ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о науке > Чаепития в Академии: Секретное оружие Востока

Чаепития в Академии: Секретное оружие Востока


19-05-2011, 08:09. Разместил: VP
Чаепития в Академии: Секретное оружие Востока

"Чаепития в Академии" — постоянная рубрика "Правды.Ру". Писатель Владимир Губарев беседует с выдающимися учеными. Его сегодняшний гость — Владимир Степанович Мясников, российский историк, востоковед, специалист в области российско-китайских отношений. Он поведал о мудрости древних китайских полководцев и о том, чему стоит поучиться у Китая сегодня.


В ранней юности, почти детстве взахлеб за две ночи и три дня я прочитал два толстенных тома. То были "Речные заводи".

 

Мне понравились разбойники, их философия, какая-то едва заметная нежность пейзажей и простая речь героев.

 

Позже я несколько раз пытался перечитать знаменитый роман, но каждый раз откладывал книгу, не найдя в душе созвучия.

 

Оно пришло только сейчас, и тому способствовало многое: моя поездка в Китай, более близкое знакомство с его культурой, историей, памятниками и музеями, но особенно встреча с Владимиром Степановичем Мясниковым. Он легко и непринужденно ввел меня в удивительный мир, именуемый "Востоком", и вдруг с ужасом я понял, что мог пройти мимо него! Все же нельзя быть только туристом в этой жизни…

 

Я вновь перечитал "Речные заводи". Благо, эти книги почти полвека прожили в моей библиотеке. И легендарный роман открылся совсем иными гранями, которые я лишь почувствовал на заре юности, но увидел только в зрелости…


Академик В. С. Мясников познакомил меня и со "Стратагемами". И хотя научить искусству жить и выживать почти невозможно, но, тем не менее, пытаться постичь его не возбраняется. Я попробовал… Оказывается, есть всего 36 стратагем. И появились они за три тысячелетия до нашей эры. Поистине на Востоке жизнь течет медленно, потому что, представьте, торопиться не стоит. Интересно, а есть ли по этому поводу специальная стратагема? Впрочем, вопрос декларативен, так как "искусство жить и выживать", конечно же, отражает и эту грань нашего бытия.

 

Но что такое "стратагемы"?

 

Академик В. Мясников: "Само понятие стратагема (по-китайски: чжимоу, моулюе, цэлюе, фанлюе) означает стратегический план, в котором для противника заключена какая-либо ловушка или хитрость. Интересна сама семантика этого понятия: бином "чжимоу", например, одновременно означает и сообразительность, и изобретательность, и находчивость. Стратагемность зародилась в глубокой древности и была связана с приемами военной и дипломатической борьбы".

 

Крылатые фразы, образные выражения, пословицы и поговорки в той или иной мере отражают историю народа. И к ним мы, взрослея, постепенно привыкаем.

 

Но у стратагем иная роль. Они не только рассказывают о прошлом, а находят в нем примеры для сегодняшнего дня. По крайней мере, для пытливого человека определяют нить поисков, очерчивают границы его любознательности. Но, прежде всего, это, безусловно, экскурсия в прошлое.

 

"Обмануть императора, чтобы он переплыл море"…

 

"Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао"…

 

"Убить чужим ножом"…

 

Последняя стратагема для нашего "европейского" уха звучит привычней, понятней. Но для китайца она несет несколько смыслов. Главный из них: вложить нож в руки врага, чтобы он погубил своего врага, который был и твоим врагом.

 

Уже в наше время, очерчивая напряженную обстановку в мире во времена "Холодной войны" Мао Цзэдун, говорил о горе, с которой он наблюдает, как у подножия сражаются два тигра. Имелось в виду противостояние двух сверхдержав — СССР и США.

 

"Скрывать за улыбкой кинжал"…

 

"В покое ожидать утомленного врага"…

 

"На востоке поднимать шум, на западе нападать"…

 

Академик В. Мясников: "На протяжении тысячелетий китайские полководцы составляли стратагемы для взятия крепостей и достижения успеха в военных кампаниях".

