ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о науке > Катастрофа в Мексиканском заливе как проверка технологий

Катастрофа в Мексиканском заливе как проверка технологий


24-08-2010, 16:58. Разместил: VP

Американское общество технологично. Лучшие умы со всего света создали в США критическую интеллектуальную массу во многих областях науки и техники. В «Технологиях» пойдет речь о них, но не только. Само понятие "технология" в Америке применимо буквально ко всему, в том числе к обществу. Новые материалы в рубрике «Технологии с Крыловым» каждую неделю по средам

 

Катастрофа

19 апреля на нефтедобывающей платформе Deepwater Horizon компании Бритиш Петролиум (BP) произошел взрыв. Этой платформе 9 лет и она установлена в Мексиканском заливе в 66 километрах от побережья Луизианы. Платформа могла работать на глубине воды до 2400 метров и проводить бурение дна на глубину до 9 километров. Платформой владела компания Transocean, но с 2008 года по 2013 она была сдана в аренду BP. Установка оборудования и цементирование выполняла на этом проекте компания Halliburton Energy Services.

На момент взрыва на платформе проводилось поисковое бурение на глубине примерно в 1500 метров. В результате взрыва и пожара погибли 11 человек. Несмотря на усилия пожарных кораблей, пожар потушить не удалось. Утром 22 апреля платформа затонула и разрушила конструкции скважины. Днем того же дня на поверхности появилось нефтяное пятно.

К 15 июля в океан вылилось от 348 до 689 миллионов литров. Надо заметить, что даже официальные оценки объемов нефти очень различаются.

Подобные катастрофы – это проверка лучших из существующих технологий. Взглянем на них детально.

Химия

Для расчистки нефтяных загрязнений применяют так называемые диспергаторы. Это химические соединения и их смеси, разбивающие нефть на мелкие частицы. Технология заключается в том, чтобы не дать нефти образовать крупные плотные сгустки. Измельчая, диспергаторы увеличивают поверхность нефти, а это, в свою очередь, открывает доступ микроорганизмам, которые поглощают нефть. Под влиянием дисператоров нефть расползается по поверхности воды и отчасти уходит под воду. Дальше разложение нефти происходит за счет того, что в воде в естественном виде есть одноклеточные, которые могут питаться нефтью.

 

 

AP


BP использовала диспергаторы Corexit 9500A и Corexit 9527A. Их производит компания Nalco Holding Company, связанная с БП. Диспергаторы распыляет с воздуха военная авиация. Их также закачивают под воду. К концу мая в воду было залито от 3 000 000 до 3 800 000 литров этой субстанции. 19 мая Агентство США по охране природы потребовало от BP найти заменитель Corexit-у в виду его токсичности. Дело в том, что в таких количествах эти вещества никогда не использовались, и были высказаны опасения, что они могут сильно повлиять на биосферу в Мексиканском заливе. Но оказалось, что заменитель в достаточных количествах только один и он дает еще более токсичные продукты распада. BP продолжила использование Corexit 9500.

 

Первый колпак

 


AP


7 мая на скважину начали опускать 150-тонную конструкцию из бетона и металла. Ее задача была накрыть место утечки, собрать нефть и позволить откачивать ее на корабли. Из этого ничего не получилось. На такой глубине метан, сопутствующий нефти, кристаллизуется. Пласты твердого метана не позволили платформе плотно закрыть скважину.

Top Kill

26 мая в скважину начали закачивать грязевой раствор. Целью было преодолеть давление поступающей из скважины нефти и забить скважину сверху. Через три дня этих закачек инженеры признали, что давление нефти превосходит давление грязи.

Второй колпак

После неудачи первого колпака, подводная лодка с гигантской алмазной пилой спилила трубу, из которой бьет нефть. 12 июля на скважину опустили вторую конструкцию. Она представляет собой металлическую конструкцию весом 75 тонн. Опускали и надевали этот «головной убор» подводные роботы.

 

 

AP


О них стоит сказать особо. Эти машины работают на глубине полутора километров. Обслуживание и разведка месторождений нефти зависит от таких машин. Они же решают вопросы жизни и смерти в случае аварий на подводных лодках, как показала история с «Курском». Катастрофа платформы показала, что BP оснащена подобными машинами, но одновременно выяснилось, что их работа под водой проходит сложно, не без сбоев и занимает долгое время.

Благодаря этим машинам и конструкции новой крышки, поток нефти удалось частично сдержать. Но, по заявлениям экспертов, сохраняется значительный риск того, что нефть пойдет под океанским дном и пробьет себе новый путь наверх. Кроме того, упоминаются другие места на дне залива, помимо, трубы, из которых поступает нефть.

 

Блокирующие скважины

Бурение двух новых скважин по соседству должно закончиться к середине августа. Эти скважины создаются с тем, чтобы перекрыть поток нефти окончательно.

Другие технологии

Плавучие боны используют как заграждения для надвигающегося нефтяного пятна.
В заливе также используются гигантские губки, впитывающие нефть. Эти механические средства защиты от нефти малоэффективны при таком объеме загрязнения. Они не действуют при шторме. Их применяют у берега, в том числе и с тем, чтобы успокоить население прибрежной зоны.

Арне Эрнелёв, шведский эколог, напоминает, что подобная катастрофа уже имела место в 1979 году. Более того, технологии контроля нефти с момента аварии на платформе Ixtoc-1 тридцать один год назад, по его мнению, не изменились.

А теперь ответ на вопрос в предыдущей статье. Условий на самом деле несколько. Вот некоторые из них: 1) прозрачность механизмов лоббирования (правильный ответ в комментариях); 2) законодательное разделение лоббирующих организаций и властей; 3) наличие лоббирующих групп с противоположными интересами и баланс ресурсов в них; 4) независимые общественные организации контроля лоббирования.

Вопрос к этой статье: как, по вашему мнению, BP справляется с аварией? Ответ можно сформулировать словами или цифрой по шкале от 1 до 5 баллов.

 

Дмитрий Крылов, PhD, независимый эксперт по инновационным технологиям


Вернуться назад