавать и воспринимать по-разному. В изучении феномена информации не имеет принципиального значения зафиксирована информация на магнитном носителе, выбита на камне, запечатлена в виде татуировки на коже человека и т.д. - любая информация создана человеком или же является отражением его органами восприятия объективной реальности. Эта реальность существует в природе, а информация не существует сама по себе вне зависимости от носителя эндоинформации и результатов его запечатлённой деятельности. Певец произвёл экзоинформацию в виде исполненной им арии, которая была запечатлена на грампластинке. Грампластинка существует, запись экзоинформации существует, но сама исходная экзоинформация исчезла с последними звуками исполнения. Т.е. в реальности существует лишь запечатлённая копия экзоинформации. Если путать оригинал с копией, то в таком случае взгляд на природу информации может быть кардинально иным, нежели излагаемый мною.

Улицы с соответствующими названиями в городе существуют постольку, поскольку экзоинформация о названиях улиц была создана людьми и выбита на табличках. Экзоинформация о расположении и названиях улиц, составленная одними мозгами для других мозгов, существует, но независимой от человеческого мышления и человеческой памяти, являющейся производной этого мышления, информации о названиях улиц в природе не существует. Здесь имеет место элементарная подмена понятий субъекта объектом. Информация всегда субъективна, она не может не быть субъективной, но она объективно существует в виде того или иного отображении. У древних предков человека выразительные движения мышц лица, жестикуляции и звуковые подражания, с помощью которых создавалась экзоинформация, не могли сохраняться и становиться объектами массового использования. Татуировки, различного рода украшения уже представляли собой объекты массово воспринимаемой экзоинформации об особенностях характера того или иного человека, а экзоинформация наших древних предков, напечатлённая в виде наскальных рисунков и выбитых на камне знаков, дошла и до наших времён.

Если в отражении человеком материального мира, его окружающего, существует высокая доля объективности, то восприятие экзоинформации, т.е. её повторная переработка мозгом человека, субъективно. Точно также в природе не существует какой-то мифической объективной "правды", независимой от её интерпретации мозгом человека. Вера в существование в природе какой-то независимой информации в виде четвёртого измерения или чего-то ещё такого же типа шизофренической загадочности является философским камнем, с помощью которого можно стереть в порошок логику любого неверующего в сверхъестественное. Но, упомянув о сверхъестественном, не могу не повторить ранее высказанное предположение, что экспоненциальный рост потребления экзоинформации - вторичной информации, производимой одним человеком для других людей, не может не привести в будущем к сверхъестественному состоянию человечества под названием информационной копрофагии. Эпидемия информационной копрофагии, качественные и количественные закономерности её нарастания могут стать основным фактором, определяющим развитие человечества в ближайшем и отдалённом будущем, в частности, способствовать эпидемии старческой деменции, реальность которой уже у никого не вызывает сомнений.

Люди, верующие в создание искусственного интеллекта, который до сих пор так и не создан, несмотря на астрономические средства, вложенные в решение этой проблемы, могут возразить по поводу неспособности инфотрегеров к созданию и модификации информации. Наивная, а главное, никому не нужная попытка создания искусственного интеллекта, принесла компьютерной науке неисчислимые беды. В течение десятилетий эксплуатируется широко известный тест Тьюринга, который по-существу ни о чём не говорит, поскольку компьютер, способный имитировать поведение человека, будет и дальше усовершенствоваться в направлении имитации поведения и мышления человека. Живучесть этой бессмысленной активности определяется не только наивностью мечтаний, но и её практической пользой для различных категорий людей, работающих в науке и рядом с ней не только по причине экстраординарной любознательности.

Так, например, в современном мире развелось множество экспертов-предсказателей. Это - очень удобная область обмена продуктов псевдонаучной логорреи на реальные жизненные блага. Профессиональные футурологи поливают будущее автоматным огнём чуть ли не ежедневных предсказаний того, что случится в ближайшие 5-10-20 лет, в надежде, что этот вид слепой ковровой бомбардировки будущего случайно накроет какую-нибудь цель. В этом случае остальные 99.9% несбывшихся предсказаний можно будет изобразить в виде естественных отходов интеллектуальной деятельности эксперта-предсказателя. Таким профессиональным предсказателем, например, является известный футуролог Рэймонд Курцвайль, "предположивший", что машины, способные пройти тест Тьюринга, будут изготовлены, по грубым оценкам, около 2020 года. Он даже заключил пари стоимостью $20 000 между неким Митчем Капуром, смысл которого заключается в том, пройдет ли компьютер тест Тьюринга к 2029 году? На самом же деле к 2029 году реклама стоимостью в $20 000 принесёт обоим спорщикам значительно бОльшую прибыль.

Предсказание будущего путём активного ползанья по научному полю абсолютно нереалистично. Нужно уметь взлетать над стеной, отгораживающей будущее от настоящего, и это возможно лишь на крыльях научных гипотез. Завзятые футурологи в подавляющем своём числе научные гипотезы не продуцируют, поскольку они исключают стратегию бесцельной стрельбы по будущему, приносящей прибыль в реальном настоящем. Они лишь бесконечно коррелируют, но никакие корреляции не в состоянии доказать, что когда-нибудь будут созданы искусственные устройства, способные, самостоятельно продуцировать осмысленную экзоинформацию. Но если это когда-то вдруг и произойдёт, то, тем не менее, ничего не изменится в соотношении триады понятий "эндоинформация-инфотрегер-экзоинформация". Произойдёт лишь резкое ухудшение качества информационных экскрементов, которые во всё больше объёме потребляют дети современной цивилизации.

В контексте вышесказанного нельзя не обратить внимание на существование в природе сложнейших инфотрегеров под названием "дезоксирибонуклеиновые кислоты (ДНК)", которые были созданы Природой в процессе эволюции. Инфотрегер ДНК является матрицей жизнедеятельности любого живого существа. В процессе жизнедеятельности индивидуальный организм считывает информацию с этого инфотрегера и трансформирует её в наиболее адекватные формы реакций приспособления к окружающей среде. Для того, чтобы представить себе механизм зарождения и эволюции этой матрицы, необходимо иметь хоть какое-нибудь подобие гипотезы о том, каким образом живые организмы, зародившиеся и эволюционировавшие на Земле, участвовали в создании ДНК. Таких гипотез на сегодняшний день нет. Единственное, что может придти в голову при отсуствии идей - это абсолютная невероятность вероятности самозапрождения "умной ДНК".

На сегодняшний день на умы учёных монопольно оказывает давление незатейливый силлогизм: жизнь очень сложна, ДНК очень сложна, значит жизнь произошла из ДНК. Отсюда следует, что этот инфотрегер возник без участия живых существ и даже сам по себе был источником создания живых существ. Отсюда и многообразие и живучесть псевдонаучных фантазий, построенных на манипуляциях с этим неживым продуктом живой природы. Ведь, не имея представлений о механизмах зарождения ДНК, это вещество в виде серого порошочка вне живого организма представляется в виде неодушевлённого предмета сконцентрированной информации, т.е. информации, существующей вне зависимости от живого существа, способного считать эту криоинформацию, написанную на неодушевлённом носителе.

(Продолжение следует)


Вернуться назад