29 ноября NASA запустило новую программу CLPS (Commercial Lunar Payload Services), главная цель которой — привлечение коммерческих фирм к освоению Луны. Для участия в ней агентство отобрало девять представителей аэрокосмической индустрии: от компаний с многомиллиардным оборотом до сравнительно малоизвестных стартапов. Все они смогут претендовать на контракты по доставке грузов на лунную поверхность.
В список NASA вошли следующие американские компании:
• Astrobotic Technology. Компания участвовала в конкурсе Google Lunar X Prize, в настоящее время занимается разработкой лунного посадочного аппарата и ровера.
• Deep Space Systems. Подрядчик NASA, принимавший участие в реализации большого количества космических проектов от миссии MRO до создания нового корабля Orion.
• Draper. Вместе с партнерами из MIT компания участвовала в конкурсе Google Lunar X Prize. Также она занималась исследованиями в области космической навигации и разработкой новых скафандров.
• Firefly Aerospace. Аэрокосмическая компания, занимающаяся разработкой семейства легких ракет-носителей.
• Intuitive Machines. Компания, разрабатывавшая ряд проектов различной космической техники, в том числе и лунный посадочный аппарат Nova-C.
• Lockheed Martin Space. Одно из ведущих подразделений аэрокосмического гиганта Lockheed Martin. Является главным подрядчиком по проекту нового космического корабля Orion.
• Masten Space Systems. Компания, занимающаяся разработкой лунных спускаемых аппаратов.
• Moon Express. Компания, являвшаяся одним из главных претендентов на победу в Google Lunar X Prize. Несмотря на отмену конкурса, Moon Express продолжил разработку лунного спускаемого аппарата. Его запуск запланирован на следующий год.
• Orbit Beyond. Стартап, принимавший участие в конкурсе Google Lunar X Prize.
В общей сложности, программа CLPS будет рассчитана на 10 лет. Общая стоимость заключенных в ее рамках контрактов не может превысить 2.6 миллиарда долларов.
Необходимо учитывать, что попадание в список NASA вовсе не дает автоматической гарантии того, что компания действительно получит контракт на доставку груза на Луну. При принятии решения агентство будет учитывать различные факторы, включая предлагаемую цену, сроки, а также общую техническую реализуемость проекта.
Материал на сайте журнала «Вселенная, пространство, время»