ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о науке > Спецэффекты, которые, как ни трудно в это поверить, сделаны без применения компьютерной графики

Спецэффекты, которые, как ни трудно в это поверить, сделаны без применения компьютерной графики


4-05-2011, 13:58. Разместил: VP

 

Не хочется обижать голливудских специалистов по части спецэффектов, но у нас сложилось впечатление, что с развитием цифровых технологий изобретательности у них значительно поубавилось. В каждом блокбастере найдётся, по крайней мере, одна сцена, которая кажется позаимствованной из компьютерных игр.

 

Поэтому, может, стоит остановиться и отдать должное создателям тех головокружительных трюков, которые были сделаны по старинке – с каскадёрами, моделями и фантазией, граничащей с безумием.

 

1. «Тёмный рыцарь» – сцена погони



Это та самая погоня, в которой закончили свои дни бэтмобиль, полуприцеп Джокера, самосвал, полицейские машины без счёта, и ещё куча автомобилей, которых угораздило оказаться «не в том месте». И эпизод, надо сказать, удался на славу.

 


Бэтмен на мотоцикле должен получать Оскара каждый год.

 

Два момента этой погони заслуживают особого внимания. Кажется, что они просто не могли быть сделаны без помощи компьютерной графики, если, конечно, не задумывались как эффектное самоубийство каскадёров.

 

Первый эпизод – когда бэтмобиль только появляется, набирает скорость…

 


… и наносит мусоровозу удар, который у боксёров называется «апперкот».

 

 

Что не очень сложно устроить при помощи современных цифровых технологий. Однако, режиссёр фильма Кристофер Нолан предпочитает не связываться с компьютерной графикой, если есть хоть малейшая возможность обойтись без неё.

 

Вот и в этой сцене он обошёлся моделью бэтмобиля и настоящим мусоровозом.

 

Обе машины снабдили радиоуправляемыми устройствами и буквально «влепили» друг в друга на одной из улиц на окраине Чикаго. Результат вы видели на экране.

 

И развороты бэтмобиля на 180 градусов, кстати говоря, тоже сделаны при помощи радиоуправляемой модели.

 

 

Второй момент ещё зрелищней – 18-колёсный полуприцеп Джокера делает умопомрачительный «кувырок через голову». Если и это была модель, то весьма правдоподобная.

 


Для этого трюка была разработана уникальная технология. Чтобы поднять такую махину в воздух, команда специалистов по спецэффектам изобрела механизм, выпускающий мощную струю пара.

 

 

Что наверняка пришлось бы по душе многим любителям навороченных автомобилей.

 

После того, как эта проблема была решена, возникла следующая: как проделать этот головокружительный трюк прямо в самом сердце банковского района Нью-Йорка? И как, вы думаете, они выкрутились? Построили вокруг трейлера фальшивый город? Дорисовали его при помощи компьютерной графики? Ничего подобного! Они отправились в центр Чикаго, перекрыли улицу и перевернули свой полуприцеп. По-настоящему.

 

Потому что Бэтмен поступил бы именно так.

 

 

Компьютерная графика – для ленивых.

 

2. «День независимости» – Огненная стена



Можете сколько угодно потешаться над сюжетными нестыковками этого фильма, но у его кассового успеха всё же была одна бесспорная причина: эпизод, в котором огненный шар медленно окутывает Нью-Йорк. Это зрелище оправдало каждый цент, потраченный на билет. На этой сцене была построена и рекламная компания. Во всех рекламных роликах – огонь, прокладывающий себе дорогу между небоскрёбами Нью-Йорка. Многим этого было достаточно, чтобы провести ночь перед премьерой в очереди у кинотеатра.

 

После этой сцены можно было идти домой.

 

Даже сегодня эта сцена кажется удивительно реалистичной, особенно по сравнению с откровенно цифровыми в «2012» Роланда Эммериха, которые больше похожи на графику дорогой, очень качественной компьютерной игрушки.

