ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о науке > Большое плавание академика Пашина

Большое плавание академика Пашина


14-01-2015, 11:04. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Большое плавание академика Пашина

 

 

Оценки, расчеты и прогнозы выдающегося кораблестроителя будут актуальны еще десятилетия

15 декабря 2013 года не стало Валентина Михайловича Пашина, выдающегося инженера-кораблестроителя, действительного члена Российской академии наук, многолетнего директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Возглавив ЦНИИ в сложное время экономических преобразований, Валентин Михайлович уберег его от кризиса 90-х годов, когда отраслевую науку отпустили в свободное плавание, внес огромный вклад в развитие института.

Последнее десятилетие ХХ века оказалось одним из самых трудных для отечественных судостроения, флота и отраслевой науки. Синхронно они проходили все возможные этапы выживания. В отдельные периоды госпомощь головному институту судостроения падала примерно до пяти процентов от суммарного бюджета. И все же ЦНИИ имени академика Крылова удалось сохранить основные направления исследований, уникальную экспериментальную базу, большинство ведущих ученых и специалистов. Более того – началось освоение новых областей, произошло определенное смещение акцентов от чисто научных разработок в сторону конечной продукции.

Не стать мелкой лавочкой

«Конечно, было непросто, – вспоминал об этом времени Валентин Пашин. – Тогда, в 90-х пришлось выдержать очень жесткую борьбу за целостность организации. Мы не поддались столь распространенным в то время псевдодемократическим настроениям, которые были нацелены на развал крупных центров и создание отдельных «мелких лавочек». У нас ведь чуть до бунта не доходило, собирались, кричали: давайте разделимся, маленькая организация более маневренная, накладные расходы меньше и т. п. Предлагали, например, отделить в самостоятельную структуру опытовые бассейны и другие крупные экспериментальные установки, чтобы оставшимся не нести больших затрат на содержание основных фондов».

“ Важнейший фактор риска в отечественном кораблестроении – подготовка научных и инженерно-технических кадров, в том числе тех, которые потом становятся руководителями предприятий и отрасли в целом ”
Сдержать аппетиты приватизаторов помогло главное техническое сооружение института – глубоководный 1324-метровый бассейн, самый протяженный в мире. После того как не удалось поделить территорию поперек, начали предлагать резать ее вдоль. От подобных предложений последователям академика Пашина приходится отбиваться и сейчас.

Благодаря усилиям Валентина Михайловича и его соратников наконец были найдены новые источники финансирования – зарубежные заказы. Итоги той работы на внешнем рынке впечатляют и сейчас: заключено более 500 контрактов с фирмами Великобритании, Германии, Италии, Индии, Канады, Китая, Норвегии, Республики Корея, США, Франции, других стран. Это позволило сохранить экспериментальную базу, компетенции и специалистов, а заодно повысить научный авторитет в мире.

В начале 2000-х улучшилась обстановки и с отечественными заказами, что позволило стабилизировать ситуацию. После 2005 года институт стал успешно функционирующим предприятием.

Разработки для отечественного ВМФ всегда оставались приоритетными для института. Правда, в 90-е наблюдалась определенная потеря взаимодействия с заказчиками, когда в умах военачальников и руководителей, формирующих кораблестроительные программы, был полный разброд. Тех и других академик Пашин терпеливо пытался вразумлять, просвещать и увещевать.

В гражданской же сфере важнейшими для Валентина Михайловича оставались работы для нефтегазового комплекса – научные исследования, проектные и опытно-конструкторские проработки в области океанотехники, направленные на создание перспективных морских платформ, ледостойких сооружений, терминалов и специализированных транспортно-технологических систем. Как правило, директор сам блестяще представлял эти проекты.

Именно Пашин, директор и научный руководитель института, инициировал появление ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 годы» (РГМТ). Цель программы – развитие отечественного научно-технического и проектного потенциала, создание условий для выпуска конкурентоспособной техники с тем, чтобы обеспечить принципиальное изменение стратегической позиции нашего судостроения и завоевать к 2016 году значительную долю мирового рынка продаж.

Функции головной организации по информационно-аналитическому и научно-техническому сопровождению мероприятий ФЦП РГМТ были возложены на ФГУП «ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова», который к тому же возглавил семь из десяти главных технологических направлений.

Основной акцент директор сделал на научно-техническом заделе для проектирования объектов освоения морского шельфа. Программой предусматривалось совершенствование экспериментальной базы. Таким образом, благодаря Валентину Михайловичу, его умению видеть перспективу институт сумел консолидировать усилия и в конечном счете стать ведущим центром компетенций по ледовой тематике. Недавно открытый ледовый бассейн и строящийся офшорный – тоже идеи Пашина, воплощенные в жизнь.

