ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о науке > Постиндустриальный переход от ценностей выживания к ценностям самовыражения/ Культурная карта мира от Рональда Инглхарта

Постиндустриальный переход от ценностей выживания к ценностям самовыражения/ Культурная карта мира от Рональда Инглхарта


14-02-2013, 07:42. Разместил: VP

Постиндустриальный переход от ценностей выживания к ценностям самовыражения/ Культурная карта мира от Рональда Инглхарта

Карта распределения культур 2005-2008 гг.

Рональд Инглхарт: Теория, над которой я работаю большую часть жизни, состоит в том, что экономическое развитие привносит растущее экономическое и физическое спокойствие в жизнь и уменьшает восприимчивость к заболеваниям. Так, например, средняя продолжительность жизни в Америке за последние полвека выросла вдвое. Люди живут дольше, спокойнее, и это приводит к существенной перемене восприятия мира. То, чем мы занимались в этом исследовании, — мы изучали множество целей, которые появляются у человечества в нашу эпоху, когда  экономическое развитие всего человечества достигло небывалых высот и никогда раньше в истории человечество не жило в мире так долго.

Сегодня мне бы хотелось поговорить об исследовании изменений систем ценностей, которое проводилось в 89 странах мира и затрагивало практически 90% населения Земли, изменение ценностей в странах, включая Россию.

Для чего мы этим занимаемся? Исследование проходит постоянно, начиная с 1981 года. Мы делаем это потому, что мир меняется на наших глазах, и какие-то перемены очень легко отследить: появляются здания, мосты и дороги. Какие-то перемены происходят в более эфемерном пространстве, и они невидимы, но от этого не становятся менее значимыми.

Начинали мы исследование, в первую очередь, опираясь на понятие модернизации, введенное еще великим Карлом Марксом, хотя я сразу должен оговориться, что я не большой поклонник всего того, что слово«Карл Маркс» включает в себя.

Большинство предсказаний Маркса«в точку» не попали, но есть один важный момент, в котором он не ошибся, потому что Маркс утверждал, что прогресс и новые технологии несут важные изменения.

То, что мы наблюдаем в течение всех 30 лет и что указывает на то, что эта часть теории верна, — опыт исследований показывает, что уровень восприятия людей, находящихся на уровне нищеты, когда им приходится бороться за выживание, и уровень восприятия мира людьми, которые находятся в состоянии благосостояния, различно настолько, что оно влияет на все мотивации и полностью влияет на всю систему ценностей человека.

В принципе, можно все это увязать с теорией эволюции, потому что человечество, как можно заметить, эволюционировало для того, чтобы выжить. Но, как правило, выживание строилось вокруг добычи того ресурса, который был в дефиците. Большую часть истории человечества этим ресурсом была пища.

Если есть проблемы с пищей и водой, они занимают все внимание людей, то есть они сфокусированы на удовлетворении самых простых жизненных потребностей, но как только они выходят из этой фазы, появляются цели, и этих целей превеликое множество.

В принципе, эта эволюция проходит по достаточно похожему сценарию, от проблем голода и самой основной нужды они переходят на следующую ступень.

То, чем мы занимались в этом исследовании, — мы изучали множество целей, которые появляются у человечества и следуют достаточно четкой и более-менее предсказуемой логике.

Большую часть существования человечества оно боролось за выживание и добывало себе еду. Начиная с конца Второй Мировой Войны, уже 60-70 лет основные мировые державы находятся в состоянии мира, плюс послевоенные экономические чудеса(чудо Германии, Японии) привели к тому, что большая часть населения уже не задумывается о выживании.

Две важнейших вехи, которые мы наблюдаем последние 30 лет: экономическое развитие всего человечества достигло небывалых высот, как никогда. А самое главное, – и мы об этом уже говорили, но все равно необходимо подчеркнуть, — что никогда раньше в истории человечество не жило в мире так долго. Между основными глобальными«игроками» военных конфликтов не было с 1986 года (тогда публиковались первые результаты), и сейчас существенных военных конфликтов так и не было, и это самый длительный период человеческого мира.

Все большее и большее количество людей в мире выросло в условиях беспрецедентного экономического и социального спокойствия, и поэтому их мотивировки и желания продиктованы новой средой.

