К НФ-фильмам с большим бюджетом мы питаем двойственное чувство. С одной стороны, они позволяют нам совершить захватывающее путешествие в неведомое и невозможное. С другой — мы ненавидим их за небрежное обращение с законами Вселенной, и одного-единственного подобного эпизода порой бывает достаточно, чтобы разрушить удовольствие от просмотра.
Давайте вместе с онлайн-версией журнала Popular Science вспомним самые яркие кинематографические глупости уходящего года: и те, что способны вызвать ярость только у самых умных, и те, над которыми мог бы посмеяться даже первоклассник. Итак, в порядке возрастания глупости.
(Ну да, будет много спойлеров, так что смотрите сами...)
«Новый Человек-паук» (The Amazing Spider-Man)
Фильм получает специальный приз за систематическое нарушение закона сохранения массы.
Сценаристы убеждают нас, что укус генетически модифицированного паука освободил Питера Паркера от законов природы. А потому не стоит удивляться тому, что он выходит из крутых пике, будучи прикреплён всего лишь к паутинке и не сломав ни единой кости своего сверхчеловеческого тела.
Стоит, однако, отдать должное режиссёру Марку Уэббу. Во-первых, он стремился снять как можно больше трюков вживую, не прибегая к компьютерной графике. Во-вторых, консультировался с физиком Джеймсом Какалиосом из Университета Миннесоты, который написал уравнение клеточной регенерации и умирания — «алгоритм скорости разложения», позволяющий «объяснить», каким образом человек мог бы превратиться в гигантскую ящерицу. Конечно, в настоящей математике ничего подобного быть не может, но г-н Какалиос пользовался подлинными уравнениями, в том числе функцией Гомпертца, которая применяется для описания вероятности дожить до конкретного возраста, и теорией надёжности старения и долголетия Леонида и Наталии Гавриловых, которую они изложили в 1991 году в книге «Биология продолжительности жизни», а в 2001 году — в Journal of Theoretical Biology.
«Петля времени» (Looper)
Претензии к этому фильму — обычные для истории о путешествиях во времени: криминальные боссы отправляют своих врагов на 30 лет назад, дабы их уничтожили специальные наёмные убийцы, «луперы». Наука, однако, говорит, что путешествие назад во времени невозможно или, что то же самое, требует больше энергии, чем существует во Вселенной.
Режиссёр Райан Джонсон, без сомнения, прекрасно знал об этом и поэтому придумал следующую сцену. Когда герой Джозефа Гордон-Левитта беседует в кафе с самим собой из будущего (Брюс Уиллис) и спрашивает, как возможно путешествие во времени, Уиллис отвечает: «Дело кончится диаграммами из салфеток и соломинок». Тем самым г-н Джонсон как бы говорит зрителю: примите путешествия во времени за данность, ведь это искусство, и условность здесь позволительна.
«007: Координаты "Скайфолл"» (Skyfall)
Предположим, вы находитесь под прицелом на льду глубокого пруда. Улучив момент, вы хватаете полуавтоматическую винтовку врага, и выстрел приходится вам под ноги. Вы оба падаете в ледяную воду. Через несколько минут вы выходите на берег (головорез задушен под водой), пробегаете несколько сотен метров и спасаете своих товарищей, без труда метнув нож в спину последнему противнику.
Мировой рекорд пребывания в ледяной бане принадлежит голландцу Виму Хофу по прозвищу Ледяной человек — 1 час 52 минуты 42 секунды. Но это уникум, а нормальный человек в подобной ситуации очень быстро получает тяжёлую гипотермию и умирает примерно через 15 минут. Перед этим организм выкачает кровь из ваших конечностей, чтобы сохранить в тепле хотя бы внутренние органы, и вам едва ли удастся точный бросок ножа.
Но больше всего авторов PopSci раздражает в этом фильме то, что имеет отношение к компьютерным наукам. Особенно их донимает сцена, в которой компьютерный гений по имени Q пытается взломать постоянно меняющийся «полиморфный алгоритм шифрования», защищающий злодейские планы. Он выводит алгоритм на гигантский экран, где тот выглядит как непрестанно мутирующие цепочки кода, но Бонд за считанные секунды угадывает пароль Силвы. Нет, понятно, что блокбастерам нужны визуальные эффекты, но зачем вся эта катавасия, если пароль оказывается обыкновенным коротеньким набором символов?
«Мстители» (The Avengers)
Итак, шесть героев комиксов собрались со всей Вселенной, чтобы... Стоп, этого вполне достаточно, чтобы ценители киноискусства и своего времени воздержались от похода на этот фильм. Но летающий авианосец, по мнению PopSci, чересчур даже для такого кошмара. Тайная организация «Щ.И.Т.» (американцы, к сожалению, не подозревают, как это звучит на русском) владеет секретной десантной базой размером с авианосец типа «Нимиц» массой около 110 тыс. т. В небо его поднимают четыре ротора диаметром около 35 м каждый.
