» » » Легендарный физик Стивен Хокинг: «У меня сильное чувство чуда»

Легендарный физик Стивен Хокинг: «У меня сильное чувство чуда»

15-12-2011, 09:12 | Наука и техника / Размышления о науке | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (4 326)
Легендарный физик Стивен Хокинг
Фото: REUTERS

Скоро исполняется 70 лет крупнейшему космологу мира из Кембриджского университета

Светлана КУЗИНА — 14.12.2011

БОГ ЗАВЕЛ ЧАСЫ

Хокинг скрывается от журналистов, не без оснований подозревая, что пишущую братию интересует вовсе не его рассказы о строении Вселенной. «Их влечет ко мне простой человеческий интерес к тому, как я умудряюсь быть физиком-теоретиком несмотря на свой недуг», - признавался он в своей автобиографической книге «Черные дыры и молодые вселенные».

Поэтому и мне, пытавшейся встретиться с ним накануне его дня рождения 8 января 2012 года и всячески уверявшей его в письмах в своей любви к черным дырам - объектам, которым ученый посвятил всю свою жизнь, Хокинг не поверил. Через своего секретаря он мне дал от ворот поворот, даже когда я была в Кембридже. «Вы даже представить себе не можете, сколько таких писем и просьб, как ваши, он получает каждый день, - отчитывал меня Сэм Блэкберн, представившийся его техническим помощником. - Стивен очень сожалеет, что из-за жестких медицинских ограничений не в состоянии ни отвечать на все письма, ни тем более встречаться». И отослал к его книгам и веб-сайту hawking.org.uk.

«Стивен сказал, что там вы найдете все, что вас интересует», - заверил меня Блэкберн. И я нашла.

О СЕБЕ

«Раньше жизнь казалась скучной. Теперь я определенно счастливее. Перспектива рано умереть заставила меня понять, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Так много можно сделать, каждый может сделать так много! У меня действительно есть ощущение, что, несмотря на свое состояние, я внес значительный вклад в человеческие знания. Конечно, мне очень везло...»

«Моя мать говорила, что у меня сильное чувство чуда. Она видела, что меня с детства тянуло к звездам».

О ШКОЛЕ

«В классе я всегда был середнячком. Но одноклассники прозвали меня Эйнштейном — наверное, чувствовали какие-то задатки. Когда мне исполнилось 12, один из моих друзей поспорил с другим на мешок конфет, что из меня ничего не выйдет. Не знаю, разрешился ли когда-нибудь этот спор и в чью пользу».

О СЕМЬЕ

«После трахеотомической операции мне круглосуточно нужна была сиделка. Это вносило все большую напряженность в наш брак с Джейн (первая жена Хокинга -С.К.). В конце концов я переехал в новую квартиру в Кембридже». В 1995 году Хокинг женился на своей сиделке Элайн Мэйсон, с которой прожил 11 лет. В октябре 2006 года они подали на развод. У него сегодня трое детей и внук.

О КНИГАХ

«Люди покупают мою книгу «Краткая история времени» (она попала в книгу рекордов Гиннеса как книга, дольше всех продержавшаяся в списке бестселлеров, и держится в этом списке до сих пор. - С.К.) потому, что видели отзывы на нее в списке бестселлеров, но не читают ее, а просто прячут в шкаф или кладут на кофейный столик, поставив себе в заслугу ее приобретение, но не приложив ни малейших усилий к тому, чтобы понять ее. Не сомневаюсь, что такое случается, но, думаю, не чаще, чем с другими серьезными книгами, включая Библию и Шекспира».

О НАУКЕ

«Физика и астрономия давали мне надежду понять, откуда мы взялись и почему мы здесь».

«Я видел для себя две фундаментальные области теоретической физики, которыми мог бы заняться: одна — космология, изучение необъятного, другая — элементарные частицы, изучение бесконечно малого».

«Кто-то однажды сказал: ученые и проститутки берут деньги за то, что им самим доставляет удовольствие».

«Как возникла Вселенная, можно было бы определить научными законами. Я бы удовлетворил свои амбиции и открыл, КАК возникла Вселенная. Но я так и не знаю, ПОЧЕМУ она возникла».

ОБ ИНОПЛАНЕТЯНАХ

«Во Вселенной со 100 миллиардами галактик, каждая из которых содержит сотни миллионов звезд, маловероятно, что Земля является единственным местом, где развивается жизнь. С чисто математической точки зрения, одни лишь цифры позволяют принимать мысль о существовании инопланетной жизни как абсолютно разумную. Реальной проблемой является то, как могут выглядеть инопланетяне, понравятся ли они землянами своим видом. Ведь они могут быть микробами или одноклеточными животными, или червями, которые населяли Землю в течение миллионов лет».

«Даже если нам удастся избежать ядерной войны, все равно остаются опасности, способные уничтожить нас всех. Известна мрачная шутка: мы якобы не входим в контакт с иными цивилизациями потому, что они имеют тенденцию самоуничтожаться, когда достигают нашего нынешнего уровня».

