Остап Петрикович Маск: Полное разоблачение разработок "гения тысячелетия"
Человек не может без веры.
Если её отнять, то он начинает судорожно искать новую точку опоры, веруя во что-то другое.
Этот естественный механизм давно заметили крупные корпорации и теперь
монетизация веры – основной способ стимуляции маркетинга и сбыта.
Дело несложное – высмеиванием-враньём убираются традиционные конкуренты в
рясах, которые что-то там пищали про духовность, развитие, пользу труда
и тому подобное, и подсовывается что-то блестящее, понятное, простое и
прикольное. Сразу переносящее самооценку "на уровень выше”. Просто надо
верить, что этот уровень есть. Что если раньше бухал водку, а теперь
ннннакатываешь вискачок 12ти летний – то это развитие. А если раньше
была японская машина, а теперь европейская – то новый уровень. "Я
встречаюсь с мужчинами, которые могут позволить себе BMW” – пишут на
сайтах знакомств; и что такого в плохо замаскированном ценнике, если
типовой "мужчина, который может позволить себе BMW”, для этого её себе и
"позволил”?
До блеска (запатентованного и сертифицированного) эту тему в
потреб.секторе довёл Стив Джобс. Не, конечно, всё это было и до него –
но довести до секты "Выйдет новый товар компании Х и я его куплю любой
ценой, потому что я достоин, потому что это будет новый уровень жизни,
господи какое же счастье обладать мечтой” миллионы людей – всё ж надо
уметь. Годами "вот новый телефон – это новый уровень в жизни, вот-вот
изменится”. Что с 1го на 2й, что с 3го на 4й, что с 6го на 6S. Вот-вот
изменится, да.
Вложить в цену товара несколько сотен долларов за "Вы покупаете
сопричастность к гениальности, к роскоши, часть нашей души, которую мы с
дрожью вкладываем в каждый штрих” и тому подобное – выгодно, как
выгодна любая торговля воздухом. Энди Таккер продавал "невзрывающийся
песок” для керосиновых ламп – что ж, развитие не стоит на месте, теперь
продают ощущение сопричастности к невзрывающемуся песку, а из-за
горизонта появляется кредитование рисков снижения сбыта ощущения
сопричастности, а также страхование этого кредитования.
Одним из эксплуатирующих подобную тему является известный шоумен Илон Петрикович Мавроди, в оригинале "Маск”.
Вокруг его шоу-программ образовалась достаточно плотная секта верующих,
которые малограмотны технически (сейчас таких называют техногиками –
т.е. теми, кто интересуется, но не в теме), но активны в части рекламы и
пиара. У них есть некий фиксированный перечень постулатов – типа "всё,
что делает Маск – успешно и хайтехово” – которые не обсуждаются
критически, т.е. вот вообще – поэтому данную секту в последнее время
принято показательно чморить. Это несложно, потому что они глупые.
Учитывая то, что память сейчас у людей стала совсем краткой, я заметил,
что все фантазии членов данного кружка крутятся вокруг нескольких
ключевых тем – что ж, можно свести всё это в одну статью. Показательную –
про то, как выгодно имитировать хайтех.
Меня часто обвиняют, что я пишу необъёмные совершенно по масштабу тексты
– ОК, в этот раз всё будет относительно компактно и скупо на эпитеты.
Миф про PayPal
Краткая суть: "Один из удачных проектов Маска – то, что он в одиночку создал PayPal”.
Факты, однако, куда как прозаичнее.
Компания PayPal создана в декабре 1998, и называлась она тогда
Confinity. Изначально компания планировала писать софт для наладонников.
Основатели – наш соотечественник, советский еврей Max Levchin, а также
Peter Thiel, Luke Nosek и Ken Howery.
PayPal же был придуман внутри Confinity в 1999м как сервис для быстрого
перевода денег. Под эту задумку были взяты деньги у инвестора, BlueRun
Ventures.
После появления толстого инвестора и по его совету начинается покупка
аналогичных стартапов (стандартный ход). И один из таких стартапов –
убыточный на тот момент X.com, который хочет быть онлайн-банком. В X.com
вложено 10 миллионов баксов, но он сидит в убытках, бизнес не идёт. Там
работает И.Маск. Маск приходит в Confinity, рисует ослепительные
перспективы, и его стартап покупают в числе пачки других, а его ставят
заниматься рекламой-маркетингом.
