» » » Луна потихоньку съёживается

Луна потихоньку съёживается

23-08-2010, 13:48 | Новость дня / Теории и гипотезы | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (3 793)
Луна потихоньку съёживается

Луна, возможно, уменьшается в размере, такую гипотезу выдвинули американские ученые из центра изучения Земли. На это указывают странные разломы, замеченные астрономами на поверхности естественного спутника нашей планеты. Они располагаются вдоль экватора Луны и напоминают скалы высотой до десяти метров и протяженностью до нескольких километров.

Раньше специалисты полагали, что изменения на поверхности Луны носят локальный характер — охватывают только некоторые области в районе экватора. Однако более тщательно изучив рельеф этого небесного тела, астрономы пришли к выводу: процессы, которые привели к возникновению странных трещин и разломов, имеют глобальный масштаб.

Причем на рельефе разломов не имеется крупных кратеров, обычно образующихся из-за попадания метеоритов. А значит, непонятные скалистые возвышенности появились недавно, и Луна еще "активна".

"По мере остывания мантия и ядро спутника начали сжиматься, спровоцировав уменьшение размера внешней поверхности Луны, — пояснил специалист центра изучения Земли и планет при Национальном космическом музее в Вашингтоне Томас Уоттерс. — Мы считаем, что процессы эти происходили недавно. Но стоит учитывать, что для астрономов понятие "недавно" может обозначать миллиард лет".

В свою очередь, процессы остывания мантии и ядра спутника вызвали уменьшение поверхности ночного светила, — правда, ненамного, всего на сто метров. Так что если небесное тело и исчезнет, то через громадное количество времени, успокоили ученые. Их гипотеза опубликована в научном журнале Science. Материал подготовлен по статье, опубликованой на сайте PhysicsWorld.

Кстати, почему такое пристальное внимание ученые уделяют именно Луне? Может потому, что на ее северном полюсе обнаружено около 600 миллионов тонн льда?

Уже год с лишним космический аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO), запущеный NASA, ищет на Луне источники ресурсов. Он должен составить карту радиоактивности и подробные трехмерные карты поверхности Луны (в том числе, в ультрафиолетовом изучении), а также провести ряд других исследований.

Чуть более чем за год своего пребывания на орбите аппарат успел не только рассмотреть спутник Земли, найти на нем запасы воды и открыть разнообразные особенности рельефа, но и зафиксировать самую разную оставленную здесь космическую технику — от американских посадочных аппаратов серий Ranger и Surveyor до советского "Лунохода-2".

"По мере того, как начинается новая фаза миссии LRO с акцентом на научные измерения, возможно будет создавать "реестры" особенностей геологии Луны. Это станет мощным http://www.pravda.ru/images/article/2/3/6/217236.jpegинструментом для понимания истории спутника Земли и всей Солнечной системы", — заключил заместитель научного руководителя проекта LRO доктор Джон Келлер (John Keller).

А ученый из Института Луны и планет в Хьюстоне Пол Спадис считает, что наличие воды на спутнике Земли может способствовать скорейшему открытию там обитаемой станции. По его словам, это небесное тело теперь представляет намного больший интерес для исследователей.

Тему корреспонденту "Правды.Ру" прокомментировала старший научный сотрудник лаборатории небесной механики и звездной динамики (СПбГУ), кандидат физико-математических наук Анна Петрова:

"На поверхности Луны наблюдаются, в основном, два варианта ландшафта: старая горная местность с большим количеством вулканов (похожа на земную); относительно гладкие и молодые лунные моря — огромные кратеры, возникшие в результате столкновений с небесными телами, которые были позже затоплены жидкой лавой (составляют где-то 16 процентов всей поверхности).

Луна, по-видимому, никогда не обладала атмосферой и гидросферой, но, тем не менее, на этой планете тоже происходит эрозия — из-за других факторов. В ряде мест поверхность спутника Земли растрескивалась, при этом образовывались тектонические разломы, называемые лунными трещинам.

