ОКО ПЛАНЕТЫ > Космические исследования > Falcon 9 — по-настоящему революционная ракета или бессмысленный рекламный проект NASA?

Falcon 9 — по-настоящему революционная ракета или бессмысленный рекламный проект NASA?


7-06-2020, 10:29. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Успешный пуск первой пилотируемой миссии SpaceX не покидает новостные заголовки. За этим совершенно точно историческим пуском несколько скрыт тот факт, что настоящей рабочей лошадкой и революционным прорывом SpaceX за последнее десятилетие, несомненно, является Falcon 9 — ракета-носитель, создание которой сначала называли невозможным, а затем, ничем не примечательным, хотя до сих пор никто даже не приблизился к подобному успеху. Но как бы ненавистники и завистники не подстраивались под ситуацию своими высказываниями, факт остаётся фактом — SpaceX стала мировым лидером коммерческих космических пусков, фактически сформировав конкурентный рынок.

Ещё совсем недавно примерно две трети мирового рынка пусковых услуг были фактически закрыты для конкуренции, поскольку это полезные нагрузки, создаваемые в национальных интересах отдельных стран. Из-за этого страны, имеющие такую возможность, как правило, запускают свои военные и научные спутники на отечественных ракетах. Пока не было конкуренции, цены монополистов неуклонно росли из года в год. Майкл Гриффин, бывший руководитель NASA, почти 15 лет назад сделал ставку на зарождающуюся коммерческую космическую компанию. Дело в том, что он неоднократно критиковал программу шаттлов и Международной космической станции (МКС) из-за их стоимости, выступая за освоение космоса за пределами земных орбит. При этом, он, как опытный инженер и учёный, прекрасно понимал, что отказываться от околоземных орбит нельзя, ведь они являются стартовой площадкой в дальний космос. Именно поэтому он многократно высказывался в пользу того, что необходимо искать пути удешевления содержания МКС и пилотируемых полётов.

Таким образом, агентства занимались содержанием МКС и планированием возможного освоения дальнего космоса, на который по большому счёту денег просто не оставалось. Как итог, всех всё устраивало. Всех, кроме тех, кто действительно грезил освоением космоса и развитием космонавтики. Так, для того, чтобы мы увидели пуск Crew Dragon 30 мая 2020 года, в 2006-ом должны были встретиться два человека, мечтающих о продвижении человека в космос, — представитель агентства и бизнеса. В итоге, стремясь снизить стоимость доставки грузов на МКС, NASA инвестировало $396 млн. в SpaceX с 2006 по 2010 год для разработки грузового космического корабля Dragon, ракеты Falcon 9 и адаптации под неё стартовой площадки. Благодаря этим инвестициям США теперь владеют около 70% рынка коммерческих запусков, а ещё в 2012-ом их у Америки не было вовсе. Следует отметить, что SpaceX все модернизации Falcon 9 выполняла за свой счёт, просто оказывая услуги по доставке. Риск, как мы теперь видим, был оправдан — SpaceX сегодня имеет единственную в мире многоразовую ракету-носитель, доминируя на рынке коммерческих пусков.

SpaceX не просто разработала с нуля ракету-носитель, она её непрерывно модернизировала: 6 модификаций с момента первого запуска в 2013 году. Помимо этого, первые ступени Falcon 9 используются и для тяжёлой Falcon Heavy, что говорит о создании по-настоящему универсальной системы, создание которой заставило шевелиться все космические агентства, хотя ни одно из них не упускало возможность «бросить камень» в сторону SpaceX. В итоге, все без исключения включились в конкурентную борьбу, перейдя от слов к делу. В Америке United Launch Alliance (ULA) сворачивает эксплуатацию своих РН Atlas и Delta в пользу более конкурентоспособной Vulcan. Россия постепенно сворачивает эксплуатацию легендарной РН «Протон-М». Arianespace выводит на пенсию Ariane 5 в пользу более дешёвой Ariane 6. Остаётся посмотреть, смоут ли новые РН от космических агентств догнать Falcon 9 по качеству и функциональности. Помимо этого, за последние 5 лет во всём мире появились десятки стартапов космических компаний, вдохновлённых успехами SpaceX. Но это далеко не все плоды, которые пожинает сейчас компания Илона Маска.

Главное, он доказал, что может выстроить работу так, чтобы создать передовую ракету-носитель, которой будет пользоваться весь мир, с нуля. Сейчас его кредит доверия настолько высок, что NASA заключает со SpaceX контракты на разработку аппаратов и систем для освоения дальнего космоса, а усмешек в сторону Starship и планов по освоению Марса становится всё меньше. Теперь, пока все в мире догоняют Falcon 9, Маск может позволить себе спокойно создавать будущее, в котором человечество станет мультипланетарным видом. Звучит фантастично? Что ж, посмотрим. Пусть сначала... Подписывайтесь на S&F, чтобы первыми узнавать самое интересное из мира науки, техники и технологий, и делитесь ссылкой на него с друзьями и в социальных сетях. Ещё у меня есть канал в Telegram и уютный чатик для дискуссий на научные темы. Берегите себя и своих близких. Спасибо, что читаете.

https://zen.yandex.ru/media/sc...


Вернуться назад