» » » Астрономы обнаружили углекислоту в атмосфере экзопланеты

Астрономы обнаружили углекислоту в атмосфере экзопланеты

9-12-2008, 23:05 | Наука и техника / Новость дня | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 365)
Астрономы с помощью орбитального телескопа "Хаббл" обнаружили углекислый газ в атмосфере экзопланеты - планеты, вращающейся вокруг другой звезды, что открывает дорогу к поиску химических следов жизни за пределами Солнечной системы, говорится в сообщении на сайте телескопа - совместного проекта НАСА и Европейского космического агентства.

Так может выглядеть планета HD 189733b и ее звездаУченые с помощью инфракрасной камеры и спектрометра NICMOS анализировали инфракрасное излучение от планеты HD 189733b, расположенной в 63 световых годах от Земли.

Молекулы газов ее атмосферы поглощают часть излучения планеты, оставляя в его спектре свои уникальные "отпечатки пальцев". Благодаря этому астрономы могут судить о составе атмосферы. Помимо углекислоты в газовой оболочке планеты был обнаружен также оксид углерода (угарный газ).

Экзопланета HD 189733b по размеру примерно соответствует Юпитеру и слишком горяча, чтобы на ней могла существовать жизнь. Однако наблюдения "Хаббла" доказывают возможность обнаруживать вещества, связанные с жизнью на планетах у других звезд, поскольку углекислый газ, наряду с водяным паром, озоном и метаном, является признаками деятельности живых организмов.

Прежние наблюдения этой планеты с помощью "Хаббла" и телескопа "Спитцер" помогли обнаружить на ней водяные пары.

"Углекислота... в определенных обстоятельствах может быть связана с биологической активностью, как это происходит на Земле", - отмечает один из авторов исследования Марк Суэйн (Mark Swain) из Лаборатории изучения реактивного движения (США).

Отделить излучение самой планеты от света звезды помогли наблюдения за ее вращением - каждые 2,2 суток экзопланета скрывается за своим светилом, позволив ученым "выделить" излучение планеты и изучить его отдельно.

Суэйн и его коллеги планируют изучать состав атмосфер других экзопланет по мере того, как ученые увеличат число веществ, которые они способны распознавать. Кроме того, астрономы рассчитывают зафиксировать колебания газового состава и узнавать таким образом погоду на планетах у далеких звезд.

Первая экзопланета была обнаружена в 1995 году у звезды в созвездии Пегаса. К настоящему времени известны более 300 планет, входящих в более 260 планетных систем. Большинство обнаруженных экзопланет - так называемые "горячие юпитеры". Это похожие на "наш" Юпитер газовые гиганты, однако они обращаются в непосредственной близости от своей звезды, ближе, чем расстояние от Солнца до Меркурия.

Вместе с тем, сейчас уже известны "твердые" планеты, масса которых лишь в пять-семь раз превышает массу Земли, что подтверждает возможность существования землеподобных небесных тел.

Ранее европейские ученые совместно с коллегами из США и Японии разработали программу "Дарвин" по поиску жизни на планетах за пределами Солнечной системы. Она предполагает запуск в космос аппарата с мощным спектрометром, который будет искать в атмосфере экзопланет, по своим параметрам схожих с Землей, следы деятельности живых организмов - углекислый газ, озон, водяной пар и метан, а также оксид азота и аммиак.

Как полагают авторы программы, одновременное присутствие в атмосфере всех этих веществ может означать лишь одно - присутствие жизни.

rian.ru