ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Космическая зависимость: американцы подсели на российские ракетные двигатели
Космическая зависимость: американцы подсели на российские ракетные двигатели1-07-2016, 12:19. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Почему Россия продает ракетные двигатели США? На этой неделе в Штаты прибыла посылка от русского НПО «Энергомаш». В посылке, как вы уже могли догадаться, были наши ракетные двигатели РД-181. Да, янки продолжают закупать комплектующие к своим ракетам у нас, при этом такие, которые у них все никак не получается заменить. Сенатор Джон Маккейн по этому поводу уже давно возмущается. Складывается интересная ситуация: некоторые руководители «Роскосмос» находятся в черном санкционном списке или работают с теми компаниями, которые находятся в этом списке полностью. Но ракеты у «Роскосмос» американское правительство продолжает покупать. Маккейну стыдно за лицемерие своего правительства (смотрите-ка, когда надо, ему даже стыдно). Он даже писал официальное письмо министру финансов Джеку Лью, апеллируя к тому, что, покупая двигатели, американцы отдают средства налогоплательщиков российским компаниям. В принципе, цепной пес Маккейн рвет и мечет не напрасно: зависимость целой отрасли от наших двигателей – это нездоровая ситуация в условиях холодной войны 2.0. Но почему янки все равно продолжают делать покупки у «Энергомаша» вместо того, чтобы прикрыть поставки наших двигателей? • Во-первых, потому что это будет дорого. Наши РД-181 используются на американских ракетах-носителях «Атлас». Это очень старое семейство ракет, которые дорабатывались с 60-х годов. Сейчас это «Атлас V» - неплохая ракета, которая может доставлять грузы на геостационарную орбиту, а это все-таки 35 тыс. км. Эта ракета – рабочая лошадка космической отрасли США. Стоимость за запуск от 110 до 230 млн. долларов. И она может поднять на орбиту почти 9 тонн груза Однако янки не были бы янки, если бы у них была только одна ракета. У них есть еще семейство ракет-носителей «Дельта» – тоже достаточно старая разработка, сейчас в ходу «Дельта II» и «Дельта IV». Эксплуатация обеих связана с некоторыми сложностями, поэтому их в основном эксплуатирует самое богатое ведомство США – вооруженные силы. Запуск «Дельты II» стоит не очень много - 60-70 млн. долларов. Однако это маленькая ракета, способная поднять на геостационарную орбиту только пару тонн, а вот запуск тяжелой «Дельты IV» обходится уже в 400 млн. долларов, но и поднимает на геостационарную орбиту она 6 750 кг. Соответственно, если «Атлас» положить в пыльную коробку, потому как без наших двигателей на одном американском честолюбии они не полетят, придется платить почти в два раза больше за запуск «Дельты». • Во-вторых, потому что это выйдет боком. У нормальной космической державы, должно быть две ракеты-носителя, потому как это серьезный бизнес. Если с «Альфой» что-то случилось во время подготовки: сломалась, или обнаружился брак, или торнадо прошлось по стартовой площадке, то есть вариант совершить запуск с «Дельты», хоть это и будет дороже, но и позволяет иметь страховку. А если остается одна ракета, то страховки нет. Опять же, может случиться так, что проблемы возникнут у ракеты серьезные и придется перебирать ее по узлам, пытаясь понять, что случилось, а затем исправлять проблему. На это могут уйти месяцы. На это время запуски прекратятся и статусу, и космической отрасли США будет нанесен колоссальный ущерб. Собственно, если страна не может производить запуски в необходимых ей объемах самостоятельно на все орбиты, то это уже страна без космической отрасли. А если в это время выйдет из строя какой-нибудь военный спутник, который нужно будет срочно менять? Нет, жизнь с одной ракетой – это страшный сон Пентагона. Альтернативы, кстати, нет. Потому как такие замечательные ракеты-носители американской компании SpaceX не имеют возможности выхода на все орбиты. Да, это прикольный коммерческий проект, у них ракета-носитель сама возвращается на стартовую площадку, а стоимость запуска притягательно низка. Но пока это все еще вариант для запуска ТВ-спутника. Ну, а собственная разработка американцев что-то тормозится. А теперь вопрос: почему российское правительство не запретит продажу наших ракетных двигателей? • Во-первых, янки тогда напрягутся, они это умеют, и найдут выход из положения, пусть на это потребуется некоторое время. • Во-вторых, продажа двигателей – это сигнал той части элиты США, чей мозг еще не сожрала холодная война, дескать, сморите – мы можем жить в мире, мы держим вас за бубенцы, но не сжимаем кулак. И это порождает разобщенность американских элит, стимулирует часть их поддержать предвыборную гонку Трампа, потому как им хочется торговать, а не гореть в ядерном аду. Вернуться назад |