Основатель и организатор

Как ученый до 1978 года Валентин Михайлович занимался в основном гражданской тематикой. Только в последующие годы он сосредоточился на вопросах, связанных с обороной. В частности, им были разработаны теоретические основы современных методов оптимизации кораблей и судов на базе математико-вычислительных средств. В их числе теория оптимизации судов на основе компьютерных технологий, теоретические основы системного проектирования судов и методы оптимизации их основных характеристик, а также математические модели оптимизации состава флота, необходимые для формирования перспективных программ судостроения.

Большое плавание академика ПашинаПашин был одним из авторов и разработчиков отраслевой комплексной программы проектирования судов и планирования строительства флота, в том числе промыслового, для которого он выполнил все основные работы.

В 1979–1990 годах Валентин Михайлович руководил крупнейшими комплексными исследованиями в интересах ВМФ. В этот период он как член и председатель многочисленных комиссий по доводке сдающихся кораблей и подводных лодок решал на месте возникающие технические проблемы в области физических полей, ходкости, электромагнитной совместимости, работы механизмов и машин. Пашина ни в коем случае нельзя считать классическим кабинетным ученым: он много времени проводил на заводах и на морских испытаниях.

С 1990 года Валентин Михайлович Пашин – директор и научный руководитель ФГУП «ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова». Лично он и коллективы под его руководством обеспечили разработку фундаментальных основ современного кораблестроения. Это позволило реализовать проекты надводных кораблей и подводных лодок, многие из которых превосходят лучшие зарубежные аналоги. В частности, были решены вопросы прочности и ресурса корпусов подводных лодок и глубоководных аппаратов с глубинами погружения до 1000 и 6000 метров соответственно, созданы малошумные гребные винты, обеспечен паритет отечественных ПЛ по акустическим характеристикам.

В числе менее известных научных интересов академика Пашина – теория сложных человекомашинных систем применительно к объектам флота, суть которой – исследование природы возникновения аварийных ситуаций и катастроф. В целях комплексной оценки и прогнозирования таких ситуаций предлагается рассматривать ресурс системы в виде набора показателей, включающего возможности машин и человеческие. Функционирование таких систем зависит от многих факторов, полный учет которых на больших участках практически неосуществим. Как свидетельствуют данные о многочисленных техногенных авариях и катастрофах современности, многие из них могли бы быть предотвращены.

Академику Пашину принадлежит идея сближения гражданских и военных технологий и стандартов. «По многим позициям гражданский флот уже обогнал военный, – писал по этому поводу Владимир Михайлович. – Речь идет прежде всего об уровне автоматизации и надежности, пожаро- и взрывобезопасности, экологичности, ремонтопригодности, топливной экономичности, безопасности плавания, появлении новых типов энергетических установок, движительных комплексов и т. п.».

Не все коллеги-судостроители эти идеи разделяли и поддерживали. Тем не менее одним из направлений развития Российского морского регистра сейчас является возобновление сотрудничества с ВМФ. Применение нормативной базы и опыта технического наблюдения регистра дает возможность проектировать, строить, ремонтировать и переоборудовать вспомогательные суда для военного флота с учетом передовых достижений, требований международных конвенций по безопасности мореплавания и защите окружающей среды.

«Военно-морской паритет возможен только при равных экономических возможностях, – считал Пашин. – Сегодня наш оборонный потенциал в соотношении с США составляет 1:10, а с учетом всех их союзников – 1:15–20. Это требует радикальных изменений стратегии развития и использования флота и соответственно кораблестроения. Должны измениться номенклатура и облик кораблей».

На основе этого подхода предлагались непростые решения, суть которых сводилась к необходимости сокращения проектов кораблей. В конце концов командование ВМФ с этим согласилось.

Пашин настоятельно рекомендовал учитывать в работе западный опыт. Ведущие судостроительные компании и корпорации ищут выход в создании кораблей на основе базовых платформ, модульно-агрегатных методов проектирования и постройки, применения COTS-технологий (Commercial Off-The-Shelf – готовые к использованию), проведения в процессе постройки специальных НИР по снижению трудоемкости и стоимости.

В качестве дополнительного комплекса мероприятий предлагаются систематический мониторинг долгосрочной программы кораблестроения и радикальная корректировка всей системы заказов и создания новой морской техники. Сбалансированный флот, сокращение количества проектов серийных ПЛ, строительство серии корветов и фрегатов, а в перспективе и эсминцев – все это развитие идей академика Пашина.

В отличие от флота, который не всегда понимал, чего он хочет, Валентин Михайлович, зная экономические и технологические возможности, а также цели, задачи, соотношение корабельного состава различных стран, всегда предлагал определенные решения и по составу флота, и по типам кораблей, и по технологиям, и по организации проектирования и строительства. Именно поэтому его в полной мере можно считать организатором отрасли.

