ОКО ПЛАНЕТЫ > Теории и гипотезы > Квантово-синергетическая антропология как задача
Квантово-синергетическая антропология как задача18-12-2009, 12:23. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
|
КАК ВОЗМОЖНА КВАНТОВО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, СИНТЕТИЧЕСКИЕ МИРЫ ТЕЛЕСНОСТИ
Данная работа носит постановочный характер. Зададимся вопросом, а возможна ли «синергетическая антропология», т.е. новая, антропологическая сборка на базе синергетики --- междисциплинарного ядра постнеклассической науки? Что может привнести в антропологию коммуникативно-деятельностная синергетическая методология, мягкий модельный перенос из теории самоорганизации и квантовой механики, автопоэзиса и нейрокомпьютинга? Новая холистическая сборка не должна противоречить уже известной антропологической феноменологии, но должна дать возможность разным направлениям, дисциплинам и культурным традициям более свободно и согласованно взаимодействовать на новом быстро меняющемся онтологическом ландшафте, представляя его генезис. Кроме того, эпоха computer science открывает совершенно новые возможности, дает иной ключ к пониманию и моделированию антропной сферы и культуры в целом. Так, «Лаборатория природы» в которой человек стал активным сотрудником еще в эпоху Возрождения, в XXI веке все больше превращается в «Лабораторию культуры» . Рождается новый философский проект, на базе постнеклассической науки и философии , синергетики , новая конструктивная междисциплинарность, которая, наследуя пафос становления прошедшей эпохи, дополняет его конструктивными смыслами и культурой моделирования целого. И все же, почему именно синергетика и квантовая теория? Потому, что и та и другая, дополняя друг друга, позволяют моделировать эволюцию сложных развивающихся объектов, явления самоорганизации, их исторические и эмерджентные свойства, и многое другое, характерное для человекомерных систем. Кроме того, принципы синергетики носят весьма универсальный междисциплинарный характер, что позволяет наладить эффективную коммуникацию различных наук о человеке. Что делать? Подчеркнем, что человеческая природа полионтична, и не только в силу множества дисциплинарных онтологий, изучающих человека, но по еще более глубокой причине. Как пишет в «Диалектике мифа» А.Ф.Лосев – «Каждая вещь – это вывороченная наизнанку личность. Она, оставаясь самой собой, может иметь бесконечные формы проявления своей личной природы» , отсюда телесность семиосферы, культуры. Понятно, что полная онтология человека соизмерима с полной онтологией мира и построению не подлежит в окончательном виде, но может быть предложена как онтологический ландшафт, подвижный и исторически незавершенный, картографированный многими способами в разных масштабах и разных координатах. С другой стороны, там же у А.Ф.Лосева мы находим: «Я могу узнать чужую душу только через тело, тело всегда проявление души». Итак, тело связует и проявляет внешнее во внутреннем, и наоборот, но вот граница внешнего и внутреннего всегда условна, граница физического тела лишь одна из возможных. Это было очевидно человеку архаическому, человеку традиционного общества. Очевидно это и маленьким детям, для которых мир анимирован, физическое и психическое пространства еще не разделены. Но это стало проблематичным для человека рационального, человека Нового времени, и «тело без органов» постмодерна возникает как форма протеста против фрагментации человеческой телесности. В таком случае, почему бы для наших целей не обратиться к холистическим натурфилософским традициям Китая, Индии, Греции, современному шаманизму, или новоевропейским эзотерическим доктринам, и не собрать грандиозный антропологический проект всех времен и народов, несущий тысячелетнюю мудрость человечества? Этот путь возможен, но не научен, он всего лишь онтологизирует новые мифы вместо старых мифов, без всякой перспективы их научного обоснования. Хотя традицию, конечно, надо привлекать и использовать как бесценный источник антропологической феноменологии и эвристики. В этом отношении наиболее интересным, на наш взгляд, является направление «интегральной психологии» К.Уилбера , в котором современные квантовые феномены активно привлекаются, но всего лишь как эвристические объяснительные метафоры сферы психики. Подчеркнем также, что следует различать предлагаемую нами далее квантово-синергетическую антропологию, опирающуюся на принципы синергетики и квантовой теории, рожденные в естествознании и адаптируемые для социогуманитарной сферы, и синергийную антропологию С.С.