ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Что делал в космосе секретный американский самолет X-37B?

Что делал в космосе секретный американский самолет X-37B?


10-05-2017, 07:56. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
Логотип BBC Русская служба BBC, Великобритания
Планета Земля снятая с МКС астронавтом NASA Тимоти Копра

Что делал в космосе секретный американский самолет X-37B?


7 мая завершился двухлетний полет американского орбитального самолета X-37B. За годы существования этой секретной военной программы высказывалось много догадок, что же делает этот минишаттл в космосе, но подтвержденной информации о нем совсем немного.


Эксперты и просто сторонние комментаторы высказывали предположения, что в рамках программы испытаний X-37B американские военные разрабатывают способы уничтожения спутников или же технологию размещения оружия на орбите.


Другие говорили, что орбитальный самолет шпионит — то ли за разными объектами на Земле и в космосе, то ли конкретно за китайской орбитальной станцией «Тяньгун».


На все эти предположения военные ученые из Агентства передовых оборонных исследований (DARPA) и их гражданские партнеры по проекту, в том числе создатели аппарата из корпорации Boeing, либо не отвечали вовсе, либо заверяли, что в полетах X-37B решаются совсем другие задачи.


Официально подтверждено, что на X-37B испытывают модификацию ионного двигателя, работающего на эффекте Холла. Об этом объявляла компания-разработчик двигателя Aerojet Rocketdyne.


Новый тип двигателя


Ионные двигатели — это, впрочем, не новинка: первые были изготовлены почти полвека назад. Принципиально новыми являются электромагнитные двигатели EMDrive, которые, по предположениям экспертов, могли испытываться на X-37B.


В ноябре 2016 года НАСА опубликовала отчет об этом типе двигателя, и отчет стал сенсацией. До него предполагалось, что такой двигатель, предложенный британским изобретателем Роджером Шойером в 1999 году, работать не должен.


Однако орбитальный самолет как площадка для испытаний в отчете НАСА не упоминается.


Последний полет X-37B был уже четвертым выходом на орбиту. Первый состоялся в 2010 году, а испытания в атмосфере начались еще в 2006 году.


Программа X-37 стартовала еще раньше, в 1999 году, и поначалу была гражданской. Ей занимались НАСА и Boeing, а предназначение X-37 виделось разработчикам, в частности, в том, чтобы ремонтировать спутники.


Поначалу предполагалось, что в космос X-37 будут выводить в своих грузовых отсеках шаттлы. X-37 в четыре раза меньше шаттла, его длина всего 8,8 метра.


После известных аварий и сворачивании программы космических челноков от этой идеи пришлось отказаться, и аппарат выводят в космос ракеты-носители.


Второй беспилотный


Военной и секретной программа стала с 2004 года, когда она была передана Агентству передовых оборонных исследований и Военно-воздушным силам США.


Тогда же она получила название Orbital Test Vehicle, OTV («Орбитальный экспериментальный аппарат»). В 2006 году ВВС США объявили, что разрабатывают новую модификацию аппарата — X-37B.


Аппарат, как показал последний полет, может очень долго находиться на орбите и быстро ее менять: первоначальная его задача виделась в том, чтобы подлетать к разным спутникам и чинить их.


На этом аппарате разработчики испытывают, по сведениям специалистов, новые системы управления и автоматического пилотирования, новое жаропрочное покрытие и другие технические новинки.


X-37B стал вторым после советского «Бурана» космическим аппаратом, садящимся в автоматическом, беспилотном режиме. Шаттлами при посадке управлял экипаж.

 

Логотип U.S. Air ForceU.S. Air Force, США
© Youtbbe / AiirSource Military

Секретная миссия космоплана


Экспериментальный орбитальный самолет X-37B Orbital Test Vehicle-4, который более 700 дней находился в космосе с секретной миссией, приземлился на мысе Канаверал. X-37B OTV-4 ВВС США вернулся с орбиты и благополучно приземлился на территории Космического центра Кеннеди.


***


Цель аппарата X-37B военные держат в тайне. Неизвестно и то, какое оборудование установлено на борту аппарата. При этом в официальном Twitter-аккаунте ВВС США его называют самым современным и технологичным космическим кораблем многоразового использования. Ранее в Пентагоне сообщали, что космоплан предназначен для функционирования на высотах от 200 до 750 км, способен быстро менять орбиты и маневрировать. Он в состоянии выполнять разведзадачи, доставлять небольшие грузы в космос. При этом достоверных сведений о том, каким оборудованием оснащен аппарат весом около 5 тонн, нет.


Эксперты предполагают, что на базе X-37B OTV-4 планировалось провести эксперименты по программе создания ионного двигателя и исследовать изменение свойств материалов в космическом пространстве,и что аппарат может быть прообразом космического перехватчика или самолета-разведчика.

 

 


Вернуться назад