Многополярная система взаимодействия заказчика и промышленности оказалась в начале 90-х годов разрушена. Она включала такие мощные центры влияния (компетенции), как ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, ЦНИИ технологии судостроения, 1 и 24-й ЦНИИ МО РФ. Именно под их руководством выполнялись комплексные НИР: прогнозирование развития военной техники вероятного противника, определение важнейших направлений развития кораблей различных классов, оценка ресурсных возможностей промышленности, подготовка перечней перспективных НИР и ОКР и др. В итоге на свет появлялись альтернативные варианты программ военного кораблестроения.

К началу 90-х уже не существовало ни основной, ни альтернативной программы. Ограниченные ресурсы буквально вырывались из бюджета, за них шла бесконечная внутриотраслевая борьба, в которой не всегда побеждали самые компетентные.

Уже тогда требовался серьезный пересмотр морской доктрины, программы кораблестроения и состава ВМФ. Но этого не произошло. На одном из совещаний у министра судостроительной промышленности директор ЦНИИ им. А. Н. Крылова попытался обозначить необходимость такого пересмотра. Руководители ЦКБ и заводов резко отвергли это предложение со ссылкой на непонимание головным институтом роли ВМФ и военного кораблестроения. Все держались за крохи былого финансирования и надеялись на лучшее. Напрасно.

Чувствуя слабость системы и снизившиеся компетенции научных учреждений МО, Валентин Михайлович взял на себя разработку несвойственных институту тем: военная экономика, кораблестроительные программы, оптимизация состава ВМФ.

«Многотипье кораблей в отечественном ВМФ не единственная серьезная причина «огромных вложений» и систематических срывов выполнения ГОЗ и ГПВ, – писал по этому поводу Пашин. – Мои попытки объяснить истоки затянувшегося кризиса успеха не имеют. Пробиться в массовые издания нет возможности, а публикации в малотиражных журналах мало кому доступны… Сегодня именно профессионализма не хватает при обсуждении подобных вопросов».

Профессионал всегда остается реалистом

Академик Пашин являлся абсолютным экспертом по военно-морским силам. Его оценки, расчеты и прогнозы будут актуальны еще десятилетия, ибо исходят из глубокого знания истории, геополитических реалий, военных и экономических прогнозов. Непрерывное внедрение новых технологий на протяжении всего жизненного цикла кораблей стимулируется именно постоянным прогнозированием будущих боевых действий флота.

«Говорить о новых тенденциях в создании военно-морской техники нельзя в отрыве от баланса сил и радикальной трансформации в XXI веке интересов субъектов мирового сообщества – с одной стороны и научно-технического прогресса науки и перспективных технологий – с другой, – подчеркивал Пашин. – Попытки понять, что тут первично и что вторично, тщетны. Вывод очевиден: движение от тенденций к новой технике и следование новой техники за тенденциями – процессы встречно-параллельные».

В отличие от многих руководителей ОПК Валентин Михайлович следил за тенденциями и делал выводы. Он не корректировал свои взгляды под очередную доктрину или указания сменяющихся руководителей, а сам инициировал действия, предлагая оригинальные идеи. Все ныне действующие программы развития морской техники, государственные программы вооружения, ФЦП готовились при его участии и под влиянием его идей.

Пашин был реалистом, никогда не переоценивал возможности института и своих сотрудников. Всегда с интересом изучая новые технические идеи и проекты, не считал возможным приступать к их разработке без понимания возможностей их дальнейшего трансфера.

«Честно сказать, инновационными проектами, которые заинтересовали бы бизнес с точки зрения коммерциализации, мы не богаты, – отмечал он. – Если, конечно, не отождествлять инновации с исследовательскими программами. А вот здесь, может быть, и лежит ключ к пониманию главного. Беда в том, что результаты НИР – это еще не инновации. Нужны ОКР, технологии производства, через которые только и возможно создание конкурентоспособной на рынке продукции».

По мнению Пашина, в промышленности и в судостроении в частности уже наступил переломный момент, когда многое зависит от инициативы и желания самих предприятий. Поэтому надо заканчивать этап плача, рассказов о трудностях и двигаться вперед, восстанавливая единый научно-производственный комплекс и разрабатывая готовые технологии.

Академик Пашин считал, что в развитии российского кораблестроения и других высокотехнологичных видов промышленности, пожалуй, важнейшим фактором риска являются проблемы подготовки научных и инженерно-технических кадров, в том числе тех, которые потом становятся руководителями предприятий, организаций и отрасли в целом.

«Настоящие профессионалы крайне необходимы в первую очередь для определения стратегических направлений развития техники и реиндустриализации как одного из главных векторов модернизации страны. Подготовить же настоящих профессионалов можно только на массовых реальных делах, в том числе на преодолении неизбежных технических просчетов, проблем, неожиданных вопросов».

Валентин Михайлович Пашин был подлинным созидателем, специалистом, чувствовавшим потребности флота и находившим возможность их фиксировать и реализовать. Со дня его смерти прошел всего лишь год, но мы уже успели в полной мере оценить всю глубину этой потери.

 

 

Автор Сергей Иванов

Первоисточник http://vpk-news.ru/articles/23376


Вернуться назад