Хоружего, чьи принципы восходят к духовным практикам православного исихазма, хотя, несомненно, определенные корреляции этих подходов возникают. На наш взгляд, для построения и научного обоснования онтологии антропной сферы недостаточно использовать только редукционистские по своей сути физико-химический, физиологический и нейрокомпъютерный подходы. Необходимо привлечение также современных фундаментальных холистических научных принципов, которые могут служить основанием анализа наиболее сложных феноменов психики, а не просто иллюстрациями. В ХХ веке такого рода принципы, иногда весьма экзотические, пытались применять к антропной сфере: имплицитный порядок (Д.Бом), голографическая парадигма (К.Прибрам), теория бутстрапа (Ф.Капра), интегралы по траекториям (Р.Фейнман), многомировая интерпретация (А.Эверрет) и т.д. Однако, наиболее естественными оказались традиционные концепции когерентности (самоорганизации), редукции волновой функции и динамического хаоса, поэтому остановимся на них подробнее. Феномены когерентности, динамического хаоса и квантового ЭПР эффекта --- новые основания холизма. Принцип когерентности в приложении к проблеме телесности наиболее ярко проявляется в концепции квантовой медицины . Эта постнеклассическая научная концепция восходит к теоретическим работам нобелевского лауреата Г.Фрелиха и экспериментальным исследованиям С.П. Ситько с соавторами и насчитывает уже четверть века . Феномен жизни объясняется через когерентное состояние вещества тканей живых существ, которые в миллиметровом диапазоне образуют активную лазероподобную среду, формирующую самоподдерживающийся электромагнитный каркас организма. Так удается объяснить многие феномены эмбриогенеза, восточной традиционной медицины и современной интегральной медицины, создать эффективные методы лечения и гармонизации организма. Отметим сразу, что физические механизмы формирования квантовых макроскопических эффектов здесь лежат в области неравновесной квантовой статистической физики на границе квантовой и классической физики, идеи и методы сходны с идеей самоорганизации при генерации лазера, т.е. находятся буквально в области методов синергетики, как ее понимает Г.Хакен. Нам кажется, этот подход вполне уместно называть квантово-синергетическим. Этот подход, дополненный идеями макро-квантовых корреляций, может отвечать не только за телесность физическую в организме, но и за феномены психики и духа, которые, несомненно, являются объектом интегральной медицины и психологии. Поясним подробнее, что подразумевается под этими холистическими механизмами. На наш взгляд, должны существовать холистические пространственно-временные законы макро и мегамасштабов: о возможности их существования говорит наличие в природе двух фундаментальных холистических механизмов связности Универсума . Первый опосредован динамическим хаосом в нелинейных системах и заключается в возможности синергетической синхронизации слабо связанных, удаленных нелинейных систем. (И. Помо, Г.Видаль). Этот механизм, в частности, обосновывает идеи самогармонизации ритмов космоса, а также космо-земных связей и ритмов живых систем. Второй механизм основан на макроквантовых корреляциях ( эффект Эйнштейна-Подольского-Розена ), которые связывают специфическим, некаузальным образом явления в разных частях Вселенной, да и в локальных областях тоже. Его дальнейшее осмысление может перевернуть наши взгляды на природу эволюции, жизни и сознания (М. Менский) . В любом случае, будущие нелокальные законы должны носить квантово-синергетический характер, но описываться будут, вероятно, в терминах теории информации. Причем нелокальность проявляется, в частности, и в преодолении границ физического тела. Уже вполне научными стали исследования по квантовой криптографии, квантовому компьютингу, квантовой телепортации и гипотеза о квантовой природе сознания вероятно должна перейти из разряда метафор в статус онтологий реальности . Сейчас эти представления все активнее используются в гуманитарной сфере в трансперсональной и квантовой психологии , для (пока эвристического) объяснения феноменов индивидуального и коллективного бессознательного, творчества , синхронистичности К.Юнга, феноменов ноосферы, нелокального социального поля, истории , некоторых паранормальных явлений . Другие синергетические гипотезы о механизмах интуитивного мышления и творчества можно найти в монографиях С.П.Курдюмова, Е.Н.Князевой и И.А.Евина . Эскиз к вантово-синергетических онтологий человека. Несмотря на вышеотмеченные сложности описания, попробуем сформулировать мягкий онтологический эскиз человеческой природы. Будем исходить из предположения о синергетической природе искомой онтологии, т.