Теория, над которой я работаю большую часть жизни, состоит в том, что экономическое развитие привносит растущее экономическое и физическое спокойствие в жизнь и уменьшает восприимчивость к заболеваниям. Так, например, средняя продолжительность жизни в Америке за последние полвека выросла вдвое. Люди живут дольше, спокойнее, и это приводит к существенной перемене восприятия мира.

К чему это ведет? Люди спокойнее, более культурно открыты, становятся толерантнее, и можно сказать, что это в какой-то степени ведет к демократизации общества.

Как показывают сотни исследований из разных стран, растущая экзистенциальная уверенность ведет к тому, что общество становится все более восприимчиво к сексуальным меньшинствам. Равенство полов выходит на передний план, и общество становится более вовлеченным в собственную жизнь. Таким образом, можно сказать, что демократия становится более вероятной.

Я подчеркиваю эту экзистенциальную уверенность, но это не единственный момент, потому что, в частности, мы еще наблюдаем переход общественного строя в аграрно-индустриальный, из индустриального — в новое«общество знания». Это общество знания состоит из большого количества образованных людей,  которые полностью привыкают думать сами за себя.

Получается общество, состоящее из большого количества образованных людей, причем, образование в«обществе знания» является основной единицей. Рассмотрим пример центрального элемента индустриального общества — Завод. На Завод идут как в армии, маршируют строем, выполняя рутинную работу, которая выполняется сверху вниз, и творчество не присутствует и не приветствуется, потому что творческий подход может нарушить конвейерный процесс, который происходит на заводе.

В«обществе знания» все наоборот — мы хотим видеть людей, которые привыкли думать, будь то программисты, генные инженеры, работающие в образовании или в коммуникациях, чтобы человек постоянно находился в творческом поиске.

Если бы Билл Гейтс пытался управлять компанией Майкрософт как обычным заводом, ничего бы из этого не вышло, потому что ему нужны люди, которые все время думают, и если предоставить им традиционные пятилетние планы, то это бы парализовало всю работу.

Вдобавок, информации стало гораздо больше, и получить ее стало гораздо легче. Недавний пример: на каком-то семинаре был поднят интересный вопрос, и какой-то умница-студент уже через минуту нашел в интернете ответ из надежного источника. Раньше у меня это бы заняло неделю библиотечной работы, чтобы найти ответ на этот вопрос, если бы вообще удалось его найти.

Итак, мы имеем экзистенциальную уверенность, плюс«общество знания», состоящее из образованных, творческих, думающих людей, и как результат, этим обществом управлять сверху вниз становится все труднее и труднее.

Обработав около полумиллиона исследований, появляется четкий сценарий того, что происходит в обществах, которые являются экзистенциально-неуверенными. Есть несколько моментов, которые характерны для всех. В первую очередь, эта неуверенность ведет к ксенофобии. Если в условиях крайней нужды древнего общественного устройства, когда на какой-то территории существует два племени, которые борются за ресурсы, это может привести к такой ситуации: выживут либо«мы», либо «они», — тогда это получается трансляция вопроса о выживании.

Поскольку человечество эволюционировало, ксенофобия как боязнь«других», пришельцев, стала таким элементом, на котором в ситуации «экзистенциального неспокойствия»  разные демагоги и умные политики могут строить свои платформы, сплачивая вокруг страха и боязни других, с тем, чтобы плотными рядами смыкаться вокруг лидера, и на этом строилась система.

Поэтому в неуверенных обществах получается, что ксенофобия и проблема с ресурсами ведет к стандартным нормам и ценностям данного сообщества. То есть, люди держатся за те ценности, с которыми они выросли, потому что через традиционную ценность и сильного лидера, который скажет, что именно делать, облегчится выживание.

По природе своей человек не«ксенофобичен», поэтому, как только борьба за ресурсы отходит на задний план, вскрывается, что в людях не только нет боязни «чужих», но этническое разнообразие является тем, к чему люди стремятся. В спокойном обществе люди носятся по ресторанам экзотической кухни, чтобы попробовать различной неизвестной еды. Они ищут контактов с теми членами общества, которые привносятчто-то  в их жизнь.

