В Китае выбрали первый вариант развития страны
Бедный Север, богатый Юг - реалии сегодняшнего Китая. Но подобное расслоение давно уже беспокоит китайское правительство. Решить большие проблемы помогут большие стройки, решили власти КНР, и недавно анонсировали масштабную затею: повернуть с юга на север воды крупнейшей в стране реки - Янцзы. Идея - доставить необходимую в сельском хозяйстве воду в бедные с этой точки зрения провинции. Размах грандиозный - одних только переселенцев будет около 330 тысяч человек. Но и опыт определенный имеется: во время строительства гидроузла "Санься" ("Три ущелья") переместить пришлось почти миллион жителей. С подробностями корреспондент "Недели" Иван Антонов. Планируется, что проект будет осуществлен за 50-60 лет. За это время соорудят целую сеть каналов общей протяженностью почти полторы тысячи километров: Восточный, Центральный и Западный, по ним-то и потечет вода со стоков крупнейшей реки Евразийского континента Янцзы, а также рек Хуанхэ, Хуайхэ и Хайхэ. Ожидается, что таким образом будут подпитаны провинции Хэнань, Хэбэй, а также район Пекина и города центрального подчинения Тяньцзиня. После завершения великого поворота северные территории станут получать до 50 миллионов кубометров воды в год. Стоимость проекта - около 60 миллиардов долларов США. Для современного Китая развитие сельского хозяйства - буквально вопрос выживания, ведь надо накормить более полутора миллиарда человек. При этом гор в КНР много, а вот равнин, пригодных для возделывания, на всех не хватает. Причем большая часть их приходится как раз на северо-восточные районы страны, которые из-за географических особенностей слабо питаются водой. Вот правительство и решило: проще доставить реки на север, чем сравнивать горы на юго-западе страны. Стройка века, по замыслу руководства Китая, решит сразу несколько глобальных задач. Во-первых, даст толчок развитию сельского хозяйства. Во-вторых, на ней смогут найти работу многие жители северных районов страны, сейчас страдающие от безработицы. В-третьих, крупный инфраструктурный проект станет еще одним значимым элементом в стратегии по преодолению мирового финансово-экономического кризиса. Ведь не секрет, что именно во внутригосударственных масштабных проектах правительство КНР видит основной путь выхода из трудной ситуации. В-четвертых, опять же равномерное распределение водных ресурсов, нехватка которых, по мнению специалистов, уже не за горами. В-пятых, можно тратить массу накопленных долларов, пока они еще имеют ценность. Ну и на закуску реализация грандиозного замысла - еще один крупный вклад в имиджевую копилку Поднебесной. А это станет неплохим подарком к 100-летию образования КНР в 2049 году - почему-то кажется, что именно к этой дате работы постараются закончить. Строящиеся каналы пройдут по одним из самых густонаселенных в Китае провинциям, поэтому тех, кто живет на пути их прокладки, придется переселить. По предварительным подсчетам, число вынужденных переселенцев может составить до 330 тысяч человек. В основном это коснется селян из провинций Хэнань и Хэбэй. В штаб-квартире по переселению уже заявили, что подберут для новоселов территории "с удобными дорогами и почвой хорошего качества", выделят ссуды и участки для ведения хозяйства. Планируется, что более 150 тысяч переселенцев разместят в 185 деревнях уезда Сичуань, что на юго-западе провинции Хэнань. Переселение, по данным официальных лиц, завершится к 2011 году. Что касается ранее уже упомянутого переселения людей в связи со строительством крупнейшего в мире гидроузла "Три ущелья", то здесь, как показала практика, власти действовали весьма успешно. С начала строительства ГЭС место жительства поменяли более миллиона человек, и на это мероприятие государство потратило около восьми миллиардов долларов США. Переселенцев разместили в основном неподалеку от крупных городов. Об испытаниях, которые пришлось пережить этим людям, режиссер Цзя Чжанкэ даже снял художественный фильм "Натюрморт". К слову, в строительстве водных каналов китайцы