е. подходить к человеку как к сложной открытой иерархической саморазвивающейся системе, находящейся в сопряжении и коэволюции с социальной, культурной и природной средой, которые также являются саморазвивающимися системами. Отметим, что в синергетическом подходе мы не должны умалять значения структурного и функционального описания природы человека (чем грешил постструктурализм), но вместе с тем понимать роль процессуальности и конструктивных механизмов становления и метаморфоз структуры и функции, чего, конечно же, не было в структурализме и что является основным предметом синергетики. Начнем со структурно-функционального описания тела как объекта, тела наблюдаемого, что многократно прописано частными дисциплинами, но нам необходима сквозная идея описания. Например, у Гуссерля в понятии «двойного схватывания» при рассмотрении тела как реальности для сознания обосновано различение тела-объекта и тела-субъекта, причем тело-объект существует лишь сопряженно с внешним наблюдателем (в полной власти языка объективирующего его). В данном контексте Гуссерль предложил выделять четыре страты, четыре иерархии в конституировании телесного единства: тело как материальный объект, тело как «плоть», живой организм, тело как выражение и компонент смысла, тело как элемент-объект культуры» . Попробуем переосмыслить этот подход с современных синергетических позиций, при этом обосновывая предлагаемые построения естественными исследовательскими коммуникативными практиками. Отметим, что всегда можно ввести два типа онтологий: первый --- онтологии состояний (то, что меняется), второй --- онтологии процессов (то, как меняется). Это разбиение контекстуально и любой процесс или состояние можно вновь подразделить на связку состояние–процесс. Например, психологическое состояние радости физиологически является процессом физико-химических реакций, в свою очередь, меняющих состояние активности определенных областей мозга. Деятельностные объектно-телесные онтологии (онтологии состояний). Для наших целей удобен деятельностный подход к проблеме. Предположим некую исследовательскую, познавательную ситуацию: из далекой экспедиции привезли невиданный объект, возможно, живое существо, возможно, разумное, и мы последовательно формируем стратегию его исследования. Первоначально это внешний осмотр, вслед за тем, - попытка контакта-воздействия и выявления простейших реакций, далее, - выяснение наличия памяти и обучаемости. Позднее - установление способности к творчеству во внешней среде, выявление коммуникативных взаимодействий с реальностью и т.д. Подчеркнем, что все это внешние атрибуты проявления тела и их можно вполне классифицировать по степени усложнения поведенческих реакций и типа активности, т.е. налицо почти позитивистский, объективированный подход, местами перекликающийся с бихевиоризмом. Мы предлагаем один из таких способов описания. Возможно, он покажется спорным и наверняка является незавершенным, однако важно, что последовательность упоминаемых далее структурно-функциональных тел естественно появляется не только в процессе эволюционной самоорганизации природы, рождающей новые параметры порядка и иерархические уровни сложности, но и проявлена в онтогенезе человека и в процессе познании-восприятии «другого». В первом приближении стратегия выявления тел выглядит так:
В научной традиции Запада довольно много говорится о витальности, воле к жизни, об эротическом стремлении, теле наслаждения, воле к власти и т.д., но почти ничего о высших трех телах. На Востоке можно встретить термин Атма (высшая душа), используемый для обозначения высшего проявления божественной воли. В христианстве это, конечно, исихастская традиция, практикующая синергию – соволение человеческого и божественного начал. Отметим, что тела интуиции, когерентности и воли в значительной степени надличностные и надсознательные. В традициях их часто называют духовным телом человека. Тела и подтела, восстановление целостности объектно-телесной онтологии . Идея множественности тел может порождать иллюзию бессвязности построенной объектной онтологии человека, хотя мы и говорили о взаимных проявлениях и взаимосвязях различных тел. Проблема решается на пути восстановления структурно-функциональной целостности, т.е. предъявлении связей между телами. Это можно осуществить через введение понятия подтел. Для этого каждое тело подразделяется на подтела, каждое из которых отвечает за взаимодействие с определенным телом в онтологической системе. Таким образом, если в системе всего N тел, то в ней будет NxN подтел. Например, в системе дипломатических межгосударственных отношений подтелами со стороны каждого государства являются соответствующие департаменты МИД и их посольства-представительства. Здесь государство является телом, субъектом системы международных отношений. Подтело, отвечающее собственному телу соотносится с правительством государства. Например, энергетическое тело может проявляться во всех других телах (энергия физическая, эмоциональная, умственная и т.д.), но и напротив физическая энергия может стимулироваться действием яркой эмоции. Аналогично, эмоция может испытываться по поводу свободы движения, интеллектуальной деятельности, преодоления препятствия и т.д. Компоненты физического тела, например, через лекарственные препараты, могут влиять и на высокие духовные состояния человека, а те, в свою очередь, могут оздоравливать нас. Таким образом, противопоставление телесного, душевного и духовного до некоторой степени снимается в этой синтетической онтологии, хотя доминанты-функции тел сохраняются. Построенная структурно-функциональная онтология статична и пока не ясно, как она может развиваться, это скорее некая данность. Назовем ее онтологией состояний. Для понимания причины и тенденции изменений состояний необходимо рассмотреть жизненные процессы, в которых участвует человек, а их изменение со временем может приводить и к изменению онтологических состояний. С этой целью необходимо учесть деятельностно-средовой фактор развития человека. Процессуальные или темпорально-деятельностные онтологии человека . Человек существо социальное, одно его основание – природное, животное, другое – культурное, коммуникативно-деятельностное. Сегодня присутствие человека прослеживается во всех дисциплинах, как естественнонаучных, так и социо-гуманитарных. Это позволяет нам выстроить темпоральные шкалы проекции развития мира на человеческую телесность, построить мультитемпоральную онтологии . Рассмотрим человека, как существо мультитемпоральное, живущее одновременно во множестве онтологических времен, иерархических уровней, убывающих по характерному масштабу процессов: 1. Тело биокосмическое. Космологический антропный принцип и биологическая антропология говорят о коэволюции человека и нашей вселенной, этого уголка космоса, окружающей природы. 2. Тело биосоциальное . Зоопсихологические основания человеческой природы, проявленной в подавляющем большинстве форм поведенческой культуры и социальной самоорганизации. 3. Тело историческое. Основания человеческой идентичности с видом, этносом, родом. Коллективные архетипы бессознательного. 3. Тело культуры, традиция и т.д. . 4. Тело деятельности, практики, знания, умения . 5. Тело действия, хабитус, стили, навыки, темперамент. 6. Тело сознания-реакции, психокинетика, границы контроля рефлексии 7. Тело атемпоральное, присущее вечности, измененные состояния сознания, аффекты. Синергетика особенно ярко манифестирует на границах переходов между телами, когда из живого рождается социальное, или из тела действия возникает практика, а из нее культурная традиция. Эти сопряжения-переходы объяснимы только синергетически, через феномены самоорганизации становления, да и сами гомеостатические процессы нормы в темпоральных телах есть диссипативные структуры в потоках вещества, энергии, информации, т.е. описываются феноменами самоорганизации бытия. Итак, в одновременных мультитемпоральных масштабах может быть представлено человеческое бытие, причем в процессуальной онтологии естественно присутствует и тело культуры как важный, центральный его фрагмент. Введение столь объемной деятельностной онтологии может помочь гармонизации диалога, коммуникации сложносовместимых культур и индивидов. Отметим, что тело культуры темпоральных онтологий является аналогом тела психо-ментального в онтологии состояний: через него человек сознает свое бытие и развивается как личность. Важно понять, что все процессуальные тела фрактальны, поскольку так же взаимосвязаны посредством своих подтел-представителей в других телах. Например, тело действий через хабитус, стиль каждого человека ярко демонстрирует как тело культуры, так и тело биосоциальное. Синтетическая онтология. Возникает вопрос, как соотносятся предыдущие онтологии состояния и темпоральные онтологии процесса. Наша идея заключается в сопряжении и дополнительности этих онтологий по квантово-механическому принципу «состояние – оператор». Напомню, что ни волновая функция (состояние), ни оператор (физическая величина) в квантовой механике принципиально ненаблюдаемы. Реальное наблюдение происходит в акте измерения микрообъекта, редукции его волновой функции, когда состояние и оператор «соединяются» (определяется среднее значение оператора в данном состоянии), что и дает показание физических приборов, причем в квантовой картине В.