Летательные аппараты дискообразной формы сознание многих людей связывает с фантастикой. Тысячи фальсифицированных снимков, сделанных ради славы, денег, а иногда и просто как розыгрыш, заполняют интернет. Тем не менее, разработки таких аппаратов велись, ведутся и, наверное, будут вестись в дальнейшем. Существуют данные, позволяющие предполагать, что инженеры фашистской Германии вплотную подошли к созданию таких аппаратов, но крушение Третьего Рейха прервало эти работы. Разрабатывались, как выяснилось недавно, аналогичные проекты и в СССР.
- Одним из самых масштабных проектов являлся «Термоплан». Разработки велись на Ульяновском авиазаводе. Основной задачей, поставленной перед разработчиками, являлась доставка крупногабаритных и сверхтяжелых грузов в районы с отсутствующей транспортной инфраструктурой. Теоретически термопланы разрабатывались для освоения Сибири, однако то, что существовал проект термоплана, способного перемещать на дальние расстояния до трех с половиной тысяч человек, ясно указывает на планы советского руководства использовать их и в военной сфере.
- Термопланы относятся к летательным аппаратам легче воздуха и являются неким подобием дирижабля, однако они лишены главного недостатка этих летательных аппаратов начала прошлого века. Дирижабль не способен садиться на землю, даже на аэродром. Он может только приставать к специальной причальной мачте. Таким образом, он не может быть использован для освоения районов, не имеющих транспортной инфраструктуры – для строительства мачты пришлось бы эту инфраструктуру создать. Термоплан же, согласно заявлениям разработчиков, должен был садиться прямо на землю; считалось, что посадка может производиться даже в лесу.
- Для создания подъемной силы и перемещения в воздухе в аппарате должны были быть созданы два объема, один из которых заполнялся гелием, а второй горячими выбросами двигателей. Предполагалось, что будет создано несколько модификаций аппарата с диаметрами «тарелки» от ста сорока до трехсот двадцати метров. Термопланы должны были преодолевать до восьмисот километров, и перевозить либо грузы от ста до двух тысяч тонн, либо от шестисот пятидесяти до трех с половиной тысяч человек.
- Если бы такой аппарат был создан, СССР, несомненно, совершил бы огромный технологический прорыв. Выгоды от его использования просто огромны. Вместо многолетнего строительства автомобильных и железных дорог, преодолевая болота, реки, пробивая туннели в горах, использование термоплана в считанные часы позволило бы перебросить необходимую технику, материалы и персонал для освоения, скажем, нового месторождения. Вывоз продукции также осуществлялся бы термопланами. Инфраструктурные затраты в настоящее время настолько высоки, что многие открытые месторождения полезных ископаемых не используются – их разработка является нерентабельной. Термоплан, несомненно, мог решить эту проблему.
- Коллектив разработчиков программы «Термоплан» неоднократно награждался в ходе различных научных и промышленных выставок, в том числе и на ВДНХ. Однако, до промышленной реализации проекта дело так и не дошло. Был только создан демонстрационный нелетающий прототип. С началом «перестройки» было принято стратегическое решение о том, что закупка за народные деньги ширпотреба сомнительного качества в азиатских странах является приоритетной, чем создание собственных наукоемких и в дальнейшем сверхрентабельных устройств. Финансирование проекта было прекращено, работы НПО нему свернуты.
- В 2010 году фирма «Локомоскай» при поддержке правительства Ульяновской области с огромной помпой объявило о том, что будет строить аналогичный термоплану аппарат под названием «Локомоскайнер». Были подсчитаны миллиардные инвестиции и миллионные доходы. Следует сказать, что Д.А. Медведев, бывший тогда президентом России, с большим скепсисом отнесся к проекту. Особенно он усомнился в заявленном сроке строительства первого промышленного «Локомоскайнера». Это событие было назначено на 2012 год. Нужно признать, что Медведев не ошибся – на данный момент вся деятельность фирмы «Локомоскай» свелась к приватизации советских научных разработок по проекту «Термоплан».
- Были и другие разработки дискообразных аппаратов, построенных на таких же или иных физических принципах. «ФИАЛКА», разработанная Филимоновым, была гибридным дирижаблем и сочетала в себе достоинства дирижабля, самолета, вертолета и даже судна на воздушной подушке.
- В середине девяностых годов прошлого века изобретатель В.К. Богатырев предлагал развернуть строительство летательных аппаратов подобного класса на временно пустующих мощностях верфей Северодвинска. По его проекту летательные аппараты из корабельной брони предполагалось сваривать на открытых площадках. Атомные двигатели должны были вырабатывать перегретый водяной пар, используемый вместо горячего воздуха.
- Проект был просто фантастический. Он позволял создать летающий аппарат, который мог находиться в воздухе до года без посадки. Смену экипажей предполагалось осуществлять при помощи вертолетов, садившихся прямо на поверхность аппарата. Теоретически аппарат Богатырева мог принимать и самолеты. Представьте себе свободно перемещающийся над морем и сушей авианосец, недостижимый для современных средств ПВО, за исключением ядерных. К сожалению, и этот проект осуществлен не был.
Вернуться назад
|