ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о науке > Феномен науки. Как и зачем. Часть 1. Наука как ресурс

Феномен науки. Как и зачем. Часть 1. Наука как ресурс


24-04-2012, 12:01. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
23 апреля 2012   Сергей Тихомиров

Феномен означает явление, данное нам в опыте,
постигаемое при помощи чувств. Феномен принципиально
отличается от ноумена, который остаётся
за пределами опыта и является предметом
интеллектуального созерцания.
Философский словарь

Эпиграф в начале статьи приведён мной для того, чтобы определиться, о чём я говорить не буду. Я не буду говорить науке как о ноумене, как о предмете интеллектуального созерцания. В основном – потому что я с такой наукой не работал и её не знаю. Не буду я говорить и о философии науки. Потому что философия науки – это тоже наука, и рассуждения будут носить рекурсивный характер. А описывать нечто через само описываемое – весьма сомнительный способ понимания.

Я буду говорить о науке, которая нас окружает, созидает и разрушает, является неотъемлемой и неустранимой частью нашего бытия. То есть о феномене науки.

С точки зрения человечества как потребителя наука представляет собой ресурс в ряду других ресурсов, используемых человечеством: транспортных, коммуникационных, энергетических, углеводородных и т.д. Наука – это ресурс, освоение и использование которого позволяет человечеству осознать и создать новые возможности, отсутствовавшие ранее. Именно фактом генерации новых возможностей наука отличается от других видов деятельности, в которых активно задействованы креативные способности человека. Особенность науки как ресурса также и в том, что её продукт – новые возможности – используется во всех без исключения сферах деятельности человека.

 Любой ресурс для своего эффективного использования требует профессионализма (понимания его природы), сбережения, восполнения и т.д. И наука тут не исключение. Анализ науки как ресурса позволяет, во-первых, чётко определиться с тем, что наукой не является (об этом в следующих заметках). И, во-вторых, обоснованно систематизировать структуру науки и выявить простые и вполне постижимые требования к её менеджменту, планированию (целеполаганию), финансированию и кадрам.

Существует известное шутливое высказывание о том, что наука – это способ удовлетворения личного любопытства за государственный счёт. Но в каждой шутке есть только доля шутки. Великий Ландау делил науки на естественные, неестественные и противоестественные. И в ситуациях социального застоя, и в ситуациях социального хаоса научные кланы и сообщества равно склонны превращать свои не слишком естественные занятия в совершенно противоестественные упражнения по запудриванию мозгов друг другу и окружающим. И наука вырождается в некий лужок, на котором резвятся (часто пожизненно и наследственно) вполне самодостаточные существа.

У остальной части человечества, состоящей в основном из обывателей и дилетантов, неизбежно возникают проблемы с пониманием того, чем, собственно, занята наука. Но эти наши обывательские проблемы понимания, в конечном итоге, являются самыми важными, потому как именно мы – народ, для которого и на деньги которого наука творится. Способствовать такому пониманию и призваны предлагаемые заметки.

Задача общественного понимания целей, возможностей и природы науки становится день ото дня более важной, поскольку именно ресурс науки на данном этапе развития цивилизации в определяющей степени влияет на конкурентоспособность конкретных национальных сообществ. Лучше всех и раньше всех это понимают именно национальные лидеры, реально заинтересованные в конкурентоспособности и доминировании своих стран и этносов.

Это понимание выливается в постоянное и напряжённое стремление к развитию собственного национального ресурса науки. Именно такие попытки мы наблюдаем в действиях и намерениях руководителей России, Ирана, Китая.

Это же понимание выливается и в планомерные и весьма жёсткие действия по архаизации конкурирующих цивилизационных сообществ, что мы видим на примере «арабской весны» в странах Магриба...


Вернуться назад