Ещё раз – покупают оптом. Эта методика известна – так, например,
работает фирма Cisco, которая за год делает до 500 поглощений – т.е.
рынок просто зачищается от потенциальных конкурентов, плюс скупаются на
корню перспективные наработки. Да, дорого – но что-нибудь да выстрелит –
а если так произойдёт, то успешное срочно переименуют в Cisco. Чтобы
потом люди восхищались "сколько у них наработок и изобретений”. У них –
деньги.
Итак, фирму Маска покупают оптом вместе с другой мелочью, а его ставят
не на техническую, а рекламную позицию. Сейчас, знаете, есть такая штука
– евангелизация технологий – когда технарь подменяется шоуменом (есть,
конечно, исключения, но они вымрут естественным путём, т.е. за шоу
платят больше, чем за технологии) – вот, тогда такой термин не был
раскручен, но суть та же.
По итогам технологии от X.com в пейпале не используются, но долю Маск
имеет. Сам же бренд X.com быстро заминают, потому что после опросов
выясняется, что пользователи его не с банком ассоциируют, а с
порноресурсом.
И после, когда PayPal поднимается и раскручивается, его уже покупает
задорого (полтора миллиарда) eBay. И вот после всего этого долю в PayPal
Маск продаёт. За большие деньги – ну так бум доткомов начала нулевых и
всё такое.
А теперь сравните это с "Илон Маск в одиночку создал с нуля PayPal, вот это да, что значит – гений, изобретатель, технарь”.
Перейдём от недавней, но уже истории, к современности.
Автомобили Tesla
От плотности мифов тут в глазах рябит – всё "уникальное,
высокотехнологичное, американское, продвинутое, сверхуспешное” и так
далее. Всё, безусловно, придумал и разработал лично Маск.
Реальность проще.
Фирма Tesla Motors основана в 2003 году двумя людьми – Martin Eberhard и
Marc Tarpenning. Они и придумали концепцию "электрический спорткар”.
Никакого Маска рядом не было. Маск появился позже, как один из
представителей инвесторов. Продукт в этот момент был уже разработан.
За 13 лет (!!!) эволюции Tesla выпустила несколько моделей,
различающихся дизайном и салоном. Техническая часть не меняется, своих
разработок Тесла не ведёт. В качестве батареек используются китайские
элементы 18650, на которых бегает весь китайский электротранспорт – от
скутеров до автобусов. Это стандартные элементы на 3.7В, визуально
похожие на пальчиковые батарейки. Из них набираются батареи с нужными
параметрами – например, у скутеров это блоки по 12 вольт и 12 или 20
ампер-часов (например, такие ). Тесла покупает их оптом у Panasonic, а
он размещает заказ в Китае. Своего производства что у Теслы, что у
Панасоника – нет. Никаких "специальных секретных батарейных модулей”
тоже нет, у Теслы нет патентов, связанных с техническими решениями в
части батарейного модуля. Контроллер у батарейного блока разработан в
Шеньчжене – и, кстати, по мотивам такого же у китайских
электроавтобусов. По сути, Тесла просто покупает то, что придумали и
внедрили у себя китайцы, поэтому в части технологий Тесла вечно
догоняющая – у неё будут в новой модели те батарейки, которые в скутере
за 1200 юаней у китайского продавца лапши уже полгода как работают.
Моторы для Теслы также делаются в Китае – отдельно ротор, отдельно статор, Тесла просто ставит на них свой лейбл (см. http://www.cens.com/cens/html/... ,
"Fukuta Elec. & Mach. Co., Ltd. is the only Taiwanese supplier of
the motor on the Model S featuring high-conductivity die-cast copper
rotor for higher efficiency, lower power consumption, compact size and
lighter weight”). Это "сложное” действие выгодно – оно позволяет
"честно” поставить местом производства США, и ввозить моторы по тарифам
для комплектующих, а не для готовых изделий (другие пошлины). Часто,
кстати, используемая схема при имитации локального производства –
упомянутая выше американская фирма на букву C так в Зеленограде
"локализовывала” производство защищённых маршрутизаторов – ввозила
маршрутизаторы как комплектующие, а на "месте производства” вставляла в
них модуль с поддержкой российской криптографии, и всё сразу волшебным
образом превращалось в "локализованное производство российских
маршрутизаторов”.
