ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > На чём мы полетим в космос через 5 лет? По следам публикации
На чём мы полетим в космос через 5 лет? По следам публикации27-05-2016, 13:21. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
На чём мы полетим в космос через 5 лет? По следам публикацииВ декабре прошлого года
была опубликована статья на тему состояния дел в конструкторском бюро
химавтоматики, сокращенно КБХА. Это предприятие является одним из
столпов нашей космической индустрии, поскольку разрабатывает и
производит ракетные двигатели для ракет-носителей "Протон-К",
"Протон-М", "Союз-2-1б", "Ангара". А также для целого ряда МБР, до сих
пор стоящих на вооружении ВС РФ. КБХА: не придётся ли снова сожалеть о «Протоне»? В том материале я выражал, скажем так, озабоченность происходящим на предприятии. Писал о кадрах, которые наша космическая отрасль может потерять. Прошло полгода, и я снова решил осведомиться о состоянии дел. Вполне нормальное желание. Сегодня эта озабоченность перешла в уверенность. И вот почему. С 1 июня в КБХА планируется сокращение. Обещанное еще в декабре. На 15-20%. Цифра огромная в масштабе предприятия. Как я и говорил раньше, увольняют не "эффективных менеджеров" из управления, а рабочих из цехов и испытательного комплекса. Причем увольняют не стариков. Увольняют как раз молодых. Как мне рассказал один из попавших под это сокращение, к нему подошел начальник цеха и прямо предложил: "Давай мы тебя уволим по сокращению. Ты молодой, работу найдешь. Ну не смогу я себе в глаза смотреть по утрам в зеркале, если этих двоих (фамилии, понятное дело, я опускаю) уволю. Им до пенсии по полтора года осталось..." И молодые уходят. И уходят, кстати, с удовольствием. Потому что в марте и апреле люди получали "голый оклад", то есть 14-17 тысяч рублей. О премиях, надбавках и прочих вещах все забыли. Остаются только начисления за переработку и внеурочные. Но с переработкой, понятное дело, на заводе идет борьба, а внеурочные (испытания) — это исключительно для полигона. Один из моих декабрьских собеседников уже трудится в другой компании города. И с ним мы очень обстоятельно поговорим на тему завода чуть позже. Второго ипотека (точнее, невозможность ее выплаты) занесла аж на космодром Восточный. Там инженер-гидравлик с опытом работы в космической отрасли стоит 55 тысяч. А что же предлагают так называемые "эффективные менеджеры" трудящимся? Предлагают очень интересную вещь. Увольняя по сокращению людей, понятное дело, высвобождаются некоторые денежные суммы. Куда они пойдут? Частично на повышение окладов. А частично — на премирование и оплаты сверхурочных работ. Понятно, что если уволить из 5 человек троих, работы меньше не станет. И делать ее все равно придется. Соответственно, вот и возникают вышеупомянутые сверхурочные. То есть работать человек будет больше, а получать в лучшем случае столько, сколько в 2014 году, который теперь в КБХА вспоминают с благоговением. Ладно, если бы предприятие выпускало утюги или колбасу. Но речь идет о ракетных двигателях для космических кораблей. Каким образом, пусть опытные, но уже в возрасте кадры, работая постоянно сверх нормы, смогут обеспечить надлежащее качество? Опыт и умение — очень немаловажная деталь. Но не в случае, когда 55-58 летний мужик будет пахать как молодой. В полторы смены и по выходным. А он будет пахать, никуда не денется. Семью никто не отменял. И пенсию, кстати, тоже. Этакое крепостное право от "эффективных менеджеров". Видимо, господин Камышев решил поставить дело как в своем бывшем "Центртелекоме". Возможно, там это и дало положительный эффект, но телефонная связь и ракетные двигатели все-таки разные вещи. Мне так кажется. Так что я не сильно буду удивлен через полгода очередным известием о катастрофе на взлете очередной ракеты-носителя. Для этого есть все предпосылки. И это, мягко говоря, не радует. Но давайте заглянем в будущее. Лет на пять. Ведь рано или поздно, но время уходить для пенсионеров придет. Да и не смогут они, как ни крути, работать в таком режиме. Уйдут. Дотянут до пенсии и уйдут. Возникает вопрос: кто дальше? Кто дальше будет собирать двигатели? Выпускники нашего политехнического университета? Весьма, кстати, уважаемого ВУЗа даже в масштабах страны. Поставщика кадров для многих "закрытых" заводов. Не смешно. Вряд ли сегодняшняя цифра в 15-17 тысяч рублей кого-то заинтересует. Равно как и перспектива работать по выходным и ночам за надбавку в 3-5 тысяч. Не знаю, что вообще планируют господа "эффективные менеджеры" в КБХА. Может, гастарбайтеров нанимать, может, еще что. В любом случае, у меня нет ни малейшего желания слушать то, что они могли бы сказать мне в ответ на эти вопросы. Ибо это будут исключительно слова людей, абсолютно некомпетентных в сфере космической индустрии. А люди уходят. И решат ли они вернуться обратно через несколько лет, сказать сложно. Потому что моих собеседников приглашали на крупное военное предприятие с достойной работой и хорошей зарплатой. И так было до 2015 года. А уходят они из непонятной конторы, где плюют на все. В том числе и на то, что будет завтра. Господин Рогозин, почему вы еще не в Воронеже? Кстати, обращаю внимание читающих на то, что в США, куда сегодня уходит каждый четвертый двигатель из КБХА, уже криком кричат, особенно военные, на тему того, что надо выпускать свои двигатели и побыстрее. Не потому ли они так оживились, что в курсе происходящего? Мне очень сложно оценить должным образом происходящее. Но налицо факт того, что ведущий производитель ракетных двигателей сегодня, точнее, с 1 июня, лишается кадров. Лишается будущего. А вместе с ним лишается будущего и наша космическая отрасль. Если не изменить ситуацию, то... мне не хотелось бы стать пророком. Возможно, мое мнение, составленное из разговоров с ушедшими сотрудниками КБХА, несколько непрофессионально и предвзято. Поэтому я договорился с несколькими из них о более широком интервью. Пусть они расскажут всем, как приходили на завод, как и почему ушли. Продолжение последует в самое ближайшее время. Автор Роман Скоморохов
Вернуться назад |