ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о науке > Сообщество энтузиастов определило траекторию челябинского болида
Сообщество энтузиастов определило траекторию челябинского болида22-02-2013, 13:54. Разместил: VP |
Андрей ОЛЬХОВАТОВ, кандидат физико-математических наук, исследователь Тунгусской катастрофы
Сообщество энтузиастов определило траекторию челябинского болида
Фото: REUTERS
Сообщество энтузиастов определило траекторию челябинского болида
Любознательные люди планеты объединились в Интернете и воссоздали полет метеорита
Свой вклад в определение траектории челябинского болида внесли и жители южного Урала, разместившие в интернете свои видео и фото метеорита и многочисленные энтузиасты, которые проанализировали по этим видео траекторию полета болида. На самых разнообразных форумах участники анализируют выложенные в интернете видеоролики с Челябинским болидом, уточняют и строят по ним его траекторию.
Надо сказать, что, им уже в общих чертах удалось ее воссоздать. Чтобы не утомлять читателя цифрами, сообщим, что полет проходил с востока на запад с небольшим отклонением к северу. Болид пролетел почти точно над селом Еткуль. К югу от Челябинска светимость болида на короткое время многократно возросла - произошла "вспышка". Это связано с тем, что космическое тело под действием аэродинамических нагрузок разделилось на части. Общая площадь поверхности остатков тела возросла, как и сила аэродинамического сопротивления, поэтому болид "вспыхнул". Но маленькие фрагменты быстро тормозятся, поэтому вспышка была непродолжительной. Как видно на видео, часть наиболее крупных фрагментов продолжила полет дальше по траектории. Есть некоторые признаки, которые указывают на то, что вспышка была сдвоенной (то есть, состояла из двух коротких вспышек), но это требует дальнейших исследований.
Наклон траектории составлял около 15 градусов, то есть траектория была весьма пологой. Метеориты могут находиться практически в любом месте в окрестностях траектории. Не исключено, что наиболее “урожайными” можно ожидать окрестности места вспышки (и чуть вперед по траектории). Итак, в самых общих чертах картина явления уже воссоздана. Разумеется, что дальнейшие детальные расчеты могут уточнить параметры траектории, например, наклон траектории может оказаться не 15 градусов, а 16 или 13, но эти детали вряд ли изменят общую картину явления.
Заметим, что, если бы не многочисленные сделанные видео, то на определение параметров траектории по показаниям очевидцев могли уйти месяцы, а то и годы. Дело в том, для того, чтобы минимизировать влияние субъективного фактора в показаниях очевидцев ("запамятовал", "перепутал" и т.п.) надо собрать их большое количество. Тогда методами математической обработки можно значительно уменьшить влияние подобного рода неточностей и ошибок. В случае же Челябинского болида траектория была построена и с весьма неплохой точностью всего за несколько дней усилиями энтузиастов-добровольцев, многие их которых находятся за много тысяч километров от Челябинска. Объединенное человечество - огромная сила!..
Остается еще ряд сфер, где помощь энтузиастов трудно заменить.
Речь идет о проверке некоторых явлений, которые могли происходить во время Челябинского болида. Приведу некоторые из них.
- Электрофонные звуки. Это звуки, слышимые одновременно с полетом болида. Да-да, именно одновременно, до прихода звука ударной волны! Хотя для них предложено нескольких гипотез, однозначного научного объяснения им пока нет. Обычно они слышатся в виде шороха, свиста, потрескивания, скрежета и др. Слышат их далеко не все. Иногда бывало, что один очевидец их слышит, а его сосед нет. В общем, загадка...
Автору этих строк не попадались сообщения о них в случае Челябинского болида. А ведь, слышать их могли миллионы. Но, если человек не знает о существовании электрофонных звуков, он может не сообщать о них из-за боязни, что его засмеют ("звук-то может слышаться только гораздо позже"!).
Поэтому призываю всех, кто слышал нечто подобное известить мир об этом (в редакцию КП, на форуме любителей астрономии и др.)
- Представляется важным установить, действительно ли на цинковом заводе в Челябинске нашли фрагменты метеорита, да и вообще, внимательно проанализировать обстоятельства его повреждений.
- Желательно проверить, не наблюдались ли во время полета болида какие-нибудь электромагнитные возмущения (скачки напряжение в электросети, помехи радиосвязи и т.п.).
Автор надеется, что читатели КП смогут внести свой вклад в понимание этого впечатляющего и грозного явления - Челябинского болида. Вернуться назад |