ОКО ПЛАНЕТЫ > Теории и гипотезы > Американцы собираются захватить Солнечную систему. Новая гонка началась?
Американцы собираются захватить Солнечную систему. Новая гонка началась?5-11-2009, 09:31. Разместил: VP |
|||||||||||||||||||||
Первый реальный шаг сделан - новая ракета «Арес-I-X» уже стартовала!
- Ключ на старт!
На космодромах на мысе Канаверал, Байконуре и в Цзюцюане взревели ракеты... Кто первый?
По сути, сейчас начинается новый виток агрессивного соперничества в космосе. Ситуация похожа на ту, что сложилась в конце 50-х годов прошлого века. Тогда спорили: кто первый запустит спутник? Кто отправит на орбиту человека? Теперь - о том, кто первый создаст флот для завоевания соседних планет. И за превосходство в космосе борются уже не две супердержавы, а три. Подросли китайцы.
Пока все внешне пристойно. Дружеские объятия на Международной космической станции. Американцы, стартующие на российских «Союзах». Китайцы, выходящие в космос в российских скафандрах...
А на деле?
МКС - ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН
Краткая эпоха освоения околоземного пространства с созданием Международной космической станции заканчивается. Мы научились запускать людей на нужные орбиты (самые надежные, по мнению НАСА, пилотируемые корабли «Союзы» летают уже больше 42 лет!). Мы научились годами жить в цистернах, соединенных вместе и заброшенных на высоту 350 км от Земли.
Но с меркантильной точки зрения обитаемая станция, накручивающая витки над континентами и океанами, не очень-то уже нужна. Наблюдение за планетой, эксперименты по созданию суперчистых материалов, которые поручены космонавтам, дешевле, проще и точнее сейчас могут выполнить автоматы. Эксплуатация громадного комплекса с несколькими дублирующими системами жизнеобеспечения в разы дороже любой автоматической станции. Не говоря о том, что пилотируемые полеты, как бы то ни было, рискованны. Иной раз неоправданно. Гибель двух американских шаттлов - тому подтверждение.
Зачем тогда нужны громадные сборочные цеха и монтажно-испытательные комплексы, тысячи конструкторов, инженеров и инструкторов, охрана, системы спасения и прочая невероятно дорогая инфраструктура? Оправдывает вложения только очередной принципиально новый прорыв.
И он готовится. В США это программа со скромным названием Constellation («Созвездие»). Здесь и новая мощная ракета, способная поднимать многоместный космический корабль на орбиту. И сам корабль «Орион», готовый летать и к МКС, и на Луну, и на Марс. И различные вездеходы-луноходы, и оборудование для марсианской экспедиции.
Россия тоже засобиралась к другим планетам. Схема примерно такая же, как у американцев: новый корабль (ему дали рабочее название «Русь»), способный стать командным модулем в межпланетной пилотируемой системе, и новая ракета. Амбиции наши подтверждает запланированный на следующий год эксперимент «Марс-500». В макете марсианского корабля испытатели проведут ровно столько времени, сколько нужно, чтобы слетать к Красной планете и вернуться.
Засекреченный Китай подробностей не раскрывает. Разве что руководство космической программой Поднебесной несколько раз признавалось: цель - лунная база к середине 20-х годов этого века.
Задачи похожи. Вопрос: кто и когда сделает первый шаг за пределы околоземного пространства? И в каком направлении?
МАРС ДЕШЕВЛЕ ЛУНЫ
Недавно специальный Консультационный комитет по планированию пилотируемых полетов, созданный при Белом доме, сформулировал планы освоения космоса НАСА на ближайшее будущее. Интересно: в состав комитета входят 120 независимых экспертов, не работающих на государственное агентство по аэронавтике (НАСА) и не зависящих от него. Логика простая - негоже НАСА самому разрабатывать собственные планы. Чиновник, какой бы он ни был патриотичный, будет отстаивать интересы своего ведомства. И в этом немаленький соблазн выдать желаемое за действительное.
Самое интересное: эксперты порекомендовали американской администрации отказаться от планов освоения Луны, сосредоточившись на освоении Марса. Есть этому и политическое объяснение, и финансовое.
Для грандиозной межпланетной программы со строительством базы на Луне, с разработкой марсианского корабля нужно много денег. При нынешнем уровне финансирования все громадье не потянуть. И это при том, что НАСА затягивает поясок - шаттлы в следующем году становятся на прикол. Программу МКС собрались сворачивать в 2016 году. Нужно еще хотя бы по три миллиарда долларов в год.
Так вот Марс, оказывается, стоит дешевле Луны! Если, конечно, не высаживаться на его поверхность, а только облететь несколько раз по низкой орбите. Тут и топлива нужно поменьше, чем на посадку лунного модуля и подъем потом капсулы с астронавтами с поверхности спутника. И без системы постоянной доставки грузов на лунную базу, как планировали раньше, обойдутся. (Кстати, первыми разрабатывали идею облета Марса без высадки экипажа на его поверхность советские инженеры в 60-х годах прошлого века. Американцы еще недавно были уверены: без посадки на Красную планету полет не имеет смысла.)
Важно и то, что технологии, разработанные для марсианского межпланетного перелета, можно затем приспособить для лунной программы. А наоборот - использовать лунные модули для Марса, где совсем иные сила тяготения и прочие физические параметры, - нет.
Есть и политические аргументы. Новая лунная программа многими в США воспринималась как повторение пройденного. Мы там уже были, какой смысл еще раз доказывать то, что уже доказали 40 лет назад? Чтобы привезти еще тонну лунных камней? Что это принципиально изменит?
