ОКО ПЛАНЕТЫ > Космические исследования > Марсианские хроники Роскосмоса — космос становится ближе
Марсианские хроники Роскосмоса — космос становится ближе13-04-2020, 08:43. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Огромная экономия веса, огромный прирост скорости, масса выгод… но когда технология станет полностью отработанной и пригодной к первому полёту? Так вот, она УЖЕ практически готова! Готова у нас, в России, на родине космонавтики.
Есть такое английское слово destination – оно одновременно означает и «пункт назначения» в обычном маршрутном смысле, и «предназначение» в высоком плане судьбы и промысла Божьего. Так вот destination всех землян – это именно космос, и взаимное обогащение двух смыслов тут только помогает это лучше понять.
Есть миллион вещей, которые делают человека хуже его человечности, и очень немногое, что делает его лучше. К последнему относится порыв ввысь, воспетый поэтами «Excelsior!» — тот полёт Икара, который возвышает нас над эгоизмом, подловатой конкуренцией, собственными границами и умственными цепями. Географические первопроходцы и научные исследователи, покорители высот и глубин, борцы с немыслимыми трудностями и невозможными преградами – никто не станет спорить, что именно в них гений человека воплотился лучше и полнее всего. Не будет их – зачахнет человечество: размах исчезнет.
А где его взять – этот размах, на планете, где все горы покорены и все впадины посещены на батискафах? Снова и снова повторять одно и то же – теперь ради фотографий в соцсетях? Мелко! Нет размаха – протухает человек.
И только в космосе – бесконечное поле для творчества, риска, вызова, азарта и открытий. Больше его взять негде. Это острейшим образом почувствовали фантасты 20 века: космос даёт возможность бесконечных попыток, каждая из которых, каждый новый заселённый мир, даёт неслабый шанс на общий социальный и этический прогресс человечества как вида. Космос – это та лаборатория, где можно бесконечно ставить опыт над самими собой и своими желаниями. Без него стагнация и вечный «день сурка» с однообразием политических систем, дискурса и беспросветной нищеты будут просто решённым вопросом.
Поэтому 12 апреля 1961 года произошло событие, эволюционное значение которого сравнимо с появлением прямохождения у наших предков. И пусть дальнейшая эволюция сутулых обезьян заняла миллионы лет – она была НЕИЗБЕЖНА.
Но сколько же ждать нам – тоже миллионы лет? Нет, судя по многим признакам, значительно меньше – всего десятки лет. Примерно столько будет бороться старое и новое, консерватизм и прогресс в космической отрасли.
В роли старого тут, как бы это странно ни звучало для определённого круга людей, Илон Маск. В роли нового – российская разработка «Космического буксира». Камень преткновения – вопрос, на чём именно летать в космос.
Маск, обладая мышлением не учёного, а бизнесмена, поступает сообразно своей парадигме: берёт изначально порочный принцип и делает его техническое воплощение наименее затратным. Грубо говоря, снова и снова пытается сделать компактный и мощный паровой автомобиль, что, по понятным причинам, получается только очень частично. Это торжество существующей технологии, но не прорыв к новой.
Новая же технология, следующая ступень в освоении космоса, заключается в принципиальном отходе от концепции огромных ракет на химическом топливе в пользу ионных двигателей с ядерной энергетической установкой. Чтобы не тратить лишних слов – вот, всё предельно понятно объясняется:
Огромная экономия веса, огромный прирост скорости, масса выгод… но когда технология станет полностью отработанной и пригодной к первому полёту? Так вот, она УЖЕ практически готова! Готова у нас, в России, на родине космонавтики.
«Роскосмос разместил на сайте заказ на «Прикладные инновационные исследования технологий создания ракетных двигателей, двигательных и энергетических установок изделий перспективной ракетно-космической техники и их ключевых элементов (НИР «Форсаж»)». Контракт предлагается на общую сумму 525,6 млн рублей. «Экспериментальное подтверждение работоспособности макета роторного магнитоплазмодинамического двигателя — 30 марта 2020 года», — написано в одном из документов, приложенных к заказу Роскосмоса». Возможно, из-за карантина сроки испытаний нового двигателя чуть сместятся, но в любом случае это месяцы, а не десятилетия.
Вот так будет выглядеть «Космический буксир» или ТЭМ (транспортно-энергетический модуль), макет которого уже был продемонстрирован на Международном авиакосмическом салоне-2019 года:
Энергетическая установка имеет пока мощность в один мегаватт, что уже вполне достаточно для лунных перелётов, а для полёта на Марс будет достаточно увеличить её мощность всего вдвое – и «поставив на 100-тонный космический корабль реактор с полезной мощностью в 2 МВт и снабдив его всего лишь 50 тоннами реактивного топлива, мы будем лететь на Марс 250 дней». 150 тонн — а не 3000 как у аналогичной химической ракеты. Из них – ВДУМАЙТЕСЬ! – 100 тонн будут возвращаемыми, а сгорит всего каких-то 50 тонн. В этом свете слова Маска «Ракеты SpaceX многоразового использования на 80 процентов, а их (Роскосмоса) — на 0» кажутся детским лепетом. Всё дело в том, что ракеты Маска – это просто трубы с горючим, а ТЭМ – КОРАБЛЬ в полном смысле этого слова, многоразовая, сложная и универсальная машина. Планетолёт в честном и серьёзном смысле слова – наконец-то как в фантастике.
Вопрос полёта первого ТЭМа связан теперь только с постройкой для него нужной инфраструктуры на космодроме Восточный. Научно-техническая же сторона дела уже изучена и воплощена в металле. И после её отладки в космосе станет ясно, что от «воздушных шаров» человечество перешло к полётам на «аппаратах тяжелее воздуха» со всеми вытекающими.
Обычно в «профессиональные» праздники пишут поздравление «Всем причастным» — но причастны тут все земляне, всё человечество. Мы знаем, что именно Россия подарила человечеству космос, и верим, что именно она сделает это во второй раз – подарит бесконечное пространство для развития, экспансии, экспериментов и приключений.
Вернуться назад |