Устав от бесконечных спекуляций на тему календаря майя, планеты Нибиру и предстоящей всеобщей гибели, ученые из NASA развеяли мифы, ответив на основные «страхи-2012».
|
2012: глобальный кошмар. По счастью, только в кино
|
|
|
|
|
|
|
Существуют ли в действительности какие-то опасности в 2012 г.? Многие сайты обещают конец света в декабре этого года.
Ничего плохого не случится. Насколько мы можем предсказать, в ближайшие 4 млрд лет (пока Солнце не погаснет – ПМ) планете, как целому, ничего не угрожает, и достойные доверия ученые всего мира не связывают никакой особой опасности именно с этой датой.
Откуда же берутся предсказания о гибельном 2012-м?
История началась с заявлений о планете Нибиру, предположительно открытой древнешумерскими астрономами, и о том, что сейчас она якобы направляется прямо к Земле. Первоначально катастрофа была назначена на май 2003 г., но после того, как срок прошел и ничего не произошло, «конец света» отложили на декабрь 2012 г. Наконец, к этой истории «пришили» и еще одну древнюю историю – о том, что циклический календарь индейцев майя заканчивается зимним солнцестоянием 2012 г. Это позволило «уточнить» дату катастрофы: 21 декабря.
Что, правда, календарь майя заканчивается в этот день?
Как и любой другой календарь. Взгляните на календарь на стене, он заканчивается наверняка 31-м декабря 2010 г., но вам не приходит в голову считать, что с ним закончится и весь мир. Майя тоже не могли описать всю бесконечную стрелу времени, 21 декабря 2012 г. заканчивается очередной длительный цикл их календаря (как 31 декабря заканчивается годичный цикл вашего календаря), дальше которого индейцы просто не вели записей.
А вообще есть такая планета – Нибиру, или «планета Икс», или Эрида, которые приближаются к нам и могут уничтожить Землю?
Нибиру и «планета Икс» - типичные мифологемы, в поддержку которых не имеется вообще никаких наблюдений. Если бы эти тела были реальными, а тем более если б они угрожали Земле в 2012 г., астрономы давно бы уже увидели и отследили их приближение. Тела такого размера и на угрожающем расстоянии к настоящему времени можно было бы видеть и невооруженным глазом. Они не существуют.
Что же до Эриды, то эта планета реальна. Только она – не совсем то, чего стоит бояться. Эрида – плутоид, карликовая планета на самых дальних границах Солнечной системы. Расстояние до нее составляет миллиарды километров, и она останется там еще миллиарды лет.
Ну а теория смены полюсов? Правда, что земное ядро может внезапно повернуться на 180 градусов?
Обращение ротации Земли невозможно. Существует чрезвычайно медленный дрейф материков (к примеру, миллиарды лет назад Антарктида располагалась в районе экватора), но невероятно, чтобы земная кора, как целое, быстро сместилась относительно ядра.
Полярность магнитного поля Земли меняется по другим причинам, это нормальный процесс. Полюса сменяются с периодом около 400 тыс. лет. И насколько мы знаем, это не приносит никаких серьезных «травм» жизни на Земле. В любом случае, в ближайшее тысячелетия смены полюсов ждать не приходится.
Хорошо. А удар астероида? Может, именно его стоит ждать в 2012-м?
На протяжении всего существования Земли в нее врезались разного размера кометы и астероиды, хотя действительно серьезные столкновения – вещь чрезвычайно редкая. Последнее из них произошло 65 млн лет назад и, скорее всего, оно привело к вымиранию динозавров (мы писали об удивительном научном расследовании этой истории в заметке «Дом убийцы динозавров» - ПМ).
Сегодня астрономы проводят постоянный мониторинг космических окрестностей Земли, в том числе, и с тем, чтобы отслеживать астероиды до того, как они столкнутся с планетой. Показано, что в настоящий момент Земле не угрожает ни один объект такого размера, как тот, что погубил динозавров. Заглядывайте на сайт программы NASA NEO, он обновляется ежедневно – и вы сами сможете каждый день убеждаться в том, что ни один крупный астероид к нам не приближается.
Может, есть опасность колоссальной солнечной бури?