Несмотря на то, что исследование проводилось в разных уголках мира, в странах  с разным культурным багажом, тем не менее, прослеживаются четкие тенденции. Появление экзистенциальной стабильности привело к тому, что уровень доверия между людьми возрастал, возрастала толерантность как к иностранцам, так и к группам другой направленности в своем обществе. Люди отходили от религиозных структур, а те, как правило, являются поддержкой старого типичного строя, и начинали переходить к демократическим институтам, которые давали свободу выбора и свободу самоопределения.

Если бы я взялся пересказывать все интересное, что мы нашли в этом полумиллионе анкет, которые мы собрали за это время, мы бы просидели неделю, а у меня завтра самолет, поэтому не получится. Но в целом, если все суммировать, то можно сказать что все результаты умещаются в два измерения.

Первую группу ценностей можно условно назвать ценностями самовыражения. Мы собрали информацию практически со всего земного шара. В 2011 году исследование проходило в России в восьми разных регионах – мы уже почти закончили его обрабатывать. Перед вами – карта, где синим цветом выделены территории, на которых исследования уже проводились. Благодаря мега-гранту от Правительства России мы смогли забраться в Казахстан, Таджикистан, Узбекистан. По этим странам у нас информации до того не было.

Но, как видите, большим белым пятном сияет Африка. Это достаточно распространенная проблема, потому что во многих странах проводить  исследования практически невозможно, т.к. социологической инфраструктуры там нет никакой. Мне доводилось бывать в странах, где мы были пионерами социологии. Мы тренировали, учили людей проводить эти интервью. Но с Африкой очень сложная ситуация, хотя нужно подчеркнуть, что мне очень хотелось бы получить эту информацию, потому что африканские страны находятся на нижнем полюсе бедности и проблем неразвитости. А для понимания всей картины необходима полнота.

Тем не менее, 90% Земли уже покрыто. Мы проводили исследования в беднейших странах с подушевым доходом 300 долларов до богатейших стран с подушевым доходом в 50 тысяч долларов.

Итак, благодаря этой информации, несмотря на обилие разнообразных измерений, с точки зрения которых можно было бы рассмотреть эту информацию, на самом деле, все можно свести к двум, таким образом, распределив население земного шара на карте согласно двум основным измерениям.

Два основных измерения следующие: индустриализация несет в себе переход от традиционных ценностей к светско-рациональным ценностям, где религиозные институты утрачивают свою роль, и Россия, кстати, относится как раз к таким странам. И постиндустриальные сообщества – там происходит переход от ценностей выживания к ценностям самовыражения.

Что входит в парадигму традиционных ценностей? Значимость религии. Ребенка учат с рождения послушанию. Очень острое чувство национальной гордости. Основная цель человека – это заставить родителей гордиться собой. Никогда не будут приняты ни разводы, ни аборты. Какие-то ограничения заграничной торговли и постоянное давление, уважение к власти. Это составляет традиционный набор ценностей. Соответственно, светско-рациональный набор предлагает обратные вещи.

Второй великий переход ценностей связан с переходом общества от индустриального в постиндустриальное, что Маркс видел, как: все засаживаются в поезд на аграрной стадии и прибывают в финальную точку в индустриальном обществе, — как выяснилось, все не совсем просто. Бедняга не мог этого знать, потому что все случилось сильно после его смерти. Но мы видим переход от ценностей выживания к ценностям самовыражения.

Основные ценности общества выживания. В первую очередь, физическая и экономическая безопасность, еда и твердая крыша над головой. Соответственно, ценности материальные доминируют над постматериальными. В этом обществе, основанном на традиционном подходе, считается прирожденным, само собой разумеющимся лидером. В меняющемся обществе, то, что сейчас происходит, роли мужчины и женщины примерно сравниваются, хотя это могло быть даже не представимо какое-то время назад.

Также работа, сама концепция работы в постиндустриальном обществе, уже не является вещью, которая измеряется только деньгами. В наборе ценностей выживания финансовая составляющая противопоставляется ощущению, чувству достижениячего-то  важного. Сегодня в развитых обществах одними деньгами получить лучших людей уже недостаточно. Нужно привноситьчто-то  интересное.