Он назвал «абсолютно резонным» предположение о существовании разумной жизни где-то еще во Вселенной. А также добавил, что Земля может быть под угрозой колонизации. «Нам достаточно посмотреть на самих себя, чтобы увидеть, как нечто разумное может превратиться в то, с чем мы бы не хотели столкнуться, - объясняет Стивен. - Мне кажется, они могут жить в огромных кораблях, поскольку исчерпали все природные ресурсы своей планеты. Такие инопланетяне находятся на очень высоком уровне развития и начинают кочевать с целью захвата любой подходящей планеты.

Желание ограбить нас - это одна из причин, по которой не стоит выходить на контакт с инопланетными расами: «Если инопланетяне когда-нибудь появятся здесь, это можно будет сравнить с прибытием Христофора Колумба в Америку. А тогда для индейцев все как-то не очень удачно сложилось».

О БОГЕ

«Предположение безграничности имеет глубокий смысл для оценки роли Бога в делах Вселенной. Теперь в основном признано, что Вселенная развивается согласно четко определенным законам. Эти законы могли быть установлены Богом, но, похоже, Он больше не вмешивается в жизнь Вселенной, чтобы их нарушить. Дело Бога было завести часы и запустить ее так, как Ему заблагорассудилось. В таком случае нынешнее состояние Вселенной было бы результатом Божьего выбора начальных условий».

Однако в своей новой книге «Великий замысел» (2010) физик исключает Всевышнего из процесса создания Вселенной: «Вовсе не обязательно взывать к Богу, чтобы запустить Вселенную». По мнению Хокинга, современная наука и, в частности, физика находятся на таком уровне, что места для Создателя просто не осталось - ученые теперь могут точно объяснить происхождение всего сущего. И спорит с самим Исааком Ньютоном, который верил в божественное участие в создании Вселенной, считая, что из хаоса она сама по себе возникнуть не могла. «Так как есть закон, такой, как гравитация, Вселенная может и будет создавать себя из ничего. Самопроизвольное возникновение - вот причина, почему существует нечто, а не ничто, почему существует Вселенная, почему существуем мы». «Для того чтобы поджечь запал и запустить Вселенную, не обязательно нужен бог», - заключает ученый.

О БУДУЩЕМ

«Генная инженерия и компьютеры — это два достижения, которые, скорее всего, изменят наш будущий образ жизни».

«Если основываться на наблюдениях, можно утверждать, что Вселенная будет расширяться вечно. А через 5 млрд лет у Солнца иссякнет ядерное топливо, Солнце раздуется, образуя так называемый красный гигант, и поглотит Землю и ближайшие планеты. Потом оно перейдет в состояние белого карлика диаметром в несколько тысяч миль. Так я предсказываю конец света, но он наступит еще не сейчас. К тому времени, когда Солнце раздуется, нам нужно освоить искусство межзвездных путешествий, если мы не уничтожим себя сами».

Будущее человечества Хокинг связывает именно с космосом. Считает, что мы просто обязаны осваивать и заселять другие планеты. Иначе, по его мнению, исчезнем навсегда.

- У человечества нет будущего, если оно не использует космос, - часто повторяет Хокинг. - Спасение только в нем. Людям, если они не уничтожат друг друга в ближайшие сто лет, лучше всего покинуть Землю. Вначале они, вероятно, отправятся на одну из планет Солнечной системы. А потом - к ближайшим звездам.

«Основное развитие науки в следующем тысячелетии — открытие законов, которые управляют Вселенной. Эволюция наших собственных тел заключается В перестройке молекулы ДНК, достижениях генной инженерии. Генная инженерия растений и животных будет разрешена по экономическим причинам, и кто-то попытается применить ее к человеку, а кто-то задумается и над усовершенствованием человека. Ясно, что развитие таких работ породит множество социальных и политических проблем... Я думаю, что человеческая раса и ее ДНК будут наращивать собственную сложность весьма быстро, улучшится интеллектуальное и физическое качество человека.

С одной стороны, это будет определяться требованиями, вытекающими из условий длительных космических путешествий, с другой — борьбой за лидерство с электрическим роботом: по сложности компьютеры сравнятся с мозгом человека, так как если очень сложные химические молекулы могут регулировать работу человеческого интеллекта, и равные им по сложности электронные контуры компьютеров смогут действовать на аналогичном интеллектуальном уровне».

Он, к примеру, не считает человека венцом творения и убежден, что ему нужно совершенствоваться — но не путем саморазвития, а с помощью научно-технических средств, таких как киборгизация, генотерапия. Слишком быстрое развитие компьютерной техники, говорит он, таит в себе весьма серьезную угрозу всему роду человеческому: "В отличие от нашего интеллекта, производительность компьютеров удваивается каждые 18 месяцев. Опасность, что у них возникнет интеллект и они покорят мир, вполне реальна". Предлагая как выход из грядущего тупика искусственное усовершенствование своих генов или слияние человеческого мозга с компьютерным, он добавляет: "Нам придётся пойти этим путём, если мы хотим, чтобы биологические организмы по-прежнему превосходили электронные".

