Эта мощь называется РИТМ-200.
Два таких реактора будет установлено на новом атомоходе «Арктика», который неделю назад был спущен на воду на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.
Мощность одного реактора РИТМ-200 составит около 175 Мегаватт. Поскольку
в случае ледоколов говорить об электрической мощности реактора не
совсем правильно (корабль во многом использует именно тепло реактора и
преобразует энергию полученного пара прямо в мощность на валу), то
вместо привычной электрической мощности реактора, которой обычно
подразумевают в случае энергетических блоков АЭС, для реактора РИТМ-200
указывается тепловая мощность.
Учитывая, что КПД современных блоков АЭС обычно составляет около 25%,
тепловая мощность современного ВВЭР-1000, самого массового российского
реактора в эксплуатации, составляет около 4000 МВт, при его чистой,
электрической мощности чуть менее или чуть более 1000 МВт, в зависимости
от поколения реактора.
Таким образом, показанный на заглавном фото РИТМ-200 где-то в 22 раза
меньше ВВЭР-1000 по мощности. Почему же тогда он такой большой?
Вот, если что, готовый корпус ВВЭР-1000 для Тяньваньской АЭС в Китае, в
таком же производственном цеху, рядом с такими же рабочими, как и на
первой фотографии:
Вся хитрость состоит в том, что в реакторе РИТМ-200, который
представляет из себя с точки зрения основной конструкции не более, чем
«двоюродного брата» энергетического ВВЭР-1000, конструкторы пошли на
небольшую хитрость.
РИТМ-200, как и ВВЭР-1000 относится к так называемым легководным или
водо-водяным реакторам под давлением, которые де-факто стали сегодня уже
стандартом атомной отрасли. ВВЭР, кстати, так и расшифровывается —
«водо-водяной энергетический реактор». Двойное поминание воды в названии
реактора связано с тем, что наша обычная, «лёгкая» противая вода
выступает в такого рода реакторе и замедлителем нейтронов, и основным
теплоносителем, позволяя охлаждать активную зону реактора и, с другой
стороны, нагревать воду второго контура, которая уже крутит турбину.
В английской транскрипции эта технология реактора называется PWR
(«реактор с водой под давлением») и тоже описывает его принципиальную
конструкцию, просто с иной стороны, физической. Такой подход отличает
реакторы ВВЭР/PWR от другого типа легководных реакторов, так называемых
«реакторах на кипящей воде» (BWR), в которых вода первого, «грязного»
реакторного контура начинает кипеть ещё в корпусе реактора, что во
многом упрощает его конструкцию, хотя и за счёт усложнения контуров
управления.
В СССР, а потом и в России «кипятильники»-BWR особо не прижились,
поэтому и термин «реактор с водой под давлением» стал не настолько
популярным.
Вот краткая, весьма упрощённая анимация действия обычного ВВЭР/PWR:
На ней легко можно понять основные этапы технологического цикла такого
реактора: реактор нагревает воду первого контура, которая одновременно
охлаждает его активную зону, не давая ей расплавиться и повредить
конструкцию реактора, вода первого контура, циркулируя по замкнутому
циклу без возможности кипения (в силу большого давления) попадает в
парогенератор. В парогенераторе, который представляет из себя громадный
теплообменник, происходит передача тепла от воды первого контура к воде
второго контура, а уже вода второго контура, которая не имеет контакта с
активной зоной реактора, крутит лопасти паровой турбины, находящейся на
одном валу с электрогенератором.
В силу такого схематического описания, я думаю, некоторые из читателей
уже догадались, на какую хитрость пошли разработчики РИТМ-200, инженеры
из нижегородского ОКБМ И.И. Африкантова.
Вот она, в схеме-разрезе реактора РИТМ-200:
Как видите, то что вы, наверное, приняли за корпус реактора — это уже
внешняя, вторая оболочка. В корпус РИТМ-200 уже интегрировано четыре
парогенератора, которые составляют вместе с активной зоной единый
конструктивный модуль.
В этом модуле и происходит основной теплообмен между первым и вторым
охлаждающими контурами. При этом вся конструкция — активная зона,
парогенераторы, циркуляционные насосы первого контура (ЦНПК) и вся
управляющая механика реактора — представляют из себя единое целое, по
сути дела, один блок, который изготавливается, собирается, испытуется и
настраивается в заводских условиях, после чего его надо просто как кубик
LEGO вставить на его штатное место, вовнутрь нового ледокола ЛК-60Я
(«Арктики») или же, что интересно — нового российского авианосца
«Шторм».
В такой конструкции активной зоне реактора достаточно трудно
расплавиться и вызвать запроектную аварию: по сути дела и активная зона,
и парогенераторы второго контура в РИТМ-200 помещены в рамки одной
большой «кастрюли» и пока вся вода первого и второго контура не выкипит и
реактор не потеряет полностью возможность охлаждения, запроектной
аварии не произойдёт. Что, конечно же, очень важно для условий
автономного судна в суровых условиях, которому неоткуда ждать быстрой
помощи.
Такой подход и делает реактор РИТМ-200 похожим по размерам с ВВЭР-1000:
для создания безопасной и надёжной конструкции приходится идти на массу
ухищрений и дополнительных систем, чтобы обеспечить такие качества у
основной конструкции.
При этом, понятное дело, всё это приходится делать в условиях жёсткого
экономического прессинга — в отличии от времён Холодной войны между СССР
и США нынешний подход у атомной энергетике базируется не только на
техническом совершенстве и технологическом изяществе любой ценой, но и
на экономическом принуждении: «быть максимально дешёвым».
Каждый из конструкторов и инженеров, таким образом, в деле разработки
новых реакторов оказывается в прокрустовом ложе между Сциллой
экономических ограничений и Харибдой требований по надёжности и
безопасности.
И, как ни печально, самая массовая технология современных реакторов,
ВВЭР/PWR уже подошла к пределам в своём эволюционном развитиии.
Лёгководные водо-водяные реакторы под давлением уже не могут дальше протискиваться в это «игольное ушко» сужающихся ограничений.
И это, что радует, вызывает новый виток технологического прогресса — как
в реакторных установках для морского транспорта и для военных, так и в
больших, энергетических реакторах для целей стационарного генерирования
электрической энергии.
И об этом — наша вторая беседа с Валентином Гибаловым ( tnenergy) в рамках передачи «Новый День» на канале «День-ТВ»: