ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн


21-01-2015, 08:13. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

 

 

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)


Взаимодействие средних и легких роботов (на фото пример такого взаимодействия от компании iRobot) может проявиться в появлении малых расходуемых систем, развертываемых более крупными системами

Среди трех стихий, представленных морем, небом и сушей, суша, конечно же, является самой сложной для беспилотного транспортного средства. В то время как беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и надводные или подводные необитаемые системы по большей части действуют в однородном пространстве, наземные роботы должны преодолевать все типы препятствий коих несметное множество. Они не только усложняют перемещение роботов, но также ограничивают дальность действия их каналов связи.

В царстве БПЛА действует правило – чем меньше БПЛА, тем большее влияние на него оказывают порывы ветра. Наземные роботы страдают от подобного синдрома размера, когда физические размеры оказывают влияние на мобильность, по крайней мере, когда дело касается наиболее классических решений, а именно колес и гусениц, поскольку шагающие и ползающие механизмы до сих пор далеки от практического внедрения.

Больше всего страдают наземные минироботы. Их ограниченная масса также влияет и на дальность каналов связи и на продолжительность их работы, поскольку они обычно работают от аккумуляторов.

Всегда трудно разделить системы на категории. Впрочем, к первой категории можно смело отнести системы массой до пяти килограмм, так называемые наземные минироботы (давайте отставим в сторону на будущее категорию микро, если она когда-нибудь появится). Первая категория имеет подкатегории, а именно забрасываемые роботы до трех килограмм, так как более тяжелые роботы – это скорее бросаемые, чем забрасываемые устройства.

Следующий диапазон – это средняя категория, реально другой мир, где полезная грузоподъемность измеряется скорее килограммами, чем граммами, и где обеспечивается гораздо большая функциональная гибкость. Здесь сами роботы весят от 5 до 30 кг.

В этой статье из практических соображений рассматриваются только роботы, которые могут быть применены солдатами на поле боя с тактической точки зрения. Например, роботы для обезвреживания взрывоопасных предметов считаются специализированными системами, разработанными для выполнения особого круга задач. Целью статьи является анализ того, что доступно обычному солдату для повышения его безопасности и боевых качеств гибкости в реальной обстановке.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Еще одна форма «сотрудничества» между наземными роботами и БПЛА представлена здесь гусеничным аппаратом HDT Global Protector, развертывающим привязной БПЛА с целью обеспечения раннего предупреждения транспортных колонн

Очевидно, что многие многозадачные наземные роботы могут оснащаться роботизированной рукой-манипулятором, захватами, водяной пушкой и т.д., что фактически превращает их в мобильные бомбы, хотя это будет всего лишь одна из множества их ролей.

Тяжелые роботы массой более 100 кг могут пригодиться на поле боя в таких задачах, как разведка, пополнение припасов, эвакуация пострадавших и т.д. Например, в качестве одного из многих возможных применений можно привести ситуацию с автомобилями Supacat, которые используются в британской армии для подвоза боеприпасов к линии фронта. Водители этих машин подвергаются очень высокому риску, поэтому они вполне обоснованно могут быть заменены роботизированными системами.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Демонстрация модульного исполнения роботов Nerva от Nexter, которые могут принять химические датчики, инфракрасные камеры, гранаты со слезоточивым газом, аудиосистему, устройство уничтожения взрывоопасных предметов, а также модуль для установки других устройств

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Наземные минироботы, как например, iRobot FirstLook (вверху), в основном останутся дистанционно управляемыми, поскольку повышение уровня их автономности может быть слишком дорого, по крайней мере, на данном этапе. Одним из направлений, однако, могло бы стать совершенствование человеко-машинного интерфейса, который позволит операторам сохранять свою тактическую позицию при управлении наземными роботами, как хорошо видно на примере контроллера робота Nexter Nerva (внизу)

Усталость и потеря концентрации были определены американской армией в качестве основных причин аварий в транспортных колоннах снабжения, плюс также направленные фугасы вносят свой вклад в эту печальную статистику. Как следствие, ряд компаний в США и Европе разрабатывают системы, которые позволяют трансформировать традиционное транспортное средство в беспилотное. Подобный подход можно применить также и к оборудованию инженеров, то есть скрепер, например, может быть превращен в роботизированное средство разминирования.

Огромное преимущество этих систем заключается в том, что они могут быть приобретены в относительно небольших количествах и установлены на стандартные грузовики или автомобили на месте и затем переброшены на другие машины, либо для выполнения других задач, либо в случае неисправности машины, в которой они были установлены.

По сравнению с БПЛА наземные роботы, конечно, являются менее зрелыми с технологической точки зрения. В немногих из них интегрирована развитая форма автономии, что могло бы значительно уменьшить рабочую нагрузку на операторов и одновременно повысить преимущество их использования и сделать их реальным фактором повышения боевой готовности. Множество аргументов приводится против их вооружения (к БПЛА это тоже относится), поскольку их надежность считается недостаточной (насколько надежен человек также можно поставить под сомнение, особенно в свете происшествий между своими силами в некоторых районах боевых действий). Юрисконсульты получат неплохие дивиденды на быстром развертывании таких вооруженных наземных роботов. Однако понятно, что эпоха работы наземных роботов началась и они будут играть всё более важную роль на будущих полях сражений.

Но в настоящее время, однако, еще один фактор оказывает гибельное влияние на разработку наземных роботов – финансовый кризис. Во многих странах во главе с Америкой множество программ было сокращено, что повлияло на разработку и закупки некоторых систем, упомянутых в этой статье. Это наряду с другими событиями дало начало негативным процессам в сообществе наземных роботов. Несколько хорошо известных компаний в настоящее время борются с финансовыми проблемами вследствие отмены заказов.

На сегодняшний день в США, по всей видимости, живы три программы: продвинутая роботизированная система обезвреживания взрывоопасных предметов Advanced Explosive Ordnance Disposal Robotic System, общий легкий роботизированный комплект Common Light Autonomous Robotic Kit уровня отделения, служащий в качестве средства транспортировки разведывательных сенсоров и робот инженерного отделения Engineer Squad Robot. Еще одна программа по многоцелевому транспортеру снаряжения отделения Squad Multi-Purpose Equipment Transport вероятнее всего должна пережить сокращения и секвестирование оборонного бюджета.

Все роботизированные системы (воздушные, морские и наземные), если хотят привлечь к себе хоть какое то внимание министерства обороны США, должны соответствовать общей архитектуре для беспилотных систем Joint Architecture for Unmanned Systems (JAUS) и профилю функциональной совместимости Interoperability Profile (IOP). Наголовные системы управления, сниженная рабочая нагрузка, полуавтономное управление, возможность работы нескольких устройств одновременно, по всей видимости, являются основными тенденциями развития в сфере роботизированных систем.

Каким выглядит будущее для наземных роботов? Как много из них появятся на поле боя в 2020 году? Трудно сказать. Очевидно только то, что это технологическое развитие в сочетании с абсолютной необходимостью сократить потери в контингентах западных стран, развернутых в горячих точках, неизбежно вызовет необходимость продвижения безлюдных систем во всех родах войск, действующих на суше. Очень немногие в начале столетия были убеждены в полезности БПЛА, а теперь они каждый день появляются в новостях, а многие в настоящее время прелагаются для коммерческого использования. Случится ли это и с наземными роботами? Ответ возможно да, если учесть, что по данным Управления по разработке роботизированных систем, наземные роботы позволили спасти жизни более 800 солдат при выполнении боевых задач в Ираке и Афганистане.

Французская армия смотрит на наземных роботов

Французский министр обороны в июне 2014 года подтвердил Этап 1 программы Scorpion и французская армия теперь намеревается начать Этап 2, для которого роботизированные системы являются неотъемлемой частью. Роботы в оперативно-тактических силах должны будут использоваться в спешенном бою, а наземные микророботы (и их летающие коллеги) должны стать продвинутыми глазами солдата. Другие роботы подобных размеров могли бы внести свой вклад, оказывая не только силовое воздействие на сухопутные силы противника, но также улучшая качество связи для оперативных групп, например, за счет развертывания радиорелейных систем.

Более продвинутые микророботы могли бы выполнять разведывательные задачи для высших эшелонов, принимая участие в боях механизированных сил. Тактические универсальные роботы могли бы вести контактную разведку, пополнять припасы и служить в качестве исполнительных элементов, в то время как более тяжелые роботы могли бы в основном использоваться для разминирования и инженерных задач. Нельзя сбрасывать со счетов и использование систем, способных трансформировать стандартные транспортные средства в роботов.

Категория мини: новые инструменты для отделений пехоты

В ожидании появления наземных нанороботов задачи разведки наблюдения и сбора информации на ближней дистанции в основном выполняются легкими наземными роботами, способными перемещаться в запретных зонах и имеющими каналы передачи данных ограниченного радиуса действия. Многие из них относятся к категории, которую мы можем назвать категорией «забрасываемых роботов», поскольку они могут быть заброшены оператором на определенную дистанцию и высоту, например, внутрь здания, что исключает необходимость движения туда своим ходом.

