ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о науке > Миллиарды выделяются «под красивую идею»

Миллиарды выделяются «под красивую идею»


18-07-2010, 11:23. Разместил: Damkin

Чем недовольны российские ученые, которые обращаются с открытым письмом к президенту России, рассказывает в своей лекции на «Газете.Ru» сотрудник Физического института РАН Евгений Онищенко.

5 июля завершается подписание открытого письма президенту России, в котором говорится о государственной политике в области науки, в частности о проблемах конкурсного финансирования научных исследований. Письмо уже подписали более 2100 человек, среди них 980 докторов наук, около 60 академиков и членов-корреспондентов РАН. В числе подписавших лауреаты престижных международных премий, государственных премий и президентских премий для молодых ученых, наиболее высокоцитируемые ученые России.

Письмо начинается с достаточно жестких оценок действий органов власти в сфере науки. Чем же недовольны ученые?


Они недовольны двумя вещами: непониманием важности науки для развития страны и бессистемностью, если не сказать бестолковостью, действий органов власти в научно-образовательной сфере. Ученые говорят, что необходимо менять систему выработки и принятия решений, а начинать нужно с простых и понятных шагов. Первое – следует обеспечить возможность нормальной работы, а также резко увеличить финансирование ведущих научных фондов России, Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), направляя не менее 70% бюджета фондов на основной конкурс инициативных проектов, а не на разного рода дополнительные конкурсы. Второе – следует внести изменения в законодательство о госзакупках, которое непригодно для проведения конкурсов в научно-технологической сфере.

Почему научные исследования важны для страны и чем хороши научные фонды – об этом ниже.

Нужна ли наука для развития страны?


Одним из серьезнейших препятствий для развития страны является недопонимание российским обществом вообще и руководящей элитой в частности роли и места науки в современном мире. Многие полагают, что полезна только наука сугубо практической ориентации, направленная на конкретные разработки. Тогда как фундаментальные научные исследования, направленные на получение новых знаний, являются чем-то вроде роскоши, которую могут позволить себе лишь богатые страны.

На деле польза от фундаментальной науки не сводится к разработке новых технологий.


Получение новых знаний является ключевым фактором для развития современного государства и его стратегической безопасности. Только постоянное проведение научных исследований на высоком уровне позволяет поддерживать систему воспроизводства квалифицированных кадров во всех отраслях научно-технологической деятельности. Часто только преподаватели, имеющие серьезный опыт исследовательской работы, способны подготовить по-настоящему квалифицированных специалистов. Поэтому высокий уровень научных исследований непосредственно влияет на качество специалистов, которые завтра будут разрабатывать ядерные реакторы и самолеты, проектировать гидроэлектростанции и мосты, создавать новые лекарства и выводить новые сорта растений.

Квалифицированные ученые, занимающиеся фундаментальной наукой, – это и экспертное сообщество, которое необходимо как для оценки перспективности конкретных проектов, так и для понимания тенденций научно-технологического развития. Страна, получающая научную информацию из «вторых рук», обречена на экономическую отсталость. Многие страны, не имевшие сильной науки, по мере развития промышленности столкнулись с необходимостью развивать её ускоренными темпами: так было в Японии, Финляндии, Южной Корее, а теперь в Китае.

В науке недальновидно делать упор на непосредственную практическую пользу или выделять жёсткие приоритеты: области науки, которые кажутся очень далёкими от практических нужд, иногда быстро становятся критическими для самого существования страны.

Яркий пример: ядерная физика, которая в 1930-е годы критиковалась в СССР за «отрыв от практических нужд народного хозяйства», уже в 1940 годах обеспечила успех атомного проекта – наиболее важного для страны проекта тех лет.


В то же время шельмование генетиков, ведущих фундаментальные исследования, как «мухолюбов-человеконенавистников» дорого обошлось не только биологической науке, но и сельскому хозяйству нашей страны.