Физик Рет Аллен, ведущий на сайте журнала Wired блог Dot Physics, решил вычислить, что на самом деле заставило бы такую махину летать. У него получилось, что мощность двигателей должна составлять 1,21 ГВт (примерно вдвое больше мощности двигателей обычного авианосца), а диаметр каждого из них — 450 м, причём воздух придётся выбрасывать со скоростью, почти вдвое превышающей звуковую. Ни один известный землянам материал не выдержит такого давления в роторе. И пусть Железный человек попробует забраться внутрь и запустить его.
«Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» (The Dark Knight Rises)
Режиссёр Кристофер Нолан положил в основу своего летнего блокбастера три комикса, но при этом сделал ставку на реализм: вымышленный Готэм смахивает на Нью-Йорк, а высокотехнологичное оружие выглядит вполне правдоподобным.
К счастью, это не помешало избить науку до полусмерти, причём в буквальном смысле. В одном из эпизодов злодей по имени Бейн очень хорошо измордовал Бэтмена, а тот не только не умер, но и всего через несколько дней смог выбраться из тюрьмы, посвятил несколько часов рукопашному бою, а затем рассказал нам всем эту историю.
Но самое смешное — это взрыв термоядерной бомбы в считанных километрах от крупного города. У Бэтмена всего 90 с на то, чтобы отнести взрывное устройство подальше от Готэма. Даже если поверить в то, что он способен мчаться со скоростью 450 км/ч и сбросить бомбу мощностью около 4 Мт над заливом более чем в десяти километрах от мегаполиса, бóльшая часть города всё равно оказалась бы сожжена и разрушена. Но зеваки спокойно наблюдают за тем, как после ослепительной вспышки в отдалении поднимается красивый гриб. Ещё одним ударом под дых науке стал тот факт, что грохот они слышат в то же время, тогда как на самом деле звуку понадобилось бы около минуты, чтобы достичь Готэма.
«Вспомнить всё» (Total Recall)
В ремейке «фильма со Шварцем» мировая война оставила только две обитаемые территории — Колонию, расположенную в месте, ранее известном как Австралия, и Соединённую Федерацию Великобритании. Попасть из одной в другую можно через «гравитационный лифт», проходящий через центр Земли. Поездка занимает ничтожные 17 минут.
Забудем на мгновение об ужасах температуры и давления под земной корой и отсутствии сколько-нибудь подходящего материала, способного выдержать подобные условия (не говоря уже о том, что такого материала понадобится почти 13 тыс. км). Даже если поезд просто упадёт в яму и выскочит с другой стороны планеты, у него уйдёт на это более 40 минут. Иными словами, транспортному средству, движущемуся со скоростью около 50 тыс. км/ч, надо достичь ускорения в 10g. Самые страшные американские горки ускоряются до 4g, а в районе 9g большинство людей отключается. Хорошо, предположим, что в будущем изобретут некую антигравитационную технологию, но всё равно энергетические затраты будут чересчур большими, да и жизнеспособность такого лифта вызывает сомнения.
«Прометей» (Prometheus)
Ох уж этот Ридли Скотт! Зритель возлагал большие надежды на приквел к «Чужому», а получил мешанину из надругательств над наукой и обычным здравым смыслом.
В несметных световых годах от Земли андроид не способен правильно посчитать время. На вопрос о продолжительности полёта он отвечает: «2 года 4 месяца 18 дней 36 часов 15 минут». А должен был: «2 года 4 месяца 19 дней 12 часов 15 минут». Более того, члены пробудившегося от спячки экипажа никогда не встречались друг с другом — и это самый трудоёмкий и дорогостоящий проект человечества!
Дальше — хуже. Учёные и наёмники сходят с корабля и попадают в инопланетный храм. Свет не видывал более бездарных и безответственных археологов! Они снимают шлемы через несколько минут после выхода из корабля. Неважно, что там есть кислород и почти земное давление: в чужой атмосфере могут быть высокотоксичные соединения или вирулентные штаммы. Впрочем, с этими людьми всё ясно: через некоторое время они прикасаются к ужасным на вид инопланетянам и, разумеется, гибнут жуткой смертью. Потом вносят ужасные головы на корабль и обрабатывают их электрическим током, пока те не взрываются самым зверским образом. И только после этого горе-путешественники решают составить карту храма.
Пожалуй, это лучший фильм о бездарно организованных экспедициях на далёкие планеты.
Подготовлено по материалам Popular Science.
Вернуться назад
|