ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о науке > Известный американский ученый рассуждает о взаимодействии государства, бизнеса и вузов

Известный американский ученый рассуждает о взаимодействии государства, бизнеса и вузов


14-01-2011, 13:10. Разместил: VP

ТРОЙНАЯ СПИРАЛЬ ПРОФЕССОРА ГЕНРИ ИЦКОВИЦА

 

http://images.izvestia.ru/inauka/53571.jpgГлавную роль в формировании и внедрении новых идей и технологий должны играть вузы. Университетам нужно поменять приоритеты в сторону исследовательских бюджетов. Таков основной смысл книги "Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии", презентация русского издания которой состоялась недавно в Академии народного хозяйства при правительстве России. С автором книги, сотрудником Стэнфордского и Эдинбургского университетов Генри Ицковицем побеседовал обозреватель "Известий" Андрей Чернаков.

известия: Почему именно вузы вы считаете локомотивами инновационного развития?

генри ицковиц: К такому выводу меня привело изучение опыта создания подобных систем, прежде всего, конечно, американского. Наиболее яркие примеры из этого ряда - Новая Англия и Северная Калифорния, где именно университетский научно-исследовательский потенциал (Гарвард, Массачусетский технологический институт, а позже и Стэнфорд) был использован для развития местной промышленности. Профессора и студенты стали частью процесса формирования новых фирм. Затем выпускники местных вузов остались работать в компаниях с венчурным капиталом. В результате связи между вузами, бизнесом и властью стали основой новой модели управления, а университет, наращивающий коммерциализацию своих исследований, превратился в двигатель этой "тройной спирали". Так что предпринимательский университет - это ключ для будущего развития, создания новых рабочих мест, достижения экономического роста и стабильности.

и: В СССР, как известно, крупные институты с гарантированным бюджетным финансированием осуществляли фундаментальные исследования, а множество отраслевых НИИ разрабатывали к ним "практические" приложения. И как же построить конкурентоспособную, впитывающую все передовые нововведения экономику на развалинах системы советского типа, где научные исследования были принципиально отделены от образования

ицковиц: Я вижу, что на местах у вас дело сдвинулось с мертвой точки. Создание исследовательских университетов - правильное решение. Теперь нужно превратить их еще и в предпринимательские. Некоторые из этих процессов уже запущены. Скажем, сотрудники НИИ сегодня часто работают в университетах - либо на полставки, либо как-то еще.

и: Но ведь в основном это происходит просто потому, что у них слишком низкие зарплаты - на одно институтское жалованье нынче не проживешь. Не забывайте и о внутреннем сопротивлении реформам в нашей профессорско-преподавательской среде. Думаете, где-то жаждут потесниться и уступить свое место на кафедре какому-нибудь зарубежному ученому, который выиграл тендер и теперь едет к нам из-за океана создавать научную школу?

 

ицковиц: Если нет возможности изменить традиционные правила игры так, чтобы молодые талантливые ученые получили возможность заниматься самостоятельными исследованиями, остается второй путь - открывать совершенно новые вузы и НИИ в качестве альтернативы существующим. Основные слагаемые инновационного развития - ученые и культурная элита - в России по-прежнему очень сильны, этим она славится на весь мир. Осталось только создать для них необходимые условия и позволить результативно работать в своей собственной стране. Так что у вас значительные шансы на успех. Просто надо больше доверять молодежи. Кстати, именно за счет такого подхода Стэнфорд и стал великим университетом: там набирали в новые отрасли и новые фирмы много талантливых молодых исследователей.

и: Кое-где это делается и у нас. Например, в Томске, который вы посетили. Удалось разглядеть там что-нибудь интересное?

ицковиц: Визит был очень кратким, однако парочку примеров нового процесса мне показали. Например, я побывал в одной фирме, занимающейся волновыми редукторами. Как известно, у всех редукторов очень большие потери. И для повышения эффективности их работы томские специалисты рассчитали сложнейшие поверхности по формулам из высшей математики. Коэффициент трения волн с такими поверхностями фактически равен нулю, а КПД достигает 99%. Это впечатляет.

и: А вот меня впечатляют успехи китайцев. Эта страна уже во многом обогнала Россию, а ведь начинала с гораздо более низкого уровня.

ицковиц: Один из способов создания качественных современных университетов - концентрация ресурсов путем слияния вузов. Китайцы пошли именно по этому пути. При этом они умело привлекают свою зарубежную диаспору для трансфера на родину современных технологий и знаний, здесь вы правы. Но главная разница между Россией и Китаем - в направлении: из России передовые идеи утекают для того, чтобы найти свою дальнейшую разработку или внедрение на Западе, в основном в США. В китайской же модели направление обратное: они везде учатся всему новому, перспективному, привозят новые идеи и разработки в Китай, дорабатывают и коммерциализируют их у себя дома. Поэтому Россия находится даже в более выгодном положении, поскольку начинает с более высокого уровня - уже имея эти разработки внутри. Воспользуйтесь тем, что вы уже достаточно высоко прыгнули, укрепляйте связи с теми, кто покинул Россию! И вовсе необязательно вернуть их назад - прежде всего нужно привлечь их к сотрудничеству. И я вижу, что это уже происходит. По большому счету, для России, да и для остальной Европы проблема заключается уже не в том, как изобрести передовые технологии или открыть новые фирмы-инкубаторы, - сейчас уже вроде бы все научились это делать. Вопрос в другом: как из маленькой фирмы вырастить мирового лидера технологий? Пока самый краткий путь к успеху - это отправить новую технологию из того же Томска в Силиконовую долину, где ее доработают ваши же соотечественники, живущие у нас, в Штатах. Потом эта технология перейдет к крупным американским компаниям, которые обеспечат быстрый рост производства нового продукта.