 

Джокондой мы восторгаемся не только потому, что у нее загадочный взгляд (впрочем, я этого не нахожу!), а совсем по иной причине: через ее лик мы заглядываем в эпоху, которая не сохранила нам людей, живших в то время — лишь немногие их дела и свершения прорвались сквозь века, однако их лики время все-таки стерло… И так оно поступало на протяжении тысячелетий!

 

А потому у человечества память оказалась короткой. Мы не знаем черт лица даже прапрадеда, не говоря уже о более дальних наших предков. Не было фотографии, а живописные портреты могли позволить себе лишь очень богатые люди.


И вдруг прошлое открывает нам лица наших далеких предков!

 

Новое "чудо света"? Безусловно…

 

Китайский крестьянин обрабатывал свое поле. Его мотыга вдруг ударилась обо что-то твердое. Он подумал, что попался еще один булыжник… Однако к своему великому изумлению он вытащил из земли каменную голову воина.

 

В стране бушевала "культурная революция".

 

Линь Бяо на митинге хунвейбинов кричал: "Выгоним дьяволов и злых духов! Идеи Мао должны овладеть нашим духом и преобразовать его! Сила преобразит материю".

 

"Изгнание дьяволов" — это костры из книг, уничтожение памятников культуры, разгул мракобесия.

 

Однако Мао и его окружение прекрасно понимали, что молодым безумцам, которых они вывели на улицы, надо ставить и преграды, иначе волна разрушений может захлестнуть и их.

 

И навстречу беснующимся молодчикам вышла "Погребенная армия императора Цин Шихуанди".

 

Как только император Цин взошел на престол, он сразу же начал готовиться к отходу в иной мир. Его покой и в царстве мертвых должна охранять армия. 8000 воинов, построенные в боевые ряды, окружают гробницу монарха. Все они сделаны из обоженной глины. Каждая статуя несет черты, присущие только тому воину, который служил моделью для скульпторов древности.

 

В третьем тысячелетии до нашей эры рождалась эта "терракотовая армия". 30 лет работали здесь древние зодчие, и изготавливали это "чудо света" более 700 тысяч мастеров.

 

Кстати, пока раскопан лишь фрагмент мемориального комплекса императора Цин. Нет сомнений, что он гораздо больше. Какой именно? Ответ будет получен лишь через несколько десятилетий — именно столько нужно археологам для работы.

 

"Погребенная армия", конечно же, не может не удивлять. А потому, если судьба забросит вас в Сиань, не торопитесь покинуть этот Музей. И обязательно присмотритесь к лицам воинов — они все разные, и это единственный случай в истории нашей цивилизации, когда лики реальных людей сохранились целых пять тысячелетий…

 

"Извлечь нечто из ничего"…

 

"Для вида чинить деревянные мостки, втайне выступить в Чэньцан"…

 

"Сливовое дерево засыхает вместо персикового"…

 

Академик В. Мясников: "Стратагемы составляли не только полководцы. Политические учителя и наставники царей были искусны и в управлении гражданским обществом, и в дипломатии. Все, что требовало выигрыша в политической борьбе, нуждалось, по их убеждению, в стратагемном оснащении. Дипломатические стратагемы представляли собой нацеленное на решение крупной внешнеполитической задачи планы, рассчитанные на длительный период и отвечающие национальным и государственным интересам. Стратагемная дипломатия черпала средства и методы не в принципах, нормах и обычаях международного права, а в теории военного искусства, носящей тотальный характер и утверждающей, что цель оправдывает средства".

 

Почему в Китае экономика развивается столь динамично — прирост до 15 процентов в год? Что нам следует взять у них?"

 

Строитель в Гуйлине показал мне план города и сказал, что через два-три года трудно будет узнать его: появятся новые магазины и отели, весь центр будет перестроен.

 

Но начали они свои работы с возведения нового аэровокзала и аэропорта, а сейчас завершают строительство железнодорожного вокзала.

 

Центр города и примыкающие к нему улицы лежат в развалинах. Сразу сносятся не один-два дома, а кварталы. Там и тут поднимаются современные здания из стекла и бетона. Огромный торговый центр уже действует. Владельцы его — мэрия города и крупная японская фирма.