 


Разница, как вы уже догадались, в том, что сцена из «Дня независимости» сделана без компьютера. Это был самый настоящий огонь.

 

Главной трудностью было заставить огонь двигаться в нужном направлении, «обтекать» здания по бокам. Огонь в обычных условиях не особенно охотно распространяется горизонтально, что, в большинстве случаев, совсем не плохо, но тут совсем другая ситуация. Тут мы имеем дело с инопланетным оружием, и огонь от него, стало быть, должен вести себя не так как наш, земной. По замыслу сценаристов, он должен сначала «вылиться» на город, а потом медленно «проползти» по нему, поглощая дома, улицы, кварталы…

 

Решение нашлось относительно простое.

 



Что это вам напоминает?  Ладно, не ломайте голову. Это модель города, перевёрнутая на бок. Наверное, в таком виде вам будет проще её узнать:

 


Они назвали свой трюк «смертельный дымоход». Делается это так: Ставим модель «на попа», приспосабливаем снизу пиротехнику, наверху укрепляем камеру. Затем устраиваем взрыв и снимаем, установив частоту кадров, в несколько раз выше стандартной. Вуаля! Просматривая результат на нормальной скорости, получаем ту самую, ужасающую, неостановимую огненную стену.

 

3. Властелин колец:  Братство Кольца – маленький хоббит, большой Гэндальф



Трюки с разным ростом действующих лиц трилогии сделаны так виртуозно, что после 27 часов просмотра вы готовы поверить, что Элайджа Вуд и другие актёры, играющие хоббитов, и впрямь не больше метра ростом.

 

 

Такое зрелище собьёт с толку кого угодно.

 

Но мы же живём в век компьютерной графики. Поэтому, какие могут быть проблемы? Щёлкнул мышью по актёру, велел компьютеру уменьшить его на 50% и все дела…

 

Хоббиты? Ерунда! Дайте мне шимпанзе, и за каких-нибудь 20 минут я сварганю вам Кинг Конга!

 

Но настоящее искусство так не делается. И потом, одно дело, когда «разновеликие» персонажи стоят рядом где-нибудь в поле. Но в разные моменты фильма мы видели, как Гэндальф обнимает крошечного Фродо, едет с ним в одной повозке и сидит за одним столом. Для того, чтобы всё это устроить, режиссёру и продюссеру Питеру Джексону пришлось выдумать огромное количество трюков – от простых до невероятно сложных.

 

Иногда достаточно было надеть на ребёнка парик Фродо и снять со спины…

 


… или скомпоновать две отдельно снятые сцены, или при помощи компьютера (куда уж совсем без него) соединить лицо Фродо с телом маленького дублёра. И всё-таки самые впечатляющие сцены были сделаны без компьютера. При помощи технологии, которая называется «форсированная перспектива».

 

 

Или хоббитизация.

 

Хитрость заключается в том, чтобы поместить актёров на разное расстояние от камеры, а потом снять их с такого угла, чтобы казалось, что они находятся рядом – один большой (тот что был ближе к камере), а другой маленький (тот что дальше). Задачка только кажется простой – актёрам ведь нужно ещё как-то взаимодействовать друг с другом, одновременно, и так, чтобы никто не догадался, что они находятся друг от друга на приличном расстоянии.

 

Возьмём самый простой пример – с повозкой Гэндальфа. В кино они сидят бок о бок…

 


… а на самом деле сиденье повозки состоит из двух частей. Та, на которой сидит Фродо, находится почти на полтора метра дальше от камеры чем та, на которой расположился Гэндальф. А стык мы не видим потому, что его заслоняет тело Яна МакКеллена (исполнитель роли Гэндальфа; прим. mixednews).

