ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о науке > РАН: правительство должно тратить без оглядки на отдачу
РАН: правительство должно тратить без оглядки на отдачу23-04-2013, 21:05. Разместил: virginiya100 |
Ученые из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) Российской академии наук считают, что российскому правительству пора достать кошелек и потратиться на инфраструктуру, жилье и оборонно-промышленный комплекс, не требуя от получателей денег их возврата или хотя бы непосредственной экономической отдачи. В результате власти могут получить какое-нибудь очередное русское чудо - новую атомную бомбу или интернет нового поколения
Москва. 23 апреля. FINMARKET.RU - В понедельник в сочинской резиденции президента Путина прошло масштабноеэкономическое совещание по вопросу стимулирования экономического роста. На него позвали все правительство и большинство кремлевских советников президента, а также академиков, экспертов и банкиров. Ученые из РАН сначала рассказали о всех своих идеях президенту в Бочаровом ручье, а потом поделились ими с прессой. Главный тезис экономистов РАН: российская экономика должна расти на 6-7% в год. И для этого у нее есть все необходимое. "Более низкие темпы свидетельствуют о низком качестве экономической политики", - говорится в докладе института. Основной совет - стимулировать спрос. Не только потребительский - через повышение доходов населения, ориентированного на отечественную продукцию. Но и инвестиционный - через открытие кредитного рынка для среднего бизнеса и реиндустриализацию: восстановление машиностроения, выпускающего промышленное оборудование. Виктор Ивантер, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН "Минэкономразвития говорит о возможности начала рецессии с IV квартала 2013 года. Надо восстановить темпы экономического роста. Есть такая версия, что надо развиваться медленно, но качественно. Но для инноваций нужны инвестиции, а инвестиции в стоячую экономику не вкладываются. Чтобы удержать достигнутое качество жизни, нулевого роста недостаточно. Мы длительное время недоинвестировали нашу инфраструктуру - ни производственную, ни социальную. Эти долги мы не можем не платить. Мы недоинвестировали нормальный производственный цикл в экономике. Чтобы только поддерживать достигнутый производственный уровень, на развитие надо направлять примерно 2% ВВП ежегодно. Нижняя граница приемлемых для России темпов роста ВВП находится на уровне 2,5%. Чтобы реализовать все планы президента, надо 5,1%. Результаты долгосрочного прогноза ИНП доказывают, что ВВП страны способен расти на 6-7% в год. Темпы экономического роста упали из-за резкого сокращения инвестиций. Говорят, что в рыночной экономике должен инвестировать частный бизнес. Но деньги у власти. Мы их бережем, так как готовимся к кризису. Если власть продемонстрирует, что готова инвестировать, то и бизнес последует ее примеру. Но власть и бизнес должны инвестировать в разные проекты. Например, государство строит дороги, а вокруг возникает бизнес. Большое российское пространство можно уплотнить за счет создания высокоскоростных дорог: автомобильных, железнодорожных, речных. Есть много болтовни, но нет жилья. Инвестиции в жилье очень выгодны, так как там очень мало импорта. Одно правильное решение принято - восстановить военно-промышленный комплекс. Надо добиться конверсии наоборот. Возрождая из пепла наш оборонный комплекс, мы одновременно вытягиваем высокие технологии. Чисто оборонных производств не так много, все они комплексные. На это выделены достаточно большие деньги, если их правильно использовать, эта проблема будет решена. Есть проблема нашего инвестиционного машиностроения. У нас есть сбыт для него: для горношахтного, нефтегазового, транспортного оборудования. Но сейчас оно не потянет удовлетворение спроса: нужны время и поддержка. Речь не должна идти о разбрасывании кредитов. Надо создать системы эффективного финансирования. Никаких изобретений тут не надо: стандартные инструменты, которые применялись во всем мире - банки развития в сочетании с привлечением наших коммерческих банков. У нас безобразно высоки ставки по кредитам. Но есть и другое безобразие, когда Сбербанк платит по вкладам онлайн 12% годовых. Эти деньги возвращаются назад населению под 20% с лишним. Существенный рост потребительского кредитования совершенно не обоснован. Он садится на импорт. Финансовый блок в правительстве боится резких решений. Но если ничего не делать, точно ничего не изменится. Точно ничего не рассосется. Решения о повышении эффективности были приняты многократно. Мер не было. Экономика не реагирует на наши уговоры расти. Меры рыночные или нерыночные - это пусть аспиранты потом разбираются. Нам