За почти полтора десятка лет Тесла понаделала кучу патентов, но все они,
если посмотреть, связаны с дизайнерскими или оформительскими решениями.
Т.е. рассказы про "двигают науку, вон какая капитализация, всё за счёт
уникальных технологий” по факту описывают многочисленные патенты "форма
крыла” и "цвет пластика у выдвижной ручки”. С этим связана комичная
история – в 2014м году, в целях раскрутки и пиара, Маск заявил о том,
что "дарит миру все уникальные технологии Теслы”. Креативный класс
пустил слезу и оставил тысячи комментариев "господи как он велик он наш
бог какое счастье жить на одной планете с таким уникальным гением миня
аж трисёт до дрожи”, и на этом всё закончилось.
Ожидалось, видимо, что "ну раз опубликовали такие уникальные патенты, то
вот сейчас вал аналогов Тесл начнётся”, потому что предполагалось, что
это как раз некие Уникальные Технические Патенты – а ничего не
произошло, потому что патенты эти, по сути, после публикации дали любому
возможность сделать такой же багажник, как у Теслы, или такую же обивку
в салоне. В части техники Тесла как была догоняющей, так и осталась –
запатентовать китайский движок она не может, свой разработать – тоже.
Такой вот "технологический прорыв”, да, и "если у них патенты
оцениваются в миллиарды, то это значит что они гении”. Это значит лишь
то, что некий аудитор прикинул, сколько денег может в теории
недополучить фирма, если вдруг из-за появления конкурентов сбыт упадёт,
например, до нуля. Получилась огромная (и чисто теоретическая) сумма,
эту сумму прикрепили к патенту "дверная ручка с кнопкой прикольной
формы”, и если кто-то захочет купить этот патент – то он должен
заплатить такую вот сумму. Просто никто не хочет, смысла-то нет
никакого. Поэтому сумма есть, патент есть, а вот что к технологичности,
что к продвинутости – никак не относится, вообще нет связи – что в 1
миллиард ручку эту оценить, что в 100 миллиардов.
Перейдём к вопросам экологичности.
Экологичность сейчас – это такая штука, которая позволяет продать
ненужную вещь не просто дорого, а очень дорого. В варианте с Теслой это
ещё и повод получать дотации – притом сразу с двух сторон, и на
электричество для зарядок, и на машины. Говоря проще, покупая литр
бензина в странах, где есть программа спонсирования электрокаров, вы
платите за зарядку чужой Теслы.
Первый миф про экологичность Теслы – что её зарядка бесплатна, потому
что "на крышах зарядных станций солнечные батареи и поэтому можно просто
заряжать машины этой же энергией”. У Маска вообще пункт "приляпать на
любой рекламный ролик нового чудесного изобретения, существующего только
в виде 3D-модели, солнечные батареи.
Будучи приглашённым в местную гонконгскую Теслу на презентацию Model 3 и
тест-драйв, я уточнил данный момент в деталях. Всё оказалось просто.
Суперчарджер, который сверхбыстро заряжает батарейку, кушает 120
киловатт. Таких суперчарджеров по 4 штуки на зарядке. Это полмегаватта.
Солнечных батарей, чтобы обеспечить круглосуточную возможность отдавать
такую мощность (равно как и батарей, которые можно зарядить, а потом от
них запитать суперчарджеры, от которых зарядить машины) просто нет, да и
можно прикинуть, какую площадь они бы занимали. Зарядки Теслы
подключены к обычной городской сети и платят приличные деньги за
потребляемое электричество. Схема "заряжаем свои батарейки а потом от
них машины” на зарядках не используется, так как невыгодна (!!! – привет
"настенной батарейке Тесла”, про которую далее) – стоимость солнечных
батарей плюс аккумуляторов плюс износ плюс обслуживание плюс потери на
зарядке-разрядке делают это "экологичное солнечное электричество”
невыгодным даже для самой Теслы.
