» » » Звезда Бетельгейзе худеет на глазах у астрономов

Звезда Бетельгейзе худеет на глазах у астрономов

10-06-2009, 12:23 | Новость дня / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (4) | просмотров: (3 346)
Бетельгейзе. Фото NASA/ESA

Астрономы обнаружили, что звезда Бетельгейзе, расположенная в созвездии Ориона на расстоянии примерно 430 световых лет, в последние 15 лет уменьшилась на 15 процентов. Свои результаты ученые представили на съезде Американского астрономического общества в городе Пасадена, штат Калифорния, а краткое изложение доклада приводит журнал New Scientist.

Бетельгейзе относится к так называемым красным гигантам. Это одна из завершающих стадий жизни звезд массой от 0,5 до 10 солнечных (наше светило также пройдет через эту стадию в конце своего существования). В рамках работы ученые наблюдали звезду при помощи массива инфракрасных интерферометров, принадлежащего Калифорнийскому университету в Беркли.

Наблюдения осложнял тот факт, что звезда окружена облаком пыли. Именно поэтому исследователи следили за Бетельгейзе в инфракрасном диапазоне - подобное излучение лучше проникает сквозь пыль.

В результате ученым удалось установить, что с 1993 года видимый размер диска звезды уменьшился на 15 процентов. Объяснить подобное поведение астрономы пока не могут, но выдвигают несколько гипотез. Согласно одной из них, ученые видят периодические колебания диаметра звезды с длинным периодом. Это означает, что через некоторое время Бетельгейзе должна начать возвращаться к своему прежнему размеру.

Согласно другой гипотезе, изменение диаметра является просто видимостью, артефактом наблюдений. Дело в том, что звезды не являются сферически симметричными - крупные светила могут иметь достаточно неправильную форму. При вращении подобного объекта может создаваться впечатление, что его диаметр меняется со временем, однако в действительности он просто поворачивается другим боком. Наконец, третья, самая впечатляющая гипотеза утверждает, что звезда начинает гибнуть. Согласно современным представлениям в конце жизни красные гиганты взрываются в результате гравитационного коллапса с формированием черной дыры или нейтронной звезды.

По словам исследователей, выяснить, какая из гипотез верна, помогут дальнейшие наблюдения.

Источник: lenta.ru.

1. » #4 написал: 777 (11 июня 2009 13:03)

Если она рванет на таком близком расстоянии

Не рванёт, а рванула - потому как учитывая скорость уменьшения по проценту за год, причём скорость эта увеличивается - логично экстраполировать, что рванула она около 500 лет назад, до нас это ещё просто не дошло.

Для тех, кто умеет мгновенно перемещаться из одной точки пространства в другую, это весьма занимательная сцена получится. Ведь они уже видели взрыв, и теперь имеют возможность посмотреть, какие получатся последствия для нашей планеты.

Цитата: EXGRAY
    Если это (не приведи господи) сверхновая - завещания не потребуются никому

Почему же ? Сверхновые разные бывают, смотря как повезёт.
    Есть сведения, что даже местные планетные системы остаются на своём месте, только с планет сдувает всю "кожицу".

Гамма-вспышка имеет осевую направленность, и если она не попадёт точно в нас, то мы получим только свето-тепловой удар, причём не факт, что поджаримся. Просто на какое-то короткое время на небе появится ещё одно солнце, но ненадолго.

2. » #3 написал: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ (10 июня 2009 22:06)

Бетельгейзе беспричинно уменьшилась в размерах

alt

Размер звезды Бетельгейзе за 15 лет уменьшился ни с того ни с сего на 15%.
         Как сообщает Space.com, анализ данных за период с 1993 года показал, что размер звезды Бетельгейзе в поперечнике, оценивавшийся 15 лет назад в 5,5 астрономических единиц, уменьшился за прошедшее время на 15%.
         Это означает, что размер звезды уменьшился практически на радиус орбиты планеты Венера.
         Это - неожиданное для астрономов известие. Причин, по которой красному гиганту Бетельгейзе следовало бы "вести себя" подобным образом, неизвестно.
         Другой загадкой явился тот факт, что каких-либо изменений светимости звезды не зарегистрировано, хотя заметить их было бы нетрудно.
         Бетельгейзе - одна из 10 самых ярких звёзд на небе Земли. Она находится в левой верхней точке трапеции Ориона и хорошо известна своим кроваво-красным цветом, явственно различимым даже невооружённым глазом, пишет R&D CNews.

3. » #2 написал: EXGRAY (10 июня 2009 18:25)

Здравствуйте.

Ну, это мягко сказано. По моему мнению, 430 св. лет расстояние... Если это (не приведи господи) сверхновая - завещания не потребуются никому - даже тараканам. (Хотя интересно - как распределяется в процентах мощьность вспышки сверхновой по диапазонам: радио-, гамма-, рентген-, и по прочим.)

С уважением.

EXGRAY.

4. » #1 написал: 777 (10 июня 2009 15:20)

Плохо будет, если она рванула.

Наш комментарий:
     Если она рванет на таком близком расстоянии, то это не просто плохо это очень серьезно по последствиям.