Неразрывная связь между научными исследованиями, дающими публикационный выход, и научно-технологическим, экономическим развитием подтверждается объективными наукометрическими данными. Такие выводы можно сделать из анализа публикационной активности различных стран, проведенного с использованием наиболее авторитетной международной базы данных ISI Web of Knowledge, в которой учитываются публикации более чем в 10 тысячах наиболее известных научных журналах мира. Оказывается, что, независимо от политического строя, культурных особенностей, места на карте и размера территории, действует единая закономерность: страны, в которых происходит быстрое экономическое и научно-техническое развитие, демонстрируют ускоренный – по отношению к наиболее развитым странам мира – рост числа научных статей.

Таким образом, изменение числа статей в научных журналах является хорошим индикатором реального развития страны.


Действительно, посмотрим на цифры. Начнем с публикационной динамики крупных развитых стран – членов «большой восьмерки» за вычетом России. Число опубликованных в период с 1993 по 2008 гг. статей выросло для них от 1,6 раз (Япония) до 2,6 раз (Италия). Примерно та же картина наблюдается для сравнительно небольших развитых стран: число публикаций растет от 1,7 раз (Швеция) до 2,8 раз (Австрия).

Посмотрим на несколько менее развитые европейские страны, как «отстающие» из числа старых членов ЕС, так и страны Восточной Европы. Рост еще более впечатляющий: Испания демонстрирует рост в 3,3 раза, Польша – в 3,6 раза, Греция – в 4,7 раза, Португалия – в 6,9 раза. Для не самых развитых стран характерны тенденции ускоренного развития науки, причем для менее развитых стран они проявляются ярче. Тут сказывается целая совокупность факторов – рост числа исследователей и финансирования исследований и разработок, введение комплекса мер, направленных на повышение результативности работы ученых, и т. д.

Обратимся к тем бурно развивающимся странам, которые принято (или еще недавно было принято) относить к «третьему миру», для начала к странам Юго-Восточной Азии.

Китай, стремительно растущая азиатская сверхдержава, продемонстрировал с 1993 года рост примерно в 11 раз. Один из мировых лидеров в области бытовой электроники Южная Корея увеличила свой публикационный выход в 12,4 раза.

И так везде. 30–40 лет назад бразильская наука не была известна никому. Теперь Бразилия – стремительно развивающаяся страна, имеющая заметные успехи во многих отраслях экономики (от сельского хозяйства до авиастроения).


С 1993 по 2008 гг. число статей, опубликованных бразильскими учеными, выросло в 7,1 раза. Не отличается и ситуация в исламском мире: мощные и быстро развивающиеся державы – Турция, Иран – на данном временном интервале показывают еще более значительный рост числа публикаций.

Везде, где происходит научно-техническое и экономическое развитие, наблюдается схожая картина (к сожалению, в России дело обстоит не так: число статей, выпускаемых российскими учеными, за 15 лет выросло очень незначительно). Даже в странах, не претендующих на технологическое лидерство, с неизбежностью развивается «публикабельная» наука.

Она необходима им, чтобы обеспечить подготовку квалифицированных кадров, способных если не развивать, то хотя бы уметь воспринимать современные технологии.


Это понимают практически все, и везде власти прилагают серьёзные усилия для развития науки, вкладывая значительные бюджетные средства в науку и в подготовку учёных, причём независимо от роли бизнеса в финансировании исследований и разработок.

Из сказанного выше ясно, что запрос на инновационную экономику и модернизацию должен сопровождаться реальными и осмысленными мерами по развитию фундаментальной науки. Однако дела тут обстоят неудовлетворительно.

 

Евгений Онищенко,
н.с., Физический институт РАН

Родился в 1971 году в Москве.
В 1994 году закончил факультет экспериментальной и теоретической физики Московского инженерно-физического института. С 1994 года работает в Физическом институте им. П.Н.Лебедева РАН, в настоящее время – в должности научного сотрудника.
Один из организаторов междисциплинарного научного сайта Scientific.ru.

 

 


Вернуться назад