Бесплатная зарядка же есть с кучей оговорок, которые делают её не
бесплатной вообще. Она есть у топовой Model S, которая стоит больше 100К
долларов, при этом надо, чтобы машина была на полном официальном
сервисном обслуживании (с некислой ценой за нормочас), чтобы ни разу не
была в аварии (т.е. поцарапался – всё), и ещё оплачивается хранение и
транспортировка батареи. Классика жанра, в общем. Если сесть и посчитать
цену машины плюс ТО, то выйдет, что расходы на "бесплатно
подзаряжаемую” будут выше, чем у обычных машин.
Можно заряжаться и без суперчарджера, от розетки. Зарядка просит 400V
при 32 амперах. Учитывая, что в обычной квартире на входе дай бог 32А
автомат стоит, а проводка вообще под 16-25 заточена, заряжаться от
"обычной” розетки на 220V просто не выйдет – это будет сверхдолго.
Подразумевается, что такая зарядка будет в коттедже, где будет отдельный
щиток для этой цели, ну или специальная зарядка на парковке у дома
(опять же за деньги). Никакой особой экологичностью тут и не пахнет в
итоге.
Второй миф про экологичность Теслы – это то, что электрокары снижают
выбросы CO2. Нет, выбросы лишь увеличиваются. Разрушение этого мифа
крайне опасно для Теслы – во-первых в исследовании по ссылке
оказывается, что потребление мощности в рекламе сильно занижается (почти
в 2 раза), во-вторых из-за того, что на создание нужного электричества
тратится много топлива, теряется смысл "зелёных” дотаций – а без них и
так убыточная Тесла будет совсем плохо себя чувствовать. Поэтому идёт
массовая кампания "ой да ерунда всё это какая разница главное что не
дымит”. То, что рядом при этом дымит в 3 раза сильнее ТЭС –
умалчивается.
По итогам под маркой Тесла имеем круто распиаренную китайскую электромашину, дорогую в обслуживании.
Схема монетизации – "электрический транспорт – это вау-эксклюзив для
успешных и неординарных людей, отсюда наценка в сотни процентов за бренд
и имидж”. Эксклюзивность, а не инклюзивность, приводит к тому, что
априори более дешёвый электротранспорт (в нём банально меньше узлов и
компонентов) превращается в фетиш и престижную штучку. Никакого
развития, никаких технических прорывов нет – фирме 13 лет, за это время
ничего, кроме редизайна, не сделано. Провал 2014го года с "открытием
миру уникальных технологий” наглядно показал, что за роскошной дверью
Буратино ждал пыльный пустой чулан.
Финансовая сторона вопроса ещё более уныла – несмотря на гос.дотации,
несмотря на льготы на электричество для зарядок, несмотря на дотации
покупателям машин, Тесла убыточна и работает в минус, тратя деньги
инвесторов. Маску не удалось ни совершить технологический прорыв, ни
создать финансово состоятельное предприятие.
Перейдём к батарейкам.
Блеск и нищета батареек
Настенная батарейка, которая "экономит”, а то и "генерит” электричество –
пожалуй, самый лучший детектор "техногиков”-гуманитариев. Я до её
появления всё думал – вот для кого этот спам рассылают, типа
"экономайзер электричества! просто воткни в прикуриватель!”?
Оказывается, типовой потребитель такой чуши – тот самый "продвинутый
техногик, фанатик новых технологий”, не осиливший школьную физику.
В мае 2015го, чуть более года назад, Маск провёл презентацию настенной
батарейки. Суть его идеи была проста – на стену вешается здоровый
бесперебойник, через который запитывается весь дом. К бесперебойнику
добавляются генерирующие мощности – или ветряк, или солнечные батареи.
Они его постоянно подзаряжают, а он хитро следит за абонентами, и когда
надо – подпитывается от общей сети, когда нет – копит. Может даже
продавать электричество назад в общую сеть. В принципе т.е. может, да.
Может покупать электричество, когда оно подешевле, например ночью.
Презентация произвела фурор у жадных инфантильных пожилых детей из
офисных кубиклов. Столько "Ну вот теперь Газпрому капец” не было даже
тогда, когда ему реально мог бы быть капец.
Что же по факту?