Существует гипотеза, что из-за постоянных столкновений с астероидами и из-за распада радиоактивных химических элементов происходило нагревание Луны. Возможно, со временем она начала охлаждаться и, как предполагают ученые, попутно уменьшаться в размерах.

При этом местами в коре Луны возникали разломы, и отдельные ее участки надвигались на соседние. Так возникли уступы, которые из-за характерной формы получили название лопастные. Но пока это лишь гипотеза".

Вячеслав Локацкий

Источник: pravda.ru.

1. » #1 написал: VP (23 августа 2010 13:49)

Луна, возможно, уменьшается в размере

http://static.vesti.ru/p/b_381471.jpgЛуна, возможно, уменьшается в размере. Следы такого сжатия обнаружили американские ученые, опубликовавшие свою гипотезу в четверг в научном журнале "Сайенс".

На поверхности естественного спутника Земли астрономы давно заметили странные образования, напоминающие скалистые возвышенности высотой до 10 метров и протяженностью до нескольких километров. Они располагаются по экватору Луны. В данный момент такие образования обнаружены в других районах спутника. Исследователи пришли к выводу, что процессы, которые привели к возникновению странных разломов, носили не локальный, а глобальный для Луны масштаб.

Как пояснил Томас Уоттерс из центра изучения Земли и планет при Национальном космическом музее в Вашингтоне, по мере остывания мантия и ядро спутника начали сжиматься, спровоцировав уменьшение размера внешней поверхности Луны. На ней образовались трещины и разломы, на которые и обратили внимание ученые. "Мы называем это свидетельством недавнего процесса образования взбросов. Для нас термин "недавний" может обозначать миллиард лет", - отметил Уоттерс.

Скалистые возвышенности пересекают поверхность кратеров. Причем, на рельефе разломов не видно крупных кратеров - следов метеоритной "бомбардировки" Луны. Данное обстоятельство подкрепляет гипотезу об относительно недавнем происхождении странных образований. "А это указывает на вероятность того, что Луна все еще активна", - подчеркнул Уоттерс. По его оценке, характер разломов свидетельствует об уменьшении диаметра спутника на лишь 100 метров.

Ученый призывает не опасаться того, что дальнейшее сжатие приведет к исчезновению Луны. Этого не произойдет, само сжатие ничем не грозит нашей планете, авторитетно заявил Уоттерс, как передает ИТАР-ТАСС.

Луна уменьшается!

Ученые, работающие с данными  Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO), обнаружили на поверхности Луны образовшиеся сравнительно недавно «складки». Новое исследование указывает, что естественный  спутник нашей планеты продолжает остывать, а самое главное , еще и уменьшаться в размерах, вследствие чего на поверхности Луны стали появляться так называемые  лопастные уступы.

Уступ на склоне кратера Мандельштама. Уступ проходит поверх небольших (диаметром около 40 м) ударных кратеров, отмеченных стрелками, и деформирует их. Фото NASA/Goddard/Arizona State University/Smithsonian

Уступ близ кратера Gregory. Фото NASA / Goddard / Arizona State University / Smithsonian

Изучая снимки, полученные и переданные на Землю орбитальным лунным зондом LRO, исследователи  обнаружили 14 уступов, из которых около половины находятся в высоких широтах спутника (более 60 градусов). Впервые подобные образования были обнаружены при анализе снимков миссии «Аполлон». Однако, так как траектории орбит аппаратов находились у лунного экватора, изучить удалось лишь около 20% поверхности Луны. Тот факт, что трещины не подвержены деформации ударными кратерами, свидетельствует об их относительно небольшом возрасте. По оценкам специалистов, они появились в течение последнего миллиарда лет, что по астрономическим меркам совсем немного.