и: То есть нужно по-прежнему работать через Америку. А не слишком ли много, профессор, мы к вам за последние десятилетия уже отправили и технологий, и людей?..

ицковиц: Да, но это же преимущество - и для нас, и для вас! Следующий шаг - придумать, как это сделать здесь, в России. Как, не останавливая тот процесс, что уже отлажен в США, создать у вас собственную Силиконовую долину. Если удастся, тогда, уж поверьте, передовые идеи и их разработчики устремятся к вам бурным потоком, в том числе из Америки. Ведь в США тоже куча прекрасных идей, но далеко не всегда есть ресурсы для их воплощения. Так что эта стратегия - вовсе не улица с односторонним движением, она может работать в обоих направлениях.

и: Не могу в связи с этим не задать вопрос о "Сколково". Ваше отношение к этому проекту?

ицковиц: Впервые я услышал о нем, когда ваш президент посещал нашу Силиконовую долину. Дмитрий Медведев говорил так, что сложилось впечатление, будто он хочет организовать такую же долину под Москвой чуть ли не за сутки. Но чудес не бывает. Знаете, лидеры разных стран посещают эту долину уже на протяжении полусотни лет. Видят здесь офисы успешных компаний, лаборатории, высокотехнологичные предприятия и, конечно, хотят использовать этот опыт у себя на родине. Например, после приезда в Силиконовую долину генерала де Голля во Франции построили научный парк Sophia Antipolis, куда удалось привлечь филиалы крупных международных компаний. Но уже вскоре почти все они оттуда уехали. И только после этого французы, наконец, уяснили, что сами они тоже должны внести какую-то лепту в развитие проекта. Поэтому и возникает вопрос: чем станет ваше "Сколково"? Тем кластером, где начнется развитие собственных университетов и собственных передовых идей, или же это просто будет местом, куда привлекут филиалы крупных международных компаний.

и: В какую же сторону, на ваш взгляд, сегодня движется процесс?

ицковиц: Этого, я думаю, пока не знает никто. Не исключено, что развитие пойдет одновременно в двух обозначенных направлениях. Но главное - чтобы акцент при этом делался на формировании в России принципиально новой модели университета - предпринимательского. Это значит, что в научно-исследовательскую и инновационную работу должна активно включиться молодежь - студенты, аспиранты, младшие научные сотрудники. Надо дать молодым исследователям свободу творчества и одновременно с этим стимулировать их к тому, чтобы, продолжая научную работу в своем университете, они помогали в открытии новых фирм. Тот же принцип надо применить и к студентам во время их учебы. А сам процесс их обучения должен быть не просто академическим - то есть не только чтением учебников. Это должна быть передача знаний, практических навыков, опыта стимулирования, предпринимательства, инновационной деятельности. И если "Сколково" будет развиваться в этом направлении, это может стать весьма позитивной моделью как для России, так и для всей Европы.

Несколько лет назад в Европе велись разговоры о создании чуть ли не полусотни аналогов Массачусетского технологического института. В результате же решили просто увеличить финансовую поддержку существующим университетам, не создавая ничего нового. Вот и все. Так что на примере "Сколково" у России есть шанс сделать то, на что у европейцев в свое время не хватило духу.

КОММЕНТАРИЙ

Александр Уваров, проректор по инновационному развитию Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники

- Мы в Томске пришли к однозначному выводу: следование "тройной спирали" - абсолютно непреложное условие для создания успешной инновационной системы. Книга, которую написал профессор Ицковиц, это вполне практический документ, своеобразная дорожная карта для власти, бизнеса и вузовского сообщества. Есть два подхода - ресурсный и институциональный. При первом все заливают деньгами, нефтью и газом, а потом ждут, зародится ли в этом "бульоне" что-то новое, передовое. А при институциональном подходе создают условия. Так вот "тройная спираль" - это именно институциональный подход. Развитие и укрепление институтов - частной собственности, информационного и интеллектуального права, судопроизводства, гражданского общества, экспертного сообщества - вот чего мы хотим от власти. А еще - достойного финансирования науки и инноваций в объемах, составляющих не менее 5% ВВП.

Но, разумеется, есть требования и к университету. И ключевое из них - стать предпринимательским. Критерии такого университета профессор Ицковиц описал в своей книге очень точно. Прежде всего это высокий уровень исследовательского бюджета. Например, в Стэнфорде, где трудится сам Генри Ицковиц, этот уровень составляет 85%. И хотя наши финансовые возможности гораздо скромнее, чем в США, ведущие российские вузы также должны поменять приоритеты в сторону исследовательских бюджетов. И, конечно, следует всегда помнить о том, что наряду с двумя традиционными миссиями университета (образование и наука) его третьей важнейшей миссией являются инновации. Именно к этому призывает нас профессор Ицковиц.


Вернуться назад