 

В Сиане старый центр города окружен крепостной стеной. При желании по ней можно проехать и полюбоваться не только на мусульманскую часть города, на Колокольную башню и Большую пагоду диких гусей, но и на суперсовременные отели, магазины и офисы. В номере я увидел на умывальнике надпись: "Американский стандарт". Могу подтвердить: условия жизни и уровень обслуживания весьма близок к американскому и европейскому.

 

И, наконец, Пекин. "Запретный город", конечно же, не может не удивлять — ничего подобного в другом уголке планеты не увидишь! Однако меня поразил современный Пекин, который уже может соревноваться по количеству новых жилых кварталов, выставочных комплексов, административных зданий и торговых центров с любым городом Европы или Америки. Да, на улицах есть рикши, много велосипедистов, но гораздо больше автомобилей, причем "китайского производства", а не импортных, как на улицах той же Москвы или Владивостока.

 

Из стратагем лучше всего ситуацию отражает такая:

 

"Бросить кирпич, чтобы получить яшму".

 

Если попробовать расшифровать древнюю мудрость, что можно сделать несколько выводов. Итак, "бросить кирпич, чтобы получить взамен яшму", или:

 

"отдать что-либо, не имеющее ценности, чтобы за это выманить что-либо ценное;

 

с помощью незначительного дара или благосклонности добиться значительного выигрыша;

 

отдать противной стороне что-либо ненужное ради того, чтобы позже получить что-либо значительно более существенное".

 

Кстати, Китай — единственная страна, где мальчишка способен прочитать то, что было написано пару тысяч лет назад. Иероглифы несут сквозь столетия дыхание и мысли далеких предков, а потому мудрость веков хранится бережно и всеми. Без этого понимания ездить в Китай бессмысленно — так и останешься слепым и глухим.

 

Если вернуться к "кирпичу" и "яшме", то сущность этой стратагемы заключается в обмане, в котором используются разного рода приманки. Рыболов садится на берегу реки, цепляет на крючок червяка и пытается поймать рыбку.

 

Видите, как далеко ушли мы от простых и привычных слов: кирпич, бросить, яшма…

 

Академик В. Мясников: "Представьте себе, что вы проиграли партию в шахматы или в шашки, причем, может быть, не одну, а несколько подряд. Вы ведь не заявите, что вас обманули, вы признаете, что противник сильнее вас, он владеет не только правилами игры,но ее сутью, тонкостями, стратегическим видением и тактическими ловушками. Все это — достоинства игроков высшего класса, гроссмейстеров. Их превосходство вы признаете без обиды.

Теперь, отбросив эмоции, допустим, что в жизни взаимоотношения людей на всех уровнях являются определенными игровыми системами со своими правилами и особенностями. Это не плод нашей фантазии, к этому заключению пришла совсем недавно современная психология.

Блестящие открытия современных психологов страдают одним, отнюдь не умаляющих их значения недостатком: нынешние психоаналитики и не подозревали, что они описали явление, бывшее в течение тысяч лет достоянием китайской философии. В системе ценностей китайской цивилизации то, что ныне названо "играми", было разработано и внедрено в повседневную жизнь еще за несколько столетий до начала нашей эры. Причем я хочу подчеркнуть, что стратагемность мышления и поведения — а именно это понятие эквивалентно понятию игры — относится к характерным особенностям именно китайской цивилизации, достижениям ее философской и политической мысли".

 

Наверное, к этому следует добавить: "и экономики"!

 

Китай подобно мощному пылесосу "отсасывает" новые технологии из разных стран мира. Электроника от Японии, ядерные технологии от США и России, скоростные поезда от Франции, химические заводы от Германии, точное машиностроение от Англии. Вовсе не случайно, что все модные вещи лучших торговых домов Европы производятся в Китае, а продаются по всему миру. И какую-нибудь модную сумочку "от Гучи" в Пекине вы можете купить за десяток долларов, хотя точно такая же в Европе будет уже стоить раз в двадцать дороже.