Зачастую считающиеся одноразовыми (расходуемыми), они могут поместиться в кармане или сумке и имеют небольшие и легкие устройства управления, а некоторые теперь управляются даже посредством смартфонов. Наряду с легкими забрасываемыми роботами существуют несколько более тяжелые роботы, которые легко сбрасываются с транспортного средства (когда не оборудованы дополнительными сенсорами), но они едва ли могут запускаться через окно первого этажа. Они остаются предпочтительными системами для основных пехотных подразделений, поскольку не намного увеличивают ношу солдата и компенсируют это, обеспечивая его новыми, простыми в эксплуатации возможностями.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Младший член семейства iRobot перед самодельным взрывным устройством. Два трапецевидных рычага по бокам на переднем плане называются флипперами

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Throwbot XT – это один из двух бестселлеров ReconRobotics; вторая и более крупная модель – Reconscout XL

Забрасываемые

ReconRobotics: Компания ReconRobotics, базирующаяся в штате Миннесота, была создана в 2006 году, это одна из быстроразвивающихся компаний в сфере наземной роботизированных систем. В мире работают 4000 систем производства этой компании, поровну поделенные между военными и правоохранительными сферами. Сокращения оборонного бюджета США сильно ударили по компании в 2014 году, после того как американская армия приняла решение не покупать более чем тысячу роботов в 2013 году. Это привело к приостановке производства в начале 2014 года, хотя недавно в компании сообщили, что сильный международный рынок и рынок правоохранительных органов поможет компенсировать потерю заказов американских военных. В настоящее время 90% продаж компании базируется на двух моделях: Throwbot XT и Reconscout XL.

Более легкая система Throwbot XT из семейства роботов компании ReconRobotics весит всего 540 грамм (средняя ручная граната весит от 400 до 500 грамм), ее производство началось в середине 2012 года. Сравнение с гранатой еще более усиливается, поскольку для того чтобы активировать и включить робота, оператор должен вынуть из него чеку. Легкая, трубчатая конструкция позволяет удобно захватить его рукой и бросить на дальность, как говорят в компании, до 36 метров. Хорошие противоударные характеристики робота позволяют без каких-либо последствий бросать его с высоты 9 метров. Внутри трубы стоят два бесщеточных электродвигателя, которые вращают колеса на концах трубы, тогда как задняя хвостовая часть обеспечивает равновесие и ориентацию. Каждое колесо наружным диаметром 114 мм имеет восемь загнутых лопаток, которые позволяют максимально повысить проходимость препятствий. В трубчатом корпусе наряду с сенсорами также размещается аккумулятор, обеспечивающий продолжительность работы один час на плоской поверхности.

Основным сенсором является черно-белая камера для низкой освещенности с оптикой, обеспечивающей поле зрения 60°, и частотой 30 кадров в минуту ; когда освещенность падает ниже определенного уровня автоматически активируется источник инфракрасной подсветки, гарантируя видимость более 7,5 метров. Высокочувствительный всенаправленный микрофон позволяет оператору слышать шумы или разговоры. Акустическая сигнатура робота Throwbot XT очень низкая, в ReconRobotics заявляют о шуме 22 дБ на дистанции шесть метров, что соответствует дыханию человека на расстоянии 20 сантиметров. Для бесшумного развертывания робота внизу на конце хвоста имеется небольшой крюк для закрепления шнура, тогда как для доставки его на высоту компания ReconRobotics разработала SearchStick. Это телескопическая алюминиевая штанга длиной 1,83 метра с активируемой кнопкой-защелкой (в сложенном положении длина штанги всего 0,52 метра); она служит также для возврата робота в конце работы или использования в качестве удлинителя камеры. Канал передачи данных у Throwbot XT может настраиваться на три разных частоты, таким образом, один оператор может управлять тремя роботами. Скорость аппарата ограничена 1,6 км/ч, чего вполне достаточно для системы предназначенной в основном для работы в зданиях или в городской местности. В городских условиях дальность действия составляет 30 метров, которая утраивается на открытой местности.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Яркий пример того, для чего может применяться забрасываемый робот: бросок в соседнее помещение и смотрим, что там происходит

ReconScout IR – это прямое развитие предыдущего робота. Он оборудован черно-белой инфракрасной ПЗС-камерой с полем зрения 60° и инфракрасной подсветкой, эффективной на расстоянии более семи метров.

ReconScout XL развивает скорость до 2,16 км/ч, это выше чем у Throwbot, но его ударная прочность меньше, так как он может выдержать падение с высоты всего 4,6 метра и бросок на 9,1 метра. Его колеса диаметром 140 мм имеют по шесть шипов; этот робот несколько шумнее, чем предыдущий, создавая при работе шум 32 дБ на расстоянии шести метров. Сенсоры и канал связи оставлены прежние.

Системы компании ReconRobotic управляются с помощью блока управления Operator Control Unit II (OCUII), который позволяет видеть захваченные камерой робота изображения на дисплее 3,5 дюйма, при этом в наушники подаются все окружающие звуки. OCU II весит 730 грамм, в нем установлен джойстик для большого пальца, позволяющий легко управлять движением робота. Две антенны должны быть выдвинуты перед работой блока OCU II, доступны шесть частот, высота аппарата с выдвинутыми антеннами составляет 510 мм.

Исторически основным рынком сбыта для компании ReconRobotics были Соединенные Штаты с тысячами проданных систем, впрочем, ее роботы также были проданы еще в несколько стран. В Европе ее забрасываемые системы работают в Дании, Франции, Италии, Норвегии, Швейцарии и Великобритании, кроме того, роботы компании эксплуатируются в Австралии, а также в Египте и Иордани. В 2013 году роботы ReconRobotics были приняты Управлением по солдатскому снаряжению PEO Soldier в программу совершенствования солдата Soldier Enhancement Program в качестве сенсорных комплектов уровня отделения. Процесс оценки должен быть завершен к 2015 году. В настоящее время компания ReconRobotics работает над технической разработкой цифровой версии Throwbot XT; это позволит добавить возможность перенастройки радиоканала, которая становится непременным условием на международном рынке.

Nexter: В 2012 году французская компания Nexter раскрыла свой интерес к наземным минироботам, выпустив прототип забрасываемого робота Nerva 4x4 массой 4 кг. После дальнейших разработок и процесса внедрения в производство оригинальный робот Nerva получил обозначение Nerva LG, первый из семейства легких роботов, разработка которого начата вновь сформированным подразделением Nexter Robotics. Если на роботе не установлено сверху оборудование, то Nerva LG полностью реверсивен, другими словами готов к работе сразу буквально после забрасывания. Установленная сзади рукоятка облегчает переноску и забрасывание. Его можно сбросить с высоты три метра и бросить в сторону на семь метров. Nerva LG имеет два диапазона скоростей: с нуля до 4 км/ч и второй с 0 до 15 км/ч. Первый режим стандартный, позволяет выполнять точное управление и ориентирование, а когда необходима высокая скорость, оператор нажимает кнопку на конце джойстика, переключая аппарат в скоростной режим. Стандартные колеса имеют диаметр 150 мм, хотя могут устанавливаться специальные колеса для песка с более широкими протекторами и поперечными захватами, в трудную минуту доступен также комплект гусениц. Для специальных сил имеется комплект для плавания с поплавками элементами и гребными колесами.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Для своих роботов Nerva компания Nexter создала быстросменные модули, которые позволяют без задержки поставить перед системой новую задачу

Полностью модульный робот базируется на концепции «один щелчок», позволяющей быстро заменить колеса и аккумулятор. Nerva LG оснащен стандартными сенсорами, которые за счет четырех камер обеспечивают круговой обзор (передняя камера с высоким разрешением имеет систему подсветки), все звуки оператор слышит благодаря всенаправленному микрофону. Направляющие Пикатинни или конфигурируемые планки обеспечивают механический интерфейс с устройствами. Аккумулятор в системе подает напряжение 24 вольта при силе тока 1 ампер; данные направляются по сети Ethernet.

Впрочем, компания Nexter разработала интерфейс Nerva с целью расширения концепции одного щелчка и на бортовую аппаратуру. Таким образом, для этого робота доступны разведывательные комплекты, например тепловизионные камеры или направленные микрофоны, также как химические детекторы или механические устройства для толкания или буксировки подозрительных предметов (разрабатывается инструмент обезвреживания взрывоопасных предметов). Канал связи частотой 2,4 ГГц гарантирует радиус действия один километр на открытой местности и 300 метров в городской черте. Продолжительность работы Nerva LG составляет два часа, роботом можно управлять с разных систем, от упрочненных компьютеров до планшетов и смартфонов, в последнем случае стандартный канал меняется на канал стандарта wi-fi 100 мВт с гораздо меньшим радиусом действия. Обычно используемый как дистанционно управляемая система, робот Nerva LG, однако, может получить также полуавтономные возможности, например движение по заданным координатам GPS, автоматическое возвращение домой или «следуй за мной». Большое число заказчиков заказали по несколько систем для испытаний в реальных условиях. Nexter ожидает более крупные заказы после выполнения требований по новой бортовой аппаратуре, озвученных нынешними покупателями.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Все роботы Nexter Nerva создавались с прицелом на быструю замену колеса с целью адаптации робота к поверхности, на которой он будет работать

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Nerva S – легкий член семейства роботов Nexter; задняя выдвижная рукоятка используется не только для забрасывания робота, но и для его включения

Серийная модель Nerva LG была показана на выставке Milipol 2013 вместе со своим меньшим братом Nerva S. Этот двухколесный робот весит всего два килограмма, он может использоваться как в помещениях, так и на открытой местности; литий-ионный аккумулятор на 21,6 вольта емкостью 2700 мАч позволяет аппарату работать непрерывно 4 часа. Включение происходит за счет выдвижения заднего хвоста, который с целью экономии места в транспортной конфигурации складывается вдоль корпуса. Хвост используется не только для стабилизации робота во время работы, но также для забрасывания его на большие дистанции, даже из движущейся машины. А поскольку Nerva S изначально создавался как забрасываемая система, его масса и прочность позволяют забрасывать его через окно. Что касается модели LG, то замена колеса осуществляется одним движением. С целью повышения мобильности с каждой стороны могут быть добавлены колесные упоры для установки гусениц, передние колеса в этом случае работают как ведущие звездочки. Этот вариант робота получил обозначение Nerva DS. Nerva S имеет такой же диапазон скоростей как LG и использует такой же канал связи. На него установлена камера с высоким разрешением и микрофон плюс диод подсветки и фронтальный инфракрасный светодиод. Модель Nerva S также может развертываться с дополнительными устройствами, которые механическим способом крепятся к направляющим Пикатинни. Робот Nerva S производится серийно.

