Свои истоки знаменитый космический корабль «Союз» берёт аж с 1962 года. Изначально советские конструктора собирались создать аппарат для облёта Луны. Были реализованы десятки программ с беспилотными кораблями, чтобы в конечном итоге посадить в «Союз» космонавта для осуществления полёта, а в дальнейшем состыковки с другим пилотируемым кораблём. Всё происходило впопыхах, ибо у нас шла не только гонка вооружения, но и битва за космос, точнее за его освоение.
И вот, в октябре 1968 года наконец-таки состоялась состыковка двух пилотируемых кораблей «Союза-4» и «Союза-5». И это была первая космическая станция в мире.
Помимо всего прочего «Союзы» отлично показали себя при сильнейших нагрузках, выдержав проверку на прочность. Тем самым они задали правильную тенденцию для космического кораблестроения, где акцент ставился на долговечность и безотказную работу.
Время модернизаций
Прекрасно осознавая тот факт, что, хоть и надёжную, но всё же устаревшую версию «ТМА-М», надо улучшать, конструктора РКК «Энергия» практически полностью модернизируют корабль. Годы проектировочных работ, годы строительства, и как итог мы с вами получаем «Союз-МС».
Большая часть усовершенствований касается замены устаревшего электронного оборудования, повышения безопасности экипажа и предоставления пилотам и центру управления полетом больше гибкости в управлении кораблем. Изначально «нововведения» испытали на грузовом «Прогрессе», и только после этого интегрировали в пилотируемый «Союз».
Корабль получил систему спутниковой навигации. Казалось бы, даже в автомобилях давно используется таковая, а в самом космосе русские обходились без неё. «Союз» до сих пор использовал данные шести наземных станций для вычисления своего пути на орбите, но теперь пришло время для «Аппарата спутниковой навигации» АСН-К, способного связываться со спутниками системы GPS и ГЛОНАСС.
Стоит обратить внимание на легендарную автоматическую систему сближения «Курс», которая верой и правдой служила на протяжении 40 лет. Благодаря ей «Союзы» направлялись к точке назначения практически без участия человека. Теперь система стала более лёгкой, компактной и энергоёмкой, приобрела новые «внутренности», да к тому же производится только в России (раньше производилась на Украине).
Инженеры РКК «Энергия» также сделали большой акцент на энергетическом потребление корабля, которое до этого было просто колоссальным. Конструктора втиснули еще одну батарею рядом с четырьмя существующими в хвостовой части и добавили ячеек на солнечных батареях.
Ещё одна новинка, на которую стоит обратить внимание – новая система связи ЕКТС, позволяющая вести переговоры с центром управления контроля чуть ли не 24 часа в сутки. Благодаря наличию трех российских спутников «Луч-5» экипаж сможет поддерживать связь с центром управления полетом 83% времени. «Союз» может также поддерживать связь через американские спутники TDRS и европейские DRS.
Ну и напоследок, хочется добавить, что неубиваемый корпус стал ещё прочнее, а значит защита от метеоритов и космического мусора экипажу гарантирована.
На днях российский пилот Анатолий Иванишин, астронавт НАСА Кейт Рубинс и японский бортовой инженер Такуя Ониши проведут двухдневный испытательный полет на «Союз МС-01», прежде чем пристыкуются к МКС в пятницу. Это будет первый шаг для обловленного корабля, но, быть может, этот первый шаг даст дорогу другим, ещё куда большим и грандиозным проектам «Роскосмоса».
Автор: Иванов Ерёма