Все найденные LRO лунные уступы небольшого размера, самый крупный из них достигает в длину около десяти километров. Считается, что во времена своей молодости Луна постоянно испытывала на себе  удары астероидов, а также  распад радиоактивных химических элементов внутри нее, из-за чего постоянно нагревалась.  Теперь, остывая, наш спутник стал «худеть».

«По нашим оценкам, эти уступы образовались менее одного миллиарда лет назад, а самым «юным» из них может быть около 100 миллионов лет. Судя по размеру этих уступов, мы предполагаем, что расстояние между центром Луны и ее поверхностью уменьшилось примерно на 92 метра», - пояснил ведущий исследователь проекта Томас Уоттерс из Центра исследований Земли и планет Смитсоновского института в США.

Новое открытие, по словам исследователей, указывает на распространенность подобных уступов по всей лунной поверхности, и единственным объяснением их происхождения может быть только сжатие спутника. Исследователи также полагают, что найденные следы свидетельствуют о продолжающемся остывании Луны. При понижении температуры внутренних слоев небесного тела оно уменьшается в размерах.

Луна уменьшается в размерах

Новые снимки поверхности Луны заставили предположить, что она уменьшается в размерах. На поверхности естественного спутника Земли обнаружены следы тектонических процессов, происходивших не ранее 1 млрд лет назад.

Космический аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter передал снимки особенностей лунного ландшафта, которые дают основание предположить, что естественный спутник Земли сжимается.

Луна сформировалась в условиях интенсивной бомбардировки астероидами, которые наряду с распадом радиоактивных элементов повысили ее температуру. Когда Луна начала остывать, то стала и уменьшаться в размерах. Новые данные дают основание предположить, что этот процесс шел еще относительно недавно, а возможно, продолжается до сих пор.

Кстати

На Меркурии

Аналогичные тектонические явления замечены и на ближайшей к Солнцу планете — Меркурии. Но там некоторые из них превышают 1,5 км в высоту и сотни километров в длину.

На поверхности Луны встречаются специфические тектонические надвиги, самые высокие из которых не превышают 100 м, а их протяженность не более нескольких километров. Когда спутник Земли уменьшался в размерах, то внешняя оболочка вынужденно сокращалась по площади. В результате слои породы выдавливались наружу, они оказались вынуждены наползать друг на друга. Такие надвиги заметили еще во время миссий Apollo в 1971−1972 годах, но тогда удалось сфотографировать всего около 20% поверхности в районе экватора.

LRO обнаружил еще 14 таких образований, семь из которых располагаются в высоких широтах, более 60°. Это делает надвиги характерным явлением для всей поверхности Луны. Ученые, обрабатывающие результаты миссии космического аппарата, считают сжатие наиболее вероятной причиной такого изменения структуры поверхности. Размер надвигов соответствует тому, что радиус Луны уменьшился примерно на 100 м.

По словам представителя Национального авиационно-космического музея США Томаса Уоттерса, принимавшего участие в исследовании, надвиги сформировались менее миллиарда лет назад, а возможно, и около 100 млн лет назад. В пользу этого мнения говорит наличие на них разорванных или искаженных свежих кратеров от падения небольших космических объектов. Обычно их следы стираются достаточно быстро под другими воздействиями. То, что некоторые такие кратеры разрушаются надвигами, говорит о молодости последних, отмечают ученые.

Представитель Центра космических полетов Годдарда Джон Келлер отмечает, что миссия LRO продолжается, поэтому не исключено, что в ближайшее время получится собрать новые данные об истории Луны. В частности, ученые хотят построить детальную карту естественного спутника Земли, на которой, не исключено, окажутся и пока еще неизвестные надвиги.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science. Ученые также собираются сравнить изображения, полученные с помощью Apollo и LRO, чтобы попытаться найти следы совсем недавних изменений.

LRO запущен с мыса Канаверал 19 июня 2009 года одновременно со спутником для наблюдения лунных кратеров LCROSS (Lunar Crater Observation and Sensing Satellite).