Novatiq: Швейцарская компания производит одну забрасываемую модель PocketBot. Робот приводится в движение от трех электродвигателей, все они установлены в корпусе, один из них вращает третье заднее колесо через ременную передачу. При массе всего 850 грамм PocketBot может выдержать падение в высоты 8 метров и бросание на 30 метров. По данным компании трехколесная конфигурация позволяет значительно уменьшить его кинетическую энергию при ударе по сравнению с четырехколесной конфигурацией. Сразу после приземления и начала движения PocketBot восстанавливает свое нормальное положение, поскольку он является не полностью симметричной системой. Два главных колеса оснащены T-образными выступами, которые обеспечивают плавное движение по ровной поверхности, а также оптимальное сцепление с песком, камнями и растительным покровом. Третье заднее колесо гладкое, так как испытания показали, что T-образные выступы создают излишнее сцепление, значительно замедляющее робота при поворотах.

По данным компании дорожный просвет робота PocketBot 14 мм позволяет справляться с вертикальными препятствиями 30 мм и уклонами 40°. В передней части корпуса установлена цветная камера с высоким разрешением, которая поворачивается на ±90°. При недостаточном освещении камера с цифровым увеличением x8 автоматически переключается в монохромный режим для низкой освещенности. Также доступна инфракрасная подсветка, впрочем, оператор может переключить ее в ручной режим для использования подсветки белого света. Установлен водонепроницаемый микрофон, а также небольшой водонепроницаемый громкоговоритель позволяющий обращаться к людям вблизи PocketBot, например к заложнику. Наверху аппарата PocketBot имеются точки крепления для установки дополнительной устройств, например тепловизионной камеры или химических детекторов. Аппаратура может быть установлена на заводе, но тогда в этом случае приходится принести в жертву забрасываемость PocketBot. Аппарат активируется верхним переключателем, но он не может быть выключен посторонним, поскольку это можно сделать только с панели управления.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Трехколесный робот PocketBot от компании Novatiq предназначен для военных и полицейских сил

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Два основных колеса у PocketBot специально предназначены для обеспечения максимального сцепления с разными поверхностями

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Благодаря своим гусеницам StoneMarten может справляться с труднопроходимой местностью; на направляющие Пикатинни можно устанавливать различные системы

Компания Novatiq разработала блок управления Crab-3. Этот блок массой 0,7 кг и размерами 200x110x450 мм имеет цветной сенсорный экран диагональю 3,5 дюйма, питается он от быстросменного аккумулятора. Такой же аккумулятор стоит и в самом роботе с целью снижения логистической нагрузки, время непрерывной работы составляет 4-5 часов. Система цифровой видеозаписи сохраняет изображения и на карте SD для дальнейшего анализа. Комплект PocketBot состоит из одного робота и одного блока управления, двух зарядных устройств, четырех батарей, одной гарнитуры, нескольких запчастей, например колеса, антенны, заглушки и т.д. В настоящее время конфигурация платформы PocketBot окончательно утверждена. Она предлагается покупателем со стандартным каналом передачи данных, обеспечивающим радиус действия 250 метров на открытой местности и 70 метров в непрямой видимости. Компания Novatiq готова заменить канал связи согласно пожеланиям покупателя, например, системой COFDM (Coded Orthogonal Frequency Division Multiplexing – уплотнение с ортогональным частотным разделением кодированных сигналов). Компания Novatiq уже получила ряд заказов в Европе и готова к поставкам неназванному заказчику с Ближнего Востока для его сил специального назначения.

Второй наземный робот в портфолио компании Novatiq гусеничный и достаточно тяжелый. Он получил обозначение StoneMarten и предназначен для развертывания сенсоров в зонах с высоким риском на различных типах рельефа, поскольку гусеницы минимизируют размеры и массу при максимальном повышении характеристик. Робот уже продан неназванным покупателям из Европы и Африки. Он весит 4,5 кг, что позволяет определить его в категорию забрасываемых роботов с большой натяжкой; допустимая высота падения составляет три метра и забрасывания пять метров. С двумя электродвигателями он может достичь максимальной скорости семь км/ч, а особые устройства-флипперы позволяют роботу подниматься по ступеням. Эта модель отличается передней наклоняющейся цветной камерой высокого разрешения, панорамирование осуществляется медленным перемещением поворотом робота. Еще три фиксированных цветных камеры установлены сзади и по бокам; у всех камер по бокам стоят светодиодные фонари белого и инфракрасного света, микрофон и громкоговоритель дополняют стандартный комплект. Направляющие Пикатинни позволяют установить дополнительное оборудование, доступны четыре штекерных разъема для энергоснабжения, передачи видеосигналов и данных. Робот имеет некоторый уровень автономности, например, возможность возврата к последней точке с хорошим качеством связи или возврат к оператору. Как и PocketBot, робот StoneMarten в настоящее время имеет утвержденную конфигурацию, но компания поддерживает определенный уровень функциональной гибкости с целью соответствия потребностям заказчиков.

Компанией Novatiq в настоящее время разрабатывается новая серия беспилотных аппаратов, все под обозначением Nova с последующим суффиксом. Все эти изделия пока находятся на этапе прототипа и поэтому все технические характеристики предварительные. Самым маленьким из новой линейки является робот NovaCTR (Close Target Reconnaissance – разведка ближних целей), определенно относящийся к категории забрасываемых. Он весит 600 грамм (меньше даже чем PocketBot), имеет гусеничную конфигурацию и поэтому может рассматриваться в качестве дополнения к трехколесному PocketBot. Аппарат имеет такую же ударную прочность, как и робот Throwbot. Робот несет на своем борту фиксированную переднюю цветную камеру с обычной и инфракрасной подсветкой, а также микрофон и громкоговоритель. Заявленная рабочая дальность составляет 100 метров в прямой видимости и 30 метров в иных случаях. NovaCTR имеет утвержденную конфигурацию и недавно был добавлен в портфолио компании Novatiq; компания в настоящее время ведет переговоры с потенциальными покупателями.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

NovaSSR – новейшее изделие от швейцарской компании Novatiq, но еще два новых робота находятся на финальной стадии проектирования

В каталоге компании имеется еще пара роботов, они несколько тяжелее, но все еще вписываются в категорию забрасываемых. NovaMRR (Medium Range Reconnaissance – разведка на средней дистанции) и Nova SRR(Short Range Reconnaissance – разведка на ближней дистанции), соответственно колесное шасси 4x4 и гусеничное шасси с флипперами. Впрочем, эти два шасси могут трансформироваться соответственно в гусеничное и колесное. NovaMRR развивает большую максимальную скорость по сравнению с гусеничным собратом - 10 км/ч против 4,7 км/ч – при этом последний способен преодолевать ступени. Что касается характеристик бросания, то колесное шасси может выдержать падение с четырех метров и бросок на шесть метров, а для гусеничного аналога эти показатели составляют три и пять метров соответственно. MRR оборудован фронтальной цветной камерой с высоким разрешением с виртуальным панорамным увеличением и тремя фиксированными цветными камерами, установленными с боков и сзади для обеспечения кругового покрытия 360°. Модель SRR также имеет фронтальную камеру, но электроприводом наклона. В то время как оба робота оснащены микрофоном и динамиком для двухсторонней связи с оператором, гусеничный вариант имеет, кроме того, светодиоды белого и инфракрасного света на всех четырех сторонах. Оба робота могут нести устройства общей массой 2,5 кг, устанавливаемые на направляющую Пикатинни, доступно также дополнительное механическое крепежное приспособление с пластиной; энергоснабжение и передача данных осуществляются через разъемы компании Fischer Сonnectors.

 

 

Автор Alex Alexeev


Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)

Немецкая компания Optimess разработала двухколесный iSnoop, который был оснащен двумя типами колес, один из которых предназначен для перемещения по лестницам

Optimess: Немецкая компания Optimess разработала в сфере забрасываемых роботов новое изделие iSnoop. Он доступен с разными наборами колес с целью получения оптимальной мобильности на разных поверхностях (включая ступени) и необходимых скоростей. Его система беспроводной связи обеспечивает дальность действия внутри помещений 50 метров и на открытой местности 200 метров.

Камера с высоким разрешением с функцией панорамирования обеспечивает сбор видео изображений, а микрофон собирает акустические данные. Кроме стандартной камеры могут устанавливаться другие приборы, например газоанализаторы. iSnoop может работать непрерывно до двух часов, робот находится на последнем этапе разработки и будет доступен в 2014 году.


