ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > ГЛОНАСС для Шёлкового пути

ГЛОНАСС для Шёлкового пути


4-04-2018, 15:09. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

ГЛОНАСС для Шёлкового пути

Пока мир следит за развитием событий вокруг «британского» скандала и гадает о форме ответа на высылку российских дипломатов, Россия с Китаем совместно строят Шёлковый путь. Как любая дорога, он нуждается не только в картах магистралей, но и в удобных инструментах электронной навигации.

Государственная комиссия по китайской навигационной спутниковой системе обратилась к госкорпорации «Роскосмос» с предложением об интеграции ГЛОНАСС и Beidou в единый комплекс, одновременно использующий сигналы обеих систем.

По неофициальным данным, совместный проект может получить наименование «Компас». Официально его запланировано обсудить в рамках 9-й Китайской конференции по спутниковой навигации в мае 2018 года в Харбине.

 

8 - 9 июня 2017 года в китайском городе Циндао состоялось первое заседание объединённой консультативной российско-китайской рабочей группы по вопросам использования спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и BEIDOU, а также организации перевозок опасных грузов в международном сообщении. Российскую делегацию возглавил заместитель генерального директора ФБУ «Росавтотранс» Руслан Лужецкий, китайскую — заместитель директора департамента по транспортному обслуживанию Минтранса КНР Ван Шуйпин.




Формально в мире спутниковых навигационных систем существует четыре:

- ГЛОНАСС (Россия, 27 спутников);

- Beidou — Северный Ковш — китайское название созвездия Большой Медведицы (КНР, 18 спутников, к 2020 году — 30);

- Galileo (ЕС, 19 спутников);

- GPS (США, 31 спутник).

Фактически же на данный момент доминирующей является американская, к настоящему моменту охватывающая всю поверхность планеты, включая приполярные области. Хотя с 2011 года ГЛОНАСС обеспечивает ту же площадь покрытия, по масштабам практического применения она сильно уступает GPS. Кроме того, распространению ГЛОНАСС существенно мешают политические факторы, особенно обострившиеся после февраля 2014 года. Все остальные системы, в том числе индийская IRNSS и японская QZSS, являются в основном проектами региональными, не имеющими перспектив к расширению. Даже китайская Beidou работает исключительно на территории непосредственно самого Китая, а также Пакистана, Лаоса, Таиланда и Брунея.

Главной причиной создания альтернативных навигационных систем является тот факт, что система GPS управляется 50-м космическим крылом 14-й Армии ВВС США. Как показала практика войн с конца ХХ века, управляющий центр на базе ВВС Ванденберг (Калифорния) снижал точность работы её «открытой» части, вплоть до внесения намеренных искажений.

Учитывая обострение геополитического противостояния с США, этот фактор служит серьёзной глобальной угрозой проекту «Пояса и Пути» как для самого Китая, так и для участвующей в нём России. Предпринимавшиеся с начала нулевых годов попытки выпуска совместных чипов ГЛОНАСС/GPS, ГЛОНАСС/ Galileo, Galileo/ Beidou особого успеха не имели, так как в единицу времени работала только какая-то одна из систем, чаще всего американская. Хотя формально России и удалось довести долю чипов с ГЛОНАСС в общем количестве находящихся в эксплуатации в мире чипов систем спутниковой навигации до 50%.

В отличие от прочих попыток, суть идеи китайского предложения заключается в глубокой взаимной интеграции ГЛОНАСС и Beidou с одновременным использованием конечным оборудованием сигналов обеих систем. Тем самым предполагается решить сразу две, а в идеале три базовые ключевые задачи.

Во-первых, обеспечить новой системе площадь покрытия на всю планету, чего нет у Beidou, но уже есть у ГЛОНАСС. Тем самым появится возможность активно развивать широкую гамму логистических сервисов на суше и на море по всем маршрутам движения китайского экспорта, чем решительно снизить гегемонию GPS. А это уже выгодно не только для Китая, но и для России.

Во-вторых, точность позиционирования совместной системы к 2020 году должна дойти до 1 метра и позволить обеспечивать, например, для автомобиля определение места с точностью до ряда движения. GPS обеспечивает точность до 5 метров, на данный момент лучшую в отрасли. По расчётам специалистов, для выхода на заявленный «метр» требуется иметь на орбите не менее 50–53 спутников. Объединение российской и китайской орбитальных группировок позволяет достичь результата в сжатые сроки и при относительно небольших финансовых затратах.

В-третьих, в перспективе к 2020–2025 году рынок устройств глобального позиционирования достигнет отметки в 8 млрд шт. Его ключевыми потребителями ожидаются: носимые устройства (53,2%); автотранспорт (38%); строительство/геодезия/кадастр (4,5%); «умное» сельское хозяйство (1,9%); флот (1,1%); авиация (1%); ж/д транспорт (0,2%); синхронизация времени (0,1%). Всё это служит рынком как для готовых систем, так и для производства элементной базы. Рост в нём «нашей» доли является мощным стимулом развития собственного производства.

Важно отметить, что предложение КНР не является спонтанным. Предварительные работы в этом направлении начались ещё в 2015 году созданием российско-китайской рабочей группы по сближению технических характеристик систем ГЛОНАСС и Beidou для навигационного обеспечения трансграничных переходов. Итогом стал совместный эксперимент «Шёлковый путь», состоявшийся 31 июля — 14 августа 2017 года. В его рамках специалисты обеих стран проверили возможности навигационного сопровождения автоперевозок по маршруту Европа — Западный Китай. В том числе Москва — Уфа — Новосибирск и обратно (всего около 7 тысяч км) в РФ и Сиань — Ланчьжоу — Урумчи — Харгос (примерно 3,2 тысячи км) в КНР. Оценка результатов как раз и привела стороны к понимаю взаимной выгоды именно синтеза своих навигационных систем в общий проект. Кроме того, в Харбине речь также пойдёт о создании международного инновационного центра по применению спутниковой навигации на базе одного из профильных китайских университетов и российского фонда «Сколково».

Таким образом, реализация этого «Компаса» открывает перед Россией перспективы обширного развития своих инновационных отраслей, так как создаёт для них огромный рынок сбыта. Даже с учётом всей специфики сотрудничества с Китаем.

 

Специально для СОНАР-2050


Вернуться назад