 

Избыток дешевой рабочей силы, а главное — стремление к сотрудничеству с другими странами — и позволило Китаю не только накормить свое огромное население, но и одеть его. Хотя, повторяю, здесь вы встретите и роскошь, и нищету — все-таки слишком большая страна, в которой есть все…

 

Но в чем же секрет стремительного взлета экономики Китая?

 

Ответ оказался весьма неожиданным…

 

Было нечто общее во всех встречах, что происходили в разных городах и районах Китая. Хозяева обязательно показывали то, чем они гордятся. В Гуйлине это была, к примеру, знаменитая Пещера тростниковых флейт, в Сиане — Исторический музей Шэньси и, конечно же, Терракотовая армия императора Цин, в Пекине — "Запретный город" и Великая китайская стена.

 

Разные эпохи, разные районы страны, разные климатические условия… Что же общее?

 

Оказывается, отношение к культуре! Лучшие здания и сооружения в каждом городе, где побывал, — это музеи, театры, сооружения вокруг археологических раскопок, выставочные комплексы. И все они возводятся в первую очередь — раньше заводов, стартовых комплексов для ракет, ударных подводных лодок и зданий партийных комитетов. Итоги "культурной революции", на мой взгляд, как раз в возрождении традиций великой китайской культуры! Мао попытался уничтожить вековые традиции, но в конце концов вызвал обратную защитную реакцию: уважение к собственной культуре, к традициям стало тем знаменем, под которым начала подниматься экономика.

 

Интерес к прошлому привлек туристов со всего мира, а это появление современных отелей, инфраструктуры туризма, инвестиции в транспорт и связь, в торговлю.

 

Именно этому опыту нам следует учиться у Китая.

 

До тех пор, пока не будут восстанавливаться и бедствовать Государственная библиотека в Москве, Большой театр, Эрмитаж, памятники Новгорода и Севера, краеведческие и другие музеи, пока культура будет в загоне, а в Кремле реставрироваться только "президентские кабинеты и залы приемов" — не суждено в России начаться экономическому подъему. Культура обостряет умы, возвышает души, рождает стремление служить Отчизне и гордиться ею. Ее отсутствие — отупляет. А если общество деградирует, то оно способно лишь на пожирание природных богатств…

 

А в качестве эпиграфа можно взять любую из трех очередных стратагем:

 

"Грабить во время пожара"…

 

"Наблюдать за огнем с противоположного берега"…

 

"Чтобы обезвредить разбойничью шайку, надо сначала поймать главаря"…

 

Академик В. Мясников: "Если брать не политический, а социальный уровень, то на наших глазах в Европе и Америке почти поголовное увлечение дзэн-буддизмом, йогой и сексуальными рекомендациями, записанными в "Кама-сутре", естественно перешло в устойчивый интерес к достижениям китайской традиционной кухни, медицины, гимнастике ушу и системе цигун. Этот интерес вылился в широкое занятие китайскими методами физической и психологической тренировки, что привело к созданию спортивных секций и выпуску специальной литературы. Сегодня Запад наверстывает свое отставание от Востока в главном — в науке о человеке".

 

Из всего перечисленного на первое место я все-таки поставил бы китайскую кухню. Это понятно каждому. Тем более, что пристраститься к ней или, по крайней мере, получить о ней представление не составляет большого труда. Точнее — так кажется, что "не составляет…"

 

Один из анекдотов посвящен этой теме. Турист спрашивает: "Что едят в Китае?" Ему китаец отвечает: "Все, что летает, кроме самолетов. Все, что плавает, кроме кораблей. Все, что ползает, кроме танков". Анекдот довольно банальный, но тем не менее точный.

 

Было бы полным безумием попытаться представить китайскую кухню — это тоже самое, что вычерпывать океан столовой ложкой! Я лишь вместе с вами вспомню несколько обедов и ужинов в Гуйлине, Сиане и Пекине, где мне довелось побывать…

 

Немного статистики. По неполным данным за 10 дней удалось попробовать около 600 блюд. Не понравилось лишь одно: яйца серых муравьев. Их подали вместе со скелетами воробьев, и если последние все-таки не вызвали ощущение брезгливости, то яйца до сих пор считать за "нечто съедобное" не могу.