В США ученые, изучившие новые фотографии поверхности Луны, пришли к выводу, что этот спутник Земли постепенно уменьшается в размерах, — пишет газета The Daily Telegraph.

По данным издания, специалисты обратили внимание на многочисленные трещины, образовавшиеся на поверхности спутника, которые свидетельствуют об уменьшении Луны. Предположительно, это происходит из-за остывания мантии и ядра единственного естественного спутника нашей планеты.

Вместе с тем, эксперты подчеркивают, что любители астрономии вряд ли в обозримом будущем смогут наблюдать последствия такого сжатия, так как речь идет об очень медленном процессе, так как согласно проведенным подсчетам, за последний миллиард лет диаметр Луны уменьшился лишь на 100 метров.

Луна сдувается
    Снимок НАСА: Земля и сдувающаяся Луна
    За последнее время радиус нашего естественного спутника уменьшился на 100 метров

Странные борозды и валы высотой порядка 10 метров и протяженностью в несколько километров впервые были замечены на поверхности Луны во время экспедиции "Аполлон-8", когда американцы только облетели вокруг нашего естественного спутника. Наличие подобных аномалий они подтвердили и высадившись.

Ныне странные складки привлекли внимание специалистов, которые рассматривали снимки, недавно полученные аппаратом Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO). И наконец-то возникла гипотеза, объясняющая их происхождение.

Складка на поверхности Луны. Подобные аномалии и наводят на мысль, что наш естественный спутник уменьшается в размере

- Это следы события глобального для Луны масштаба, - предполагает доктор Томас Уоттерс (Dr Thomas Watters) из Смитсонианского Института (Smithsonian Institution in Washington DC). - Луна уменьшается в размере. И на ней образуются складки, как на резиновом шарике, из которого выходит воздух.

Кроме складок на Луне есть еще и странные борозды

Ученый считает, что на Луне все еще идут активные геологические процессы - сжимаются остывающие ядро и мантия. И за счет этого радиус нашего естественного спутника уменьшился примерно на 100 метров.

Борозды внутри кратера образуют сложный орнамент

Кстати, по одной из гипотез, Луна вообще полая. Как гнилой грецкий орех. И рассказывают, будто бы в одной из прежних экспедиций (предположительно "Аполлон-13, 1970 год) американцы собирались взорвать на поверхности "грецкого ореха" ядерный заряд. Чтобы, проанализировав прохождение ударных волн, узнать, что там внутри. Но эксперимент сорвался по причине взрыва кислородного баллона.

По уфологической версии этой легенды, его - взрыв - устроили инопланетяне, предвидевшие для себя неприятности от ядерного заряда.

По слухам, взорвать на Луне атомную бомбу-мину хотели и в СССР. Якобы такой проект под кодовым названием "Е-3" предложил академик Яков Зельдович. А Никита Хрущев даже одобрил его. Но не суждено было советским людям долететь до Луны - ни с бомбой, ни без нее…

После заявления Уоттерса хотелось бы знать точнее, что все-таки находится под сжимающейся поверхностью Луны - пустота или ядро. Чтобы лучше представлять, чем может закончится процесс сжатия.

- Нет-нет, - успокаивает ученый взволнованную общественность, понимая о чем идет речь, - Луна не исчезнет.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Камни на Луне не сидят на месте

Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) сделал еще несколько увлекательных снимков. Например, сфотографировал камень, которому явно не сидится на месте. Это даже не камень, а целая глыба порядка 20-50 метров в поперечнике. Она переместилась, оставив четкие следы. И словно бы скатилась с какой-то горы. Но горы нет.

Вдруг и камни по Луне прыгают от того, что она сморщивается?

На другом снимке - некий узор из причудливо пересекающихся борозд. Уфологи говорят, что это надпись. Природу явлений, породивших эти аномалии, еще предстоит выяснить. Может быть, сам Уоттерс как-нибудь и попробует.

Узор на поверхности Луны - уфологи считают его надписью