ОКО ПЛАНЕТЫ > Космические исследования > Первый советский луноход ездил медленно
Первый советский луноход ездил медленно17-11-2010, 17:50. Разместил: VP |
Исполняется ровно 40 лет с того момента, как на Луне совершил посадку первый советский луноход. Гордость конструкторов — восьмиколесный электромобиль — работал почти год, успев за это время проехать 10 километров и передать на Землю тысячи снимков лунной поверхности.
Репортаж корреспондента НТВ Александра Калинина.
С ракетой, поднявшей в небо межпланетную станцию «Луна-17», взлетел и статус Советского Союза, изрядно подмоченный Америкой, проскочившей на Луну годом раньше. Ученая общественность до сих пор спорит: скакали Армстронг с Олдрином меж кратеров или нет? Но посадку советского «Лунохода-1» нынче никто не оспаривает.
От гусениц в итоге отказались. Целый институт, ленинградский НИИ «Трансмаш», разрабатывавший ходовые части для танков, изобрел уникальное шасси. Так у лунохода появились восемь абсолютно независимых друг от друга колес.
Дмитрий Гулютин, заведующий сектором отдела музейной педагогики Мемориального музея космонавтики: «Если хотя бы одно колесо выйдет из строя, можно ехать на семи, шести, пяти и так далее. Но ни одно не вышло, кстати, из строя».
По крайней мере, в гонке автоматизированного покорения Луны Союз обогнал Штаты, и это притом, что луноход ехал со скоростью один километр в час. Его водителей даже поторапливали, мол, не может же гордость советской космической мысли тащиться столь неподобающе медленно. Но на то были веские причины.
В эру спутникового HD-телевидения трудно представить, что каких-то 40 лет назад «Луноход-1» полз по лунному грунту почти вслепую. Водитель получал статичный черно-белый кадр, через 20 секунд еще один, и так далее.
Пока на земле любовались заставшей фотографией, лунный трактор продолжал бороздить лунные просторы. Это все равно, что ехать на машине по незнакомой местности, периодически на 20 секунд закрывая глаза. И хотя наш внедорожник полз, словно улитка, для советских ученых это был прорыв.
Фантазию обывателей в тот момент тоже будто прорвало. Луноходом, понятное дело, управляли с земли, но люди задавали довольно странные вопросы.
Вячеслав Довгань, водитель аппарата «Луноход-1»: «То и дело интересовались: а как вы туда все помещались?»
Вячеслав Довгань на такие вопросы отвечал не раз. Прежде чем стать водителем лунохода, он прошел строгое сито отбора, избороздил лунодром под Симферополем и научился жить по лунному графику. Это когда день и ночь длятся по 14,5 земных суток.
Вячеслав Довгань, водитель аппарата «Луноход-1»: «Пять человек в экипаже, только сидели они не на транспортном средстве, а на расстоянии 400 тысяч километров от него, но управляли им».
Дисциплинированные лунопроходцы с безупречным военным прошлым едва не угробили свое будущее. Это один из тех случаев, когда исторический факт больше похож на вымысел. В марте 1971 года на Луне появилась аккуратно выписанная «восьмерка». Так экипаж «Лунохода-1» поздравил всех советских женщин с Международным женским днем. В шоке были не только советские женщины, но и советское руководство. Впрочем, это не единственный случай фигурного катания на Луне. Специально к XXIV съезду КПСС экипаж «Лунохода-1» попытался выписать на лунном грунте число 24.
Дмитрий Гулютин, заведующий сектором отдела музейной педагогики Мемориального музея космонавтики: «И вот когда они эту римскую цифру стали писать, получилось больше неприличное слово. И поэтому решили не снимать и не публиковать».
Через 10,5 километров и 301 день первый в истории планетоход умер от старости. Иссяк изотопный источник, обогревавший электронику аппарата. Свой последний сигнал он отправил на Землю 17 сентября 1971 года. Но благодарные советские женщины еще долго пели песенку «Мой Вася», подразумевая луноход. Вернуться назад |