ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о науке > Дневник профессора: о паранойе и паразитах

Дневник профессора: о паранойе и паразитах


1-11-2011, 07:35. Разместил: VP
Дневник профессора: о паранойе и паразитах

Во всех отношениях приятная дама, профессор естественных наук в американском институте, ведет блог о нелегкой доле женщины-ученого. Поведение студентов со стороны иногда напоминает паранойю, коллеги-мужчины не всегда бывают галантны, а школьница-дочь объясняет, откуда берется привычка писать в тестах ерунду, когда не знаешь правильного ответа.


"Я профессор естественных наук в одном большом исследовательском институте, — рассказывает автор блога Female Science Professor. — Еще я замужем, и у меня есть дочь-подросток. У меня лучшая работа на свете, что, впрочем, не мешает мне замечать определенные трудности и негативные стороны профессорской карьеры". В блоге полно как смешных историй о семье и работе, так и вполне серьезных рассказов о дискриминации женщин в науке, написании диссертаций и распределении обязанностей в семье, где оба родителя активно строят карьеру. Но забавных историй все-таки больше, и, читая их, понимаешь: без профессионального юмора в научном институте не выжить.

 

Нервные студенты. Студенческая паранойя, жалуется автор блога — явление нередкое. Возможно, признает она, что и замотанные профессора иногда ведут себя неадекватно. Но нервные студенты все-таки встречаются чаще.

 

"Один шутник оставил своему соседу по комнате, "Нервному Студенту", анонимную записку — мол, тот никогда не получит свою степень Ph. D, если не станет учиться прилежнее. Нервный студент со страху решил, что автор анонимной записки — его научный руководитель. И отправил тому по электронной почте длинное послание о том, как его обидела эта записка. Более того, он не поленился написать другим профессорам о том, как жестоко обошелся с ним его научрук.

 

Закончилось все следующим диалогом:

 

Научрук: Я бы никогда не написал подобную записку, даже в шутку. Я никогда так не поступаю и не собирался.

 

Нервный Студент: Я надеялся, что это не вы, но хотел узнать наверняка.

 

Научрук: Вы бы никогда не получили от меня такого послания, так что тут не в чем убеждаться. Пожалуйста, усвойте на будущее: я никогда таких записок

не пишу.

 

Нервный Студент: Я знаю, я просто хотел убедиться.

 

Научрук: То есть вы считаете, что это мог быть я.

 

Нервный Студент: Нет-нет. Но убедиться все таки-хотел".

Школьные привычки. Многие студенческие привычки формируются еще в школе, поясняет профессор. И не всегда это хорошие привычки.

"Моя дочь рассказала удивительную вещь. В школьных тестах ты можешь заработать некоторое количество баллов, если, не зная ответа на вопрос, напишешь хоть что-нибудь. Например, переформулируешь сам вопрос в утвердительной форме. К примеру, ты понятия не имеешь, что написать в задании: "Назовите три основных ингредиента бутерброда с арахисовым маслом и джемом". Если ты оставишь графу пустой, получишь ноль. Но если напишешь: "Я должен назвать три ингредиента бутерброда с арахисовым маслом и джемом", — то с удивлением обнаружишь, что тебе начислили несколько баллов за вопрос! Теперь понятно, почему мои студенты так злятся, когда я ставлю им "ноль" за абсолютно бессодержательные ответы".

 

Профессора — тоже люди, и им тоже нужны перерывы на обед. Но, увы, не все студенты и даже немногие коллеги это понимают. "Иногда я так занята, что мне приходится есть прямо за рабочим столом. И вот недавно, пока я жевала свой ланч, в кабинет вошел студент с каким-то вопросом. Но, увидев, чем я занята, он сказал: "Простите, я не буду вам мешать и зайду попозже". Я была растрогана. Я и так была хорошего мнения об этом студенте, но в эту минуту он еще больше поднялся в моих глазах. К сожалению, такие, как он — редкий экземпляр. Мои коллеги тоже не считают, что мой ланч важнее их срочных, да и не очень срочных вопросов".

 

Клопы против бабушек, или Почему я не сдал работу вовремя. "Учебный год только начался, а студенты уже соревнуются в номинации "Кто изобретательнее соврет на тему: "Почему я не могу прийти на экзамен в положенный день или сдать работу вовремя". Итак, у них появился новый ответ на этот вопрос: постельные клопы.

 

Мои коллеги один за другим жалуются, что у их учеников накануне экзаменов случаются нашествия паразитов. Я то сама из тех профессоров, которые своим студентам верят, вне зависимости о того, сколько смертей, болезней, неожиданных повесток в суд и паразитарных инфекций обрушились на них накануне экзаменов. Дело в том, что когда-то оба моих дедушки умерли с промежутком в три недели — хотя постороннему человеку сложно было в это поверить.

 

Любопытно, однако, что на внезапные недуги бабушек и дедушек никто не жалуется. Глядя на традиционный ареал обитания клопов в Соединенных Штатах, я понимаю, что наши студенты скажут новое слово в этой области".

 

Неисправимая лицемерка. "Я — неисправимая лицемерка. Если кто-то в обществе представляет меня как "жену профессора Х" (Х в данном случае, разумеется, мой муж), я очень сержусь. Особенно, если это будет первое, что обо мне скажут. Собственно, я так и делала: очень злилась на эту фразу, когда таким образом меня представляли перед произнесением какой-то речи, и даже если это происходило в неформальной обстановке. А вот когда недавно некто представил моего мужа как "Мужа профессора такой-то", меня это лишь рассмешило. К счастью, моего мужа это тоже рассмешило. Но все-таки, что ни говорите, моему лицемерию есть оправдания: пока мы все еще находимся не в равных положениях. Моего мужа никогда не представляли как "мужа профессора такой-то" перед тем, как он собирался сделать доклад. А вот обо мне это говорили бесчисленное количество раз, и это словно означало: "Это самое интересное, что можно сказать об этой женщине. Мы послушаем ее пару минуток, но на самом деле важно лишь то, чья она жена".

 

Настоящий профессор. "Сегодня один аспирант на кафедре английского спросил меня: "А вы настоящий профессор?" Уже не в первый раз мне задают такой вопрос. На аспиранта я не обиделась: он выглядел человеком добрым, хотя совершенно невежественным. По-видимому, он предположил, что я могу оказаться лаборанткой или младшим научным сотрудником. Но все-таки ему следовало бы получше подбирать слова, потому что так он рискует оскорбить кого угодно: "Настоящий" профессор обидится, что его истинность была подвергнута сомнению, а "ненастоящий" узнает, что кроме него есть и "настоящие". Вообще, я не представляю, как можно переформулировать этот вопрос в более вежливой форме. Один мой коллега предлагает такой вариант: "Профессором какого вида вы являетесь?".

Итак, как видите, и в жизни ученого есть место юмору. Особенно если он — профессор…

Яна Филимонова


Вернуться назад