Robo-team: Пару лет назад израильская компания Robo-team показала легкий забрасываемый робот с милым акронимом Iris, означающим Individual Reconnaissance and Intelligence System – индивидуальная система разведки и сбора информации). Он весил один килограмм с двумя аккумуляторами AA, которые обеспечивали продолжительность работы 4-6 часов; запуск осуществлялся с помощью метательной системы типа пращи. По прошествии времени Iris развился в предсерийный продукт.

Робот в первоначальном варианте очень прочный, был изготовлен из композиционных материалов и спроектирован в соответствии с концепцией «сейфа», которая позволяет ему выдерживать падения с высоты 10 метров или приземления после полета на 65 метров, что делает его возможно роботом с «самой дальней забрасываемостью». Он был оборудован фронтальной дневной/ночной камерой с механизмом наклона на ±90°, лазерным указателем в видимой и ближней инфракрасной области спектра и микрофоном и защищенным каналом связи на 200 метров. Благодаря своей симметричной конструкции он мог падать на любую сторону и после этого быть готовым к работе. Размеры 175x205x95 мм позволяли солдату носить Iris в своем кармане. Робот имел необычную конструкцию, передняя ось была гораздо шире задней оси. Колеса изготавливались из композитного найлона, каждое имело по шесть шипов для повешения сцепления с твердым грунтом.

На втором этапе разработки была сохранена большая часть элементов, включая архитектуру. Концепция пращи была, однако, отброшена, хотя робот Iris сохранил свои возможности забрасываемости. Размер изменились на 229x203x94 мм, масса выросла до 1,3 кг, но добавилась полезная грузоподъемность в один килограмм. Колеса также были модифицированы. Несколько роботов Iris в этой конфигурации были поставлены заказчикам, которые использовали их для испытаний и работы, что позволило компании Robo-team получить бесценные данные для разработки серийного варианта, который впервые был поставлен в июне 2014 года. Асимметричная архитектура проверенной концепции была отброшена в пользу традиционной прямоугольной формы. Направляющая Пикатинни на верхней площадке может принять устройства, которые подсоединяются через разъем RS232, разъемы видео/аудио или Ethernet, конечно после их установки о забрасывании робота речи не идет. Робот Iris оборудован совершенно новыми колесами, он сохранил способность подниматься по лестницам и по данным компании Robo-team его возможности возросли по сравнению с первыми моделями. Он может преодолевать препятствия высотой 64 мм и уклоны 45° (100% в транспортных терминах) и имеет максимальную скорость 4,8 км/ч. Система передачи данных имеет возможность, самовосстановления, расширяющую радиус действия робота, особенно в городских районах. Iris управляется посредством блока Rocu-5, который дорабатывался вместе с роботом, чтобы предложить удобочитаемый при солнечном свете, резистивный, сенсорный экран, совместимый с очками ночного видения размером 5 дюймов вместо прежнего сенсорного экрана размером 4,3 дюйма. Оставлен один пальцевой джойстик, а число кнопок было увеличено до шести по три с каждой стороны экрана. Объем памяти был значительно увеличен, добавлены GPS, акселерометры и цифровой компас, а также фронтальная и задняя камеры на 5 Мб. , Время непрерывной работы составляет от 3 до 6 часов, но более важно то, что масса была уменьшена с 700 до 540 грамм.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)

Новейший вариант Iris от Robo-team имеет полностью симметричный дизайн и оснащен направляющей Пикатинни, позволяющей устанавливать устройства массой до одного килограмма

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)

Роботы Iris от Robo-team оборудованы каналом связи, позволяющим создать самовосстанавливающуюся сеть, что позволяет увеличить дальность действия этих систем при работе в условиях города

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)

После приобретения фирмы ODF Optronics компанией Mistral Group последняя в настоящее время продвигает робот EyeDrive

Mistral Security: В сентябре 2013 года Mistral Group приобрела израильскую компанию ODF Optronics и де-факто вошла в сообщество производителей наземных роботов. EyeDrive разработан как дополнение первому забрасываемому сенсору, созданному ODF; конфигурация 4x4 может быть быстро переделана в гусеничное устройство за счет добавления резиновых гусениц на имеющиеся колеса при небольшом увеличении размеров до 350x320x165 мм.

EyeDrive весит 3,76 кг, с каждой стороны устанавливается черно-белая на 0,08 люкс или цветная камера на 0,19 люкс. Дополнительную камеру с лазерным указателем можно установить впереди справа. Она может поворачиваться вправо-влево на 48°, обзор направо слегка уменьшается при установке гусениц. Микрофон, способный уловить звук с пяти метров, также является частью сенсорного комплекта. Модуль связи массой один килограмм, подсоединяющийся через USB к упрочненному ноутбуку, обеспечивает канал связи с роботом EyeDrive. Заявленный радиус действия составляет 400 метров на открытом пространстве и 70 метров внутри зданий; сигналы управления роботом посылаются по каналу 915 МГц, тогда как видеоизображения передаются на частоте 2,4 ГГц. Литий-ионные аккумуляторы обеспечивают среднюю продолжительность работы два часа (время варьируется от используемых сенсоров), максимальная полезная грузоподъемность составляет 3,5 кг. Как правило, израильские компании умалчивают о своих зарубежных заказчиках, но понятно, что робот EyeDrive стоит на вооружении израильской армии.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)

Добавление рукоятки позволяет легко забрасывать EyeDrive или как в этом случае переносить его собакой

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)

Британская компания Robosynthesis разработала полностью модульную концепцию. На верхнем фото представлен компонент Robocube, на котором базируется большинство роботов компании

Robosynthesis: Категоризация наземных роботов является непростой задачей. С Robosynthesis это становится еще труднее, поскольку британская компания разработала полностью модульную концепцию, которая позволяет ей реконфигурировать размеры, конфигурацию и роль своих роботов. Plug-and-play (принцип автоматического распознавания и конфигурирования подключённых устройств) – это ключевое слово в системе Robosynthesis. Модули, получившие название Robocube, являются ключевыми элементами системы, поскольку позволяют не только выполнять специфические задачи, но также имеют свои вычислительные мощности. Благодаря патентованному универсальному разъему с поворотным замком, изготовленным из неметаллических материалов, обеспечивается надежное механическое соединение модулей, подсоединение питающего элемента, а также канала связи с высокой пропускной способностью. Различные модули, будь то ходовые модули, сенсорные модули, модули питания, модули вычислительные, лидары, модули связи, инструментальные модули, все они собираются в единый робот в стиле конструктора «Лего» за счет универсального разъема. Эта же система используется для установки устройств сторонних производителей. В настоящее время универсальный разъем доработан с целью повышения показателя защиты (IP rating) эквивалентного погружению на 100 метров; это позволит роботам компании Robosynthesis работать в потенциально взрывоопасных средах.

Ведется анализ конструкции для того, чтобы можно было проводить модификации, которые позволят сделать разъем реально безопасным и подлежащим сертификации ATEX (директивы ЕС, описывающие требования к оборудованию и работе в потенциально взрывоопасной среде). Что касается подвижности, то было разработано несколько моделей колес для того, чтобы робот мог передвигаться по любым типам рельефа. При оптимизации мобильности компания Robosynthesis черпала вдохновение в живых существах: полусферические колеса для проверки коллекторов и водоводов взяты у членистоногих, использующих походку похожую на греблю веслами с целью избежать застревания на камнях или в растительности, тогда как колеса-«когти» имитируют работу ног насекомых и используются для движения по всем типам местности. Ведомые гусеницы, как правило не контактирующие с грунтом, превращают переворачивание на препятствиях в преимущество.

В роботах от Robosynthesis использованы высокотехнологичные материалы и технологии, взятые из Формулы-1, например металлизированные полимеры. Они гораздо легче тех, что изготовлены из стандартных материалов, это позволяет им иметь большую грузоподъемность или гораздо большее время работы с таким же комплектом аккумуляторов.

Среди небольших роботов, предлагаемых компанией Robosynthesis, мы видим Armourdillo. Это переносное, забрасываемое, тактическое устройство сбора информации, которое может быть собрано вокруг модуля с двигателем Robocube без инструментов за несколько минут. Робот обеспечивает обзор на 360°, а его система связи может образовывать ячеистую сеть для увеличения радиуса действия и повышения функциональной гибкости за счет использования нескольких роботов Armourdillo. Робот очень прочный, запускается за съемный задний рычаг. Этот рычаг также используется для повышения устойчивости и проходимости через препятствия. Ведомые гусеницы также могут помочь в преодолении препятствий, а колеса-«когти» во внедорожной проходимости. Четыре универсальных разъема защищены съемными крышками, два с верхней стороны, один впереди и один сзади; они позволяют принять различные устройства общей массой до двух килограмм, но тогда уже робот бросать нельзя.

Еще одно изделие компании Robosynthesis, которое можно отнести к «легкой» категории является Roboforce 1, в конфигурации 4x4 его масса составляет 2,9; два разъема наверху позволяют принять два разных устройства (максимально массой 2,5 кг). Один разъем может быть использован для установки второго модуля питания, что удваивает продолжительность работы с полутора до трех часов. Показатель защиты робота соответствует IP 67, то есть его можно погружать на один метр; он оборудован каналом связи Super OFDM (мультиплексирование с ортогональным частотным разделением сигналов), обеспечивающим максимальную пропускную способность и радиус действия 1000 метров на открытой местности и примерно 100 метров в городских постройках с непрямой видимостью. Roboforce 1 имеет на борту переднюю камеру, но могут также устанавливаться различные типы сенсоров, включая дневные камеры или тепловизоры. Робот может двигаться скоростью 4,8 или 10 км/ч.