 

Обычно обед состоял из 20-30 компонентов, ужин — из 30-40. Изредка блюда повторялись, ну хотя бы чашечка риса с соусом — это дается всегда, так как "рис облегчает желудок" (поясняли неизменно хозяева). Довольно часто появлялась и "шоумянь" — лапша, которую дают по праздникам, так как она символизирует долголетие. Если такая лапша появляется на столе, значит, гостям демонстрируют не только уважение, но и особое отношение — стремление к дружбе… Оказывается, китайская кухня наполнена множеством символов: подчас не нужны слова и длинные тосты, достаточно заказать пельмени ("соловьи" и "рыбки"), и вы уже обязаны поблагодарить хозяев за заботу о здоровье ваших родителей…

 

Кстати, о пельменях. Город Сиань знаменит во всем мире не только терракотовой армией императора Цин, но и пельменями. Не отведать их в этом городе — значит, лишиться одного из самых приятных и необычных ощущений.

 

Названия у каждого сорта пельменей свое — в основном, "птичьи" и "рыбьи". По-моему, все обитатели неба и вод заслужили право находиться в бамбуковых печках, напоминающих наши лукошки. Пар пронизывает почти пять десятков таких лукошек, и пельмешки оттого получаются нежными и пышными. Ну, а начинка их столь разнообразна, что диву даешься, как можно запомнить все названия! "Взгляд осьминога" (следовательно, внутри пельмешки начинка "морская") чередуется с "цветком лотоса" и "птенцом воробья", — и так ты опустошаешь пирамиду лукошек, а их все подносят и подносят… Уф!

 

Пельмени — это экзотика. Ну, а традиционное блюдо, которое обязательно попробует гость — жареная змея. Ее приканчивают при вас, наливают бокал крови ("омоложает!") и затем уже жарят на углях. Почему-то пожилые немки, которых вы встречаете в любом уголке земного шара, сначала пробуют одну змею, потом вторую.

 

Случается, за вечер они уменьшают количество змей на дюжину, если прибавить и тех "трех драконов", что заспиртованы в изящной бутылке. Водок в Китае множество, каждая провинция хвалит свой сорт, но у нашего брата, приехавшего издалека, особой популярностью пользуются те бутылки, внутри которых змеи.

 

Ну, а если хочется чего-то привычного (рано или поздно об этом начинаешь думать!), то лучше всего попробовать фондю из баранины. Конечно, раньше вы такое и в глаза не видели, но потом по возращении домой обязательно захочется сделать нечто подобное. Кипящий бульон появляется на столе, и в него поочередно опускаешь нарезанную ломтиками баранину, овощи и лапшу. Вот вам и фондю! Надо только научиться манипулировать палочками. Впрочем, в Китае осваиваешь их моментально, иначе останешься голодным — вся китайская кухня рассчитана именно на использование палочек: вилок и ложек на такую массу народа не напасешься.

 

Есть самое известное китайское блюдо — "утка по-пекински". Любопытно, что в самой столице оно менее популярно, чем в провинции, где эта знаменитая утка готовится по-разному. В Сиане, к примеру, несколько десятков способов ее приготовления, но особо следует отметить "золотого цыпленка". Он воспет еще древними поэтами, а они толк в еде понимали! Действительно, кожица цыпленка отливает золотом, но что он из себя представляет по вкусу, я так и не понял, так как этот цыпленок исчез во рту столь стремительно, будто он только об этом и мечтал! Эх, еще бы разок попробовать…

 

А на самом юге Китая в таинственном Гуйлине, если вы спросите о пекинской утке, вам вежливо и весьма настойчиво порекомендуют попробовать не утку, а цыпленка запеченного в листьях лотоса или стебле бамбука. Вы невольно согласитесь, потому что днем проплывали мимо рощ бамбука, и они сохранились только в этом районе Китая. Ну, а уж если захочется экзотики, то местные жители покажут вам ресторанчик на набережной, где готовят блюда из дикой кошки и нутрии. Трудно сказать почему, но я не решился воспользоваться этим предложением. А может быть, напрасно? Честно говоря, нынче об этом я слегка жалею…

