ПД-14

Не просто мотор, а сердце гражданского авиастроения, которое вот-вот забьётся. В России создали первый двигатель для самолётов гражданской авиации. ПД-14 был разработан для новейшего широкофюзеляжного лайнера МС-21 и уже получил сертификат Росавиации. Это основной документ для авиационной техники, который означает, что изделие соответствует нормам лётной годности и может безопасно эксплуатироваться.

«Фактически получение сертификата типа подтверждает готовность ПД-14 к реализации и эксплуатации. Можно констатировать: успешно создан первый в современной России турбореактивный двигатель для гражданской авиации», — отметил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Пока МС-21 проходит лётные испытания с канадским двигателем PW1400G, однако к старту коммерческих поставок, который запланирован на начало 2020 года, планируется оснастить лайнер отечественными моторами. Эксперты называют ПД-14 настоящим прорывом в отечественном авиастроении – не только российском, но и советском. Как рассказал заслуженный пилот России, член комиссии при президенте по развитию авиации общего назначения Юрий Сытник, в Советском Союзе двигатели доставались гражданской авиации по остаточному принципу. То, что не подходило военным, дорабатывалось, переделывалось и уходило в «гражданку». Как правило, такие двигатели имели большой расход топлива и маленький ресурс. Новейший ПД-14 – совсем другое дело, отмечает Сытник:

«Двигатель ПД-14 специально был создан для гражданской авиации. Это настоящий прорыв. Это совершенный, надежный и очень технологичный двигатель. У него очень низкий расход топлива, а ресурс, наоборот, увеличен. Предполагается, что это будет 20 тысяч часов, а то и больше», — сказал он.

В объединённой двигателестроительной корпорации заявили: в дальнейшем на базе ПД-14 будет разработано целое семейство новых изделий. В том числе речь идёт о двигателе ПД-7, предназначенном для ближнемагистрального Sukhoi Superjet 100. В настоящее время этот отечественный лайнер летает на французских моторах Sam146. Самолёт, от и до начинённый отечественными комплектующими, — не просто вопрос развития отрасли, а предмет национальной безопасности, говорят эксперты. 95% отечественных авиаперевозок осуществляется зарубежными крылатыми машинами, что вызывает тревогу, учитывая поступательное усиления санкций США в отношении нашей страны. Президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов уверен, ограничения в авиационной отрасли – лишь вопрос времени:

«Вообразите себе, если вдруг завтра будет объявлено о том, что Boeing и Airbus в санкционных списках. Чем это нам грозит? Произойдёт коллапс воздушного сообщения. Как предлагается добираться из Калининграда до Петропавловска-Камчатского? На лошадях, на оленях или на собаках? Ой, как это долго и неудобно».

Насыщение российского парка самолётов зарубежными машинами – ещё и экономический вопрос, говорят эксперты. Отечественные авиакомпании покупают самолёты либо берут в лизинг за доллары; ремонт, покупка запчастей, а также приобретение тренажёров для лётчиков – тоже за доллары, а билеты реализовываются за российские рубли. Каждое ослабление национальной валюты больно бьёт по карманам авиакомпаний, которые заинтересованы в том, чтобы отечественное авиастроение встало «на крыло». В этом уверен президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов:

«Аэрофлот» подписал договор о закупке 150 машин МС-21. Это серьезный рост. Теперь задача – провести успешные лётные испытания машины, причём желательно уже с российскими двигателями ПД-14. То, что самолет уже на этапе конструирования был адаптирован под зарубежный двигатель, – упущение. Нужно нагонять. ПД-14 – очень перспективный отечественный двигатель.

Перспективы отечественной авиации – не просто высокопарные слова. У России есть главное преимущество перед зарубежными конкурентами – человеческий потенциал. Наши специалисты высоко ценятся в тех же Соединённых Штатах. Так, например, к созданию нового Боинга 797 было привлечено 1400 российских авиационных инженеров. Важно использовать кадровый и технический потенциал по назначению и, наконец, вывести отечественное авиастроение из затяжного пике.