Разрабатываемые в настоящее время роботы Armourdillo и Roboforce 1, представляют собой только две модели из множества наземных роботов, которые могут быть «собраны» с применением технологии Robosynthesis; среди нескольких проектов, находящихся на этапе разработки, также имеется амфибийная платформа.

Piap: Эта польская компания разработала тактический забрасываемый робот Taktyczny Robot Miotany (TRM). Внутри цилиндрического корпуса размещаются электродвигатели и электроника (включая камеру, светодиодные фары и микрофон). Задний стабилизирующий хвост с утяжелением на конце обеспечивает правильное передвижение. Масса аппарата 1,4 кг, его можно бросать на 15-20 метров, а выжить он может при падении с высоты 9 метров. Размеры TRM 210х167х190 мм, он может развить скорость более трех км/ч, а продолжительность непрерывной работы составляет один час. Его станция управления позволяет работать сразу с тремя роботами, транспортировочный контейнер вмещает три робота TRM и одну станцию управления. По данным некоторых источников компания Piap ведет дальнейшую разработку своего TRM и скоро появится новый вариант этого робота.

MacroUSA: Не только армии необходимы роботы. Каждый год флот и корпус морской пехоты США проводят тысячи так называемых морских операций воспрещения Maritime Interdiction Operations (MIO) при участии групп VBSS (обнаружение и задержание судов, ведущих незаконную деятельность на море), выполняющих поисковые операции которые зачастую проходят во враждебном окружении. Таким образом, в 2011 году Центр космических и военно-морских систем провел у заказчика оценку нескольких небольших забрасываемых роботов и сенсоров с целью подтверждения требований и разработки основных эксплуатационных параметров для робота MIO. Компания MacroUSA затем получила контракт на проектирование и разработку двух экспериментальных систем, состоящие каждая из одного блока управления с дисплеем и двух небольших плавающих роботов Stingray. Центр по разработке затребовал робота массой примерно 1,5 кг, который входил бы в карман стандарта Molle (Мodular Lightweight Load Carrying Equipment – облегченная модульная система переноски снаряжения). Что касается мобильности, то он должен преодолевать обычные препятствия на палубе, как например канаты, кабели, якорные цепи высотой от 37,7 до 50 мм, а также не застревать в палубных решетчатых настилах. Зачастую палубы кораблей покрыты маслом и грязью и поэтому роботу необходимо достаточное сцепление, чтобы оставаться на месте в этих ситуациях и быть устойчивым при волнении моря до 5 баллов на традиционных парусных лодках дхоу, которые распространены в Красном море и Индийском океане. Робот должен выдерживать падение с пяти метров на стальную палубу и быть водонепроницаемым до глубины один метр, при этом он должен не только держаться на воде, но и плыть, для этого к нему крепится поплавковое устройство.

Также были затребованы оптико-электронные сенсоры с возможностью круглосуточной работы и двунаправленная аудиосистема. Дистанционно управляемое стробирующее устройство, способное привлечь внимание оппонентов или ослепить их в полной темноте также было в списке. В него также были внесены места крепления для телескопической мачты и каната, плюс один блок управления для двух роботов, один управляется оператором, а второй выполняет роль датчика движения для обеспечения тыла для всей группы VBSS.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)

Stingray от MacroUSA стал дальнейшим развитие робота Beetle, он специально создан в ответ на потребности Командования космических и военно-морских систем ВМС в роботе для морских операций воспрещения

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)

Новейший вариант Beetle массой 1,8 кг может выдержать падение с трехметровой высоты на бетон и имеет полезную грузоподъемность 700 грамм

В каталоге компании MacroUSA несколько лет уже имеется робот Beetle, который подходил по размерам и массе, но не соответствовал многим другим требованиям. Одним из этих требований была повышенная прочность, алюминиевые компоненты Beetle не были достаточно прочными. Вопросы стоимости и механической обработки «играли» не в пользу использования титана, а в пользу монолитного шасси из углеродного волокна с боковинами из авиационного алюминия, колес и внутренних кронштейнов из углеродного волокна, пенопласта с закрытыми порами для плавучести, что позволило удержать массу в пределах 1,8 кг. Высота определяется способностью преодолевать препятствия (для преодоления каната в 50 мм необходимо колесо почти удвоенного диаметра), ширину определяет аккумуляторный блок; длину герметичного шасси необходимой плавучести должны были определить конструкторы. Таким образом, размеры Stingray составили 253,9x205,5x95,5 мм, что составляет объем почти 4500 см3 – эту предельную величину установил заказчик. Вскоре компания MacroUSA отказалась от активных систем поддержания плавучести и предложила устройство поддержания плавучести повышенной заметности, которое обертывается вокруг Stingray для работы в воде и позволяет сохранить клиренс робота.

Мобильность в воде или сцепление на мокрых или масляных металлических поверхностях привела к компромиссу в конфигурации колес. Последним решением стала конструкция с микробугорками на колесах и боковые выступы с направленными лопастями.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)

Крупный план колеса робота Stingray, имеющего боковые выступы с направленными лопастями (бирюзовый цвет)

Промежуточный ремень между двумя осями способствует преодолению препятствий. Робот Stingray оборудован дневной/ночной камерой с полем зрения 50°, которая имеет углы наклона ±85°; видео и сигналы управления автоматически инвертируются при переворачивании робота. В передней части Stingray встроены светодиодные фонари белого и инфракрасного спектра. На направляющую Пикатинни можно установить дополнительное устройство (максимум 700 грамм), которое соединяется с роботом через разъем RS232. В этом случае естественно бросать робота уже не рекомендуется. Аккумуляторы обеспечивают продолжительность работы более двух часов. Имеются два канала передачи данных: уплотнение с ортогональным частотным разделением кодированных сигналов обеспечивает видеосвязь, тогда как управление роботом осуществляется посредством канала с широкополосным сигналом с частотными скачками. Радиус действия в прямой видимости составляет 200 метров и в остальных случаях 50 метров. Как уже было отмечено, Stingray является развитием предыдущей модели Beetle, которая остается в каталоге компании MacroUSA для заказчиков, которым не требуется морское применение робота.

В связи с тем, что военные всё в большей мере принимают участие в антипиратских операциях, в компании в настоящее время ожидают выдачи контракта от Командования космических и военно-морских систем ВМС (запрос на ценовое предложение по 200 системам был уже выпущен).

В верхнем ряду категории легких роботов компания MacroUSA разработала Armadillo, который был предложен в нескольких вариантах. Роботы версий Armadillo V3.5 и V4.0 при массе 3,13 кг и 3,70 кг соответственно остаются в категории забрасываемых, поскольку оба способны выдержать падение с высоты 2,5 метра или горизонтальный полет на восемь метров. Они могут сразу начать работать после забрасывания, поскольку имеют абсолютно симметричную конструкцию, конечно в этом случае не рекомендуется установка никаких дополнительных устройств. Оба варианта оборудованы планками Пикатинни и разъемами RS-232/485 для установки или подсоединения сенсоров или исполнительных механизмов, например устройств обезвреживания взрывоопасных предметов, манипуляторов или поворотных неохлаждаемых тепловизионных камер, общей массой до трех килограмм. Оба варианта имеют круговое поле обзора на 360°, обеспечиваемое дневными/ночными цветными камерами с цифровым увеличением x2, установленными на всех сторонах. Фронтальная камера может наклоняться на варианте V4.0. Остальные отличия незначительны: вариант V3.5 имеет две камеры, передний и задний инфракрасные светодиодные фонари, тогда как V4.0 имеет одну фронтальную камеру и светодиодные фонари в видимом и инфракрасном спектре, направленные на все четыре стороны. Оба робота оборудованы микрофоном и опциональной системой GPS, а также цифровым акселерометром. Компания MacroUSA использует канал передачи данных COFDM (уплотнение с ортогональным частотным разделением кодированных сигналов), работающий на частотных диапазонах 1,2-1,4 или 2,2-2,4 ГГц (для военных заказчиков в качестве опции доступны многие другие диапазоны), имеющий радиус действия в прямой видимости 300 метров и в непрямой видимости 200 метров. С помощью своих резиновых колес диаметром 130-мм роботы Armadillo могут преодолевать уклоны 45°. На них может устанавливаться комплект для преодоления ступеней, который включает флипперы и резиновые гусеницы вместо колес. Следующий вариант V4.5 был разработан с целью предложить более высокие скорости и большую полезную грузоподъемность. Он имеет большее число разъемов для подключения различных устройств и был специально спроектирован для обезвреживания взрывоопасных предметов. Он принимает исходное положение при любых переворотах и способен преодолевать ступени.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)

Робот Armadillo от MacroUSA разработан в разных вариантах и может пережить падение с высоты 2,5 метра. Робот использовался другими производителями своих собственных роботов в качестве базового компонента

Так как многие американские программы были закрыты, то компания MacroUSA теперь рассчитывает на экспортные поставки и невоенное применение. Компания проявляет повышенный интерес к некоторым программам закупок в Европе, Франции и Польше, а также на Дальнем Востоке.