Солнечная активность подчинена регулярным циклам длительностью около 11 лет. В периоды максимума этой активности бури на Солнце, действительно, могут случаться мощные. Они способны вызывать перерывы и сбои в работе спутникового оборудования, хотя сегодня используются все более защищенные от подобных опасностей решения. В любом случае, с 2012-м и тут ничего не связано. Ближайшей солнечный максимум приходится на 2013 г., и судя по имеющимся данным, не станет ничем экстраординарным. Это будет обычный пик, каких было множество в истории.
Как вообще ученые относятся к заявлениям о «конце света»?
Во всех таких заявлениях нет ни грана подлинной науки. Нет доказательств, нет четких свидетельств. И даже сотня новых фильмов, книг, журналов и веб-сайтов этого факта изменить неспособны. Все они остаются голословными. Никаких достоверных данных о грядущей (в том числе в декабре 2012 г.) катастрофе нет.
Читайте также наш краткий гид по астероидной угрозе: «Особо опасные».
По информации NASA |
2012-Й КОНЕЦ СВЕТА: ПРОДОЛЖАЕМ РАЗРУШАТЬ
Зрелищно и со смаком уронить метеорит, затопить мегаполис, уничтожить континент - для современного кинематографа не проблема. Зрители любят фильмы-катастрофы, и с каждым годом сценаристы и продюсеры предлагают все более грандиозные варианты вселенской погибели. Благо технологии позволяют: в наше время можно показать то, о чем раньше режиссеры могли лишь мечтать или к чему боялись подступиться из-за невозможности сделать это красиво и достоверно. В компьютерную эпоху ограничить масштабы катастроф могут лишь два фактора: воображение создателей и бюджет
|
|
|
|
|
Актеры появляются лишь в нескольких кадрах эпизода
|
|
|
|
Эпизод гибели Лос-Анджелеса – один из самых длительных и зрелищных в фильме. Практически все, что видят на экране зрители, – чистой воды компьютерная графика. Сложная работа потребовала серьезной предварительной подготовки. С самого начала был составлен подробнейший «путеводитель» по эпизоду: все события были расписаны буквально «по шагу» и для каждого фрагмента сразу же определялось, где будет находиться камера, в каком ракурсе происходящее увидит зритель
|
|
|
С воображением у выходца из Германии Роланда Эммериха всегда был полный порядок. После выхода феноменально успешного фантастического фильма «День независимости», где Землю атаковали пришельцы, режиссер окончательно утвердился в мысли, что его предназначение - снимать время от времени шумные блокбастеры, герои которых, а чаще всего само человечество, рискуют прекратить свое существование после столкновения с невиданной доселе угрозой. И не важно, что он впоследствии снимал - фильм про Годзиллу или климатическую катастрофу «Послезавтра», - своему фирменному стилю Эммерих никогда не изменял. Зритель всегда получал огромную порцию впечатляющих разрушений, которые заставляли сердце сжиматься от страха, а глаза широко раскрываться от восхищения увиденным.
Катастрофа ценой в $200 миллионов Каждый следующий фильм-катастрофа должен быть зрелищнее имасштабнее предыдущего. Роланд Эммерих как никто другой это прекрасно понимает, поэтому в фильме «2012» решил не размениваться по мелочам, вроде разрушения одного города, апоставил под удар сразу всю планету. По версии создателей фильма, в 2012 году произойдут события, предсказанные индейцами майя: планеты Солнечной системы окажутся на одной линии друг с другом, что приведет к глобальным природным катаклизмам – сильнейшие землетрясения, цунами иизвержения вулканов превратят страны ицелые континенты в руины.
Сценарий по всегда актуальной теме о грядущем конце света Роланд Эммерих предложил сразу нескольким голливудским студиям. Предварительная смета в $200 млн не отпугнула Sony Pictures, и, похоже, они не прогадали. Профессиональные разрушители Команду для съемок фильма режиссер подобрал из настоящих профессионалов кинокатастроф. Оператором-постановщиком пригласили выступить Дина Семлера, снимавшего «Апокалипсис», главным супервайзером визуальных эффектов стал Волкер Энгел, получивший «Оскара» за блокбастер «День независимости», адолжность художника-постановщика занял Барри Чузид, который сотрудничал сЭммерихом на съемках «Послезавтра».
