ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о науке > Знают ли экологи своего основоположника?

Знают ли экологи своего основоположника?


28-07-2011, 10:48. Разместил: VP

Наши деятели науки, искусства, эстрадные певцы, политики, любящие порассуждать о духовности экологии, даже не подозревают, что ее основоположник Эрнст Геккель – отъявленный материалист, называвший человека "узконосым приматом" с соответствующими примату духовными потребностями.

 

Мальчик из Потсдама

При рассказе о Геккеле важно не впасть в упрощения и показать эту яркую, страстную натуру, великого зоолога и одновременно одержимого гордыней человека.

 

Эрнст Геккель родился в 1834 г в Потстдаме (близ Берлина) в семье советника Карла Геккеля. Мать была дочерью известного начальника Рейнского Конституционного Двора Христофора Сете. Любимым чтением мальчика с детства была великолепно иллюстрированная книга "О жизни растений" Шлейдена. Сдав в 1852 году экзамен, он решил изучать ботанику в Иене у автора этой книги, одного из основоположников клеточной теории. Геккель учится у великих умов Германии: основоположника теории патологического клеточного процесса Рудольфа Вирхова, затем работает ассистентом у блестящего физиолога Иоганнеса Мюллера. Молодого Геккеля заинтересовала теория происхождения видов Дарвина. Он стал горячим сторонником и проповедником дарвинизма и создал при Иенском университете два института – один по зоологии, второй – для изучения вопросов видов и форм живого.

 

В эти годы проявилась любопытная черта Геккеля – человек интересовал его куда меньше, чем растения. После получения врачебной степени он должен был несколько лет заниматься медицинской практикой, для чего назначил пациентам часы приема с 5-ти до 6-ти часов утра, чтобы больные не докучали визитами, и был очень рад, что за все время его практики к нему обратилось только три пациента. Зато Геккель целыми днями с котомкой пропадал в поле, в горах, возле ручьев, собирая экземпляры редких трав и изучая подводный мир.

 

Темой диссертации он выбрал ткани речного рака, а затем продолжил научную работу исследованием радиолярий – эти красивейшие размером от 40 мкм до 1 мм звезды из кремниевых игл поражали его под микроскопом своим изяществом. Позже он напишет о своем восхищении природой: "в каждом стебельке мха, в каждом жучке и бабочке вы найдете при ближайшем исследовании неистощимые красоты, мимо которых человек обычно проходит равнодушно. Если же мы прибегнем к помощи лупы или даже микроскопа, то повсюду откроем в органической природе целый новый мир, который поразит нас своей прелестью".

 

В 1866 году Геккель уехал на остров Тенериф и занялся изучением медузообразных существ типа гидр размерами 1-3 см – сифонофор. Они не только пленили его своей красотой, но и поразили организацией своей колонии: сложный организм как бы состоял из многих отдельных особей, живущих порознь. Одни только передавали сигналы, другие – передвигали колонию в воде, третьи – кормили ее. На таком примитивном уровне Геккель увидел аналогию функционирования целого государства.

 

Геккель подмечает, как похоже распределение труда у организмов и человека. Одни насекомые питаются плодами дуба, другие – цветками, третьи – листьями. Благодаря этому возможно увеличение числа видов. Так и у ремесленников в небольшом городе: каждая маленькая группа занимается своим производством, не конкурируя с другими.

 

Он пытается понять, как же управляется муравейник или колония гидр, и выдвигает гипотезу о "душе клетки" и "коллективной душе колонии".

Тщательно и с любовью выполненные им рисунки водорослей, папоротников, сифонофор, морских животных позволили ему издать "Общую морскую морфологию" и получить звание профессора, а идея "клеточной души" казалась его читателем красивым поэтическим образом. Они ошибались!

 

От гидры к человеку


В 1868 г. вышла книга Геккеля "Естественная история творения" с фальсифицированными изображениями зародышей человека и собаки, доказывая, что де они проходят стадию рыбы и дышат с помощью подобия жабр. Это и был "знаменитый" "биогенетический закон Геккеля". Специалисты-эмбриологи выявили подлог, и Геккель признавшись в фальсификации, вынужден был покинуть Иенский университет. Несмотря на это его "закон" приводится без комментариев в энциклопедиях.

(Позже он, также не дождавшись никаких материалов о предке человека, просто уверовав в его происхождение от обезьяны, как и в "закон", нарисовал пару "питекантропов", которых искали затем по…подобию с рисунками Геккеля).

За последующие 10 лет Геккель изучал растения и животных в Марокко и Скандинавии, в Египте и Малой Азии, в Греции, Иерусалиме, Испании, Алжире. 

Новая книга Геккеля называлась "Антропогения или история развития человека" (1874 г). Она всполошила некоторых критиков своей убогой "научной" гипотезой о том, что человеческая душа развивалась, "как у всех четвероногих". Зарождение же души описано Геккелем, как простой акт совокупления "душ" яйцеклетки и сперматозоида. Вирхов был в ужасе не только от взглядов ученика, но и от нелепых ссылок на свои работы и выступил за ограничение подобных лекций для широкой публики.

Его тут же отнесли к "ретроградам", а Геккеля поддержали "прогрессивные натуралисты", среди которых модно было утверждать, что мозг выделяет мысль, как печень — желчь.

 

Работа 1878 г. "Клеточные души и душевные клетки" показывает, насколько Геккель в изучении обитателей воды и суши оторвался от понимания человека. Тело любого организма Геккель уподобляет "цивилизованному клеточному государству", ткани – сословиям, органы – ведомствам, мозг – центральному правительству. Душевный аппарат всех организмов подобен... телеграфу и состоит из органов чувств, нервной системы и мускулов. Тронем червя, и звездообразные осязательные клетки телеграфируют сигнал мускулам. Это и есть работа души. Распределенная по клеткам душа в виде "психоплазмы" объединяет клетки в организм, а организм в колонии.

 

Как!? – воскликнули не только священники, но и не отождествляющие себя с червем ученые, после прочтения статьи Геккеля — это и есть душа? Мы одинаковы со всеми бактериями?

 

Одинаковы – упрямо отвечал Геккель – "разум и душа не есть особенное преимущество человека". И потому психология – это область физиологии. Думать же иначе "в век железных дорог и телеграфов, спектрального анализа и дарвинизма — это возврат в темное суеверие прошлых веков".

 

От человека к...Богу?


Не успели теологи прийти в себя после чтива о душевных клетках, как Геккель в 1878 г. выступил с докладом в Вене "Бог в природе", где объяснил, что Бог — это и есть распределенная по организмам психоплазма, а все мировые религии о бессмертии души уже не нужны просвещенному человеку XIX века. В конце концов, каждый узкий специалист может заблуждаться, – утешали себя критики, – вряд ли общество в таких вопросах доверится зоологу. 

Геккель снова 10 лет путешествует по Европе и Азии, собирает гербарии, объезжает Россию в 1897 году от Финляндии до Кавказа, посещает Индокитай. Готовит к изданию труд по эволюционной биологии: "О красоте форм в природе".

Прелюдией к новому скандалу стала лекция Геккеля о происхождении человека, произнесенная в 1898 г. в Кембридже. В ней он не только заявил, что человек происходит от обезьяны, но и объявил человека разновидностью обезьян подотдела узконосых приматов, мимоходом сравнив любовь Мадонны к младенцу с материнским инстинктом самки шимпанзе.

 

В 1899 году лихой зоолог выступает со своим квазирелигиозным учением "новейшего монизма", изложенным в книге "Мировые загадки", которые поражают прекрасным знанием растений, пчел, инфузорий и сифонофор, и... абсолютной поверхностностью почти во всех остальных вопросах.

 

Центральным пунктом геккелевского "монизма", якобы развивающего идеи Спинозы и Канта, является борьба с антропоморфизмом (очеловечиванием природы) и антропоцентризмом.

Последнее означает, что Геккель выступает против особости человека в мире вообще ("Человек есть общественное позвоночное животное") и против мировых религий, которые отстаивают представление, что человек есть предопределение мироздания (христианства, иудаизма, ислама, буддизма). Человек по Геккелю – мелкий организм в масштабе Вселенной и среди всех живых форм планеты, не более ценный, чем гидра.

 

Новейшая "монистическая церковь" рисуется Геккелю так: "Между высокими колоннами готических соборов, окруженных лианами, стройными пальмами, папоротниками, будут качаться грандиозные бананы и бамбуки, напоминая о силе природы. В огромных аквариумах, размещенных под окнами прелестные медузы и сифонофоры будут ласкать ваш взор художественной красотой морской жизни. Место алтаря будет занимать планетарий, который в движении небесных тел будет показывать всемогущество закона субстанций".

 

"Субстанцией" Геккель именует некий гибрид материи и силы и потому заявляет о доказанном наукой законе всеобщего сохранения субстанции во...Вселенной. У субстанции есть закон слияния, который, оказывается, и объясняет, почему непреодолимая страсть влечет Париса к Елене, а молекулы воды образуют жидкость.

 

Эстетика "новейшего монизма" предполагает любимую зоологом микроскопную и ландшафтную живопись вместо изображения Мадонн. Музыка по Геккелю важна, так как "воздействует на нейроны". Национальная идея – мистический призрак. Стиль научных доказательств Геккеля иллюстрирует его параграф о "жидкой душе": Мировая душа (Божество) существует в виде невидимого "газообразного позвоночного",– считает Геккель. Почему позвоночного? Потому что, согласно законам биологии, позвоночные — это высшие, а беспозвоночные – низшие. Бог все-таки по Геккелю высшее существо, поэтому он позвоночное, но невидим, стало быть – газообразное. Способ доказательства бытия Бога по Геккелю – снизить температуру до близкой к абсолютному нулю, и Бог (Мировая душа) выпадет в осадок. Такого же пошиба его рассуждения по поводу бессмертия души, непорочного зачатия, пророков, словно профессору хотелось оставить зоологический след на всех святынях человечества.

 

"Черносотенцы" против Геккеля


Книга вызвала оглушительный успех у толпы и не на шутку всполошила ученых. 

Больше всего поражали невежество Геккеля во всех вопросах, выходящих за рамки зоологии.

Богослов д-р Даннерт так отозвался о трактовке им религий: "Эрнст Геккель столько же смыслит в христианстве, сколько осел в логарифмах". Петербургский физик О.Д. Хвольсон, блестящий, религиозно мыслящий ученый напутствовал Геккеля в памфлете: "никогда не пиши того, чего не знаешь". Философ Фридрих Паульсен горько заметил: "Я читал эту книгу с жутким стыдом за состояние философского образования нашего народа, который удостоил ее вниманием, имея Канта, Гете, Шопенгауэра, но – познай самого себя". Оливер Лодж, специалист по телеграфии и прекрасный физик, выступил с книгой, в которой объяснял насколько душа — не телеграфный аппарат.

Кеплеровское общество физиков разоблачало ошибки Геккеля. В России помимо Хвольсона специалист по логике А.М. Шилтов объяснял, насколько Геккель ею элементарно не владеет. Философ Н.М. Соловьев выпустил книгу под ироническим названием ""Научный" атеизм".

Тьфу на них! Геккель всех победил!


Простаки критики думали, чем глубже идея, тем она популярнее. Эрнст Геккель показал, что массы захватываются ясным лозунгом. Смешение жанров и отсутствие логики скорее привлекает: на одной странице рассказ о душе инфузории, на другой об учении Христа и Будды. Массы, как показал Достоевский, стремятся избавиться от религии потому, что часто воспринимают ее обузой нечистой совести. К тому же в те годы не только ученый, но и каждый просвещенный барин стремился насолить "клерикалам". Это считалось хорошим европейским тоном.

Геккель не сомневался в своем "учении", был доволен "паблисити", созданным ему критикой, общий тираж "Загадок" только к 1910 составил 200 000 экземпляров, они были переведены во всех культурных странах.