Armadillo V3.5 стал точкой отсчета для робота TRP3 компании Oto Melara. Базовый робот был досконально переработан, например, в итальянской компании оригинальные электродвигатели были заменены бесщеточными двигателями. Также был усовершенствован канал передачи данных, в то время как переносной блок управления был доработан под потребности итальянской армии. Стационарный блок управления, устанавливаемый в машину Freccia 8x8, с другой стороны был создан компанией Oto Melara с нуля. Новый блок управления базируется на упрочненном компьютере с дисплеем 13 дюймов, который соединен с узлом связи с интегрированным каналом передачи данных. Блок с самого начала создавался для управления и другими наземными роботами, разработанными компанией как часть программы оцифровывания итальянской армии Forza NEC. При управлении с ручного устройства робот TRP-3 NEC (как он известен) получает доступ к сети Forza NEC через солдатскую персональную программируемую радиостанцию. При управлении с машины для работы робота задействуется бортовая программируемая радиостанция. По данным компании Oto Melara радиус действия канала управления на открытой местности составляет 450 метров и в городских районах 200 метров. Робот получил квалификацию итальянского министерства обороны и первая партия из шести роботов поставляется в итальянскую армию.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)

Робот TRP3 от Oto Melara был принят на вооружение итальянской армии как часть ее программы оцифровывания Forza NEC

Робот TRP-3 NEC станет «совершенным глазом» средних пехотных полков, оснащенных вариантом БМП машины Freccia. TRP-3 NEC слегка легче оригинального варианта V3.5, но его размеры в основном те же самые. Максимальная скорость составляет 1,8 км/ч; на роботе установлено шесть камер: одна дневная цветная и одна ночная камера впереди, дневные камеры сзади и по бокам, а шестая установлена наверху робота для проведения инспекций под подозрительными автомобилями. Направляющая Пикатинни была интегрирована по просьбе заказчика с целью установки лазерного дальномера, который со своими интегрированными GPS и цифровым компасом, позволяет TRP-3 NEC получать координаты потенциальной цели. Интерфейс позволяет принять другие типы устройств.

iRobot: Среди изделий компании для задач военных самым небольшим является робот 110 FirstLook. Гусеничная, забрасываемая, самовыравнивающаяся платформа может выдержать падение на бетон с высоты почти пять метров. Без бортовой аппаратуры масса составляет 2,4 кг, робот 110 FirstLook развивает скорость 5,5 км/ч, его резиновые гусеницы гарантируют хорошую проходимость на большинстве поверхностей. Аппарат выдерживает погружение на один метр, он оснащен двумя флипперами для преодоления препятствий и ступеней. Первоначально флипперы были плоскими, но при высоких температурах, с какими встретились американские армия и морская пехота в Ираке и Афганистане, они имели склонность деформироваться и поэтому были заменены более прочными 3D флипперами. Блок управления напоминает игровую консоль для того, чтобы сделать его интуитивно понятным для молодых солдат. Упроченный водонепроницаемый пуль управления имеет пятидюймовый экран с разрешением 800x480 и массу 0,9 кг. Канал передачи данных на частоте 4 ГГц (решение для 4,9 ГГц также доступно) предлагает радиус действия в прямой видимости 200 метров. Для других условий компания iRobot специально разработала радиооборудование, которое позволяет устанавливать многоузловую сеть между роботами. Изначально разработанное для установки на роботы, теперь это оборудование было доработано как сбрасываемый вариант.

Стандартный комплект для 110 FirstLook составляют четыре камеры видимого/инфракрасного спектра (следовательно, на всех сторонах имеется инфракрасная подсветка) с цифровым увеличением x8. Впрочем, для разведывательных задач на опциональную направляющую Пикатинни и в дополнительный разъем могут устанавливаться другие устройства. Компания разработала свой собственный разведывательный комплект Idac (Integrated Deployment and Camera – интегрированное развертывание и камера) массой 400 грамм, который представляет собой камеру на мачте с углами обзора 270°, выдвигаемую на высоту 155 мм.

Робот FirstLook также поддерживает различные сенсоры разведки оружия массового поражения, например LCD 3.3 от Smiths Detections, MultiRAE от RAE Systems и Radiac от Canberra. Робот 110 FirstLook не подпадает под Правила международной торговли оружием, он стоит на вооружении американских армии и морской пехоты и расширяет свою базу зарубежных заказчиков.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)

При массе 2,4 кг аппарат FirstLook можно бросить на большую дистанцию, а его кинетической энергии хватает, чтобы разбить окно и оказаться внутри помещения

Qinetiq: На верхней границе, установленной для минироботов касательно массы, находится Dragon Runner 10 от компании Qinetiq North America; это самый маленький член семейства Dragon Runner (DR). Шасси может быть либо колесным, либо гусеничным; смена одной конфигурации на другую – простая и быстрая операция, которая выполняется без специальных инструментов, колеса меняются на ведущие звездочки и наоборот. Максимальная скорость составляет 6,4 км/ч благодаря нераскрываемому количеству электродвигателей, которые позволяют также преодолевать уклоны до 100% (45°). Тонкий корпус от земли находится в 50 мм, необходимая характеристика при работе на труднопроходимой местности. Если никаких устройств не установлено, то DR10 полностью симметричен и может начать работу сразу после броска.

Оператор может управлять роботом благодаря передней и задней дневным/ночным камерам, звуки передает бортовой микрофон. DR10 может использоваться со всеми консолями управления фирмы QinetiQ. Оператор видит не только изображение с камер, но также направление движение и позицию робота благодаря встроенному цифровому компасу и GPS. Дальность действия в прямой видимости превышает 650 метров. В зависимости от задачи и бортового оборудования продолжительность работы варьируется от двух до трех часов. DR10 стоит на вооружении американских военных и иностранных заказчиков, среди которых Великобритания.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)

Самый легкий член семейства Dragon Runner робот Qinetiq DR10 может иметь как колесную, так и гусеничную конфигурацию и при отсутствии дополнительных устройств полностью симметричен и может развертываться посредством забрасывания

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 2)

В новейшей конфигурации FistLook от iRobot установлены новые 3D флипперы, которые имеют большую прочность, особенно во время работы при высоких температурах
Автор Alex Alexeev

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)

Роботы носимые и среднего размера

Размеры и массы роботов среднего размера постепенно растут для того, чтобы они могли нести большие массы, а также могли сделать свои первые шаги к автономности некоего уровня, хотя они пока очень далеки от встраивания какого-либо искусственного интеллекта.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)

Приобретя шестиколесную конфигурацию и способность стрелять гранатами, модель HD семейства роботов Nexter Nerva также приобрела нервы для большей мускульной работы


Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)

Чемпион в средней весовой категории Dragon Runner 20, разработанный компанией QinetiQ для американского корпуса морской пехоты. На фото с установленными гусеничными удлинителями

iRobot: Кроме ранее описанного небольшого робота 110 FirstLook в каталоге компании iRobot имеются более крупные роботы, развившиеся из оригинального 510 PackBot; тысячи этих роботов прошли реальную службу в Ираке и Афганистане. Программа по наземным боевым системам Ground Combat Systems (GCS) включала небольшой носимый наземный робот, который дал бы пехотным подразделениям возможности ведения автономной разведки в опасных зонах.

Побочным результатом закрытой программы GCS стала система 310 SUGV, которая имеет типичную архитектуру iRobot с гусеничными шасси и гусеничными флипперами, что обеспечивает хорошую мобильность при преодолении лестниц и других препятствий. Флипперы снимаются, если необходима более узкая конфигурация (уменьшение ширины с 437 до 348 мм). Масса без установленных устройств составляет 13,2 кг; робот 310 SUGV может развить скорость до 10 км/ч и преодолевать препятствия высотой 305 мм, его два аккумулятора BB-2557/U обеспечивают непрерывную работу 1,5 часа, хотя два аккумулятора BB-2590/U увеличивает время работы до шести часов. Широкоугольная (107°) фронтальная камера шасси с инфракрасной подсветкой используется для вождения робота. Основной сенсор для разведывательных целей – это установленная на руке-манипуляторе цветная камера для низкого освещения с увеличением x10 (поле зрения от 48° до 5°). Канал связи на частоте 2,4 ГГц обеспечивает радиус действия 1000 метров на открытой местности, оператор использует носимый контроллер, в состав которого входят нашлемные очки Tac-Eye и популярный ручной контроллер (упрочненный контроллер с дисплеем 5,6 дюйма доступен опционально). Модель 310 в значительных количествах стоит на вооружении американских и зарубежных вооруженных сил.

Робота XM1216 SUGV несколько больше и тяжелее по сравнению с двумя предыдущими моделями, он весит 14,5 кг без оборудования. На нем установлен самый эффективный комплект дальней разведки среди трех роботов семейства: цветная камера с оптическим увеличением x26 и цифровым x12, а также тепловизионная камера с трехступенчатым цифровым увеличением. Все эти роботы могут оснащаться роботизированной рукой для обезвреживания взрывоопасных предметов.

Quinetiq: Также в категории малых автономных наземных аппаратов есть еще одна система – многозадачный робот Dragon Runner 20 производства Qinetiq North America для ведения разведки и разминирования. Этот робот был первоначально разработан для корпуса морской пехоты США; его масса 9,07 кг, максимальная скорость 6,5 км/ч, на нем установлены дневная и ночная камеры спереди и сзади и только дневные камеры по бокам.

