ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Россия не уступит свои позиции: эксперт о разработке многоразовой космической ракеты. Россия в космосе будет догонять советский «Буран»

Россия не уступит свои позиции: эксперт о разработке многоразовой космической ракеты. Россия в космосе будет догонять советский «Буран»


5-06-2018, 13:28. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Во время эфира на радио Sputnik военный эксперт Александр Жилин прокомментировал создание Россией первой многоразовой космической ракеты.

Он рассказал, что эта ракета станет технологическим прорывом для России. Ученые и инженеры из РФ смогут добиться серьезного технического достижения в сфере космоса, когда им удастся создать возвращаемую ступень. Так, российское государство осуществит огромный скачок в развитии пилотируемой космонавтики.

Жилин напомнил, что в настоящее время ведется много разговоров о том, как покорить другие планеты Солнечной системы, а благодаря разработке многоразовой космической ракеты Россия внесет вклад в реализацию многих проектов по космосу. Кроме того, эксперт подчеркнул, что российское государство не намерено уступать свои позиции в космической отрасли в вопросах, связанных с освоением космоса.

 


Источник фото: fpi.gov.ru/Фонда перспективных исследований

Ранее ученый Фонда перспективных исследований (ФПИ) Борис Сатовский сообщил об испытаниях многоразовой космической ракеты и завершении аванпроекта. Он рассказал, что технология будет использоваться для полетов по определенной схеме, когда отделяющая ступень возвращается к месту старта.

Автор: Надежда Смирнова...
Источник: 

 

Россия в космосе будет догонять советский «Буран»

Испытания нового космического носителя назначены на 2022 год

Американцу Илону Маску недолго осталось быть кумиром «продвинутой» российской молодежи. Его компанию Space X на рынке дешевых космических запусков потеснят Роскосмос совместно с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), реализующие программу многоразовой ракетно-космической системы сверхлегкого класса.

По словам руководителя проектной группы Фонда перспективных исследований (ФПИ) Бориса Сатовского, уже завершен аванпроект (техническое обоснование разработки продукции — авт.) возвращаемого ракетного блока. Испытания первой российской многоразовой космической ракеты намечены на 2022 год.

Запускать новые ракеты будут с мобильных комплексов. Каких именно — пока не говорят. Предполагается, что первая ступень ракеты-носителя будет отделяться на высоте 59−66 километров, возвращаться в район старта и садиться на обычную взлетно-посадочную полосу.

Каждый управляемый блок рассчитан на 50 полетов без замены двигателей. Система сможет выводит на на солнечно-синхронную орбиту до 600 килограмм полезной нагрузки. Ожидается, что себестоимость вывода будет в 1,5−2 раза ниже, чем у ныне существующих ракет аналогичного класса.

«В базовой конструкции возвращаемого блока будут применены поворотное прямоугольное крыло большого размаха и классическое хвостовое оперение. При возвратном полете к месту старта используется модифицированный серийный турбореактивный двигатель», — рассказал Сатовский.

О том, что российские многоразовые ракеты должны садиться как самолеты, в апреле говорил вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Мы же не можем, как Илон Маск, возвращать нашу ракету — они стартуют с (мыса) Канаверал и подгоняют морскую платформу в ту точку, в которую должна сесть первая ступень. Рули управления наверху, а она садится на двигатель», — констатировал тогда чиновник.

«Мы-то где будем сажать её? В Якутии? Это невозможно физически, из-за географических особенностей. Если мы хотим перейти к возвращаемым ступеням, то она должна у нас из вертикальной переложиться в горизонт и на двигателе с крылышками, которые должны раскрыться, самолетным образом вернуться на ближайший аэродром, но это уже совмещение с авиацией», — пояснял Рогозин.

Очевидно, что личное мнение Рогозина, который после формирования нового кабинета министров возглавил Роскосмос, теперь имеет для проекта еще большее значение.

— Во-первых, я рад тому, что Роскосмос вместе с ФПИ и ОАК занимается развитием новых технологий, — говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин. — На мой взгляд, Россия немного засиделась в технологиях, которые были созданы даже не нашими отцами, а нашими дедами — в 1950—1960-х годах. Так что новый проект хорош уже только этим.

«СП»: — Почему до сих пор не было возвращаемых ракет?

— Были возвращаемые корабли: американский «Шаттл» и советский проект «Буран». И там понятно почему их возвращали — это были орбитальные корабли, они стоили миллиарды долларов.

А многоразовых ракет-носителей не делали потому, что не было особой экономической целесообразности. Целесообразность появляется только тогда, когда есть большой грузопоток в космос. Сегодня этот грузопоток появляется… Вообще-то, о предстоящем резком увеличении грузопотока говорили уже несколько раз. Кричали «волки, волки», но никакого волка не было. Но сейчас ситуация кардинально изменилась и такой грузопоток точно будет.

«СП»: — А что случилось?

— Это связано в первую очередь с планами развертывания систем раздачи интернета из космоса. Есть проект OneWeb, есть аналогичный проект Илона Маска — Starlink. Там космическая группировка насчитывает тысячи аппаратов. И это при том, что сейчас у всего человечества имеется порядка 1,3 тысяч действующих аппаратов. То есть реализация одного только проекта увеличит космическую группировку человечества как минимум вдвое.

«СП»: — Однако, пока все эти проекты выглядят как красивые мечты. Реализуемы ли они и следовательно будут ли востребованы многоразовые ракеты-носители?

— Думаю, да. Потому что без глобального космического интернета никакие проекты «цифровой экономики» на Земле невозможны. Это необходимый элемент. Время пришло, такие системы будут созданы и грузопоток появится. Собственно, поэтому Маск и взялся за создание многоразовых ракет.