практикуются уже давно. Достаточно вспомнить Великий канал - одно из древнейших гидротехнических сооружений на планете протяженностью 1930 километров. Он пересекает четыре провинции и соединяет крупнейшие порты Китая - Тяньцзинь и Шанхай. Строительство его началось еще в шестом веке до нашей эры, южный участок закончили в седьмом веке нашей эры, а самый северный завершили уже в тринадцатом. В целом на строительство этого искусственного водовода ушло более 2000 лет, и до поры до времени он считался важнейшей транспортной артерией страны. Однако с развитием железных дорог утратил свое былое значение и сегодня по большей части является памятником культурного наследия. У китайцев есть пословица: "Предки сажают деревья, потомки наслаждаются прохладой". Нынешний грандиозный проект - долгосрочный и пока неочевидный с точки зрения конечного результата - тем не менее воплощает в себе всю серьезность намерений Поднебесной, которая развивается с таким же размахом, с каким поворачивает реки вспять. НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД Хватит капать Петр ОБРАЗЦОВ Летать на самолетах, ездить на автомобилях и в вагонах СВ человечество начало совсем недавно, а до этого несколько тысяч лет передвигалось пешком, с помощью гужевого транспорта, но прежде всего - водными путями. Плавать и перевозить грузы было проще и дешевле всего именно по воде, особенно после изобретения паруса. Однако вода есть не всюду, реки текут куда хотят, а моря вообще ни у кого не спрашивают, где им расположиться. Поэтому, а также для демонстрации собственного величия цари, диктаторы и генеральные секретари приказывали строить каналы и поворачивать реки. Первый чисто транспортный канал в Древнем Египте соединил Красное море с одним из рукавов Нила и соответственно с морем Средиземным, в которое Нил впадает. Широко известны построенные исторически недавно и чрезвычайно полезные Суэцкий и Панамский каналы. Второй, впрочем, известен также и чудовищными растратами при его строительстве (слово "панама" тогда стало синонимом крупного надувательства, как в наши дни - "пирамида"). В СССР ценой сотен тысяч людских жизней были построены каналы Москва-Волга, Беломорско-Балтийский, Волго-Дон и Волго-Балтийский водный путь, которые особых транспортных проблем не решили, но туристические пароходы по ним плавают. И туристы с интересом разглядывают остатки десятков затопленных городов и сел, проглядывающих в хорошую погоду сквозь толщу воды. Наверняка выгоды от строительства этих каналов намного меньше вреда из-за потери сотен тысяч гектаров сельхозугодий. И наверняка к тому же выводу придут и китайцы, замыслившие сейчас прокопать каналы в центре страны. Но, может быть, им просто нужно чем-то занять пару миллионов безработных? Вторая важная причина строительства каналов - мелиорация, обводнение засушливых земель путем переброски части стока каких-либо рек в районы с перспективным земледелием. Положительный пример - переброска вод Днепра в Крым по Северо-Крымскому каналу, наиболее известный отрицательный (и, к счастью, неосуществленный) - переброска вод Иртыша и Оби в Среднюю Азию. Реализация проекта потребовала бы колоссальных затрат и затопления огромных территорий, на которых, кстати, добывается сейчас большое количество нефти и газа. Общий кризис СССР к концу 80-х годов заставил отказаться от проекта, но недавно он возродился в оригинальном виде. А именно - мэр Москвы Юрий Лужков предлагает перебрасывать воды не по каналам, а по трубопроводам, причем воду узбекам и туркменам продавать. Не отрицая эффектности идеи, отметим, что в Академии наук посчитали многомиллиардные (в долларах) затраты и считают, что дешевле будет завозить в Среднюю Азию бутылки с "Ессентуками" и "Нарзаном". Хотя все-таки жаль, что огромное количество пресной воды бессмысленно стекает в Северный Ледовитый океан. России повезло с пресной водой - у нас ее полно. И тем не менее, прежде чем рыть канал для переброски воды в свою квартиру, стоит хотя бы завернуть постоянно капающий кран на кухне.
Вернуться назад
|