По сценарию в фильме происходит масса разрушений, начиная от уничтожения знаменитых памятников архитектуры и заканчивая смещением тектонических плит и поглощением суши океаном. Поэтому компьютерной графике в новой ленте с самого начала отводилась ведущая роль. Вфильме свыше 800 планов с компьютерной графикой различного уровня сложности. Работу над сценами распределили между несколькими известными 3D-студиями, имеющими на своем счету такие грандиозные исложные работы, как трилогия «Человек-паук», «Титаник», «Я, робот», «Темный рыцарь», «300 спартанцев» идругие.
Гнать цифровую волну
В фильме «2012» зритель станет свидетелем самого сильного цунами вистории кинематографа. На его фоне волны из фильмов «Столкновение с бездной», «Посейдон» и «Послезавтра» покажутся бурей в стакане. Эммерих решил в прямом смысле поднять волну до небес.
Компьютерные сцены с водой – по-прежнему самые сложные в производстве. Над одним из самых впечатляющих эпизодов, когда океан вторгается в Гималаи, работала команда художников из немецкой студии Scanline VFX (эти же ребята уничтожили «Белый дом», накрыв его перевернутым авианосцем).
«Практически все, что вы видите на экране в этих сценах, создано нами на компьютере, – комментирует супервайзер картины Волкер Энгел, – поэтому очень важно было добавить всцены то, что придаст происходящему достоверность». Таким «якорем» реальности по сценарию должен был стать тибетский монах, который бьет в колокол при виде гигантской волны, после чего монастырь рушится под прессом воды. Сцена была тщательно продумана и расписана почти по кадрам. Затем съемочная группа по-стро-ила фрагмент декорации монастыря, установив его напротив синего хромакейного фона. Позднее синий экран был заменен огромной волной, которую совместили с отснятым изображением. Что касается общих планов затопления гималайских вершин, то они полностью цифровые. «Как только мы увидели первые результаты,– говорит режиссер картины Роланд Эммерих, – то сразу же решили, что эти кадры войдут в рекламный ролик, настолько страшными и одновременно красивыми они получились». Город Ангелов – в преисподнюю
В прошлых своих фильмах Роланд Эммерих преимущественно наводил шорох в Нью-Йорке, снося небоскребы Манхэттена. В фильме «2012» достанется сразу нескольким мегаполисам, но больше всего Лос-Анджелесу. Эпизод в Городе Ангелов – один из самых продолжительных и сложных. Над его постановкой трудились художники сразу нескольких студий, но вторую исамую зрелищную часть, где самолет с героями успевает взлететь всамый последний момент спроваливающейся взлетной полосы, после чего проносится над рушащимся городом иуклоняется от падающих небоскребов, делали в Digital Domain под руководством супервайзера Лео Моэна.
Чтобы зритель, глядя на экран, открыл рот под впечатлением от увиденного, необходимо заставить его поверить в реальность происходящего. «Мы отсмотрели массу видеозаписей сноса зданий, – рассказал «Популярной механике» Моэн,– в том числе съемку обрушения башен Центра международной торговли в Нью-Йорке. Кроме того, мы сделали сотни снимков центральной части Лос-Анджелеса, которую требовалось воссоздать на компьютере для разрушения. Не упустили ни одного примечательного здания и улицы, благо справочного материала под рукой было предостаточно, ведь офис Digital Domain расположен в этом городе».
Сцена отличается невероятным масштабом. В кадре падают небоскребы, проваливаются в тартарары улицы, автомобили и деревья. Чтобы справиться с таким колоссальным объемом компьютерной графики, специалисты студии разработали собственную программу. Благодаря этому художники могли быстро и просто назначать материал для цифровых зданий: это здание будет из бетона, а за ним – из стекла и стали.
Специалистам по композитингу пришлось тяжелее всего, потому что предстояло скомпоновать планы из десятков различных слоев. Когда работа была практически завершена, режиссер подкинул студии новую задачу: за оставшиеся недели трехмерщикам было поручено дополнительно развалить шесть небоскребов. Особых сложностей с этим не возникло, поскольку программный механизм итехнология были уже отлажены до автоматизма.
