ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > «Морской старт»: история одной неудачи
«Морской старт»: история одной неудачи16-02-2013, 13:47. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
|||||
Авария ракеты-носителя «Зенит» как свидетельство кризиса в российской космической промышленности
1 февраля в результате аварии при старте ракеты-носителя «Зенит-3SL» с плавучей платформы «Морской старт» в Тихом океане был утоплен телекоммуникационный спутник IntelSat 27, запускавшийся по контракту с одноименной международной компанией IntelSat. Тем самым было наглядно продемонстрировано, что кризис в отечественной космической промышленности продолжается.
Хотя потерпевшая аварию ракета-носитель «Зенит-3SL» изготовлена на Украине (разработчик — КБ «Южное», изготовитель — завод «Южмаш»), фактически единоличным владельцем всей компании «Морской старт» сейчас выступает российское ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия». Провал 1 февраля стал еще одним свидетельством неудовлетворительного менеджмента и проекта «Морской старт», и РКК «Энергия» в целом. При этом руководство «Энергии» активно позиционируется в качестве лидера российской космической промышленности, в том числе противостоя в этом качестве и нынешнему руководству «Роскосмоса». Однако авария с «Зенитом» в очередной раз показала, что претензии «Энергии» на лидерство беспочвенны.
На самом деле для специалистов очередной аварийный пуск изделия «Энергии» не стал сюрпризом. С самого начала неудачи преследуют и злосчастный проект «Морского старта», и ракету-носитель «Зенит». Начало производства и отработка ракет серии «Зенит» пришлись на смутные времена перестройки, а затем и распада СССР. В результате ракета собрала все проблемы деградации советской (а потом и бывшей советской) оборонки и так и не достигла необходимой степени надежности.
Более того, «Зениты» являются, вероятно, самыми аварийными ракетами-носителями из всех эксплуатируемых в настоящее время ведущими космическими державами: из 79 осуществленных с 1985 по 2013 год пусков «Зенитов» 13 (то есть каждый шестой) оказались неудачными. Совершенно очевидно, что ракета с такой низкой степенью надежности вообще не должна продвигаться на мировой рынок коммерческих запусков. Но тем не менее руководство РКК «Энергия» при активном участии украинских партнеров упорно продолжает цепляться за этот носитель.
Что же касается широко разрекламированного в свое время проекта «Морской старт», то он вообще стал символом того, как не стоит вести бизнес в космической отрасли, заслужив славу величайшего коммерческого провала в истории космонавтики. Напомним, что изначально «Морской старт» был затеян в 90-е годы в качестве совместного предприятия Sea Launch Company (SLC) американской корпорации Boeing (40% участия), РКК «Энергия» (25%), норвежской судостроительной компании Aker Kvaerner (20%), «Южмаша» (10%) и КБ «Южное» (5%). Более 3,5 млрд долларов были затрачены на создание плавучей стартовой платформы Odyssey, сборочно-командного судна Sea Launch Commander и соответствующей инфраструктуры. С самого начала было понятно, что проект может быть рентабельным только при осуществлении не менее пяти-шести коммерческих запусков в год, причем безаварийных и при реализации двух-трех последовательных запусков за один выход на стартовую позицию. Уже тогда возможность проекта удовлетворять всем этим условиям ставилась под сомнение.
Первый запуск с «Морского старта» состоялся в марте 1999 года, но проект так никогда и не достиг уровня рентабельности, а наоборот, генерировал убытки воистину в космических масштабах. За 14 лет с плавучей платформы было осуществлено лишь 35 запусков, причем только 31 был полностью успешным. То есть в среднем осуществлялось не более двух успешных пусков в год. Лишь дважды (в 2006 и 2008 годах) компания достигала уровня пяти запусков в год. Расходы также оказались выше ожидаемых.
К 2009 году долги SLC достигли 2,7 млрд долларов, и консорциум подал заявление о банкротстве. Boeing благоразумно решил избавиться от этого проекта, и с 2010 года 95% «Морского старта» взяла на себя РКК «Энергия». Boeing оставил за собой лишь символических 3%, а Aker — 2% капитала консорциума. Взяв на себя ответственность за провальный проект, РКК «Энергия» продолжила «бизнес по-русски». Результаты были соответствующие: несмотря на реструктуризацию и по большей части списание долга при процедуре банкротства, к середине 2012 года «Морской старт» имел 530 млн долларов долга. За четыре (2009–2012) года было осуществлено лишь пять запусков. В конце 2012 года для финансирования продолжения деятельности «Морского старта» РКК «Энергия» пыталась взять кредит 200 млн долларов в Сбербанке, но последний отказался кредитовать очевидно тонущее предприятие.
Фиаско с запуском 1 февраля 2013 года грозит потопить «Морской старт» окончательно. В портфеле заказов «Морского старта» сейчас осталось лишь два твердых контракта на запуски, и что РКК «Энергия» собирается с проектом делать дальше — совершенно непонятно.
Впрочем, как стало известно, с начала 2013 года президент и генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота продвигает в государственных сферах идею передачи контроля над «Морским стартом» государству (вместе со всеми долгами, разумеется). Такая трогательная «предприимчивость» не может не изумлять — поэтому Лопота весьма хитроумно (и благоразумно) пытается действовать с этим предложением в обход «Роскосмоса», продвигая сей прожект через аппарат Дмитрия Рогозина и другие «обходные пути». Ведь ни для кого не секрет скептическое отношение большинства ответственных специалистов и руководителей Роскосмоса к «Морскому старту». Более того, Лопота — очередной потенциальный кандидат «на вылет» — космическую отрасль ждет чистка от заматеревших и потерявших всякий стимул к эффективной работе руководителей. Ясно, что после скандального фиаско 1 февраля тучи над Лопотой стали сгущаться. Так что неудивительно стремление главы РКК «Энергия» переложить груз провала на плечи государства (и налогоплательщиков).
Объективно рассматривая сложившуюся ситуацию, можно резюмировать: провальным является само положение РКК «Энергия» в отрасли. Процент неудачных запусков у компании превышает таковой у всех крупнейших игроков современного космического рынка и очевидно выходит за всякие разумные пределы. Необходимо ускоренное, твердое и решительное реформирование российской космической промышленности и ее крупнейших предприятий, включая РКК «Энергия», принятие государством не долгов неудачливых коммерсантов от космоса, а комплексных и незамедлительных мер по наведению порядка и реструктуризации отрасли.
Вернуться назад |