Вся задумка с настенной батарейкой – это попытка дополнительной
монетизации отработавших батарей. То есть в батарейном модуле Теслы куча
элементов 18650 – они по разному вырабатывают свой ресурс – поэтому
имеет смысл как-то разукомплектовывать эти блоки и куда-то девать
батарейки, к примеру, половинной ёмкости (которые потеряли после 2500
циклов свои 20%, а потом ещё 20%, например). Так как Тесла батарейки не
производит, то это единственная возможность откуда-то взять много и
дешевых "почти работающих” элементов 18650 – ёмкости которых для машины
уже не очень, а для настенной батарейки – ОК.
В рекламе рассказывалось про то, что будет производиться два варианта
батарейки Powerwall – на 7 киловатт-часов и на 10. Ценой в 3 и 3.5
тысячи долларов США. Также использовалась картинка "Красивая Тесла
красиво заряжается от настенной батарейки, всё такое белое и
технологичное” – впрочем, как зарядить машину, у которой у аккумулятора
85 киловатт-часов от батарейки, в которой 7 или 10 – загадка, которая не
дождалась своего исследователя.
(изображение ‘Машина на 85 киловатт-часов заряжается от одной
батарейки на 7 киловатт-часов. Чтобы за угол заехать и застрелиться,
наверное.’, кликните на картинку для увеличения, оригинальный размер 630
px на 293 px)
Батарейка обещала отдавать 2 киловатта постоянно и до 3 в пике.
Для иллюстрации выгоды демонстрировались, понятное дело, таблички вида
"Вот сколько стоит самое дорогое электричество, а вот сколько самое
дешёвое ночью, вы только представьте…” и прочая мишура, которую век
назад описали Ильф и Петров в бессмертном "Граждане Нью-Васюков ничего
не будут тратить! Они будут по-лу-чать!”.
Что ж, сразу же после анонса (в котором было обещано начать поставки уже
через несколько месяцев), изучив технические характеристики, было
выяснено следующее – вся декларируемая схема и финансовая составляющая
банально выдумана. Разберём, почему.
Указанные технические параметры – что ёмкость, что – особенно! –
отдаваемая мощность, не дают никакой возможности эксплуатировать
батарейку так, как указано в рекламе. В самом деле, если предположить,
что в квартире живёт хипстер с ноутбуком, то такой мощности вполне
хватит на ноутбук, модем, лампочку и можно будет включать микроволновку.
Но в квартире батарейку вешать смысла нет, т.к. негде поставить
генерирующую мощность, поэтому целевая аудитория – это обладатели
коттеджей. А там сразу же другой список потребителей – это всякие насосы
для воды, камеры слежения, внешнее и внутреннее освещение, бытовая
техника (холодильник, стиральная машина, плита, куча мелочи типа
чайника, которая, однако, кушает-то по 1.5-2 киловатта), а также
кондиционеры, возможно тёплый пол и обогреватели, ну и развлекательная
часть из компьютеров-телевизоров-аудиосистем. Всё это по сумме в 2
киловатта никак не влезет, и в пиковые-разовые 3 – тоже.
Если же вешать несколько батарей, то это линейно увеличивает стоимость, а также возникают другие вопросы.
Например, вопрос безопасности – как литиевые батареи прекрасно
горят-детонируют при повреждении, вы можете увидеть на ютубе – и
прикинуть, как грохнет блок батарей метрового размера (для детонации
достаточно разгерметизации – т.е. например с другой стороны стены кто-то
будет неосторожно сверлить). Следовательно, батарею надо поместить в
безопасное помещение, с хорошей вентиляцией (т.е. плюс кондиционер, плюс
расходы). Далее, на её монтаж нужно разрешение собственника (в
ипотечном доме, к примеру, такое опасное оборудование размещать не
каждый согласится – а кто согласится, тот увеличит стоимость страховки,
чтобы покрыть новый потенциальный риск).
Сам по себе монтаж, кстати, отдельная тема – по сути надо переделать всю
сеть дома, чтобы все розетки и фиксированных потребителей завести на
батарею (или батарейный блок), а также добавить защиту (УЗО те же) и
смонтировать новую схему с двумя вводами (от общей сети и от
генерирующей мощности). Эту операцию, судя по информации на сайте Теслы,
должны были делать некие партнёры – как понятно, в результате цена
всего этого от 3 тысяч долларов уходит очень далеко.