Всего оскароносная студия Digital Domain выполнила для фильма более ста планов. С учетом периода исследования и разработок их подготовка заняла целый год. В самые напряженные месяцы только на этой студии над заданиями к фильму работало до 85 человек. «Я получил удовольствие от сотрудничества с Эммерихом и супервайзером Волкером Энгелом, – признается Лео Моэн. – Они большие профессионалы и точно себе представляют конечную цель. К тому же все мы трое родом из Германии ивпроцессе работы говорили по-немецки». Катастрофы будущего
В конце сентября съемочная группа фильма приезжала в Москву ипредставила журналистам часовой отрывок из фильма. После просмотра режиссера спросили, чем же он сможет удивить публику в следующий раз – ведь масштаб «2012» таков, что трудно представить себе нечто более грандиозное. Ответ Эммериха был неожиданным: он рассказал, что следующий его фильм будет о жизни Шекспира и сумасшедших эффектов там не запланировано. Верится в это с трудом. Недавно студия XX Century Fox озвучила свои планы снять сиквел «Дня независимости». Предложение возглавить проект уже направлено Эммериху, у которого – вот совпадение – уже нашелся готовый сценарий. Так что, пережив пророчество майя, человечеству вновь придется иметь дело с инопланетянами.
Декабрь 2009 Автор: Бастер Ллойд |
|
|
|
|
|
Строительство гигантских кораблей как панацея от потопа
По сценарию фильма мир охватывают чудовищные по силе природные катаклизмы – землетрясения, извержения вулканов и цунами. Гигантская волна накрывает значительную часть суши и даже вторгается в Гималаи. Но навсякий Всемирный потоп найдется свой ковчег: правительство срочно запускает проект по созданию кораблей, способных принять на борт несколько десятков тысяч человек, – эти суда должны уберечь выживших. В качестве прообраза для ковчега XXI века художники предлагали военные лайнеры инефтяные танкеры. Но режиссер выбрал вариант, напоминающий по дизайну ультрасовременные скоростные поезда.
|
|
|
|
|
|
Лайнер, танкер и хот-дог
Любой кинопроект начинается с разработки визуального решения будущего фильма. Над эскизами к фильму работали художники-иллюстраторы Джеймс Кляйн, который придумал, как будет выглядеть мир в «Звездном пути», Милена Здравкович («Невероятный Халк») и Уоррен Фланаган («Хранители»).
Джеймсу Кляйну было поручено определить внешний вид судна, ковчега XXI века – спасательного корабля будущего, которое по сценарию берет на свой борт гигантское количество народа. «После встречи с Роландом и художником-постановщиком, – говорит Кляйн, – я задумался: на что этот корабль будет походить – на круизный лайнер, топливный танкер или вообще плавучий хот-дог? Я искал вдохновение в самых разных источниках. Блуждал по интернету и изучал книжки по морской тематике».
Чтобы помочь художнику в творческих поисках, компания наняла специалиста-референта, который подбирал справочную информацию. Он нашел огромное количество снимков нефтяных танкеров и военных кораблей. Кляйну предстояло понять, как груз доставляется на борт, как устроены и функционируют машинное отделение, системы управления и жизнеобеспечения. Больше всего на конечный результат повлияли изображения боевого корабля прибрежной зоны Freedom (LCS-1), спроектированного инженерами концерна Lockheed Martin для ВМС США. «Меня заинтересовали форма и фактура корабля, – комментирует дизайнер. – Он выглядел круто и функционально».
В результате поисков Кляйн подготовил несколько вариантов самых разных по внешнему виду транспортных средств и представил их режиссеру. Концепты, изображавшие ковчег в виде топливного танкера с огромными резервуарами на палубе, были сразу же отклонены. Как и рисунки корабля с люком в носовой части. В итоге за основу была взята идея создания судна, которое бы с легкостью загружало и выгружало пассажиров в порту и в море вблизи суши, чем-то напоминая американские корабли, которые использовались во время Второй мировой войны при высадке в Нормандии. Было нарисовано несколько подобных посудин. Некоторые варианты режиссер счел недостаточно современными, а формы угловатыми, поэтому сделал выбор в пользу эскизов, изображавших ковчег внешне похожим на обтекаемые скоростные поезда.
Чтобы ускорить работу, в паре с дизайнером работал специалист по трехмерному моделированию. Он по эскизам создавал внутренние помещения и экстерьер и оперативно вносил все изменения, предлагаемые художником. В итоге специалисты по компьютерной графике получили практически готовую модель. Оставалось лишь поработать над текстурой и освещением.
|
http://www.popmech.ru/article/6240-2012-y-konets-sveta/
Вернуться назад
|