 

Но все-таки хочу реабилитировать "утку по-пекински"! Истинный вкус ее можно почувствовать только в том случае, если вы уже пожили в столице, прониклись той удивительной атмосферой, присущей только этому городу. Здесь ХХ век настолько переплетен с тысячелетними традициями, что почувствовать это удается не сразу. Но если уже начинаешь чувствовать себя привычно в городе, можно идти в крохотный ресторанчик, где подают "лакированную утку".

 

Ее вывозит повар столь торжественно, что ты понимаешь — это первое и единственное событие, участником которого тебе посчастливилось стать. Утка, подобно бриллианту, отражает лучи, падающие на нее, а оттого слегка зажмуриваешься, боясь ослепнуть. А далее начинается волшебство, именуемое "приготовлением блюда".

 

Искусству разделывания утки обучаются столь же долго, как и умению ее выращивать. Каждое движение повара несет в себе некий закрытый смысл, и он открывается каждый раз по-разному в зависимости от того, с кем суждено эту утку отведывать. С официальной делегацией — одно, с друзьями — другое, с любимой — третье…

 

В каждой из стратагем обязательно говорится о еде, о том, как ее лучше приготовить и когда именно подавать другу или врагу, желанному гостю и не очень.

 

"Бить по траве, чтобы вспугнуть змею"…

 

Вас обязательно предупредят, если ожидается непредвиденное. Конечно, в том случае, если вы друг… Ну, а для неприятеля эта стратагема может послужить и провокацией — китайская мудрость гласит, что одной дороги не бывает, и каждый обязан сам выбирать себе тропу.

 

Академик В. Мясников: "Стратагемность была серьезным оружием китайских политиков, военных, дипломатов. Благодаря устной традиции, историческим хроникам и художественным произведениям эффективность применения стратагем была очевидной и для широкой публики. Естественно, стратагемы стали секретным национальным достоянием. Прагматичный китайский ум классифицировал стратагемы по видам, разработал методику применения той или иной стратагемы в зависимости от конкретной ситуации, создав своеобразный "банк данных" — "Трактат о 36 стратагемах". Но все это должно было тщательно скрываться от иностранцев".

 

"Занавес таинственности", вероятно, не поднялся бы до нынешнего дня, если бы два ученых одновременно не обратили внимания на особое отношение китайцев к стратагемам. Они стали национальной чертой характера миллионов людей, но о ней не принято было говорить с иностранцами. Стратагемы охранялись столь же тщательно, они не вывозились из Китая точно так же, как коконы шелкопряда. И где был тот выдолбленный посох монаха, в котором впервые коконы пересекли границу?!

 

"Посох" — это наш ученый. Будущий академик Мясников почти два десятка лет работал с дипломатическими документами Китая, относящихся к империи Цин. Он изучал взаимоотношения Китая с Русским государством в ХУ11 веке. Владимир Степанович обратил внимание на особую закономерность в построении отношений. И, наконец, он нашел один необычный документ, название которого открыло тайну дипломатии Китая. "Стратегические планы усмирения русских" — так именовалась стратагема, которую реализовывал китайский император. Конечная цель ее — это вытеснение русских из Приамурья.

 

И тогда мудрость знаменитого философа Сунь-цзы приоткрылась по-новому.

 

"Непобедимость заключена в самом себе, возможность победы заключена в противнике, — писал в трактате о военном искусстве Сунь-цзы. Он же пояснил основу поведения стратагемщика. — Если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызове в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если его ряды дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов, выступай, когда он не ожидает".

 

Академик В. С. Мясников написал монографию "Империя Цин и Русское государство в ХУ11 веке". Вскоре она вышла на английском и французском языках. Но китаеведы весьма скептически отнеслись к выводам автора о стратагемах. И только в 1988 году он нашел союзника. Это был швейцарский ученый Харро фон Зенгер.