А в обществе выживания идея работать с людьми, которые тебе нравятся, или заниматьсячем-то  близким, не является ключевым фактором того, что такое хорошая работа.

Также по мере развития, как с ролью женщины, которая меняется, еще очень важный аспект – это принятие гомосексуализма. Аспект принятия на выборах президента в Америке, которые только что прошли, обсуждался вопрос про однополые браки. Это был очень серьезный вопрос. Это вопрос – табу, его обсуждать не любят. И сложно было себе представить даже несколько лет назад, что сейчас в некоторых странах и некоторых штатах однополые браки полностью легализованы, то есть отношение общества к этому, в целом, меняется.

На карте приведено численное доказательство этой теории. По оси Х – шкала выживания против самовыражения. По Y — традиционные ценности против светско-рациональных. Как можно заметить, все  страны с высоким ВВП на душу населения находятся высоко в этой системе координат по обоим показателям, а страны с низким ВВП на душу населения, соответственно, тоже по обоим показателям находятся в нижнем углу.

Россия находится в этой точке(показывает на схеме) – страна с высоким уровнем светскости, но при этом ориентированная на ценности выживания. Все потому, что у нас была сложная история.

Исследования показывают, что, как правило, при возрастании ВВП страна движется из нижнего угла в верхний угол по диагонали. Сейчас, например, Индия, которая очень быстро богатеет на глазах – видно движение в сторону красной черты.

За 30 лет исследований ответ на вопрос, правда ли то, что с возрастанием экономического благосостояния общества ценности движутся по этой оси, показанной на карте, — наши результаты исследований дают ответ: да, но…

Не мне вам рассказывать, что такое российская история. При царе жилось тяжело. Потом Первая мировая война, гражданская, репрессии, Вторая мировая война. Наметился какой-то позитивный тренд при Хрущеве, но потом наступил застой. Потом разрушился Советский Союз. ВВП на душу грохнулся вниз. И это ощущение безопасности ушло полностью.

Мы видим на плане, что все точки движутся в сторону возрастания ценностей светских и ценностей самовыражения. В отличие от них, точка«Россия» за последние 30 лет начала спускаться вниз, то есть она идет против течения, по ниспадающей, в сторону традиционалистских воззрений и ценностей выживания.

Теория не говорит о том, что там, в углу, волшебный магнит, который притягивает к себе страны. Дело в том, что, согласно теории, при взрослении достаточного количества людей в обществе с преобладающим ощущением спокойствия возрастают эти ценности. В России последние 30 лет ощущение спокойствия не преобладало, поэтому такое движение.

Перемены, отраженные на плане, как правило, происходят на межпоколенческом уровне, когда одно поколение, выросшее на определенных ценностях, сменяет предыдущее. Поэтому происходит это в течение достаточно длительного времени. В России сейчас старшее поколение выросло в этой неуверенности, оно чувствует себя неуверенно. И отсюда – наметившееся движение к религии как к поддержке традиционалистского восприятия мира.

К счастью, экономическая ситуация значительно лучше, чем была, например, в 95-м году. Уже намечается тенденция, что новое поколение российских детей более занято вопросами самовыражения, но поскольку между формированием мировоззрений и их применением проходит длительное время, движение на карте пока еще не такое значительное на данный момент.

Если уровень благосостояния останется на сегодняшней отметке, то скоро мы увидим движение России на карте в ту же сторону, что и остальные. И уже какие-то ранние признаки наблюдаются, в частности, молодежь, протестующая против выборов, которые она считает некорректными. Но все это еще очень ранние симптомы.

Экономика является важным фактором, но не единственным, потому что для прослеживания изменений системы ценностей необходимо также рассматривать еще изначальные традиции, которые существовали в обществе, традиции религиозные и колониальные.