Разведывательные возможности могут быть значительно повышены за счет добавления панорамной камеры с увеличением, всенаправленного микрофона и громкоговорителя для обеспечения двунаправленной связи. Для улучшения мобильности могут устанавливаться гусеничные удлинители плюс задний стабилизатор для преодоления ступеней.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)

В средней категории компания iRobot предлагает свой робот 310 SUGV; на фото «шагает» по ступеням неся устройство обезвреживания взрывоопасных предметов

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)

Scorpion от MacroUSA остался бросаемым несмотря на массу 9 кг, его полезная грузоподъемность эквивалентна его собственной массе

MacroUSA: В этой же категории компания MacroUSA предлагает гусеничный робот Scorpion массой 9 кг, который может быть заброшен в интересующую зону благодаря шасси с высоким ударным сопротивлением, изготовленному из пластика и упрочняющих вставок из алюминия.

Стандартный сенсорный комплект включает фронтальную дневную/ночную цветную камеру с полем зрения 185° и углами наклона ±60° с инфракрасным и обычным светодиодными фонарями, заднюю цветную дневную/ночную камеру и микрофон. Scorpion может развить скорость 10 км/ч и быть сброшен с высоты одного метра. Он может перевозить устройства массой равной его собственной массе, включая тепловизоры или химические датчики, а также манипуляторы или устройства обезвреживания боеприпасов.

ECA Robotics: Среди самых легких роботов в средней категории можно отметить многозадачную платформу Cobra Mk2 с собственной массой 6,1 кг и полезной грузоподъемностью пять килограмм, предлагаемую известной французской компанией ECA Robotics. Компания предлагает различные дополнительные устройства, например модуль ХБРЯ (химическое, биологическое, радиологическое и ядерное оружие) с химическими и радиологическими датчиками и радиационным дозиметром, модуль обезвреживания взрывоопасных предметов со стойкой, в которой размещаются разные типы устройств обезвреживания и, безусловно, разведывательный модуль с видеокамерой с обзором 360°. В роботе установлены также цветная ПЗС-камера с углами обзора ±80° впереди и фиксированная цветная камера сзади. Кроме того, имеются светодиоды белого и инфракрасного света, микрофон и динамик для двусторонней акустической связи. Cobra Mk2 4x4 оборудован шинами низкого давления; литий-ионный аккумулятор на 15 вольт гарантирует время работы 2,5 часа. Максимальная скорость составляет 5 км/ч, а максимальная высота преодолеваемых препятствий 150 мм. Заявленная дальность работы на открытой местности составляет 250 метров; доступны два разных блока управления, один с экраном 7 дюймов и один с экраном 10 дюймов, конструкция джойстиков у этих блоков также различна.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)

Французская компания ECA разработала робот Cobra Mk2, первым военным заказчиком которого стала Канада. Робот может управляться посредством специальных блоков управления или коммерческих систем, например смартфонами

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)

MTGR (Micro-Tactical Ground Robot) – многоцелевой робот, разработанный компанией Roboteam, на который могут устанавливаться колеса большого диаметра

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)

Робот MTGR на снимке демонстрирует свои способности подглядывать ночью. Его сочлененная гусеничная система позволяет ему принимать своего рода акробатические позы

Одной из новейших инноваций компании ECA Robotics является возможность использования планшетов и смартфонов на базе ОС android для управления роботами, что снижает нагрузку на солдат, поскольку эти устройства могут использоваться для различных целей. Это было не единственное усовершенствование. Теперь Cobra Mk2 оборудован системой GPS, которая позволяет роботу запомнить путь и вернуться назад к месту старта автоматически. Были установлены колеса меньшего диаметра (менее 20 мм) для того, чтобы избежать проблем при проведении роботом инспекции под автомобилями; также теперь доступен и комплект гусениц для повышения проходимости на сложных типах местности. Первым покупателем в военной сфере робот Cobra Mk2 стала Канада, которая заказала 20 роботов с опционом еще 80 штук. Канада затребовала систему со съемной оптико-волоконной системой дистанционного управления, которая позволяет работать с роботом Cobra Mk2 на дистанциях до 1000 метров.

Robo-team: MTGR (Micro-Tactical Ground Robot – тактический наземный микроробот) был разработан израильской компанией Robo-team в качестве многозадачного робота с основной задачей ведения разведки для основных пехотных подразделений. Для работы в городе MTGR имеет полностью гусеничную конфигурацию, тогда как для движения по бездорожью эта конфигурация сохраняется, но с добавлением колес значительно большего диаметра, что улучшает проходимость при преодолении грязи, камней и ступеней.

Очевидно, что повышение проходимости дорого обходится касательно массы и размеров. Стандартный вариант весит 7,3 кг, тогда как колесно-гусеничный вариант весит 8,6 кг, размеры также увеличивается с 455x368x145 мм до 472x470x165 мм, при этом, однако, система остается полностью переносной. MTGR может начать работу после включения оператором менее чем через 60 секунд и достичь скорости 3,2 км/ч. Робот может преодолевать препятствия высотой 35 см, уклоны 45°, ступени высотой 20 см благодаря дополнительным гусеничным флипперам. Робот MTGR оборудован пятью камерами, фронтальная установлена в нише и имеет углы наклона -20°/+90°, другие установлены вокруг корпуса, обеспечивая оператору круговой обзор 360°. Светодиодный фонарь белого света установлен только впереди, тогда как подсветка в ближней инфракрасной области спектра круговая. На робот MTGR можно установить специально созданный компанией Robo-team манипулятор для трансформации его в средство обезвреживания взрывоопасных предметов с добавлением системы. Он имеет четыре степени свободы с двумя универсальными шарнирами, один запястный шарнир и захватом. Максимальный вылет манипулятора 360 мм и грузоподъемность 5,4 кг. Рука имеет две камеры: одна с увеличением x10 плюс вторая камера ближнего плана на захвате, обе имеют инфракрасную подсветку. Другие сенсоры, например радиационные детекторы, газоанализаторы, тепловизоры и т.д. могут легко интегрироваться с платформой благодаря направляющей Пикатинни. Канал связи робота может образовывать сеть с другими устройствами, позволяя увеличить дальность действия до более чем 500 метров в прямой видимости; время автономной работы от аккумуляторов составляет от двух до четырех часов. Концепция узловой сети в настоящее время испытывает на себе давление со стороны новых решений, например это включение в состав солдатских жилетов приемопередатчиков, а также разработка приемопередатчиков, которые робот может оставлять позади себя перед входом, например, в канализационную трубу или тоннель для обеспечения надежной связи.

Что касается полной автономности, то в компании Robo-team считают, что до нее еще не менее десяти лет. Впрочем, для того, чтобы сделать MTGR как можно более простым для оператора, в компании разработали несколько предустановленных режимов для преодоления ступеней, поднятия грузов и т.д., что значительно сокращает вмешательство человека. Как правило, робот MTGR идет вместе с консолью Rocu-7, которая работает на ОС Windows 7, имеет экран 7 дюймов с разрешением 1024x600. Консоль Rocu-7 имеет два джойстика, восемь аппаратных кнопок и четыре клавиши кулисного типа; весит она 2,3 кг с аккумуляторами, позволяющими работать от трех до шести часов. Результаты испытаний проведенных Национальным институтом стандартов и технологий привели к срочной покупке неназванного количества роботов MTGR американским командованием силами специальных операций. Система также изучается армией с целью развертывания в стандартных пехотных подразделениях. MTGR также стоит на вооружении израильских вооруженных сил, а компания Robo-team прилагает много усилий для продвижения робота по всему миру.

Nexter: Тяжелый член семейства Nerva – это HD (Heavy Duty) массой 11 кг. В нем сохранены многочисленные элементы более легких роботов, но полезная грузоподъемность при этом увеличена до 10 кг. В модели Nerva HD сохранены канал связи, концепция одного щелчка, две скорости и еще многое из элементов, разработанных для моделей LG и S. Но этот робот может развертываться в трех разных конфигурациях: 4x4, 6x6 и гусеничной.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)

Старший член семейства Nerva от Nexter робот HD имеет шасси 6x6 с двумя пазами для модуля с бортовой аппаратурой. На фото на робот устанавливается гранатометный модуль

В конфигурации 4x4 на робот устанавливаются специальные колеса диаметром 300 мм, повышающие проходимость на пересеченной местности. Кроме того, для преодоления препятствий повышенной сложности вместо промежуточных колес могут устанавливаться два флиппера. Чтобы получить конфигурацию 6x6, четыре больших колеса заменяются стандартными колесами диаметром 150 мм, такими же как у Nerva LG. При установке резиновых гусениц два центральных колеса становятся направляющими и работают только как опорные катки.