Также совершенно не учитывались потери на инверторе – для многих
верующих в Маска было откровением, что в розетке-то ток переменный, а в
батарейке – нет – и что нужно специальное устройство, которое будет
делать это преобразование. И что у этого устройства свой КПД – и не
особо хороший (вы можете для примера посмотреть блоки питания для
компьютеров – там за блок питания с КПД 80+ или 90+ надо будет заплатить
в разы больше, чем за обычный). И у батарейки есть КПД – то есть на
каждой зарядке-разрядке от общей сети идёт двойная потеря – на
преобразование тока и на зарядку-разрядку батареи с не-100%м КПД. И всё
это греется, и это надо охлаждать – и на это тоже расход мощности.
Добивает всё интересная ситуация с гарантией – на батарейку идёт
гарантия 10 лет, но именно на батарейку как устройство, а не на
батарейные модули. То есть реальный ресурс в плане количества циклов
зарядки-разрядки не указывается, и от прямых вопросов про это Tesla
уклоняется. Это и понятно – ведь внутри батареи б/у модули 18650 из
автомобиля, их реальный ресурс в циклах непонятен, и сами эти батареи
под гарантию не подпадают. Логичная схема – вы, когда покупаете,
например, телевизор, ведь вместе с ним получаете пульт – но никто ж не
говорит, что замена батареек в пульте во время действия гарантии на
телевизор – бесплатна.
Ну и, конечно же, генерирующая мощность с нужными параметрами – тоже
стоит и денег, и нуждается в обслуживании, и грамотном монтаже. Чтобы
нормально запитать такую батарейку надо будет иметь внушительную площадь
солнечных батарей или ветряк с лопастями метра по 4 минимум – и всё это
нуждается в месте на участке (такой ветряк на дом поставить из-за
вибрации будет проблематично), и опять платить, платить, платить. Всё по
заветам духовного отца И.Маска – тов.Мавроди – лох должен платить.
Итог всего этого прост – если заявленные технические характеристики
верны, то эксплуатировать такое можно только в загородном доме, притом
надо будет несколько батарей, в отдельном помещении, надо будет заказать
переделку всей электросети дома, плюс установку-монтаж ветряка или
солнечных паналей, плюс инвертор (и всё это должно проводиться
сертифицированными и авторизованными дилерами, и оборудование – тот же
инвертор – должен быть совместим с Powerwall), и в результате суммарное
потребление, в общем-то, только вырастет – ведь в сети появится новая
нагрузка в виде батареи, которая будет разряжаться-заряжаться с не100%м
КПД, а, следовательно, тратить.
Общая сумма мероприятия будет не 3 тысячи долларов, а где-то раз в 10
больше, плюс появится плата за поддержку (замена элементов батареи,
обслуживание ветряка). Окупить всё это на разнице в копейки на
дневном-ночном киловатте возможно за такое время, которое делает
бессмысленным всё мероприятие – ну либо надо усилить потребление
электричества, чтобы ускорить окупаемость, но ускорится и износ батареи –
про который производитель тактично умалчивает, хотя это интереснейший
пункт. Представьте, допустим, что включается чайник (обычный, 2
киловатта).
Батарея переключается в режим "срочно отдаём по максимуму”. Чайник
вскипает и выключается – батарея переключается обратно в "фоново
подзаряжаемся”. Теперь микроволновка – и опять такая ситуация, на минуту
резкое потребление, а потом – обратно. Циклы заряд-разряд туда-сюда,
ресурс тикает. А ещё и вопросы безопасности – такую штуку в
многоквартирном доме не смонтируешь без согласия соседей (кто ж захочет,
чтобы с другой стороны стены была такая бомба?), а в частном – без
увеличения стоимости страховки.
Когда всё это было опубликовано (я сделал развёрнутый постинг примерно с
таким же текстом), в качестве комментариев были лишь слёзы "Маск гений,
у него всё получится – жаль, что я не могу сдать деньги на эту батарею в
этой стране, впрочем благодаря Маску через полгода никакого Газпрома и
рашки не будет, тогда такие батареи нам будут дарить улыбающиеся
американские солдаты”. Это и логично – сказать-то нечего по существу.