О ЛЮБИМОМ

«Реквием» Моцарта я мог бы слушать, пока не сядут батарейки в моем плеере». Любит также слушать «Глорию» Пуленка и концерт для виолончели Брамса. Любимые авторы и книги: роман Олдса Хаксли «Контрапункт», Шекспир, Библия, «Миддлмарч» Джорджа Элиота. «Обожаю шоколадные трюфели, а крем-брюле для меня - олицетворение роскоши».

О ПЛАНАХ

«Хочу узнать, что происходит с черной дырой, когда она испаряется».

КСТАТИ

ЧЕМ БОЛЕН ГЕНИЙ?

В 1963 году, когда Хокингу был 21 год, врачи диагностировали у него амиотрофический боковой склероз - заболевание центральной нервной системы, неизлечимое в настоящее время. В 90 процентах случаев вопрос о причине заболевания остается загадкой. Недуг поражает двигательные нейроны спинного мозга и проявляется в прогрессирующей потере мышечной массы. Болезнь начинается с нарушений опорно-двигательного аппарата, затем наступает паралич и атрофия отдельных групп мышц, возникают нарушения речи и глотания. Врачи тогда сказали, что жить Хокингу осталось два года.

«А в 1985-м я заболел воспалением легких. Мне сделали трахеотомию (это операция, когда рассекается передняя стенка трахеи с последующим введением в ее просвет трубки либо созданием постоянного отверстия - стомы; производится для обеспечения дыхания. - С.К.). Операция совсем меня лишила возможности говорить. Какое-то время единственным способом общения для меня было поднятие бровей, когда кто-либо указывал в таблице на нужную букву. В конце концов я вооружился компьютерной системой и замечательным речевым синтезатором».

КАК ОН РАЗГОВАРИВАЕТ?

Синтезатор, который производит голос Стивена, практически уникален.

«Компьютерщик из Калифорнии Уолт Уолтосц прислал мне компьютерную программу «Эквалайзер», которую сам написал. Это позволило мне выбирать слова из меню на экране, нажимая рукой на ключ. Программа также реагировала на движения головы и глаз. Построенную таким образом фразу я мог послать на речевой синтезатор. Сначала я запускал «Эквалайзер» на настольном компьютере. Потом Дэвид Мэйсон из «Кембридж Адаптив Коммюникейшенз» встроил маленький персональный компьютер и речевой синтезатор в мою кресло-коляску». Некоторую подвижность сохранял лишь указательный палец на правой руке Хокинга. Впоследствии подвижность осталась лишь в мимической мышце щеки, напротив которой закреплен датчик. С его помощью физик управляет компьютером, позволяющим ему общаться с окружающими. «Я мог набирать до 50 слов в минуту, чтобы или выговаривать написанное, или записывать на диски. Потом я мог распечатать это... Единственная беда речевого синтезатора— у него американский акцент. Однако теперь я уже сроднился с этим голосом и не хотел бы менять его, даже если бы мне предложили британское произношение. Я бы почувствовал себя другим человеком».

В будущем Стивен будет использовать технологии, которые следят за движением глаз.

- Есть приборы, в которых в оправу очков встроены камеры, позволяющие следить за тем, куда человек смотрит, - объясняет его технический помощник Сэм Блэкберн. - Это дает возможность использовать очень простой интерфейс: вы смотрите на какой-то объект на экране, а стрелка мышки наводится на этот объект, вы моргаете, и она кликает. Другой вариант - «шапка» с электродами, которая просто надевается на голову и будет сканировать его мозг.

ИЗ БИОГРАФИИ ФИЗИКА

Научные исследования и достижения Хокинга относятся к области теоретической физики, которую можно назвать «физика пространства-времени».

В 1974 году, в 32 года, Стивен Хокинг был избран членом Королевского Общества. Такой чести в таком возрасте удостаиваются немногие. Так, Исаак Ньютон стал членом Королевского общества в 29 лет. В 1979 году Стивен Хокинг занял должность Люкасовского профессора математики в Кембридже, учрежденную в 1663 году и которую с 1669 по 1702 год занимал Исаак Ньютон.

В 2007 году в возрасте 65-ти лет он, всю жизнь мечтавший испытать состояние невесомости, совершил полет над Атлантикой на специально сконструированном самолете. Самолет двигался по специальной траектории таким образом, что внутри салона в течение некоторого времени возникала невесомость.

Хокинг озвучивал сам себя в мультсериалах «Симпсоны» и «Футурама». Его голос звучит за кадром в научно-фантастическом сериале «Хроники будущего». Он же появляется в коротком музыкальном клипе канала «Discovery» под названием «I Love The World». Цифровой голос Хокинга присутствует на альбоме группы Pink Floyd «The Division Bell» (1994) в композиции «Keep Talking», а также в шуточной версии песни Майкла Джексона «The Girl Is Mine» в исполнении Ричарда Чиза на альбоме «Aperitif For Destruction» (2005).