 

Академик В. Мясников: "Как это часто бывает в науке, помог его величество случай. Изучая историю права на юридическом факультете, Харро фон Зенгер одновременно совершенствовал знания китайского языка в Центре языковой подготовки Тайбэйского педагогического института. Здесь-то он и встретился с работавшей на Тайване по совместительству преподавательницей Пекинской академии национальных меньшинств профессором Бо Чжэнши (настоящее имя которой Бо Шаофань). Она, являясь выдающимся эрудитом, могла ответить, казалось, на любые вопросы. Однажды профессор Бо между прочим обронила фразу: "Тридцать шестая стратагема: бегство — лучший выход в безнадежной ситуации". Это высказывание привлекло внимание Зенгера, который задал вопрос: "Если тридцать шестая стратагема: побег — лучший выход из положения, то, что же такое стратагемы с первой по тридцать пятую?" И его совершенно поразил ответ Бо: "Не знаю". С тех пор 36 стратагем стали мучавшей его загадкой, которую он стремился во что бы то ни стало разрешить…"

 

Шесть лет провел Харро фон Зенгер в Восточной Азии. Он искал ответ на загадку о 36 стратагемах, и собрал обширный материал. В Китае ему попала в руки одна книга с грифом "для внутреннего пользования". Это был "Китайско-английский словарь терминов в области политики, военного дела и культуры". Словарь был выпущен под патронажем Министерства обороны КНР. Там был приведен анализ всех 36 стратагем.

 

Ученый переезжает работать в Германию. Он становится деканом философского факультета, выпускает несколько книг, в которых рассказывает о стратагемах. О том, что в СССР еще в 1980 году вышла монография В. С. Мясникова он не знает.

 

Оба ученых встретились в 1988 году на конференции Европейской ассоциации китаеведов в Веймаре. С тех пор у них установились теплые, дружеские отношения…

 

Академик В. Мясников: "Познакомившись со стратагемностью, каждый из нас, естественно, начинает припоминать, а не был ли он жертвой какой-либо стратагемы, может быть и не понимая этого. По этому поводу можно сказать, что, например, на межгосударственном уровне отношения нашей страны с Китаем испытали на себе в период 60-70-х годов влияние китайской стратагемности. В начале расхождения с СССР Мао Цзэдун, который блестяще владел стратагемными методами, призывал сосредоточить усилия на Советском Союзе, чтобы ликвидировать социалистический лагерь. Девизом китайской дипломатии стали слова Мао Цзэдуна: "Бей по голове, остальное само развалится". Но ведь это название стратагемы № 18 из "Трактата о 36 стратагемах". Позже шестая стратагема: "На востоке поднимать шум, на западе нападать" — также была использована китайской внешнеполитической пропагандой, которая приписывала этот хитроумный замысел советскому руководству. Дескать, оно только делает вид, что борется с Китаем, а на самом деле готовит удар по Западу. Так пекинская дипломатия "загоняла" (любимое выражение Бисмарка) европейских союзников в свой лагерь".


Стратагемы можно сравнить с эффективным и могучим оружием, которым китайцы умело пользуются уже несколько тысячелетий.

 

"Если хочешь что-нибудь поймать, сначала отпусти" - эту стратагему можно воспринимать как игру в "кошки-мышки". Но у нее есть и другой смысл: только так можно завоевать сердце человека. Только не надо спешить: "Пока время не созрело, не следует заботиться о будущем и пытаться ухватить его. В покое собирается сила, через еду и питье для тела, через радость и благое бытие — для духа. Судьба сама направляет свой путь и надо быть всегда готовым".

 

Сегодня Восток, и в первую очередь Китай, идет нам навстречу. Это проявляется не только в неоновой рекламе ресторанов с китайской кухней (что само по себе неплохо!), в пуховиках и бутылках с заспиртованными змеями, но и в книгах (к сожалению, мы их мало переводим!), и в фильмах (пока мы предпочитаем американские боевики!), и в познании мира мудрости, на который так щедр наш великий сосед. Стратагемы — лишь одна грань этой мудрости.

 

Беседу вел

Владимир Губарев


Вернуться назад