Он читал лекции о "биогенетическом законе" ничего не знающим об эмбриологии массам: рабочим, крестьянам, политикам, чиновникам, демонстрируя им разные эмбрионы. Так через малообразованных слушателей внедрялись научная мифология.

В 1906 г. Геккель создал "Союз монистов", поставивших себе цель борьбы с религией, а в 1910 году официально порвал с церковью. В 1900-х годах посетил Сингапур, Яву, Суматру. Был спортсменом, писателем-натуралистом, находился в прекрасной форме и дожил до 1919 года, скончавшись в возрасте 85 лет. 

"Учением" Геккеля заинтересовались революционеры. Среди них Энгельс, который не проводя никаких опытов с эмбрионами, поддержал "биогенетический закон" Геккеля, объявив, что это доказательство того, что эволюция де ускоряется пропорционально квадрату времени! Этот "закон" Энгельсу нужен был, чтобы создать "научное" обоснование прогрессивного устаревания политического строя.

Так как русский царь являлся главой Православия, то для его свержения потребовались "научные борцы с религией". Поэтому Ленин в своем "Материализме и эмпириокритицизме" назвал всех критикующих Геккеля "черносотенцами". Всех — от д-ра Паульсена до сэра Оливера Лоджа.

В 1937 году в стране победившей революции были переизданы "Мировые загадки" Геккеля – "борца с поповским дурманом".

 

Победа Геккеля во всемирном масштабе


Геккель, если отвлечься от политики, был весьма распространенным в науке типом ученого-"патолога". Такие сначала становятся прекрасными узкими специалистами, а затем, чем-то удивившись и не умея объяснить, на базе прежних знаний создают "всеобщую теорию всего". Они могут поражать гениальными догадками, почти не воспринимают критики, отличаются "нахватанной" эрудицией и повсюду отыскивают аргументы в пользу своей теории. Также он был мизантропом (не любящим людей) – весьма распространенный тип узкоспециализированного ученого за рубежом. 

 

Геккель и его идеи снова стали востребованы, когда распределителям мировых ресурсов потребовалось "научно" обосновать "сокращение" населения, потребляющего нефть и газ. Приписывать лишних людей к "неполноценным нациям" после Нюрнбергского процесса стало опасно, и тут и пригодилось "новейшее монистическое учение" ошалелого зоолога конца XIX века, предполагающее борьбу против "антропоцентризма" (нас с вами) под благовидным предлогом сохранения всего живого на Земле. Это "учение" включили в новую социально-экономическую технологию, названную по Геккелю "экологией".

Понадобился и "биогенетический закон" Геккеля, который оказался совсем не безобидным. Он превратился в "научное" обоснование разрешения абортов, "обосновывая", что зародыш человека – первоначально всего лишь плавающая рыбка.

 

Все зарубежные учебники экологии написаны на основе примитивных, а часто невежественных взглядов Эрнста Геккеля. В книгах вообще не объясняется различие между бактерией и человеком, вопрос души – аннулирован, а целью образования является борьба с антропоцентризмом. Мы относимся по классификации этих учебников либо к формам "живого вещества" (термин Геккеля) ("общественным позвоночным животным"), либо к "консументам" (потребителям пищи и энергии). Поэтому вопрос уменьшения населения деловито обсуждается рядом с проблемой отстрела оленей или вылова сельди.

Тонкий слой духовных ученых конца XIX века ушел в небытие и вдобавок оклеветан. Остались прагматичные специалисты. Поэтому идеи Геккеля живут и побеждают в просвещенных странах с великой культурой: Англии, Франции, Италии, Германии, а теперь и в России. 

 

Необходимо не только включать в образовательные программы критику основоположника экологии, но и вырабатывать новое духовное видение взаимоотношения живых форм и человека, помогающее сохранять чистоту окружающей среды. Россия прошла тернистый крестный путь в прошлом веке не для того, чтобы оказаться в "монистическом храме" с гидрами в аквариуме и планетарием вместо алтаря.

 


Вернуться назад