надо, чтобы экономика росла. До 2005 года рост был за счет экспортоориентированных отраслей. А затем до 2008 года был классический внутриориентированный рост. И очень высокого уровня. И не надо все списывать на плохие институты. В 2006-2008 годах у нас были те же судьи и те же институты, что и сейчас. Прежняя экономическая политика дала результат. У нас появилась другая экономика, другое качество жизни. Вслед за этим встали другие задачи. Для экономистов это большая проблема. В экономику надо вкладывать возвратные средства. Это могут быть средства и Фонда национального благосостояния, эмиссия и любой другой вариант. Это не важно. Не надо на этом зацикливаться. Инвестиции - это наиболее эффективный способ использования денег. Деньги в резервных фондах не предохраняют экономику от падения. В 2008-2009 годах мы $200 млрд из резервов потратили, $400 млрд осталось. А экономика все равно упала на 8%. Почему Европа отстает от США по уровню развития технологий? От жадности. Деньги на военные нужды не тратит, вот и получает. Я не знаю, как мог появиться интернет на частные деньги. Военные не знают, что им надо. Они не заказывали атомную бомбу. Они деньги дают, а потом получаются такие результаты. То же самое - вложения в высокотехнологичную медицину. Увеличение продолжительности жизни с точки зрения экономики - дело бессмысленное. Но одновременно возникает масса выдающихся побочных результатов в виде новых материалов и прочего". Александр Широв, замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН "Наш доклад рассчитан на долгосрочную экономическую политику до 2030 года. Но экономическая ситуация складывается таким образом, что краткосрочная экономическая тематика начинает превалировать в обсуждении у правительства и президента. Никаких ограничений для экономического роста мы не видим. Потенциал роста экономики бывает производственный и спросовый. Есть естественное ограничение экспортного спроса, а также спроса со стороны государства. Но видимых ограничений спроса со стороны населения мы не видим на много лет вперед. Ситуация по наличию производственных мощностей даже улучшилась. Наши расчеты показывают, что темпы ввода после 2001 года новых мощностей в металлургии, автомобилестроении, химической промышленности, на транспорте и в других секторах превышали прирост темпов выпуска. Безработица сокращается, но в обрабатывающей промышленности удовлетворение внутреннего спроса происходит при сокращении численности занятых примерно на 65 000 человек в год. Это тенденция с 2001 года. Предприятия повышают эффективность использования трудовых ресурсов. Острого дефицита рабочей силы нет. Только при использовании имеющегося экономического потенциала ВВП страны, по нашим оценкам, может расти на 5% в год до 2030 года. Но если мы не используем имеющийся потенциал для модернизации экономики до 2015-2018 года, то мы можем сесть на траекторию экономического роста не более 3,5% ВВП в год. Это означает, что разрыв между уровнями жизни в России и в развитых странах сокращаться не будет. Толчок для начала замедления был внешний: сократился спрос, снизились заказы на инвестиционное оборудование. Вторая причина - чисто внутренняя: наши средние компании стали испытывать острый дефицит для оборотного финансирования. В 2012 году наша экономика удвоилась по сравнению с 2002 годом. И в этой экономике развиваться средним предприятиям только за счет собственных ресурсов и за счет эксплуатации мощностей, которые достались им от Советского Союза, уже невозможно. Для модернизации нужны инвестиции, а доступных ресурсов на рынке нет. В высоких ставках по кредитам виноваты не банки. Проблемы кредитования связаны с запредельными рисками, главный из которых - низкий уровень рентабельности. Государственные инвестиции в дорожную инфраструктуру, оборонно-промышленный комплекс, социальную инфраструктуру - это такой спусковой крючок. А основой экономического роста должны стать частные инвестиции в развитие и модернизацию производства. Надо создать необходимый уровень ликвидности в экономики. За счет этого образуются приемлемые кредитные ставки. Это должно стать основой новой экономической политики. Уровень ликвидности в российской банковской системе приемлемый. В 2012 году ЦБ закачал в банковскую систему порядка 0,5 трлн руб. Проблема в том, что наша система рефинансирования устроена так, что весь этот поток ликвидности идет в трех основных направлениях:
Надо снизить уровень риска для среднего бизнеса. Только тогда технологические разрывы мы сможем преодолеть. Уровень собственных средств в инвестициях там сейчас на критическом уровне. Взять деньги они просто нигде не могут. Вся инвестиционная активность держится только на крупном бизнесе.