Более того, никак не удавалось привести пример сценария, в котором эта
мегабатарея окупается. То есть если, например, мы предполагаем, что это
большой дом с участком – "там легко поместятся на крыше солнечные
батареи, плюс там всегда солнце”, то в этом явно экваториальном или
тропическом месте появится крупная статья затрат на кондиционирование,
т.е. чем больше дом, тем больше затраты на электричество для
обслуживающих его систем. Если дом мелкий – там такое потребление, что
на разнице в цене за киловатт окупаться надо будет век.
Далее начались интересности.
Лохи наперегонки побежали заказывать, гордясь "вот я скоро приобщусь к
элитарному электричеству… в батарейку входит такое вот обычное
электричество, а выходит такое вот престижное, с закруглёнными уголками,
для успешных людей, которые этого достойны”. Маск собрал бабла и первым
делом почему-то поменял технические параметры батареек – сообщив, что
версии на 7 и 10 киловатт будут с разным количеством циклов зарядки, в
частности "у младшей модели будет около 500 циклов”.
Что такое около 500 циклов? Это значит, что переделав всю систему
электроснабжения в доме, вы через полгода будете вынуждены покупать
новую батарею. А то и меньше. 500 циклов – это самые дешёвые китайские
18650е, которые не LiFePo4, а обычные LiFe, их на скутере (у которого
1-2 цикла в день, т.е. на нём ездишь куда-то разово и ставишь на ночь на
зарядку, всё просто) убить можно за полгода штатной эксплуатации.
Народ удивился, но продолжил ждать. Ведь вот-вот батарейку на стену
можно будет повесить и она тебе будет деньги приносить – так в рекламе.
Прошли "несколько месяцев” после мая 2015.
Наступил 2016й.
Тишина.
В 2016м году репортёр, используя дрон для видеосъёмки, делает панораму
фабрики, на которой должны были "производиться” батарейки Powerwall.
Результат удручает – то, что должно было производить "через несколько
месяцев после мая 2015, а деньги можно сдавать уже сейчас”, ещё даже не
полностью обзавелось крышей.
Освоены дотации государства и деньги инвесторов – но ни оборудования в
цехах, ни даже законченной "коробки”. Равно как и почему-то нет
вездесущих и глядящих с каждой презентации Илона Маска солнечных
батарей. И вообще всё как-то выглядит безжизненно. И это февраль 2016го,
да.
На фоне этого начинаются другие интересные вопросы: Study: A Tesla Powerwall pays for itself after nearly 40 years.
Выясняется, что в некоем сценарии "обычного потребления” вся экономия от
батарейки, обслуживающей весь дом, составит около 53 центов США в
сутки.
Как понятно, многотысячные затраты в таких раскладах не окупить никогда –
одна только батарейка будет 3.5 тысяч, а рекомендованный и
сертифицированный инвертор SE7600A-USS от SolarEdge’s StorEdge будет
стоить ещё 3.5 тысячи долларов.
Даже если предположить что вся переделка электросети бесплатна, монтаж
бесплатен, солнечные батареи и ветряк бесплатны, то по 53 цента окупать 7
тысяч долларов можно примерно 14 тысяч дней – ну, если нулевой износ,
не падает эффективность батареи, ничего не ломается, охлаждение батареи
берётся из космоса, потери мощности на конвертации нулевые, а так-то и
поболее. И это – если разница между дневным и ночным тарифом – в почти 5
раз. А если меньше…
Этот идиотизм "наша система экономит деньги и электричество – поэтому
давайте для примера, чтобы подчеркнуть возможную экономию, увеличим
объём потребления электричества, тогда мы будем больше экономить”,
кстати, абсолютно привычен на уровне рефлексов у типового потребителя –
ему уже объяснили, что чем больше тратишь по карте, тем больше скидка, и
он уже к этому привык – так что не смейтесь, это уже не идиотизм, это
уже бытовуха.
Ситуация накаляется, люди спрашивают "Ну и где наша батарейка?”, и тут
Энди Таккер берёт билет на поезд, снимает котелок, достаёт из саквояжа
парик, переодевается, и… но у нас не О.Генри, у нас 2016й год, и всё ещё
круче.