Стандартный сенсорный комплект включает фронтальную камеру высокого разрешения с полем зрения 110° с подсветкой видимым и инфракрасным светом и заднюю камеру, а также всенаправленный микрофон. По сравнению с меньшими роботами модель HD имеет более полный навигационный комплект, который включает GPS, одометр, магнитный компас, три гирометра и три акселерометра, аппарат также совместим с дифференциальной системой GPS. Такие данные о точном местоположении ценны при работе в одном из нескольких полуавтономных режимов, например, это навигация по точкам маршрута, автономное патрулирование и автоматическое возвращение к месту старта. По сравнению с Nerva LG модель HD имеет два паза для стандартных функциональных комплектов Nerva; однако бортовая аппаратура может подсоединяться через планку Пикатинни или конфигурируемую металлическую пластину. Модель HD имеет разъемы Ethernet, USB, RS232, цифровой слот ввода/вывода и видеовход. Компания Nexter разработала несколько комплектов с интерфейсом Nerva, среди которых дневная камера увеличением x36 на панорамной головке для дальнего наблюдения, неохлаждаемая тепловизионная камера, дополнительная батарея, которая позволяет удвоить двухчасовую автономность, двунаправленная внутренняя аудиосвязь, генератор дыма, используемый в качестве реакции на вторжение или индикатора местоположения и плюс несколько сенсоров ХБРЯ. Модули для транспортировки позволяют выполнять минилогистические операции, кроме того, компанией могут быть предоставлены инструменты для разминирования.

M-Tecks: Еще одна французская компания M-Tecks Robotics разработала несколько легких наземных роботов двойного назначения. Симметричный аппарат Arthron POD 125A 4x4 может падать без проблем с высоты 2,5 метров. Его симметричность не ограничивается физической конструкцией, а также расширяется на его сенсоры: спереди и сзади установлены по две цветные камеры и одной ночной камере и по два светодиодных фонаря белого света. Емкости аккумулятора горячей замены на 12,8 вольт хватает на полтора часа работы. Максимальная скорость составляет 15 км/ч со стандартными 170-мм колесами. Колеса могут меняться под конкретный рельеф, хотя в этом случае быстрая замена не была предусмотрена по разным причинам, в том числе и в связи с жесткой ценовой политикой.

Канал связи робота POD 125A гарантирует работу до 300 метров на открытой местности и до 250 метров в городских джунглях. Впрочем, архитектура связи была создана для массовых операций, таким образом, полный потенциал наземного робота M-Tecks Robotics достигается, когда несколько машин развертываются на большей площади. Для создания сети можно использовать до 127 роботов, каждый из них работает в качестве узла сети, что повышает дальность действия и функциональную гибкость, особенно в городских каньонах. Робот POD 125A оборудован системой GPS . Компания M-Tecks Robotics также не забыла о роботах для инспекции труб и оставила для своих разведывательных роботов вариант управления по проводу. Для POD 125A управление по проводу возможно на дистанции до 30 метров.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)

Французская компания M-Tecks Robotics разработала робот Arthron Pod 125 4x4 с системой связи, позволяющей образовывать сеть из 127 таких аппаратов

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)

Arthron R 4075 имеет необычную архитектуру. Модули соединяются при помощи универсальных шарниров, что позволяет шасси 8х8 поворачиваться и сгибаться и значительно повышает мобильность

В процессе поиска повышенной мобильности на труднопроходимых поверхностях компания M-Tecks Robotics разработала более крупный робот массой 9 кг. Он получил обозначение R 4075A, его восьмиколесная архитектура довольно необычна. Робот состоит из четырех одноосных модулей, которые соединены друг с другом через универсальный шарнир, позволяющий распределять момент от главного двигателя на все колеса. Многошарнирная конструкция была разработана за пять лет, она значительно улучшает повороты и изгиб в вертикальной плоскости и как следствие улучшает мобильность и преодоление препятствий в три раза. В одном из средних «вагончиков» установлен основной электродвигатель, а в другом основной стандартный никель-металлгидридный аккумулятор на 15 вольт емкостью 6800 Ач, гарантирующий два часа работы. Два крайних модуля имеют по вспомогательному двигателю, которые обеспечивают относительное движение между ними и соседним модулем. Таким образом, обеспечивается маневренность многозвенной структуры, позволяющая ей достичь максимальной подвижности на сложнопересеченной местности. R 4075 A может справиться с препятствиями высотой 300 мм и траншеями шириной 270 мм, а также преодолевать уклоны до 100%. Стандартные колеса имеют диаметр 140 мм, кроме того, могут устанавливаться разные типы шин.

Две дневных камеры, верхняя направлена вверх, а нижняя соответственно вниз, позволяют получить комбинированное вертикальное поле зрения 160°. Одна ночная камера направлена горизонтально, а два белых светодиодных фонаря дают при необходимости хорошее освещение. Передача видеоизображения обеспечивается каналом на частоте 2,4 ГГц, а сигналы управления передаются по каналу частотой 869 МГц, дальность передачи составляет 300 метров на открытой местности и более 100 метров в городских постройках. Как и его меньший брат, робот R 4075A имеет вариант управления по проводу на расстоянии до 50 метров. Рабочие режимы включают полуавтоматическое дистанционное управление, значительно снижающее нагрузку на оператора, и даже автоматический режим. Доступно программное обеспечение стабилизации видеоизображения, а также купольная установка с цветной или ночной камерами.

Обе модели POD 125A и R 4075A управляются с консоли массой 2,5 кг, имеющей экран 9 дюймов и джойстик. В настоящее время прототипы обеих систем испытываются во французской армии и опыт, полученный в этих испытаниях, будет интегрирован в конструкции, находящиеся пока на этапе разработки.

Robosynthesis: Модульная система этой компании, описанная в разделе «легких» наземных роботов, конечно, может быть использована для создания более крупных и тяжелых роботов. Примером тому может служить многозадачная платформа EXTRM массой 9,5 кг, максимальная скорость которой варьируется от 1,5 до 6 км/ч в зависимости от типа движительной установки. При общей высоте всего 200 мм (диаметр колес) робот может преодолевать препятствия высотой 450 мм при установке хвостовой тяги, справляться с боковыми уклонами 40° и уклонами до 50° при условии достаточного сцепления.

Канал связи может работать на частоте 2,4 или 5,8 ГГц, обеспечивая радиус действия 1000 метров; источник питания – два перезаряжаемых литий-ионных аккумулятора, либо BB2590/U, либо BB2557/U, которые обеспечивают продолжительность работы соответственно 12 часов или 3 часа. Оператор управляет роботом на основе изображений от широкоугольной камеры разрешением 640x480 с фиксированным фокусом и инфракрасной подсветкой. Для разведывательных целей имеется панорамный оптико-электронный комплект, В него входят четыре встроенных микрокамеры с разным фокусным расстоянием, что дает пошаговое увеличение поля зрения от 7,5° до 60°, а чувствительность 0,008 люкса позволяет получить хорошее изображение даже при очень слабом освещении.

Как и все системы от Robosynthesis новейший вариант EXTRM оснащен несколькими универсальными разъемами, при помощи которых можно подключать оборудование различного типа. На выставке Sofex2014 компания представила Robocube 4x4. Он легче и меньше чем EXTRM, сверху у него имеется шесть универсальных разъемов и два по бокам.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)

Компания Robosynthesis разработала модульную систему EXTRM, на которую можно установить хвостовую тягу для преодоления более высоких препятствий

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)

Robocube был показан на выставке Sofex 2014. Это еще один робот средней категории, имеющий восемь разъемов для установки дополнительных аккумуляторов или устройств

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)

Ближний план универсального разъема, разработанного компанией Robosynthesis (вверху), который позволяет механическое и электрическое подключение оборудования с возможностью передачи данных (внизу – практическая реализация)

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 3)

Scorpio от Tecdron относительно тяжелый для трехколесного робота; он проектировался с акцентом на эксплуатационную надежность

Tecdron: И опять же французская компания Tecdron имеет большой ассортимент портфолио наземных роботов, от легких до тяжелых. Тактический трехколесный Робот Scorpio с дистанционным управлением попадает в среднюю категорию со своими 5,9 кг. С самого начала программы в августе 2013 года компания отдала приоритеты прочности, качеству изображения и радиусу действия, что привело к созданию более тяжелого робота по сравнению с роботами, разрабатываемыми для подобных задач. Шасси Scorpio целиком изготовлено из авиационного алюминия; он водонепроницаем до глубины двух метров и на него нанесено антикоррозийное покрытие. Он может быть брошен на десять метров без риска повреждения своих компонентов. Два электродвигателя приводят его в действие, а заднее колесо выполняет роль стабилизатора. Робот может преодолевать уклоны 35° и боковые уклоны 30°; резиновые колеса диаметром 180 мм позволяют ему иметь хорошую проходимость на сложных поверхностях, например грязь, щебень или песок. Литий-ионный аккумулятор на 12 вольт емкостью 5,8 Ач обеспечивает четырехчасовую непрерывную работу; второй опциональный аккумулятор позволяет удвоить время работы.

Спереди стоит широкоугольная дневная/ночная наклонная камера, инфракрасный светодиод освещает путь, а микрофон служит для аудиозаписи. Изображение и звук передаются через цифровой канал на министанцию управления, которая состоит из пятидюймового дисплея, джойстика и нескольких нажимных кнопок. В прямой видимости радиус действия составляет 300 метров, а в городских районах и внутри зданий радиус ограничен 100 метрами. Scorpio может принять до 8 кг оборудования, хотя это и не его основное назначение. На данный момент он уже несколько месяцев проходит испытания во французской полиции. У военных его испытывали специальные подразделения и единственным его недостатком является масса. Меньшая платформа Vixen пока не представлена общественности, поскольку компания Tecdron в настоящее время совершенствует ее по многим позициям и прототип новой конфигурации ожидается в конце 2014 года.
Автор Alex Alexeev

 


Вернуться назад