В общем, комитет советует сосредоточиться на ракете «Арес» и корабле «Орион» как основе своего межпланетного флота на десятилетия вперед. Именно «Орионы» с пристыкованными бытовыми, научными, складскими и прочими важными модулями (в зависимости от задачи полета) станут бороздить пространства Солнечной системы в ближайшие десять, двадцать, а то и пятьдесят лет.
ВЕНЕРА, МАРС, ДАЛЕЕ - ВЕЗДЕ...
Другое дело, что даже если сократить все другие программы, считает один из членов Консультационного комитета - Эдвард Кроули из Массачусетского технологического института, совершить первый марсианский полет США вряд ли удастся до 2030 года.
Да и взять и сразу отправиться к Марсу было бы неразумно. И опасно. Надо сначала отработать технологии и приобрести опыт долгих перелетов без возможности подстраховать экипаж с Земли. Для этого комитет предлагает НАСА поначалу провести серию более простых экспедиций. В том числе - облет Луны, Венеры и уж затем Марса.
А параллельно - слетать к ближайшим астероидам. И даже состыковаться с ними. По мнению того же Кроули, важно в таких экспедициях еще и то, что они будут весьма длительными - займут столько же времени, сколько и полет на Марс. Предполагается, что и после таких «разминок» посадки на Марс не будет. Ну а если уж так хочется побродить по марсианским камням, комитет рекомендует высадить астронавтов на Фобосе - спутнике Марса. Этакой картофелине в 27 километров в поперечнике. И экономичнее, и... красиво!
У «Ареса» не раскрылся один из трех парашютов
Пока американцы в гонке новых технологий всех опережают. 28 октября с космодрома на мысе Канаверал они запуcтили новую ракету-носитель «Арес-I-X» - ту самую, которая будет выводить на орбиту командный модуль «Орион». Старт прошел без проблем. Был лишь один сбой, довольно мелкий. Один из трех парашютов, на которых должен был спуститься на землю отработавший стартовый двигатель, не раскрылся. Тяжелый двигатель ударился о воду и получил серьезную вмятину.
И все же главное - у США есть новая ракета! По уверениям НАСА, в 2014 - 2015 годах связку «Арес» - «Орион» отработают. А уже в 2016-м первый экипаж астронавтов сможет отправиться на орбиту на новом корабле.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Отель на орбите откроют через 3 года
Компания Galactic Suite Space Resort из Барселоны пообещала в 2012 году открыть первый отель на орбите. Стоимость трехдневной путевки - 3 млн. евро. Постояльцев-экстремалов будет доставлять в космос небольшой челнок.
Специалисты пожимают плечами: откуда такая техника у малоизвестной компании? В ответ ее руководители отвечают: на разработки мы получили 3 млрд. евро от одного богатея... А такие деньги - солидный аргумент. Можно прикупить разработки других компаний, которые уже и сконструировали космический отель (Bigelow Aerospace), и челнок испытали (Virgin Galactic).
А ЧТО У НАС?
«Русь» засекречена
Россия, увы, отстает. Пока только выдано техническое задание на создание Перспективной пилотируемой транспортной системы (ППТС). В прессу просочились очень примерные наброски корабля «Русь». В следующем году ракетно-космическая корпорация «Энергия» должна предъявить Роскосмосу реальные эскизы. Ну а про макеты и испытания речи вообще не идет.
Не ясно и с ракетой. Еще в 1993 году в ГКПНЦ им. Хруничева начали разрабатывать ракету-носитель «Ангара». Ей собирались поручить доставку на орбиту нового российского корабля «Клипер». Ракета есть. В виде макета. Ее первый запуск в лучшем случае состоится не раньше 2011 года.
Параллельно в Самаре в «ЦСКБ-Прогресс» (здесь собирают ракеты «Союз») создают другой носитель - ракету «Русь-М». Теперь уже она должна стать «лошадкой», которая повезет к звездам наш новый корабль. Но и с ней пока ясности нет.
Американцы предлагают нам заняться межпланетными программами вместе. Но схема предполагается прежняя: русские на вторых ролях - обеспечивают, подстраховывают, подвозят. Сливки снимают США. Так, как это сейчас происходит с МКС, которую в мире считают в основном американским проектом.
Может, нам наконец перестать быть космическими подмастерьями американцев и четко сформулировать приоритеты в пилотируемой космонавтике? Летим на Марс? Создаем марсианский корабль? Собираемся вторыми после США прогуляться по Луне? Будем по старинке обслуживать МКС?
Может, нам тоже пора собрать независимых экспертов и разобраться, куда мы идем, вернее, летим, а не поручать такую работу государственному ведомству?
ДРУГОЙ ВАРИАНТ
МКС передвинут поближе к Луне?
Альтернативная идея американских ученых - передвинуть МКС поближе к Луне, в так называемую точку Лагранжа (там, где силы тяготения небесных тел уравновешиваются). Тогда от нее будет больше пользы.
- Она станет базой по пути на Луну, - рассказывал астронавт Майкл Фоэл. - Ситуация: смена из четырех человек отработала на Луне, стыкуется с «Орионом», чтобы лететь домой. Но выясняется, что в нем нет воздуха. Что делать? Возить с собой четыре скафандра с запасом кислорода, чтобы в них можно было жить трое суток до возвращения на Землю? Такая схема была в «Аполлонах». Но это очень неприятно и занимает много ресурсов. А так можно будет добраться до МКС и дождаться там прилета спасателей.
Владимир ЛАГОВСКИЙ, Александр МИЛКУС Вернуться назад |