Тут можно привести аналогию со смартфоном. Если бы Стивен Джобс своей первый «айфон» предложил в 2005-м, а не в 2007 году, то он бы никому не был нужен, потому что тогда еще не было сетей 3G, которые обеспечивают хорошую связь в интернете. Технология нужна не сама по себе, а когда приходит время. Тогда она востребована. Так и с многоразовыми ракетами.

«СП»: — Не слишком ли много шумихи вокруг всего этого? Вызывает недоверие…

— Действительно, долгие годы космонавтика у нас существовала как довольно закрытая сфера. Достаточно вспомнить, что имя главного конструктора советской космонавтики — Сергея Королева, стало известно только после его преждевременной кончины. А сейчас тот же Илон Маск абсолютно публичная фигура, круче всех звезд шоу-бизнеса и спорта.

Просто наступило другое время. Маску это нужно, чтобы привлекать инвесторов. А, кроме того, это привлекает внимание к самой космической отрасли. Публичность всех этих тем полезна и правильна. И мы в России должны это делать, если мы хотим, чтобы космонавтика развивалась.

«СП»: — Отмечается, что многоразовые ракеты будут запускать с мобильных комплексов…

— Это интересный момент… Вообще, ракеты с грузоподъемностью до 600 килограмм — это уже не сверхлегкие ракеты. Если бы речь шла об одноразовых, их масса была бы около 60−70 тонн, это значит, что многоразовая будет весить под 100 тонн. Это уже легкая ракета.

Мобильность стартового комплекса имеет смысл тогда, когда его приходится перемещать, чтобы ступени падали не на населенные районы. Но если ступень возвращается, то какая разница, откуда пускать ракету? Это непринципиально.

Но вообще-то мобильность комплекса показывает, что стартовая позиция будет довольно дешевая. Поскольку создание стартовых позиций для тяжелых, а тем более сверхтяжелых ракет — крайне дорогостоящее мероприятия.

Правда, мобильные комплексы создаются как правило на базе боевых ракет, тех же «Тополей», которые пускаются из спусковых контейнеров. Это значит ракета должна быть строго цилиндрической. А нам рассказывают, что у нее будет поворотное крыло, да еще и хвостовое оперение.

«СП»: — Ну, возможно, публике чего-то не договаривают. Военные и коммерческие тайны никто не отменял…

— Кстати, о том, что время для многоразовых ракет пришло, свидетельствует появление у нас в России частного оператора космических запусков — компании S7 Space, которая приобрела в свое время проект «Морской старт». Они думают о замене старой и довольно дорогой ракеты «Зенит» и в качестве требования для Роскосмоса к новой ракете выдвинули как раз возвращаемую первую ступень.

Так что все эти процессы вписываются в общерыночную струю. Нужно много запусков, а путь к ним лежит через многоразовое использование. Маск эту задачу решил, путь проложил, теперь наша очередь.

Источник

 

Испытания российской многоразовой ракеты-носителя начнутся в 2022 году

Первой российской многоразовой ракетой-носителем может стать модифицированная версия сверхлегкой ракеты «Ангара-1.2». В настоящий момент проект находится на стадии опытно-конструкторской разработки. Испытания первой российской многоразовой ракеты могут пройти в 2022 году.

 

Ракета сверхлегкого класса разрабатывается ФПИ, Роскосмосом и Объединенной авиастроительной корпорацией. Сейчас завершен аванпроект возвращаемого ракетного блока.

 

«Летные испытания демонстратора системы намечены на 2022 год», — сообщил журналистам руководитель проектной группы Фонда перспективных исследований (ФПИ) Борис Сатовский.

Ракета будет способна вывести на солнечно-синхронную орбиту полезную нагрузку массой до 600 кг.

«Схема работы системы предусматривает отделение первой ступени ракеты-носителя на высоте 59–66 км и ее возвращение в район старта с посадкой на обычную взлетно-посадочную полосу», — рассказал Сатовский.

При проектировании использовался технологический задел проекта многоразового ускорителя «Байкал». Ракета будет оснащена поворотным прямоугольным крылом большого размаха и классическим хвостовым оперением.

«При возвратном полете к месту старта используется модифицированный серийный турбореактивный двигатель», — добавил ученый.

Каждый управляемый блок ракеты будет рассчитан на 50 полетов без замены маршевых двигателей. Запуск предполагается осуществлять с мобильных пусковых комплексов, добавил Сатовский.

Российские разработчики многоразовой ракеты проработали несколько вариантов ее облика, сообщил журналистам заместитель генерального директора Авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина по управлению проектами Дмитрий Герасимов.

«В рамках аванпроекта подготовлены различные варианты компоновки, просчитана аэродинамика, весовая сводка и прочее. После принятия решения о продолжении этой работы мы приступим к техническому проектированию, целью которого станет создание ряда летных демонстраторов», — сказал Герасимов.

По словам Герасимова, изучив проекты многоразовых ракет-носителей, специалисты пришли к выводу, что для России наиболее привлекательным является возвращение отработанной ракеты самолетным способом.

«Итогом исследований должен стать полнофункциональный демонстратор с ракетным двигателем, который сможет выполнить весь цикл испытаний, начиная со старта и выведения на необходимую высоту, заканчивая возвращением и автоматической посадкой», — рассказал Герасимов.

В настоящее время многоразовыми ракетами-носителями обладают только две частные американские компании — SpaceX и Blue Origin. Первая их активно использует в миссиях по доставке грузов на Международную космическую станцию, вторая – проводит летные испытания и планирует их использование в космическом туризме.

https://hi-news.ru/technology/...


Вернуться назад