ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о науке > Системные аспекты образовательной политики и управления образованием
Системные аспекты образовательной политики и управления образованием23-10-2009, 21:22. Разместил: Damkin |
Модернизация системы образования вызывает пристальное общественное внимание и дискуссии в прессе, в обществе и в профессиональной среде. При этом высказываются самые разные мнения о содержании и последовательности мероприятий по модернизации - от категорического неприятия необходимости модернизации ("наша система образования лучшая в мире, поэтому никакие изменения не нужны") до практически безусловного одобрения предложенного комплекса мероприятий ("образование переживает системный кризис, поэтому любые разумные действия по его преодолению дадут положительный эффект"). Модернизация системы образования вызывает пристальное общественное внимание и дискуссии в прессе, в обществе и в профессиональной среде. При этом высказываются самые разные мнения о содержании и последовательности мероприятий по модернизации — от категорического неприятия необходимости модернизации («наша система образования лучшая в мире, поэтому никакие изменения не нужны») до практически безусловного одобрения предложенного комплекса мероприятий («образование переживает системный кризис, поэтому любые разумные действия по его преодолению дадут положительный эффект»). Представляется, что истина, как всегда, лежит где-то посередине, однако формирование и формулирование обоснованного отношения к происходящим процессам затруднено рядом факторов:
Опубликованные документы и информационные материалы по модернизации образования в основной массе отражают «оперативные и тактические» аспекты модернизации, при этом «стратегические» аспекты прописаны либо недостаточно подробно, либо представлены фрагментарно, при этом образовательная политика в явном виде практически не сформулирована (и, по-видимому, рассматривается как очевидно понятная). В настоящей работе представлен вариант системного подхода к описанию, формированию и отслеживанию результатов реализации образовательной политики в сфере образования. Показано, что наличие явно сформулированной и публично объявленной образовательной политики может не только дать более аргументированное обоснование предлагаемых действий по модернизации образования и послужить основой для конструктивной дискуссии, но и обеспечить более качественное отслеживание происходящих процессов и их своевременную коррекцию. Общие положения«Государственнический» подход к модернизации образования является отражением того факта, что господствующая роль государства в управлении образованием, сложившаяся в Советском Союзе, несмотря на декларируемое российским образовательным законодательством участие в этом процессе личности и общества, де-факто сохраняется (учитывая переходный характер современной социально-экономической ситуации и отсутствие традиций гражданского общества такая консервативность играет скорее положительную роль). Однако постепенное формирование общественно-государственных и общественных институтов требует внесения в процесс управления образованием изменений, обеспечивающих расширение их участия в этом процессе. С одной стороны, такая постановка проблемы верна, поскольку система образования в России по преимуществу является государственной, государство же является основным, хотя и не единственным, источником ресурсов для образования. Государство представляется как побудительный мотив изменений, инициатор модернизационных процессов. Оснований для такого представления, на наш взгляд, вполне достаточно:
Было бы неверно, однако, рассматривать в качестве единственного инициатора изменений государство в лице органа (органов) управления образованием или, по крайней мере, именно с этих позиций оценивать происходящие в системе образования процессы. Основой для такой точки зрения можно считать данное в Законе «Об образовании» определение, согласно которому система образования включает:
Органы управления, таким образом, могут рассматриваться в качестве одного из элементов системы образования. И если они могут выступать и выступают в качестве инициатора изменений, то, соответственно, такими же инициаторами могут выступать и все другие элементы системы образования. Особенность положения органов управления образованием состоит в том, что они, с одной стороны, по определению являются элементом системы образования и поэтому включены в отношения между всеми элементами, определяя наряду с другими состояние системы. С другой стороны, органы управления и, в особенности, Минобразование России могут рассматриваться в качестве так называемых «наблюдателей», рассматривающих систему образования как объект, анализирующих состояние этого объекта и вводящих изменения, влияющие на состояние системы. С этой точки зрения Министерство в некотором смысле не входит в систему образования в качестве элемента, поскольку осуществляет по отношению к образовательным учреждениям полномочия вышестоящего административного органа, а также осуществляет функции управления системой. Двойственность положения органа управления в системе образования выражается, таким образом, двумя основными направлениями его деятельности:
Такая двойственность позиции заставляет, в частности, Минобразование России не только разрабатывать планы, программы, графики проведения мероприятий по изменению условий функционирования подведомственных организаций и учреждений, издавать нормативно-распорядительные документы, но и непосредственно участвовать в выполнении этих планов, графиков и мероприятий наряду с учреждениями и организациями или даже без них. Формы такого участия могут быть самыми разными. В качестве примеров можно указать координационные советы, рабочие группы, подготовку необходимых документов непосредственно в Министерстве, участие работников Министерства в научных коллективах и т.д. Сложность такого положения органа управления может быть охарактеризована модифицированным перечнем последовательности управленческих действий, которые должны им выполняться:
Специфика среды функционирования системы образованияОпределяющими характеристиками современного общества, с точки зрения системы образования, являются «мобильность», «информатизация» и «динамичность». Мобильность означает, что в течение активной жизни специалисту требуется неоднократно менять вид и род своей деятельности, даже в рамках одной профессии. При этом и сам перечень актуальных, востребованных обществом, профессий достаточно быстро меняется. Под информатизацией понимаются два одновременно происходящих процесса — активное внедрение информационных технологий и систем во все сферы общественной жизни и непрерывный рост собственно «информационной составляющей» — роли информационных ресурсов во всех сферах общественной жизни и индустрии, непосредственно связанной с информационными ресурсами и процессами. К этим характеристикам следует добавить динамичность, выражающуюся в резком сокращении времени между проявлением новых факторов общественной жизни и реакцией на них соответствующих институтов общества, а в российском обществе — усиленную переходным характером социально-экономических процессов, связанных с изменением соотношения ролей государства, общества и личности — от общества с жесткой административно-командной системой управления — через общество с преимущественно государственным регулированием — к гражданскому обществу, в котором права, полномочия и ответственность распределены между государством, обществом и личностью относительно «пропорционально»1 . Очевидно, что современная система образования, наряду с необходимым консерватизмом, являющимся залогом ее устойчивости и фундаментальности, должна обеспечивать учет этих особенностей современного общества. Системные основанияДалее будем считать, что необходимость реформирования системы образования является очевидной. Приведем несколько аргументов в защиту этого утверждения. Действительно, если ранее основной целью системы в общем образовании было обязательное среднее образование, то есть 100%-ный результат, в профессиональном образовании — подготовка специалистов для государства в объеме, определяемом государственным заказом в форме утвержденных планов приема, и при этом иные цели (по крайней мере явно) не декларировались, то сегодня, наряду с ними, перед образованием ставятся новые цели — обеспечение условий реализации индивидуальных образовательных потребностей отдельных личностей и потребностей отдельных общественных групп (ассоциаций, объединений, профессиональных сообществ и т. п.) Особо отметим, что крайнюю актуальность приобрел новый фактор — необходимость обеспечения равного доступа к качественному образованию. Особенностью действующей системы является двойственное положение обучающего. С одной стороны, он представляет самого себя, с другой — государство, что существенно усложняет отношения между субъектами образовательных отношений, вынуждая обоих учитывать присутствие государства в этих отношениях, в которых можно выделить два основных аспекта — содержательный и экономический. К содержательному аспекту относятся вопросы «чему и как учить, как оценивать учебные достижения учащегося и предоставляемое учебным заведением качество обучения, какие механизмы обеспечат контроль результатов и управление соответствующими процессами», к экономическому — «как определять объемы и порядок финансирования образовательного процесса, оценивать и контролировать эффективность деятельности учебных заведений, каким образом стимулировать учебные заведения к совершенствованию внутренних организационно-экономических механизмов». Существующая система характеризуется следующими особенностями:
В качестве иллюстрации к отмеченным выше особенностям приведем следующие вопросы:
Приведенные выше проблемы и вопросы порождают (и сопровождаются) проблемами организационно-экономического характера (внесистемными, по отношению к образованию). В частности, к ним относятся следующие проблемы:
а также проблемы обеспечения непрерывного образования (в комплексах, «пересекающих» существующие уровни образования), повышения квалификации (в рамках имеющейся специальности) и профессиональной переподготовки (изменения специальности, квалификации и/или специализации). Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о соотношении образования (которое в настоящее время рассматривается только к контексте «специальности»3 ) и квалификации (как уровня владения специальностью), однако он выходит за рамки настоящей работы. Обобщенные требования к системе образованияАнализ приведенных выше и связанных с ними проблем и вопросов позволяет определить совокупность требований к «идеальной» системе образования, с учетом специфики российской системы, и, далее, сформулировать совокупность задач системы управления образованием. Важно отметить, что система образования принципиально является системой «с запаздыванием» — принятое сегодня решение о введении определенной специальности или специализации даст результат только через определенное время — от двух до пяти лет. Следовательно, необходимо либо обеспечивать достаточно высокую точность прогноза будущих потребностей (как в части содержания образования, так и в части количественной оценки потребности в специалистах), либо строить подготовку так, чтобы оперативно реагировать на возникающие изменения соответствующими коррективами в учебных планах и программах. И одновременно заранее планировать направления повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Существенным фактором функционирования системы образования является ее консервативность. Следует отметить, что консервативность системы образования является в первую очередь позитивной характеристикой системы, поскольку обеспечивает ее стабильность и существование, и в силу этого любой механизм внесения изменений должен предусматривать специальные меры, направленные на поддержание стабильности системы и эволюционность нововведений. Система образования в «идеальном варианте» должна обеспечивать:
Соответственно, государство должно обеспечивать условия функционирования системы образования, в которых она в состоянии выполнить возложенные на нее функции, включая:
К функциям общественного контроля относятся:
Важным является вопрос прав и обязанностей отдельной личности в образовательном процессе, однако его обсуждение лежит за рамками данной работы. Ресурсное обеспечение системы образованияВ современных условиях основным источником финансирования образования является государственный бюджет (бюджеты муниципальных образований). Наряду с этим, средства в систему образования поступают и по другим каналам: плата за обучение, оплата дополнительных образовательных услуг, спонсорские средства, научно-исследовательские работы, доходы от иной деятельности и т. п. Не обсуждая достоинства и недостатки существующей системы, отметим, что количественный и качественный анализ источников финансирования не позволяет судить о степени адекватности финансирования организации образовательной деятельности. Указанная выше множественность образовательных траекторий, индивидуализация образования могут быть обеспечены различными вариантами построения движения финансовых и материальных ресурсов, т. е., возможно, некоторым множеством траекторий финансирования. В частности, определяющими моментами в построении этого множества являются:
Определение образовательной политикиВ общем виде политика может рассматриваться как формы, задачи, содержание деятельности государства, осуществления им властных полномочий (БСЭ. Т. 20. С. 639). Политикой также называют участие в делах государства, специфическую деятельность, с этим связанную. В состав политического руководства, т.е. некоторой деятельности государства, включаются следующие этапы:
Эти позиции предполагают проведение анализа конкретной ситуации и перебор возможных вариантов решения поставленных задач для выбора оптимального (наилучшего). Такая интерпретация политики, по нашему мнению, сводит воедино саму политику, ее выработку и, главное, реализацию. Создается впечатление, что разработка и реализация политики — это и есть сама политика. Тем не менее, политика, скорее, относится не к деятельности, а к построению, формулированию правил, процедур и механизмов осуществления этой деятельности. Проще говоря, политика — это формулирование государством или иным субъектом:
Выработка государственной политики в сфере образования, таким образом, предусматривает в первую очередь и главным образом определение цели (системы, совокупности целей), которая должна быть достигнута. Развернутое определение политики должно, кроме того, выделить ее многомерный характер, в частности, определить:
Политика обязательно должна быть объявлена, носить открытый характер, поскольку:
Суммируя изложенное, следует рассматривать политику как сформулированную и объявленную систему отношений по поводу управления образованием как системой. Политика — это принятые «наблюдателем» правила поведения по отношению к объекту управления, в нашем случае — к системе образования, включая и сам субъект управления. Разумеется, речь может идти не о всеобъемлющей регламентации, а об основных правилах. Следует также сформулировать принцип, по которому орган управления обязуется принимать к рассмотрению выходящие за рамки политики направления движения системы (инициативы), но оставляет за собой право сохранять к ним нейтральное отношение на определенный период времени (например, на 2–3 года). Исторический экскурсПредставляет интерес анализ исторических аспектов рассматриваемого вопроса. Основными направлениями государственной политики, например, в высшем техническом образовании в 30-е годы ХХ века были:
Постановлением ЦИК Союза ССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» предусматривалось, в частности:
«Держа курс на развитие втузов и вузов в соответствии с растущими потребностями народного хозяйства, принять меры к упорядочению сети в интересах действительного обеспечения втузов и вузов преподавательскими кадрами, оборудованием и т. п.»6 По некоторым направлениям (развития образования) органами управления высказывалось отрицательное отношение, причем как в форме прямого запрещения, так и через разработку мер ограничительного характера. В частности, указанным выше постановлением предусматривалось:
В постановлении Комитета по высшему техническому образованию от 2 декабря 1933 г.7 были отмечены дефекты в постановке научно-исследовательской работы во втузах. Отмечалось в качестве негативной характеристики превращение ряда втузов в коммерческие предприятия, которые в погоне за средствами ведут подрядные работы, зачастую не имеющие отношения к специальности данного втуза. Тематика НИР таких втузов раздута, работы выполняются с низким качеством. Отмечалось также отсутствие разработанной организационной структуры руководства научно-исследовательской работой в учебных заведениях. Можно сказать, что основные направления деятельности государства формировались по принципу «ликвидации узких мест» или, точнее, по принципу частных улучшений, исправления недостатков. Выбор тех или иных недостатков определялся экономико-политической ситуацией в стране. Анализ структуры принимаемых документов по совершенствованию образования показывает, что, в основном, направления совершенствования в течение достаточно длительного времени практически не менялись. Так, в качестве основных направлений перестройки (т. е. совершенствования) высшего и среднего специального образования в стране в 1987 г.8 были выделены:
Это, в целом, соответствует аналогичным направлениям 30-х гг. Основной целью совершенствования управления образованием («требованием времени») считалось улучшение централизованного руководства системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сочетании с расширением демократических начал управления, самостоятельности и творческой инициативы учебных заведений. Расширения демократических начал в 30-е годы, естественно, не предусматривалось. Вместо этого говорилось о необходимости укрепления дисциплины и внутреннего распорядка в учебных заведениях. Признавалось необходимым также расширение прав и увеличение ответственности вузов (т. е. самостоятельности, автономии и, одновременно, внутренней дисциплины и самодисциплины на основе автономии и самоуправления):
Эти направления совершенствования управления были поставлены на первое место, что можно расценивать как придание им более важного значения по сравнению с совершенствованием централизованной составляющей. Предусматривалось также повысить роль Министерства высшего и среднего специального образования СССР по следующим направлениям деятельности:
В период 1992–1996 годов были приняты Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92 № 3266-1 (в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ), Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 № 125-ФЗ и некоторые другие законодательные акты. Про Законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» говорилось много. Анализировались их сильные и слабые стороны, предлагались (и вносились) дополнения и изменения. Закон «Об образовании» даже был утвержден в новой редакции, что свидетельствует о стремлении максимально приблизить его к требованиям жизни. Следует подчеркнуть, что указанные законодательные акты зафиксировали и объявили позицию государства (общества) по отношению к системе образования:
Этот шаг, на наш взгляд, является важнейшим в формировании государственной политики в образовании. С точки зрения развития системы образования следует отметить:
Данный подход соответствующим образом подкреплен в формулировках статей Закона, определяющих экономические отношения в системе образования:
Направления совершенствования системы образования, предложенные в конце 90-х годов, новизной, в принципе, не отличались. Ставились актуальные, но известные задачи:
Это во многом перекликается с направлениями совершенствования образования 30-х годов, модернизацией 1987 года, положениями законодательства и связывается с обострившимся к этому времени финансовым положением системы образования ввиду недостаточного бюджетного финансирования. Следует отметить, что именно в 1996 году практически до нуля сократилось финансирование расходов, не связанных с социально значимыми выплатами (заработная плата, стипендии). В 1998 году были сразу на 26,6 процента секвестированы расходы федерального бюджета. В этих условиях были предложены:
Ставилась цель создания эффективной системы государственно-общественного управления образованием, обеспечивающей динамичное развитие и высокое качество образования, его многообразие и ориентацию на удовлетворение запросов личности, общества и государства. Иными словами — эффективное функционирование системы образования, ее движение «в нужном направлении», а точнее сказать — сохранение образовательного потенциала. Были поставлены также следующие проблемы в области управления сферой образования, которые могут рассматриваться и как направления государственной политики в этой сфере:
Необходимо отметить также и следующее. На органы управления образованием законодательно возложены вопросы обеспечения (координации, помощи в организации) взаимодействия учебных заведений между собой и с другими организациями, обеспечение системного единства всего образования через стандарты, аттестацию и аккредитацию, программы и т. п. Это не исключает «самодеятельности» учебных заведений в этих вопросах, но все-таки возлагает ответственность на внешнюю структуру за интеграционные процессы в среде автономных (!) организаций. Тем самым, по нашему мнению, продолжается традиция развития и совершенствования централизованного управления системой образования. Практическая реализация этих законодательных положений совмещается с обычным процессом последовательного усиления централизованной составляющей управления и, на этой основе, «размывания» принципа автономии. Это нашло свое отражение в ряде законодательных актов, в частности:
Эти положения свидетельствуют о разрыве единства государственной политики по отношению к системе образования. Образовательная политика в условиях реформирования образованияНеобходимость реформирования образования9 в рамках системной реформы социальной сферы обусловлена изменениями в государственно-политическом и социально-экономическом устройстве России:
Основные направления реформирования системы управления образованием:
В принятом 26 июля 2000 г. распоряжении Правительства Российской Федерации № 1072-р, утвердившем «План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 годы», определены следующие направления модернизации образования, которые непосредственно касаются совершенствования управления образованием, представляют собой направления государственной политики:
Система управления образованием в условиях модернизацииДля реализации мероприятий по модернизации образования требуется определенная перестройка системы управления высшим образованием, которая в среднесрочной перспективе (возможно, и в долгосрочной) будет осуществлять свою деятельность по трем основным направлениям:
Отсюда следует, что система управления образованием должна, наряду с существующей подсистемой оперативного (текущего) управления, содержать подсистему управления переходом к новому состоянию, что требует фиксации этой подсистемы в качестве постоянного составного элемента системы управления. Для реализации предложенного подхода уже в настоящее время необходимо в планах научно-исследовательских работ выделить три основных блока: 1. По направлению оперативного (текущего) управления:
В принципе с этими направлениями работы вполне может справиться — и справляется — существующая структура управления, применяя при этом «обычные» методы управления и опираясь на существующий кадровый потенциал. Однако некоторые из указанных направлений требуют серьезной научной поддержки, что необходимо инициировать и осуществить в ближайшие (2–3) годы, поскольку далее можно ожидать нарастания роли новых факторов, воздействующих на систему управления, и порождения на их основе новых проблем, пока еще мало различимых (более точно — пока количество проблем не перевалило за критическую черту, еще не поздно начать их «разгребать»). 2. По направлению перехода системы в новое состояние Управление переходом в новое состояние предусматривает, наряду с исполнением «обычных» управленческих функций, осуществление проектного управления:
Даже оставляя в стороне вопросы, связанные с формулированием стратегических направлений развития системы образования (с этим никакая система управления не справится, поскольку это элемент государственной политики, а попытки такого рода, предпринятые в разное время внутри Минобразования России и представленные ФПРО и Доктриной, не критиковались только ленивыми), и считая, что стратегические направления будут определены отдельно, можно предположить, что для того, чтобы система управления в перспективе была в состоянии справиться с решением поставленных задач, необходимо устранить потенциальные проблемы, в числе которых:
3. По направлению управления элементами новой системы Самое сложное направление, поскольку новая система не просто только формируется, а только начала формироваться. Поэтому трудно представить ее в действии. Отсюда следует, что необходимо:
Связанные с этим вопросы требуют дополнительного анализа, поэтому более подробно это направление будет предметом рассмотрения в следующих публикациях. Некоторые обобщенияИмея в виду необходимость формирования и реализации государственной политики в сфере образования, особо отметим следующее:
Если рассматривать задачи каждого этапа совершенствования управления образованием с точки зрения образовательного учреждения («изнутри»), то можно выделить три общих направления совершенствования:
С нашей точки зрения, для решения поставленных выше задач необходимо:
В рамках действующей системы управления решение этих задач сопряжено с существенными сложностями, поскольку структура системы сформирована и сориентирована на решение иных задач. Более детальный анализ этого вопроса является темой отдельной работы. Важным является также анализ причин, по которым ряд предпринятых ранее попыток модернизации образования не привел к реальным результатам. Примечания1 В настоящей работе не обсуждаются пропорции распределения прав, полномочий и ответственности. 2 Высшее учебное заведение не может вести образовательную деятельность вне рамок лицензии, которая, по действующей нормативно-правовой базе, может быть дана только в рамках уже упомянутого выше Классификатора. 3 Введение бакалавриата и магистратуры практически не изменило ситуации, более того, возник и был решен вопрос об установлении соответствия «бакалавра» существующей сетке профессиональных квалификаций. 4 Следует особо отметить, что речь идет не обязательно о фактической передаче этих средств в натуральной форме, но только о том, что закрепленные за обучающимся средства «сопровождают» его и передаются обучающему по факту юридического оформления отношений между обучающимся и обучающим. 5 Заметим, что при этом возникает опасность нарушения целостности содержания образования и, возможно, потери качества. Видимо, должна существовать некая система ограничения разнообразия образовательных траекторий — ограничений, обеспечивающих определенную целостность результирующей траектории. 6 Сборник постановлений по высшему техническому образованию / Сост. М. А. Романовский. Сектор ведомственной литературы ОНТИ НКТП. М.; Л., 1935. С. 8. 8 Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. М.: Высшая школа, 1987. 77 с. 9 Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи очередного этапа. Проект. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. Москва, сентябрь 1997. 10 Другой вопрос, насколько указанные документы охватывают новое состояние системы высшего образования. Можно отметить, например, такие новые характеристики, как ЕГЭ, ГИФО, университетские комплексы, конкурсное финансирование инвестиционных проектов. Нет гарантии, что данные характеристики создают новое качество системы — этот вопрос нуждается в исследовании. Но новое в систему управления они, безусловно, привносят.
С. А. Беляков, В. Ж. Куклин Вернуться назад |