ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Сможет ли американо-российско-китайский альянс по развитию космической добычи установить новый «новый мировой порядок»?

Сможет ли американо-российско-китайский альянс по развитию космической добычи установить новый «новый мировой порядок»?


30-04-2020, 10:37. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Сможет ли американо-российско-китайский альянс по развитию космической добычи установить новый «новый мировой порядок»?

Какие бы силы ни стояли за распространением коронавируса, становится все более очевидным: из разваливающейся сейчас системы точно возникнет новая.

В условиях растерянности и страхов, вызванных глобальной пандемией, президент Трамп 6 апреля подписал распоряжение, призывающее продвигать лунную и астероидную добычу, что может служить воротами для создания новой системы экономических отношений, правил и ценностей, формирующихся вокруг общего будущего человечества. В исполнительном указе Трампа отчасти говорится, что, «для успешных долгосрочных исследований и научных открытий на Луне, Марсе и других небесных телах потребуется партнерство с коммерческими организациями для извлечения и использования ресурсов в космическом пространстве».

На Западе когда-то считалось, что будущее будет прекрасным, справедливым, и настолько обильным, насколько и мирным. При руководстве страны Джоном Кеннеди, идея исследования космоса не ограничивалась лишь лунной гонкой — мало кто знает, что Кеннеди также призывал к совместной с Россией высадке на Луну, что способствовало бы разрядке напряженности холодной войны.

Последняя пилотируемая миссия на Луну была проведена американцами в 1972 году, а к 1976 году и СССР завершил свою лунную программу, когда был совершен последний полет в рамках программы Луна 6.

Астероидная угроза

В начале 2013 года, еще до того, как китайский Чанъэ-3 приземлился на Луну, тревожным звонком, ставшим отрезвляющей оплеухой, оказался астероид весом 9 тысяч тонн, который взорвался на высоте в 22 километра над Челябинском, в результате чего были выбиты окна в домах и пострадало две тысячи человек. Челябинский инцидент послужил своевременным напоминанием о том, что вселенная может предложить весьма серьёзные экзистенциальные угрозы, без лишней необходимости человеку усложнять свое существование путем техногенных катастроф, войн и борьбы за сокращающиеся ресурсы.

После этого инцидента было создано Координационное бюро НАСА по планетарной обороне, которое приступило к разработке плана нейтрализации астероидных угроз из космоса. Кроме того, подобные ведомства были созданы и в Роскосмосе а также в европейском и китайском космических агентствах. Оуян Цзыян (отец лунной программы Китая) заявил, что «стоит уделить внимание защите от астероидов, поскольку все мы стремимся построить сообщество с общим будущим для человечества… Ученые всего мира должны начать сотрудничать и отслеживать близкие к земле астероиды».

В ноябре 2019 года директор Роскосмоса по науке и долгосрочным программам Александр Блошенко заявил, что российские лунные цели, включающие в себя создание в течение следующего десятилетия базы под поверхностью Луны, пересекаются с задачей защиты от астероидов: «На этой [лунной] базе планируется разместить аппаратуру для изучения дальнего космоса и спецтелескопы для отслеживания угрожающих столкновением с Землей астероидов и комет», сказал он.

Летом 2019 года руководитель НАСА Джим Бриденстайн также объявил о намерении США сотрудничать с Россией по проблеме защиты от астероидов, присоединившись к предыдущим призывам Дмитрия Рогозина о создании «Стратегической защиты Земли». Этот призыв к сотрудничеству соответствует двунаправленной космической стратегии, обнародованной президентом Трампом в декабре 2017 года: 1), оживить американскую программу освоения человеком космоса, создав космическую станцию «Лунные врата», которая будет вращаться вокруг Луны, и 2) запуск проекта Artemis, который «приведет к возвращению людей на Луну, созданию там долговременных баз, за которым последуют миссии человека на Марс и в другие места Солнечной системы».

Об этом говорил Трамп, акцентировав внимание на том, что многие предпочли проигнорировать:

«Россия, Китай и мы, все мы создаем оружия на сотни миллиардов долларов, что просто нелепо… Думаю было бы намного лучше, если бы они собрались вместе и не делали это оружие… эти три страны я думаю, должны договориться и перестать тратить, а тратить на то, что более продуктивно для долгосрочного мира».

Революция в горной промышленности и переосмысление ресурсов

Высокопоставленные представители всех трех космических агентств — российского, китайского и американского призвали выйти за рамки защиты от астероидов и колонизации, призвав к разработке стратегии освоения ресурсов Луны, Марса и астероидов. Эти стратегии требуют, чтобы человечество пересмотрело практику «добычи полезных ископаемых», какой она была на протяжении тысячелетий, а также переопределило, что такое «ресурс», что такое «энергия» и каковы ограничения (если имеются) для человеческого роста.

Тщательно картографируя лунную местность с акцентом на темную сторону Луны, Китай хочет лучше понять распределение таких жизненно важных ресурсов как титан, железо, кремний, алюминий, вода, кислород, водород и особенно гелий-3, который в изобилии содержится в поверхностном лунном грунте. Гелий-3, который часто называют «философским камнем» энергии, является наиболее эффективным источником топлива для термоядерной энергетики.

Оуян Цзыюань заявил, что Гелий-3 может «удовлетворить потребность человечества в энергии минимум на 10 тысяч лет», если «каждый год три космических челнока смогут доставлять топлива достаточно для всех людей на всей планете».
В сентябре 2019 года Россия и Китай подписали историческое соглашение о совместном сотрудничестве в области развития Луны, объединяющее планы Чанъэ-7 с проектом орбитального космического аппарата Луна-26 и лунной базы, к созданию которой к 2030-2035 году стремятся обе страны.

Несколько слов о Лунном договоре 1979 года

Явное неприятие Дональдом Трампом Лунного договора 1979 года в его недавнем исполнительном указе вызвало шквал яростной критики, которая, при ближайшем рассмотрении, совершенно не обоснована. Соглашение от 1979 года требует, чтобы вся коммерческая деятельность, осуществляемая на поверхности Луны, регулировалась международным ведомством.

Распоряжение Трампа прямо призывает «поощрять международную поддержку в области извлечения и использования космических ресурсов». Также, если принять во внимание, что всего 4 страны ратифицировали это соглашение (Франция, Гватемала, Индия и Румыния), отказ Трампа ему следовать не так уж эгоистичен и нечестен, каким его пытаются выставить критики.

И наконец, если учесть, кто именно должен определять это «международное ведомство» и вспомнить о парадигме нулевого роста, доминирующего в данный момент в рядах технократов ООН и ЕС, становится ясно, что продвижение задачи «Большая зеленая сделка» не совместима с ориентированными на рост и развитие космической добычи задачами России, Китая и трамповской Америки.


Вернуться назад