Маск заявляет, что батареи Powerwall ослепительно удачны настолько, что
все раскуплены – что ж, тем, кто сдавал деньги на первую версию, надо
просто дождаться второй, которая будет в августе! Вам повезло, друзья!
Народ начинает тихо офигевать. Народ смотрит на фотки непостроенного
завода, на котором в прошлом году им должны были произвести батареи.
Народ интересуется, а кто из заказавших получил? Народ задумывается, как
так получается, что все записались в очередь, и всё как-то незаметно
прошло мимо. Народ интересуется, а как так всё это вышло, если
сертифицированных партнёров по установке Powerwall, чтобы с историей
успешных инсталляций, не найти. Народ ищет в Интернете отзывы
использовавших Powerwall – ну прикиньте, нету их, отзывов. Как так-то?
Всё это отметается со смехом "Увидите, всё будет ещё класснее, мы
динамичная компания!”.
(изображение ‘Ослепительно удачна, говоришь?’, кликните на картинку для увеличения, оригинальный размер 400 px на 223 px)
Тесла, в общем, заявляет, что была поставлена некая партия Powerwall,
неким секретным испытателям, которые изумились от гениальности и
мудрости решения, но так тихо изумились, что ни-че-го, тишина, и ждите
новую версию.
В письме акционерам же Тесла прокалывается, что было поставлено "около
2500” Powerwall, притом – вы офигеете! – поставлены они другой компании
Илона Маска, SolarCity, для пилотного проекта в Калифорнии, на 500
домов, финансируемого из бюджета штата.
То есть производства батарей нет, оно физически ещё не создано. Все
сроки профуканы. Видимо, заявленные технические параметры достигнуть не
удаётся. Делается следующий шаг – батареи заказываются на стороне
(возможно, в Китае), вручную собираются в виде небольшой партии в США и
одна компания Маска продаёт их другой компании Маска – с нулевой утечкой
наружу информации о фактических характеристиках и данных об
эксплуатации. Всё это в рамках освоения гос.средств богатого штата
Калифорния, т.е. коммерческая сторона вопроса, всякая там окупаемость и
прочее – отсутствует как класс, даже цена контракта неизвестна. И
результат – "да, мы успешно сделали батареи, мы победили, у нас всё
хорошо, ждите вторую версию”. И таки вы скажете, что Маск плохой шоумен?
Ой вей.
На данный момент с момента анонса и "через несколько месяцев мы изменим
мир” прошло более года. Ситуация не изменилась – завод "вот-вот
построится”, батареи записавшимся и сдавшим деньги "вот-вот” начнут
поставлять. Двое моих знакомых, проживающих в Калифорнии, и заказавшие
себе Powerwall, на день этой публикации получили от Tesla только письмо с
рекламой второй версии батареи.
(изображение ‘Назойливый покупатель приехал за чудом, а чудо,
оказывается, ещё не изобрели’, кликните на картинку для увеличения,
оригинальный размер 499 px на 513 px)
Да, и ещё – от изначальных двух версий, на 7 и 10 киловатт-часов,
осталась одна – поменьше. Десятикиловаттную батарейку с сайта тихо
удалили, а батарейка на 7 стала батарейкой на 6,4. Такие действия, как
понятно, ещё больше воодушевили внёсших предоплату больше года назад
клиентов.
Такой вот успешный успех по перепродаже б/у китайских элементов 18650 в
красивом корпусе и с обязательной оплатой абонентского обслуживания от
сертифицированных партнёров, да. Очередной прорыв, всё такое
технологичное, такое успешное, первым в списке достоинств батареи идёт
"Beautifully Functional” – ну, вы поняли – а какие закруглённые уголочки
и патентованный дизайн, ммм…
Поехали дальше. На столе – суп из семи…
Hyperloop
Журнал "Юный Техник” опередил своё время (я ещё помню был такой польский
"Горизонты техники для детей” – эх, времена, времена) настолько, что
копированием идей из него можно обеспечить себе безбедное существование.
Одна из таких идей – что-то типа увеличенной в масштабе пневмопочты,
только вместо капсулы с письмом – поезд с людьми, а вместо давления
воздуха – электромагниты.
(...)
Ruslan V. Karmanov (Advanced Training)
источник
Вернуться назад
|