Из доклада ИНП РАН "Новая экономическая политика - политика экономического роста" "Без особых угроз для внешней стабильности российского рубля ЦБ может до конца 2015 года расширить денежную базу примерно на 4,5 трлн рублей, что означает ежегодный прирост на 17-18% в течение указанного периода. В последующее пятилетие темпы прироста могут составить 14-16%. Доминирующей формой эмиссии резервных денег должно стать рефинансирование коммерческого банковского кредита. Нужны кредитные аукционы, проводимые по отраслям с разным уровнем рентабельности. Основным механизмом финансирования новых перспективных компаний должен стать рынок их акций, эмиссию которых должны поддержать государственные институты развития через предоставление минимальных гарантий доходности (на уровне доходности гособлигаций) рисковым инвесторам".
Ускорить экономику могут только дополнительные траты из бюджета, но они же увеличат риск кризисаПравительство и президент до середины мая собираются придумать, как стимулировать увядающую российскую экономику. В ход могут пойти ограничения по марже для госкомпаний, что, теоретически, может увеличить частное потребление.
Однако экономисты считают, что единственный доступный инструмент стимулирования - бюджетные деньги. Но тратить деньги из казны на стимулирование крайне рискованно
Сочи-Москва. 22 апреля. FINMARKET.RU - Торможение российской экономики, похоже, все больше беспокоит руководство страны. Минэкономразвития снизило прогноз роста ВВП на 2013 год с 3,6% сразу до 2,4%, и статистика первого квартала лишь подтверждает - экономике страны срочно нужны стимулы. Проблема в том, что выбор их не слишком велик, а эффективность оставляет желать лучшего.
Ситуацию в экономике в понедельник обсудили на большом совещании у президента Владимира Путина:
Главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова в своем докладе проанализировала все возможные способы стимулирования экономического роста в России и пришла к выводу, что делать ставку на рост потребления за счет снижения банками ставок - не слишком оправданно. Закредитованность российских домохозяйств и так находится на максимальных исторических уровнях, люди тратят на выплату процентов и коротких долгов около пятой части своих доходов. Судя по всему, единственный выход у правительства - наращивать бюджетные расходы в обход бюджетного правила. Но это грозит стране серьезным риском бюджетных дисбалансов. Скорее всего, в первом квартале темпы роста российской экономики достигли дна, полагает Орлова. И в дальше ее ждет ускорение. Но динамика зависит от двух факторов: эффекта базы и эффекта инфляции.
Первый квартал должен оказаться худшим для российского ВВП
Несмотря на замедление темпов, российская модель экономического роста остается прежней:
Занятость и зарплаты в госсекторе уверенно растут
Одной из главных угроз, способных парализовать восстановление экономики России, является отсутствие очевидных инструментов запуска экономического роста. Внутренние ограничения в теории могут быть устранены либо в рамках нынешней модели роста, либо в результате изменения самой модели роста. Со вторым вариантом все понятно, первый же можно реализовывать по трем каналам: через увеличение бюджетного стимулирования, через ослабление монетарной политики и через увеличение кредитного плеча домохозяйств. Этот вариант, собственно, и предлагал Путин. Но проблема заключается в том, что имеющиеся в наличии инструменты либо просто не могут быть активно задействованы, либо малоэффективны.
Получается, что в рамках текущей модели бюджетный механизм выглядит максимально доступным и максимально эффективным из имеющихся инструментов ускорения роста, но именно с бюджетом связан потенциальный рост рисков. Вернуться назад |