России нужно создать собственную систему киберпространства
Цифровизация
экономики, объявленная на Инвестиционном форуме в Сочи одним из
основных направлений экономического роста, должна, по плану
правительства, охватить все сферы жизнедеятельности. Однако до повальной
цифровизации необходимо не только переформатировать экономику страны и
систему ее госуправления, но и принять целый ряд глобальных
подготовительных мер, о которых пока никто не задумывается.
Горизонты цифрократии
Общая цель государственного регулирования – поддержание стабильности и
минимизация рисков системы, что подразумевает установление долгосрочных
отношений между секторами экономики и всеми интересантами. Однако
появление в горизонте ближайших 10–20 лет новой реальности –
«цифрократии», связанной не только с цифровизацией экономики и
технологиями искусственного интеллекта, но и с киберугрозами и
инцидентами, – требует особого и активного внимания государства.
Перефразируя Джорджио Дель Веккио («Каждая революция творит новое
право»), можно сказать, что новая технологическая революция уже творит
новую экономику, когда существующие институты и инструменты становятся
неадекватными. В то же время дискуссия о том, как перезапустить рост
старой экономики, – не прекращается. Если в отношении характера денежной
политики, уровня инфляции или учетной ставки оппоненты движутся по
классическим канонам, то в вопросах, например, управления рисками
традиционные идеи уже не работают.
Беспрецедентное усиление рыночной власти транснациональных корпораций,
контролирующих доступ к программному обеспечению, сетям и аутсорсингу,
уже привело к росту общественной зависимости от их функционирования и к
реальной проблеме сохранения суверенитета государства. Нельзя не
учитывать, что инновации новой цифровой эпохи могут быть разрушительны
для традиционных обществ, а информационные технологии будут
распространены так широко, что люди будут постоянно подключены к
локальной или глобальной сети. Речь уже идет не только о развитии
компьютерных систем, но и о чем-то более важном – о новой парадигме
человечества или новой системе координат.
У данной проблемы несколько уровней. Первый – глобальный: это вопросы
наднационального (межгосударственного) контроля киберпространства и
обеспечения регулируемой сингулярности (социальные нейросети и гибриды
человеко-машинного интеллекта). Безусловно, технологии будут
развиваться, но их использование должно контролироваться, особенно
использование для общепланетарной информационной сети и синхронизации
развития человеческой популяции глобальных цифровых инфраструктур, а
также генные технологии и синтетическая биология.
Второй – региональный (континентальный) уровень – контроль сетей и
инфраструктур нового поколения: WEB 4.0 (Connects Intelligence). Для
гармонизации цивилизационного пространства и новой формы информационной
симметрии планеты необходимо создание нескольких типов цифровых
автоматизированных инфраструктур и с безусловным правом свободного
выбора.
Третий уровень – национальный (локальный): это электронный госсектор
(E-governance) и цифровизация экономики, управление пространственным
развитием и контроль производства программного обеспечения,
«кибергигиена» Интернета вещей и нейроуправление бытовым пространством.
Новейшая конкурентоспособность
Какие действия, на наш взгляд, наиболее актуальны? Первый уровень – это
прежде всего инициатива со стороны России о созыве киберсаммита ООН и
подготовке проекта резолюции по контролю киберпространства. К сожалению,
все глобальные инициативы пока ограничиваются только дискуссиями о
контроле интернет-трафика, проблеме кибер-инцидентов в банковской сфере и
недопущении атак против критической инфраструктуры.
По второму уровню помимо достижения цели «быть № 1 в мире» и
инвестиционной привлекательности не менее важны безопасность и удобство
пользователей сетей и инфраструктур, а также создание условий выше
ожиданий. Например, организация международных центров цифрового
превосходства, объединяющих на сетевых принципах группы ученых и
предпринимателей из разных стран и обеспечивающих ключевые, наиболее
рисковые стадии инновационного развития (с режимом наибольшего
благоприятствования и упрощенного хозяйствования).
На третьем уровне первичны разработки национальной «дорожной карты» и
базиса законодательных инициатив о цифровизации экономики России. Кроме
того, важны конкурсы по отбору проектов и перспективных разработок – для
создания отдельного сектора государственных и частных программ
содействия «цифровикам» со значительным потенциалом роста.
Фактически это компоненты новейшей конкурентоспособности: изменение
доктрины сообщений для геополитической повестки; реновация системы
управления государством на базе цифровых инфраструктур и
информационно-сетевых организаций; коррекция законодательной базы для
эволюционного управляемого перехода к новым формам общественного
договора в рамках цифрократии.
Для создания условий доминирования национального интеллектуального
капитала, привлечения высокотехнологичных компаний и удержания
суперквалифицированных работников на территории страны, на наш взгляд,
необходимо: актуализировать требования к субъектам экономики с новыми
стандартами отчетности; создать программы по управляемой цифровой
трансформации рынка труда и блок-сценарии безработицы; переформатировать
систему образования, включая национальную концепцию управления
талантами. Отсюда – рост налоговых отчислений и экономики в целом и,
безусловно, уровня и качества жизни населения.
Для цифровизации экономики и формирования новой социальной модели
корректного потребления, привязанной к долгосрочным этическим
стандартам, первичны сетевизация секторов и проектирование инфраструктур
для управления коллективным потенциалом людей как продуцентов идей –
создание «экосистемы символов». Кроме того, для сохранения суверенитета
идеосферы РФ важно остановить размывание уклада мышления и обработки
информации, связанного с русским языком. Без национальных цифровых
систем управления, разработки русифицированных каскадных рейтинговых
репутационных сетей, анализа «цифровых следов» и «машинного обучения»,
управления «экономикой рейтингов» говорить о новейшей
конкурентоспособности вообще не придется.
Соответственно для реализации актуального современности международного
сотрудничества России «распаковывается» новая экономическая формация:
новые стандарты – новые векторы развития.
* * *
Известна цитата из Пауля Вацлавика: «Реальность – продукт человеческого
общения». В данном случае готовность к изменениям и новой реальности –
это обеспечение международной безопасности, формирование новой среды
жизнедеятельности и удовлетворение рыночного спроса.
источник
Вернуться назад
|