Гейзенберга от времени зависят операторы, а волновые функции-состояния изменяются лишь в актах наблюдения. Именно так мы и предлагаем поступать. Действительно, при описании только деятельности, действий человека, картина не будет полной, пока мы не укажем, в каком он был состоянии. Например, преступнику меняют степень наказания, если он был в состоянии невменяемости, а правильный ответ экзаменатор не засчитает, если он был дан по глупости. Аналогично, игра актера совершенно не убедительна, если лишена вдохновения, а поэт без музы становится графоманом. Аналогом акта квантового измерения, в антропной сфере является акт-событие: наблюдения, самонаблюдения, оценки, рефлексии, коммуникации (в том числе между телами) и т.д., зачастую меняющие онтологические состояния человека. Итак, наиболее полная синтетическая телесно-объектная онтология является прямым произведением ( отология состояний) ? (отология темпорально-деятельностная). Причем использование синтетической онтологии аналогично игре на музыкальных инструментах, и здесь вполне уместна метафора «человек-оркестр». Действительно, онтология состояний это музыкальная нотация, где ноты-ступени - это тела (подтела разбивают тон). Конкретное состояние человека задает ландшафт, профиль активации его определенных тел ( онтологический профиль состояний ), что соответствует музыкальному аккорду, а изменение состояния со временем, эволюция ландшафта – соответствуют музыкальной партитуре, которую с нами играет жизнь. Однако нотация, состояние может быть проявлено, озвучено только посредством исполнительства, действия, поэтому темпорально-деятельностные онтологии представлены аналогами конкретных музыкальных инструментов и исполнительских стилей, со своими тембрами, темпами, ритмами, экспрессией. Предложенный выше язык синтетической телесно-объектной онтологии оказался весьма эффективным в прикладной антропологии, на нем удобно проводить компаративистский анализ онтологических профилей различных исторических эпох, культур, возрастных и социальных групп. Эти идеи успешно опробовались мною в авторских курсах читаемых на кафедре философской антропологии МГУ. Конечно, все еще остается множество проблем с внутренними онтологиями Тела-субъекта, коммуникации, свободы и т.д., на которых мы здесь не останавливались, – и в этом я вижу дальнейшее поле приложения квантово-синергетической антропологии. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М., 2007 Степин В. С. О философских основаниях синргетики // Синергетическая парадигма. Синергетика образования / Под ред. В.Г.Буданова. М., 2006. С.97-102. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.: ИФ РАН, 1999. 203 с. Лосев А.Ф. Диалектика мифа /А.Ф.Лосев Из ранних произведений. М., 1990. см. с.478 Уилбер К. Краткая история всего. М., 2006. С.476 Ситько С.П. Основания квантовой медицины, физика живого. Киев. 1997 Буданов В.Г. В поисках законов холизма. Синергетика, универсальный эволюционизм и универсальная история // Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы./ Под ред. В.В. Казютинского. М., 2006. С.118 – 127. Менский М.Б. Человек и квантовый мир. Странности квантового мира и тайна сознания. Фрязино.: ВЕК2, 2005. 320 с. Пенроуз Р. Новый ум короля. М.: УРСС. 2005 Миндал А. Квантовый разум. М., 2006. Буданов В.Г., Герасимова И.А. Квантовая механика и проблема сознания: перспектива междисциплинарного сотрудничества // Эпистемология и философия науки. №4, 2005. С. 56 – 63. Данилевский И.В. Структуры коллективного бессознательного: Квантовоподобная социальная реальность. М.: УРСС, 2005. 374 с. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М., 2007. 232 С.- Миндал А. Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме. Осознание пути. М., 2008 Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. СПб., Алетея, 2002. Евин И.А. Искусство и синергетика. М.:УРСС. 2004 Грицанов А.А. Тело // Энциклопедия «История философии». Генерация ценной информации, согласно Кастлеру, происходит как случайный запомненный выбор. Чернавский Д.С. Синергетика и информация (динамическая теория информации). Изд. 2-ое доп. и испр. М.: Едиториал УРСС, 2004. 288 с. Подчеркнем, что существуют чисто синергетические нейросетевые имитации интуитивного поведения, однако такую сеть надо специально обучать, подключать ее к другим сетям. Все эти функции в жизни могут осуществляться за счет нелокальных квантовых (ЭПР) макрокорреляций, которых пока нет в моделях искусственного интеллекта. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. ИФ РАН, М.: УРСС, 2007. 232 с. Вернуться назад |