Исследуя влияние экономического прогресса и модернизации, мы стали замечать что, несмотря на то, что прогресс, модернизация и экономическое развитие являются ключевым фактором, с другой стороны, как это ни парадоксально, исторический отпечаток является непреходящим. На карте можно посмотреть, как разбиты общества на религиозной или языковой основе. Правый верхний угол – протестантизм, страны, разделяющие ценности. Англоговорящие страны. Дистанции между ними огромные – от Австралии до Западной Европы. Тем не менее, набор ценностей очень схожий. Латинская Америка, колонизированные Испания и Португалия тоже сейчас, несмотря на географический разброс, находятся в одном культурном поле. Православные страны, исламские, конфуцианские, Африка. И отсюда можно сделать вывод, что историческое предопределение или парадигма накладывает очень серьезный и длящийся поколениями отпечаток.

Вон он парадокс, о котором я говорил вначале. Движение к переменам экономически обусловлено и идет сходным маршрутом. Но что нам показывает эта карта – что перемена идет по своей дороге в том плане, что твоя отправная точка является самой значимой с точки зрения того, куда страна может дойти.

Если бы все страны двигались в эту сторону одновременно, их положение относительно друг друга не изменилось. Например, Швеция при последнем исследовании вылезла за карту, ее пришлось расширить. Движение все еще происходит, но до того момента карта заканчивалась на троечке. То есть Швеция развивается относительно себя, но ее положение относительно других стран меняется мало.

Появляются публикации ученых из других сфер, в частности, психологов, антропологов, биологов, специалистов по эволюции, неврологов, что теории кросскультурных различий оказываются очень похожими на теорию эволюционной модернизации. В частности, биологическое исследование, которые показывает, что общество, менее восприимчивое к инфекционным заболеваниям, является более демократизированным. То есть если заменить нищету на невосприимчивость к болезни, складывается похожая картина. Они смотрят на нее с точки зрения биологов и врачей, но по сути своей картинка та же.

Закругляясь, скажу, что эти перемены, мало того, что очень интересны сами по себе, они играют очень важную роль, и это знание очень важно. В частности, в первую очередь, влияние на жизнь. Страны, находящиеся внизу планки, более традиционалистские, более религиозные, — уровень рождаемости в них в разы выше, чем в странах, находящихся наверху списка.

Общества с ценностями выживания являются более патриархальными. И можно проследить: чем правее мы движемся по карте, тем больше мы видим равенство полов. Потому что в ООН была разработана система измерения равноправия полов. Если посмотреть на их результаты, то также видно, что чем дальше страна вправо на этой карте, тем выше процент равноправия полов в этой стране.

Наконец, существует множество способов измерения демократии. Различными экспертами разработаны разные системы координат, в которых замеряется, насколько свободно общество и насколько оно демократизировано. Движение страны вправо, то есть повышение ценности самовыражения не является гарантией самой по себе. Тем не менее, если проследить динамику, то практически все страны, где внимание уделяется ценностям самовыражения, практически все они без исключения являются странами демократическими. Против находящихся близко к оси, где демократия не является победившей.

 

 

 

For details see Ronald Inglehart and Christian Welzel, Modernization, Cultural Change and Democracy New York: Cambridge University Press, 2005.

The World Values Surveys were designed to measure all major areas of human concern, from religion to politics to economic and social life.  It turns out that two dimensions dominate the picture: (1) Traditional vs. Secular-rational values and (2)  Survival vs. Self-expression values.   These two dimensions explain more than 70 percent of the cross-cultural variance on scores of more specific values.

Traditional/Secular-rational values dimension reflects the contrast between societies in which religion is very important and those in which it is not. A wide range of other orientations are closely linked with this dimension. Societies near the traditional pole emphasize the importance of parent-child ties and deference to authority, along with absolute standards and traditional family values, and reject divorce, abortion, euthanasia, and suicide. These societies have high levels of national pride, and a nationalistic outlook. Societies with secular-rational values have the opposite preferences on all of these topics.

The second major dimension of cross-cultural variation is linked with the transition from industrial society to post-industrial societies, which brings a polarization between Survival and Self-­expression values. The unprecedented wealth that has accumulated in advanced societies during the past generation means that an unprecedented share of the population has grown up taking survival for granted. Thus, priorities have shifted from an emphasis on economic and physical security above all, toward increasing emphasis on subjective well-being, self-expression and the quality of life.

http://www.worldvaluessurvey.org/wvs/articles/folder_published/article_base_54


Вернуться назад