 

 

Проблема в том, что такая технология предполагает съёмку в строго определённом ракурсе, а, следовательно, и абсолютную неподвижность камеры. Как же тогда быть с теми кадрами, где камера движется? Значит, всё-таки компьютерная графика? Ничего подобного. В таких сценах как эта, за столом…

 


… актёры, на самом деле, сидели за разными столами: один человеческого размера, другой – хоббитовского…

 


… и когда камера перемещалась, всё, что попадало в кадр, тоже передвигалось таким образом, чтобы всё время сохранять иллюзию «общего стола». Так что МакКеллену приходилось, не выходя из образа Гэндальфа ездить на своём стуле по всей комнате.

 

 

Что совсем не просто в таком почтенном возрасте

 

4. «Дракула» Брэма Стокера – весь фильм



Дело было в 1992 году, когда цифровые эффекты только-только вошли в моду, а «Парк юрского периода» и «Терминатор 2» открыли новую эру в кино. Фрэнсис Форд Коппола взялся за экранизацию «Дракулы» Брэма Стокера, а Киану Ривз – за то, чтобы угробить каждую сцену, в которой был занят.

 

 

Да делай же ты хоть что-нибудь! Хоть бровью поведи!

 

Киностудия не жалела денег на то, чтобы получить на выходе стильную и сюрреалистичную картину. А поскольку мир кино в то время был буквально помешан на компьютерной графике, лучшие специалисты, какие только нашлись в этой области, были предоставлены в распоряжение Копполы.

 

Последний, не долго думая, уволил всех компьютерщиков и нанял вместо них своего 29-летнего сына, Романа. Результат – никакой графики. Вы видите в точности то, что было снято. Вот, например, сцена, где Ривз едет в поезде. На экране это выглядело так:

 


Взгляд Гэри Олдмэна, парящий в облаках за закрытым окном вагона. Чтобы получить такой кадр, они сняли движущийся пейзаж, потом спроектировали на него глаза, потом прокрутили всё это за окном Ривза, сидящего в вагоне. То, что вы видите – проекция проекции на проекцию. Но есть кое-что и похлеще:

 


Обычно, такие штуки делаются просто: Отдельно снимается поезд, отдельно – книга, а потом всё это соединяет компьютер.

 

Не в этом случае! Они сделали маленькую модель поезда и гигантскую – книги. И сняли их одновременно. Так что и тут всё настоящее.

 

5. «Вечное сияние чистого разума» – причудливые трансформации воспалённого воображения


 

Сюжет этого фильма, в двух словах, таков: двое влюблённых после ссоры поочерёдно обращаются в фирму, которая предоставляет услуги по стиранию воспоминаний. По ходу дела герой (Джим Кэрри) передумывает удалять из памяти свою подругу (Кейт Уинслет).

 

Но поздно. В конце концов, молодые люди знакомятся заново и начинают всё с чистого листа.

 

Большая часть действия происходит в воспалённом мозгу героя Кэрри, и в то самое время, когда нерадивые техники вышеупомянутой фирмы стирают его воспоминания.

 

Воспоминания скачут, как запись на поцарапанном CD, создавая вывихнутый, сюрреалистичный мир, где люди и то, что их окружает, то внезапно исчезают, то появляются неизвестно откуда и без всякой видимой причины.

 

Возьмём, например, сцену, где герой Кэрри, Джоэл, ссорится со своей подругой, которая в ярости удаляется в уборную, исчезает, материализуется на кухне, а затем, перед уходом, появляется у входной двери… И всё это в одном кадре!

 

Или другой эпизод, где Джоэл входит… в себя и беседует там с доктором, который позже возьмётся стереть его память.

 


На секунду камера отворачивается от Джоэла, и поворачивается к доктору…

 


…и опять возвращается к Джоэлу, но это уже совсем другой Джоэл, из его же собственных воспоминаний.

 


И так несколько раз

 

Конечно, эту задачку можно было решить, сделав для Кэрри компьютерного двойника. И, пожалуй, этот вариант устроил бы любого нормального режиссёра. Если только у него нет такого театрального опыта и такой страсти к естественности в кадре, как у Мишеля Гондри.

