ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о науке > Кто даст добрый ответ на Страшном Суде?

Кто даст добрый ответ на Страшном Суде?


27-02-2011, 20:55. Разместил: VP

На 27 февраля в этом году приходится Неделя о Страшном Суде — день, когда Православная Церковь вспоминает о грядущем конце истории. За что, согласно православному учению, будут осуждены грешники? Об этом в своей проповеди рассказывает игумен Феогност (Пушков), кавалер ордена святителя Димитрия (Туптало), председатель Северодонецкого епархиального отдела "по приграничному сотрудничеству".

 

Когда мы слышим Евангелие, мы слушаем Слово Божье. Что же мы слышим в прочитанном отрывке (Мф. 25:31-46)? Прежде всего, Господь сказал нам о том, что у материального мира, у истории есть конец. "Придет Сын Человеческий в славе Своей и святые ангелы с Ним, и воссядет Он на престоле славы Своей". Это и будет конец истории. Тогда уже не будет времени исправлять свои дела, исправлять свое сердце, потому что время свернется внутрь себя.

 

Важно понять, почему Христос подчеркивает, что Он, Судья, есть Сын Человеческий? Ведь мы знаем, что Христос не только человек, но прежде всего, Он — Истинный Бог, вочеловечившийся и пришедший в это мир. Потому сказано, что Судья есть "Сын Человеческий", что Он пришел в мир и стал Сам "историческим персонажем". Он вошел в мир, в человеческую историю, и принес в мир правду Божью, Божественную праведность. Но раскрыл эту праведность Он именно как Человек, указав нам вершину человеческого совершенства. И потому Он имеет право судить человечество, так сказать, изнутри — Сам будучи человеком.

 

Пока не настал час Суда, мы с вами имеем возможность исправлять свои дела, поступки, даже свой характер, свой нрав, свое сердце, меняться внутренне. Когда настанет час Суда, это уже будет невозможно. Как зерна в колосе зреют, пока они на стебле, но если жатва застанет их незрелыми, то они так и останутся навечно незрелыми. Точно так же и мы: если духовная "жатва", когда Бог возьмет нас из мира, застигнет нас незрелыми, то никто и ничто не сможет нам помочь.


Мы, православные христиане, свято веруем в то, что в последний день мира все мертвые воскреснут. И эта вера даже закреплена у нас в Символе Веры, в котором есть такие слова: "Чаю", то есть ожидаю, "воскресения мертвых". Мы знаем, что настанет день, когда все человечество, от Адама и до того, кто последним родится на земле, соберется пред взором Божьим. Человечество разделено на множество наций, народов, племен. Но все эти разделения уничтожатся, как картонные перегородки. И Бог по-новому разделит все человечество. И разделит всего на две части: одна часть идет в муку вечную, а другая — в Жизнь Вечную.

 

"Он разделит их, как пастырь разделяет овец и козлов". Заметим, что от пастыря не зависит то, чтобы козла сделать овцой. Он лишь констатирует факт. Так и на Суде Христа: те, кто стяжали нрав Христов и последовали за Ним, как овцы, суть Его паства. Те, кто сами не возжелали стать овцами в Его стаде, не могут быть изменены Судьей помимо их воли. Царствие Божье невозможно стяжать без внутреннего изменения, потому что Царствие Божье — это не какое-то пространство в мире, но, прежде всего, это состояние души в мире с Богом. Поэтому невозможно человека с греховным сердцем "поместить" в пространство Царствия Божьего. Это не потому что Бог "не хочет", а потому что технически это невозможно. Святитель Григорий Палама пишет, что Царствие Божье должно стать нам внутренне, органически присущим. Как и Христос сказал, что Царствие Божье начинается внутри нас, то есть в нашем сердце. "Тому, кто имеет наследовать то Вечное Царство, оно должно быть присуще как проявление и плод", пишет святитель Григорий Палама в своей четвертой беседе.

 

О каких же добродетелях спрашивает Судья? "Голоден был, и накормили; в темнице был — и посетили". Все это — благотворительность и дела любви, а любовь есть вершина всех добродетелей. Но, часто спрашивают нас, почему тут Христос не сказал слов о вере? Почему Он тут не спрашивает о делах веры: посещение богослужения, участие в Таинствах? Чтобы правильно понять причину эту, важно учесть, что Слова Христа должны быть понимаемы в общем контексте всего того, что Он говорил. А Он неоднократно и много раз повторял нам о необходимости веры, необходимости крещения и участия в Трапезе Его Царства (Евхаристии). Но здесь, в данном конкретном случае, Он обращается к суду над уже уверовавшими в Него.

 

Грешники-христиане будут судимы и удостоятся обличения. А нехристиане, не уверовавшие в Бога Истинного, как уже осужденные (Ин. 3:18), пойдут прямо в геенну огненную. По словам св. Григория Паламы, "Бог не удостоит не уверовавших или не сохранивших веры ни суда, ни единого слова, потому что они воскреснут не для суда, но — для осуждения".

 

За что же Он осуждает их? За то, что не дали Ему есть во время голода, не напоили Его во время жажды. Возникает вопрос: мог ли Он спрашивать за то, что Его не почтили неверующие в Него? — Однозначно, нет! Но каждый верующий — облекся в крещении во Христа, оделся Святым Духом, стал членом Тела Христова. А потому каждый верующий в своем брате или в своей сестре по вере должен видеть Христа. И потому сам вопрос грешников-христиан "Когда мы Тебя видели голодным или жаждущим или нагим?", обличает их: они должны были видеть Христа в каждом верующем христианине. А они этого не делали! И за это будут осуждены. Они не захотели жить во Христе, чтобы видеть Христа в ближнем своем.

 

И еще раз подчеркиваем, что, по учению отцов Церкви (Иоанна Златоуста, Григория Паламы и Максима Исповедника, уделивших этому вопросу немало внимания), Суд "за дела" касается только христиан, потому что нехристиане "автоматически" без всякого "судебного дела", уже по факту своего неверия, отходят в геенну огненную. Это — не решение "суда", а само следствие их неверия, поставившего их вне Бога.

 

Святитель Григорий Палама говорит, что ему задавали вопрос: "Почему Христос в этой притче упомянул только дела милосердия, ведь много и других добродетелей у христиан?". И дает ответ: "Не только одно милосердие Он упомянул. Ибо милосердных Христос назвал "овцами", и этим наименованием засвидетельствовал их подобие Ему, и этим же словом назвал всякую добродетель", ведь тот, кто подобен Христу, подобен Ему во всем, во всех добродетелях. А также, назвав их овцами, Он указал, что "они постоянно были готовы ради блага идти на смерть, как и Он Сам". То есть овцы подобны Ему, "шедшему на заклание, как овца" (Ис. 53:7). Поэтому в этой притче Он сказал не только о благотворительности. Ведь сама благотворительность не принесет пользы, если человек не будет овечкой в стаде Христа, не будет жить во Христе и уподобляться Ему в делах Своих.


игумен Феогност (Пушков)


Вернуться назад