 

Гондри поступил с актёрами так, как это принято в любом театре. Он заставил их бегать и переодеваться с невероятной скоростью.

 

 

Мишель Гондри и Джим Кэрри обмениваются язвительными репликами.

 

Правда-правда! Для той сцены, где Кейт-Клементина необъяснимым образом поочерёдно появляется то в одной, то в другой комнате, они сделали дополнительную дверь, ведущую из ванной в кухню. И Кейт надо было добежать до следующей точки раньше, чем до неё доедет камера.

 

Съемки кадров с раздвоением Кэрри были куда более мучительными. Когда камера отворачивалась от актёра на несколько секунд, ему надо было успеть поменять костюм, перебежать в другой конец комнаты и перевоплотиться в другого Джоэла. Им пришлось снимать столько дублей, что, в конце концов, смертельно уставшие Гондри и Кэрри разругались. Актёр утверждал, что режиссёр ставит перед ним задачу физически невыполнимую. Мы, конечно, видели результат на экране, но всё равно считаем, что в этом споре прав был Кэрри.

 

6. «Аполлон-13» – невесомость


 

Как заставить артиста летать в кино знает любой ребёнок.

 

Шаг 1. Подвесить артиста на верёвках.

 

Шаг 2. Удалить верёвки из отснятого материала, что в наше компьютерное время проще простого.

 

Так что решение задачки с невесомостью в фильме «Апполон 13», казалось делом до смешного лёгким. Или фокус с верёвками, или, на худой конец, сделать для этой сцены компьютерных актёров…

 


Но тут вмешалось НАСА: мы, мол, как-никак человека на луну отправляли. Слышали? Мы знаем что делать! Нейтрализовать силу тяжести и дело с концом!

 

Для «нейтрализации силы тяжести» создателям фильма был выделен модифицированный самолет с ласковым прозвищем «Блевонтина». Эта машина KC-135, принадлежащая НАСА, была в своё время сделана как раз для того, чтобы преодолеть гравитацию, не особенно удаляясь от земли.

 

Происходит это следующим образом: самолёт резко набирает высоту, затем сбавляет мощность двигателей до минимума…

 


В результате пассажиры на несколько минут оказываются в невесомости, точно такой же, какую испытывают космонавты на борту космического корабля.

 

Обычно этот самолёт используется для тренировки космонавтов, но для команды «Аполлона-13» он превратился в съёмочную площадку.

 

 

Билл Пакстон радовался, как ребёнок

 

7. «Побег из Нью-Йорка» – Компьютерная модель Нью-Йорка на мониторе самолета


 

Фильм был снят в 1981 году, а его сюжет разворачивается в «будущем» 1997-м году, в постапокалиптическом Нью-Йорке, где Манхэттен превратился в изолированную зону для опасных преступников. В 80-х с компьютерной графикой было туго. А самолёт Курта Рассела кровь из носу надо было снабдить монитором с графическим изображением панорамы города.

 

 

Ну залепушно, да… Но так выглядела компьютерная графика 80-х.

 

Так что мастерам спецэффектов предстояло изобразить компьютерную графику без компьютерной графики.

 

 

Потом, снимая сиквел, они обойдутся и без сюжета.

 

Выкрутились эти ребята с редким изяществом: им понадобилась старая, уже неоднократно использованная модель Нью-Йорка, рулон зелёной ленты и лампа чёрного света (которая практически не даёт видимого света, но совершенно незаменима, например, в криминалистике, где используется для обнаружения следов крови, мочи, спермы или слюны, при установлении подлинности банкнот и т.д.; прим. mixednews). Потом они покрасили модель в черный цвет, прикрепили ленту к миниатюрным зданиям, включили лампу и сняли итог своей работы на кинокамеру.

 

Так пять баксов и смекалка совершили прорыв в кино 80-х.


Вернуться назад